Подросток не желает читать книги…Как словеснику провести урок в такой ситуации?А что делать родителям?В книге, написанной живым разговорным (не методическим) языком, учитель-стажист делится приемами работы на уроках литературы в старших классах. Читатель имеет возможность скачать дидактические материалы, представленные в книге.Адресовано учителям и всем интересующимся вопросами подросткового нечтения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне литература не нужна, я ее не сдаю! Размышления НЕсерьезного учителя литературы о подростковом нечтении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Ольга Ветрова, 2024
ISBN 978-5-0064-4973-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О книге, или вместо предисловия
Твои мысли пахнут совсем не так, как слова. И это слышно.
М. Петросян «Дом, в котором…»
Вот было у вас такое?
Вы к уроку литературы приготовились основательно и «с огоньком»: и произведение скрупулезно перечитали, и цитаты подобрали — любо дорого — и игровой момент продумали, и вопросы сплошь проблемные записали в конспект, и презентацию современную с инфографикой сделали, и стоите красивая — в новой блузке и глаза горят — сами собой гордитесь, а…урок не идет.
Сидят десятиклассники ваши, хоть и соблюдая конспирацию, но кто в телефоне, кто зевает откровенно, кто на часы косится.
А самое ужасное: начинаете чувствовать фальшь и лицемерие самого действа.
Учитель:
— То, что Я говорю, так нужно, так интересно!
Ученики:
— То, что ВЫ говорите, слов так нужно, так интересно!
А Станиславский в вашей душе приплясывает и хрипит свое «не верю». Потому что прав: никому такой урок не нужен, никому не интересен.
А, главное, мучаете вы детей своим предметом, сеете «невсхожие семена в непаханое сухое поле», уподобляясь героине повести Н. Никонова «Мой рабочий одиннадцатый», учителю литературы Инессе Львовне. Только Инесса Львовна всегда горда собой была и выходила с уроков с самодовольным выражением лица.
А вы выходите в такие моменты злая на себя (в лучшем случае), либо несчастная (в худшем), в который раз задавая себе герценовское: «Кто виноват?»
Почему так происходит?
Если лично у вас так никогда не бывает, снимаю шляпу и крепко жму вашу учительскую руку, преклоняясь и благоговея.
А вот у меня бывает. И несмотря на неоднократные победы и призовые места в конкурсах педагогического мастерства и более чем двадцатилетний стаж.
Нет, вот честно: бывает. Особенно ближе к концу учебного дня, недели, четверти или года.
Постоянно меня мысль точила: зритель в театре ближе к концу спектакля, наоборот, взволнован, возбужден, втянут в водоворот происходящего на сцене.
Литература тоже вид искусства. Урок литературы, следуя логике педагога Л. М. Предтеченской, не чужд закону художественно-педагогической драматургии. Почему же тогда реакция участников действа зачастую противоположна?
Среди причин мне видятся следующие:
1) Изучаемое на уроке произведение не прочитано совсем. В силу этого монолог учителя звучит как нечто, произнесенное на незнакомом языке.
Как повысить читательскую активность старшеклассников — краеугольный вопрос современной педагогики в целом и данной книги в частности.
2) Изучаемое произведение прочитано по «краткому содержанию» или «по диагонали», не понято, поднятые в нем проблемы далеки от выпускника. Кроме того, могут вызвать недопонимание язык и стиль программной книги (так, например, некоторые РОДИТЕЛИ моих учеников признавались, что не читали великий роман-эпопею Л. Н. Толстого, потому что, «честно» открыв первые страницы, увидели французский язык и внушительные сноски, испугались и…закрыли навсегда).
Первая глава эпопеи «Война и мир» — серьезное испытание☺
3) В старших классах школы ученик делает акцент на предметах, по которым он держит экзамен. Литература редко входит в этот список, увы. Почти никогда, если быть честным. Самая частая фраза, которую я слышу, когда пытаюсь пожурить не прочитавшего к уроку: «А мне литература не нужна!» И радостное: «Я ее не сдаю!» Тогда пушкинское «чтение — вот лучшее учение» просто застревает у меня в горле.
4) Федеральный стандарт регламентирует недельную предметную нагрузку — 1 час на русский язык (с обязательным ЕГЭ у каждого) и 3 часа на литературу (и единицы сдают ЕГЭ). В связи с этим и обучающиеся, и родители иногда рассматривают уроки литературы как досадную помеху, на которую «тратится драгоценное время». Сколько времени, например, нужно, чтобы прочитать «Войну и мир», вникнуть, обсудить на уроке, выполнить задания!
5) Большой «удельный вес» письменного текста ежедневно находится в зоне глаз современного школьника. Ребенок слишком много читает и пишет в мессенджерах. И уже не до чтения бумажной книги.
6) Зачастую уроки литературы в старших классах проводятся в традиционной форме: «умная» лекция учителя или «интерактивная» беседа. Слушающие лекцию очень быстро теряют нить повествования, а не участвующие в беседе вообще «выпадают» из темы урока. То есть виды деятельности однотипны и традиционны: читать текст, слушать лекцию, отвечать на вопросы. Другие виды деятельности (особенно «ручные», «творческие») в старших классах мало задействованы.
7) К старшим классам школы у ученика уже сформирован некий стереотип: книги, изучаемые в школе, — нечто ужасно «скучное, непонятное, неинтересное». Про лирику тем более молчим.
8) На восприятие произведения искусства нужен определенный настрой и определенная обстановка (театр, музей, филармония).
Пункты легко можно продолжить.
А кто виноват-то?
А некого назначить виновным.
Козла отпущения не найти: кардинально изменилась жизнь и надо это признать. Несомненно, нужно переходить ко второму великому вопросу русской литературы, заданному Н. Г. Чернышевским: ЧТО ДЕЛАТЬ?
А что делать?
Искать выходы:
1) Мотивировать к чтению художественного текста разными приемами (им и посвящена книга); ставить в условия, когда невозможно выполнить интересное задание без лично прочитанного отрывка; а главное — читать на уроке. Настаиваю!
2) С одной стороны — разъяснять, адаптировать изучаемые произведения (и проблемы, поднятые в них) к современному миру (об этом ниже), с другой стороны, включать в программу современные произведения для подростков и молодежи. Указанное включение должно быть естественным и не нарушать логику всего курса.
3) На уроке литературы должна осуществляться интеграция с русским языком. Иными словами, урок литературы в том числе должен помочь выпускнику подготовиться и к ЕГЭ по русскому языку. Как это сделать? Об этом ниже.
4) Литература — один из видов искусства. А при восприятии произведения искусства возможен и, наверное, желателен… катарсис. Куда он исчез? Верните катарсис!
Катарсис — процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведений искусства (большая российская энциклопедия)
5) Классные занятия должны быть дополнены внеклассными и внешкольными мероприятиями, связанными с изучаемым материалом по литературе; использование других видов искусств — живописи, музыки, театра, кино — мотивирует к прочтению первоисточника либо обогатит понимание уже «пройденного» на уроке.
6) Делать гаджет «союзником». С другой стороны, иметь бумажные книги на уроках в достаточном количестве.
7) Менять стереотипы! Сделать лекционный материал увлекательным, возможно, неожиданным, а, главное, постараться «занять» всех учеников, предложив каждому (или в паре с соседом) индивидуальное задание, которое необходимо выполнить в течение урока. А для домашней работы — задание творческое, связанное с другим видом искусства. Иными словами, предложить рассказать об одном виде искусства (литературе) языком другого вида искусства (например, живописи или бумагопластики).
8) Кабинет литературы должен способствовать созданию «художественной атмосферы»; внеклассная и внешкольная деятельность должна стать неотъемлемой частью работы учителя.
Мои предложения по каждому пункту — в отдельных главах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне литература не нужна, я ее не сдаю! Размышления НЕсерьезного учителя литературы о подростковом нечтении» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других