Переходный период: цели изучения, теория и практика

Олег Яницкий, 2019

Монография представляет результаты непосредственного и «вторичного» теоретического и эмпирического исследования переходного периода к современной научно-технической революции в России как комплексного феномена и его экологических и социальных последствий. В исследовании использованы работы ведущих российских и зарубежных теоретиков в данной области междисциплинарного и проблемно-ориентированного знания. В какой научной парадигме необходимо исследовать этот период, какие вызовы он порождает? Что говорит об этом история геополитики и экосоциологии предшествующего исторического периода? Какова должна быть социальная и «зеленая» стратегия ответа на этот вызов современной глобализации? Особое внимание уделено проблеме российских мегаполисов как центров концентрации населения и научно-технического потенциала страны, сохранению их стабильности через развитие. Предлагаемая работа – размышления автора над уже начавшимся переходным периодом российской науки и практики «на цифру» и их социально-экологических последствий. Для научных работников, преподавателей вузов, а также студентов и аспирантов, интересующихся вопросами теории и практики современного геополитического, междисциплинарного и проблемно-ориентированного знания.

Оглавление

От автора

С раннего возраста меня интересовали природа, путешествия в неизвестность, явления и проблемы, которые сегодня принято называть междисциплинарными. К этому восприятию действительности меня приучила моя «большая семья», состоявшая из нескольких поколений врачей, математиков, геофизиков, инженеров, географов, психоаналитиков, военных и открывателей нехоженых земель. Но была и другая, не менее привлекательная сторона: литература и искусство, и живопись, в частности.

Потом я шесть лет учился в Московском архитектурном институте, где странным для меня образом соединились практически все названные выше направления и специальности. Но позже, в течение нескольких десятков лет научной и полевой работы я понял, что в мире нет обособленных дисциплин, будь то социология, экология или градостроительство, потому что, как сказал известный американский биолог, «все связано со всем, все куда-то попадает, и ничто не дается даром».

Я по складу характера — научный работник, но, думаю, что некоторая предопределенность научной карьеры все же существует. Побывав по отдельности живописцем, архитектором, социологом, экологом и международником, я также понял, что неважно, где именно ты работаешь, важно — над какой научной проблемой ты работаешь, какие люди тебя окружают, кого слушаешь и читаешь. И, конечно, самое главное — как ты пытаешься осмыслить полученную информацию, раскладывая ее по дисциплинарным «полочкам» или же комплексно, экосистемно.

В течение последнего полувека глобальное сообщество осуществляет очередной исторический поворот: от Второй и Третьей промышленной революции — к Четвертой. Чем я, к сожалению, с перерывами, и занимался начиная с 1970-х гг. Но импульсом к его исследованию было знакомство (десятью годами раньше) с работами отцов-основателей Чикагской школы городской экосоциологии 1920-х гг., которую правильнее называть школой исследования человеческой экологии. И эта линия на изучение социальных сообществ, их общностей и конфликтов и их воздействия на природу, остается актуальной для меня сегодня в век «Информационной галактики».

Моя глубокая благодарность Российскому научному фонду (проект «Российские мегаполисы в условиях новых социально-экологических вызовов: построение комплексной междисциплинарной модели и стратегий формирования «зеленых» городов России» выполнен при поддержке РНФ, № 17-78-20106) за поддержку и возможность спокойно подумать о фундаментальных аспектах темы, которую мы разрабатываем, а также — моим ближайшим коллегам по проекту: П. О. Ермолаевой, Ю. В. Ермолаевой и О. А. Усачевой.

Я искренне признателен всем, кто помогал мне и поддерживал, без упоминания их чинов и званий. Это, прежде всего, члены моей «большой семьи»: В. Ф. и О. Ю. Шмидты, В. О. и О. В. Шмидты, их дети и внуки — В. В. и Ф. Ф. Шмидты, мои дед и бабушка Ф. Ф. и Е. Л. Яницкие; мои родители Е. Ф. Яницкая и Н. Ф. Яницкий и моя дочь, Т. О. Яницкая. А также М. В. и С. Ф. Кирпичевы, А. Г. Калашников, В. И. Смирнов и многие другие.

Это — мои педагоги и учителя в школе и вузе: С. М. Алексеев, А. А. Дейнека, И. В. Морозкин, Д. Н. Никифоров, И. И. Темкин, И. Р. Федосеева и М. А. Шильникова. Это также мои сокурсники и друзья по жизни: В. П. Волков, Л. Б. Коган, В. Р. Раннев, Р. А. Резников и Е. З. Чучмарева.

Это коллеги по работе в АН СССР и РАН: А. С. Ахиезер, Б. А. Грушин, О. И. Величко, Г. Г. Дилигенский, Л. М. Дробижева, Д. В. Ефременко, М. А. Заборов, Т. И. Заславская, С. И. Ломантёрова, В. А. Мансуров, Н. Н. Никс, П. М. Козырева, И. С. Кон, С. А. Кравченко, А. О. Лапшин, В. Д. Патрушев, Н. Е. Покровский, Н. Н. Разумович, В. Е. Соколов, В. Д. Сухов и И. А. Халий.

Я признателен за постоянную помощь в работе над книгой моей жене Г. И. Кузиной и моей коллеге О. А. Усачевой (Башевой). Наконец, я не мог бы жить и работать без включенности в международное социологическое сообщество и мой «ближний круг» экологов и защитников природы: И. П. Блокова, П. О. Ермолаевой, С. И. Забелина, Д. Н. Кавтарадзе, С. Г. Мухачева, Е. А. Симонова, В. Е. Соколова, Е. А. Шварца, Ф. Р. Штильмарка, А. В. Яблокова.

Апрель 2019 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я