В книгу вошли стихотворения разных лет, не печатавшиеся в ранее изданных сборниках «Вероятность реальности» и «Сон? Нет!». Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Способы изложения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Олег Тупицкий, 2020
ISBN 978-5-4485-4847-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
I
Песенка о Страшном суде
Не знаю точно — где, когда,
но в зале Страшного суда
предстану я, повязанный как вор.
Меня разденут донага.
Ну, а потом — вся недолга…
И мне Господь объявит приговор:
— Ты в этой жизни славно жил,
не волновался, не спешил
и ничего доделать не забыл.
Вот только сад не посадил,
на свет ребёнка не пустил —
не потому, что женщин не любил.
Ты слабым рук не подавал,
своих рублей не пропивал
не потому, что не было рублей.
Своих врагов не побивал.
Да и друзей не предавал
лишь потому, что не было друзей.
Ни разу правды не сказал,
но и не лгал, как есть — не лгал,
и не плодил ни сплетен, ни химер,
не тяготился суетой,
не воевал со сволотой
не потому, что злости не имел.
Ты никому из подлецов
не бросил вызова в лицо
и никого не вытолкал взашей,
не вылетал на виражах
и не сходился на ножах
не потому, что не было ножей.
Не греховодник, не святой,
не из дерьма, не золотой,
не из богатырей, не из калек —
и ни в огне, и ни во льду,
и ни в раю, и ни в аду
ты никому не нужен. Ты не человек.
«На ночной автостраде…»
На ночной автостраде
под февральским дождем
не спеши, бога ради,
подождём,
как погоды у моря,
за стеною воды
то ли нового горя,
то ли новой беды.
«Стало меньше друзей…»
Стало меньше друзей,
а врагов не становится меньше,
не становится меньше обид
и нарочно чинимого зла,
не становится меньше
красивых и преданных женщин,
только где из них та,
кто б меня за собой повела?
«Проклиная дорогу…»
Проклиная дорогу,
как судьбу сирота,
я тебя, недотрогу,
буду помнить всегда
не за то, что просила
поберечься в пути,
а за то, что простила
и пришла провести.
«Уж которую неделю…»
Уж которую неделю
я не знаю, как мне быть —
оставаться не при деле
или ведьму полюбить.
К чёрту всякие приметы
и сомнительный уют!
Мне б спросить её совета,
да за это в морду бьют.
«У всякого свой крест…»
У всякого свой крест,
у всякого свой Бог,
и никого окрест,
кто бы тебе помог
понять, как ты был прав,
что не прощал измен,
а остальное — прах,
а остальное — тлен.
«Не беда, что не сгодился…»
Не беда, что не сгодился
я тебе, моя душа.
Не беда, что не садился
голой жопой на ежа.
Не беда, что не бодался,
а играл свою игру.
Не беда, что заблуждался.
Не беда, что вдруг умру.
«Между птицами и вшами…»
Между птицами и вшами
да с ослиными ушами
и в согласии с пашами
можно очень долго жить,
кушать сытно, аккуратно,
спать в тепле, но, вероятно,
так захочется обратно
в зимний лес — по-волчьи выть.
Дурацкая сказка
Была страна (неправда?) вне
пространства и веков.
И жили люди в той стране
без всяких дураков.
Не знали, что такое власть,
не знали войн и драк,
трудились впрок, гуляли всласть.
Но к ним пришёл дурак.
Он речи начал говорить
разумные вполне —
что им отныне надо жить
как и в его стране:
де, нужен царь или король,
нужны рабы и знать,
зане любой свою лишь роль
и место должен знать.
Немало на своём веку
слыхали люди врак,
но не сказали дураку:
— Дурак, да ты дурак!
И не прислушались к словам,
и прыскали в кулак.
А между тем по головам
топтаться стал дурак.
Не знаю, как случилось так
и что там дальше будет,
но всё же стал царём дурак,
рабами стали люди.
Теперь они в его руках
работают за страх.
Так те, кто был не в дураках,
остались в дураках.
«Отворите мне дверь…»
Отворите мне дверь,
затворите мне кровь.
Я же комнатный зверь —
мне достаточно крох
с Ваших ласковых рук,
что карают огнём.
А давнишний мой друг?
Я забуду о нём.
«И свободный художник…»
И свободный художник,
и опальный поэт,
и прыщавый заложник
сексуальных побед —
все покинуты Богом
без надежды на кров
в этом самом убогом
из возможных миров.
«Вместо синего неба…»
Вместо синего неба
вдоволь ситного хлеба,
да погуще в корыте,
да потолще казна —
мне твои бы заботы,
человек для субботы,
я бы горя не видел
или счастья не знал.
«Я был изгнан из рая…»
Я был изгнан из рая,
и средь белого дня
государство Израиль
поглотило меня
навсегда, с потрохами,
как Иона кита.
Не машите руками —
я же вам не чета.
«Я не скажу ни слова о любви…»
Я не скажу ни слова о любви,
поскольку в этом смысла ни на йоту
не стало ныне. Верите ли вы? —
я не скажу ни слова о любви.
А ты, приятель, бога не гневи
напрасно и купи себе Тойоту —
я не скажу ни слова о любви,
поскольку в этом смысла ни на йоту.
Триптих
1
Я продолжительно болею
и наблюдаю между делом
сближенье Рыб и Водолея
до допустимого предела
и бег материков по шару
и глупую мечту лелею
что никому не помешаю
и никого не пожалею
2
Я продолжительно болею
и наблюдаю без надежды
гоненье Рыб на Водолея
в пределах тела и одежды
чему упорно возражаю
и мысль жестокую лелею
что многим сущим помешаю
но никого не пожалею
3
Я продолжительно болею
и над с ума сошедшим сбродом
холодных Рыб и Водолея
я наблюдаю год за годом
они ж меня не замечают
и даже мысли не имеют
что никому не помешают
и никого не пожалеют
«Под горелой берёзой…»
Под горелой берёзой
без царя в голове
откровенно тверёзый
я лежу на траве
и вещаю воронам
(прямо твой Цицерон),
нанося посторонним
ощутимый урон
болтовнёю пустою:
— Выше клюв, господа!
Я немногого стою —
нынче как никогда.
«1…»
1
Мне не дано читать
до одури Вордсворта
и недосуг болтать
о прелестях Эскорта,
2
покрывши матерком
заводы Генри Форда,
с таким же мудаком,
как сам — какого чёрта!
Я больше не знаком
с тобой, *** морда.
3
Отрежь-ка мне кусок
от праздничного торта,
плесни по поясок
в стекло второго сорта —
припомним на часок,
что мы когда-то гордо
4
хлестали из горла
то с мастерами спорта,
то с Машкой, что дала
полгорода от порта
до Белицы — тела
дымились, как окурки.
5
Старушка померла…
Гасите свет, придурки!
«Все в разной мере потребляют алкоголь…»
Все в разной мере потребляют алкоголь.
Все, допускаю, знают, кто такой де Голль.
Всех мыслящих волнует красота.
Все разделяют мнение Христа
о том, что в мире все не без греха.
Из всех с годами сыплется труха.
И все гордятся членами своими,
но кто-то сеет семя, кто-то имя.
«Будь проклят, мой двадцатый век…»
Будь проклят, мой двадцатый век,
пропахший трупами и спермой.
Я на следы твои — не первый
и не последний человек —
плюю и ясно понимаю,
что сын ответит за отца
и будет мечен до конца
его позором. Принимаю.
Сказки об Италии
Штаны протирая за партой,
ты мог бы заметить, дружок,
на географической карте
красивый такой сапожок,
в котором живут итальянцы
и прочие люди — они
танцуют весёлые танцы
без продыху ночи и дни,
а также лакают винище
(другие напитки не в счёт).
Там Тибр поперёк голенища
в Тирренское море течёт.
Оно же, волнуясь и пенясь,
грызёт берега и ворчит.
Пизанская башня, как пенис
у сонной планеты, торчит.
А ты на задворках Европы
с дремучей славянской душой
мечтаешь податься в холопы
за доллар — один, но большой.
Жалею тебя, недотёпу,
рождённого в здешнем аду.
Ты можешь послать меня в жопу —
я захохочу и пойду.
Молитва
1
Услыши, Боже, грешного меня.
Не алчу ни соседского коня,
ни птицы, ни рабыни, ни вола.
О том, чтобы жена его дала,
не помышляю. Об одном молю:
храни меня от подлости и блуда,
предательства или другого худа
и дай любить желанную мою.
2
Дай жаждущим по степени таланта
художника, поэта, музыканта
деньги и славы, счастья и любви,
их бесполезный труд благослови
и каждому исчисли меру дней
не дурью лекарей, но волею Твоей.
«Я не хочу прослыть ни под каким предлогом…»
Я не хочу прослыть ни под каким предлогом
ни рупором идей, ни идолом ***,
но я хотел бы быть в отечестве убогом
таким же чужаком, как нищий иудей,
чьё тело в общий ров под псом-Владивостоком
свалил безвестный зэк из племени людей.
«Весельчака и скомороха…»
Весельчака и скомороха
из кожи вон изображаю.
У нас великая эпоха,
мне говорят. Не уважаю
её величия. Возможно,
в эпохах я не понимаю,
но шиш в кармане осторожно
держу и зря не вынимаю.
«Под окнами боярышник-барышник…»
Под окнами боярышник-барышник
сам-друг цветёт и падалью разит,
а воздух неподвижный, как булыжник
на плечи давит и грозой грозит.
Где рисовальщик, что без линий лишних
весеннюю тоску изобразит?
«Этот Богу угодный…»
Этот Богу угодный
загорающий сброд,
этот мост пешеходный
и реки поворот,
этот храм-планетарий
визави КГБ,
эти алчные стаи
городских голубей,
этот пруд с лебедями
и зелёной водой
заколотят гвоздями
и засыплют землёй.
Парк
1
Стоит вода в собачьих валунах
и год за годом отражает небо
над городом. Какая мне потреба
насущная в гранёных письменах,
и что мне скажут каменные строки?
Что Лордъ и Марко, княжеские псы,
здесь упокоились, как, Господи, спаси,
все упокоимся в положенные сроки?
2
Пётр-Павел горит, как гирлянда.
Щегол прорицает июль.
Игривый мышиный горошек
облапил тянь-шаньскую ель.
Брожу по аллеям без проку.
В карманах, на грех, ни гроша,
но здравие в полном порядке.
Мне радостно и хорошо.
«Собачий вой. Созвездий поворот…»
Собачий вой. Созвездий поворот —
небесный вальс — беспечное круженье.
Табак болгарский увлажняет рот
и вызывает головокруженье.
И некуда проситься на ночлег —
мне город чужд от центра до окраин.
Извечно бесприютный человек —
извечно блудный сын — извечно Каин.
«Оставь свой стол, оставь свой карандаш…»
Оставь свой стол, оставь свой карандаш
и отправляйся на центральный пляж.
Пока ещё свободен — загорай,
о будущем не думай, не гадай,
а мысли вздорные зашей за поясок:
что зёрна кварца больше, чем песок.
«Я бабочку крапивницу…»
Я бабочку крапивницу
поймаю на лугу,
свою судьбу-строптивицу
разую на бегу,
но ничего не выманю,
используя момент —
в моём коротком имени
для торга места нет.
«Меня запомни — молодым…»
Меня запомни — молодым,
длинноволосым и худым,
валявшим ваньку-дурачка,
когда вилась вокруг зрачка
осенняя Березина.
Ты это видела одна.
«Как незначительных гостей…»
Как незначительных гостей
на пир горой, собрало лето
доисторических морей
косую рябь у парапета.
И грузной россыпью лежат
в пыли архейские кварциты —
недороги, неимениты
и вечности принадлежат.
«В ладони луковку часов…»
В ладони луковку часов
верчу — глазам своим не верю:
злодейка двери на засов
и предлагает лбом о двери.
Ещё вчера, как на духу,
о чём ни попрошу — вещает,
и вот (увы мне, дураку)
хоть волком вой — не отвечает.
«Тише детского вздоха…»
Тише детского вздоха,
легче взмаха ресниц
монастырская охра
над рекою. И птиц
пролетевшая стая
— на восток, на восток! —
не заметишь — растает,
как отведенный срок.
«Здесь шагу не ступить, чтобы не встретить…»
Здесь шагу не ступить, чтобы не встретить
лотка, ларька, палатки, магазина,
забитых иноземным ширпотребом —
съестным, исподним, детским, для мозгов.
Здесь можно за умеренную плату
в общедоступном очаге культуры
(кинотеатре, видеосалоне)
осуществить просмотр очередного
крутого суперфильма (боевик,
ужастик, порно) — есть обширный выбор.
Здесь все каналы радио и теле
кишмя кишат политикой, рекламой,
тусовками отечественных звёзд
столичного и местного масштаба.
Здесь гаснет небо в свете фонарей.
«Слышишь — колокол очнулся…»
Слышишь — колокол очнулся
у Святых Петра и Павла.
Звёздный атлас покачнулся —
в руки яблоко упало.
Значит, предыдущих восемь
умерли в своих постелях,
и домой вернулась осень —
время думать о метелях.
«Где размазаны капли — катит мутный поток…»
Где размазаны капли — катит мутный поток.
Где великие цели — важен только итог.
Где случаются волки — появляется страх.
Где не знают о небе — говорят о деньгах.
Где опустятся руки — протечёт потолок.
Где кончается выдох — начинается вдох.
«Сплю — не сплю, еженощно…»
Сплю — не сплю, еженощно,
как слепого коня,
одноглазый извозчик
погоняет меня.
И по торной дороге
с песней из-под дуги
волоку свои дроги
и считаю круги.
«Всеми звуками своими…»
Наташе
Всеми звуками своими
необъявленной войной
Ваше дьявольское имя
тяготеет надо мной,
как разлука над порогом,
как над жаждою вода,
как над путником дорога
и Полярная звезда.
«Мне бросило в ладонь…»
Мне бросило в ладонь
калиновое лето
кровавую щепоть
раздавленных сердец,
как из колоды лист
червонного валета
или бог весть куда
билет в один конец.
«Кто осенние астры…»
Кто осенние астры
окатил из ковша
чёрной кровью пространства
так, что в пятки душа?
Кто в ночной палисадник
внёс тревожный фонарь?
Чей рысак и чей всадник?
Чьи царица и царь?
«В холодном парке ворожея…»
В холодном парке ворожея
пробормотала мне уныло:
— И на твою, красивый, шею,
неровен час, наварят мыла.
Оставь пустое — не забыли,
за малым руки не дошли.
До сроку с миром отпустили.
Спеши, пока не сволокли.
«В неверном свете ночника…»
В неверном свете ночника
что можно знать наверняка?
Что речь, как русская верста,
немногим — песней на уста.
Что старый спор добра со злом
не надо делать ремеслом.
«Отлегло — и не хочется…»
Отлегло — и не хочется
за порог выходить.
Серый вечер волочится,
как суровая нить.
Молью трачено давнее
душ случайных родство.
Новый год. Ожидание
Рождества. Рождество.
«Человек бежит по снегу…»
Человек бежит по снегу
и подтаявшему льду.
Человек спешит к ночлегу,
держит время в поводу.
Я по берегу хожу
и вослед ему гляжу,
сам себя не понимаю —
чем при жизни дорожу?
«Вопроса нет: иметь иль не иметь…»
Вопроса нет: иметь иль не иметь —
карманов не оттягивает медь.
Высок и тощ. Никак не датский принц.
Чужак в толпе бойцов за главный приз
любой ценой. Достаточно любви.
И всё-таки — to be or not to be.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Способы изложения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других