Вымышленный Карабах или реальный? Не имеет значения. Речь о том, чтобы ввести его в культурное пространство, в философский дискурс, в сознание человека. Герой книги – Мага. Не армянин, не азербайджанец. Просто кавказец. Он живет в условное время. Никакой войны нет. Есть Нагорный Карабах – независимый. Ни армянский, ни азербайджанский. Мировой. Общечеловеческий. В нем собрано всё. Весь мир по кускам. Улицы Бродского, Бротигана, Мэйвезера. Кафе Кафка и прочие. Вина имен писателей и философов. Встречи, возлияния, беседы, события, знакомства, общение, философия. Жизнь на кончике языка.
5
Вечером, расставшись с компанией, Мага сидел в компании Жаклин у нее дома и пил с нею кофе. У нее постоянно звонил телефон, она отвечала, сердилась и улыбалась, положив ногу на ногу. Мага и Жаклин прихлебывали горячий напиток и молчали вокруг себя. Будто материя исходила из них.
— Вот бы елку украсить своим сердцем, почками, кишечником, мозгом, печенью и селезенкой, — сказала Жаклин.
— И смотреть на это своей пустотой.
— Конечно. Глаза тоже на елке, они смотрят на своего бывшего владельца, рикошетят от него и видят себя и елку.
— Фотографируют в мозг.
— А как прошел день? — спросила Жаклин.
— Давал интервью и пил.
— Один?
— Нет, компанией.
— Что говорил в интервью?
— Разное. О Карабахе, ползающем по земле. О самой большой любви. О том, что скоро в гробы будут класть только виноград, вино и изюм. И закапывать их.
— Это же интересно.
— Или класть труп с топором и лопатой.
— О, это очень круто. Мертвецы вылезут из могил и из гробов выстроят храм.
— А вокруг засадят картофель, чтобы он пропитался смертью и дал неземные плоды.
— Я бы его сварила и пожарила тоже.
— Вкусно будет, потому что книга — это скелет, а картина и музыка — плоть.
— А фильм?
— Кино есть одежда.
— Я бы сняла ее.
Отложили чашки и начали грызть фисташки, которые достала Жаклин. «Орех — это в черепе мозг, он мыслит, он думает, он пишет и знает «Пир». «Тимей» у него внутри».
— Будешь водку? — спросила Жаклин.
— Нет, я вчера писал о ней.
— И это тоже глубокая мысль: писать о водке — практически пить ее.
— Опьяняет сквозь текст.
У Маги зазвонил телефон. Обозначилась Нада.
— Ты с женщиной, — сказала она. — Я тебя жду. В кафе «Эфиоп».
Мага ничего не ответил, только закурил, попрощался с Жаклин и пошел к себе. Дома лег на диван и начал смотреть в потолок. Он уже не мог жить на разрыв. Просто болело все. Он задремал и уснул. Увидел во сне бытие, абстракцию, душу, секс сам по себе и ничто. Очнулся от поцелуев. Рядом сидела Нада и целовала его.
— Как ты сюда вошла?
— Ты не запер дверь.
— Странно.
— Не говори.
Мага и Нада слились в поцелуе, Нада раздела Магу и расцеловала его всего.
— Не могу иначе, — сказала она, — всего тебя хочу целовать и ласкать.
— А что еще скажешь?
— Философское? Любой смартфон — это зеркало.
— Открытый на любом сайте?
— Да. А ты что скажешь?
— Человек — это самоубийство, и перед ним основная задача — вывернуть себя наизнанку.
Замолчали, пошли на кухню, стали пить чай. «12 стульев — двенадцать часов, вершина — с бриллиантами стул, Новый год, когда двенадцатый час лопнет и из него посыплются бриллианты, сделав богатым каждого, а не только Осю и Кису». В дверь позвонили. На пороге стояла девушка.
— Я Нести, — сказала она. — Можно войти?
— Входите, — дал разрешение Мага.
Нести вошла и села за стол. Мага налил ей чай.
— Я ненадолго, просто мой парень на работе сейчас, а мне стало скучно. Знакомый дал ваш адрес, сказал, вы интересный писатель. Можно с вами болтать.
— Ну, можно, и я не против.
— Тогда скажите, торт — это СССР. Да?
— Допустим, — сказала Нада.
— А СНГ — это тот же торт, но нарезанный.
— Мысль ваша ясна, — не удивилась Нада.
— Ну, день рождения, например, праздник 1991, торт надо нарезать, иначе он испортится целиком, — продолжала Нести, — и его не съешь, потому так и вышло, наконец, его разрезали, чтобы все съели, а не стоял он на столе и кис.
— Выходит, СНГ обречено, будущее его в желудках, — заметил Мага.
— Видимо, так. Ничего не поделать, — согласилась Нести.
— Можно построить другую схему, — возразила Нада, — торт стоит, а рядом с ним пирожные — Россия, Украина, Грузия, Беларусь.
— А, ну не все вступили в СНГ. Не все хотят быть съеденными, — расхохоталась Нести.
— Конечно, — согласился Мага, — ведь евреев уничтожали за то, что они евреи, а армян и русских за то, что русские — армяне, а армяне — русские.
— Интересная мысль, — отметила Нада, — но лучше сидеть в кафе, курить, пить кофе и говорить это всё.
— Рано идти в кафе, — возразила Нести. — Давайте устроимся здесь, создадим кафе тут. Задернем шторы и зажжем свечи.
— Ну хорошо, — сказал Мага.
— Вот книга открытая — это птица, — продолжала Нести, — птица в полете, закрытая — птица сидит, на ветке или земле, то есть чем дальше птица, тем она понятнее и доступней. Птица, летящая на юг, — это роман. Птица по городу есть рассказ. Птица может быть орлом или голубем. Книга может съесть книгу. Книга может спариться с другой книгой и породить новую книгу.
— Вы на философском учились? — спросила у Нести Нада.
— Нет, просто философия везде, всё, что мы видим, есть философия.
— И поэзия, — добавила Нада. — И вообще, подсолнухи и тыквы есть головы, грызть семечки — впитывать животом мысли, мышление, философствовать телом. А дыни и арбузы такие головы, чьи семена порождают только головы, воспроизводят самих себя. Они нарциссы.
— Конечно, — отметил Мага, — но они вкусны, потому что художник, рисуя картину, порождает ребенка, только другим путем. Из дома бывает один выход, но бывает и два.
— Дом — это женщина, — согласилась Нести, — и его могут ограбить: когда женщина спит, из нее могут выкрасть ребенка.
— Понятное дело, — нашлась Нада, — и к тому же мужчина и женщина — одно целое, арбуз, дыня или тыква, но так их нельзя есть, и потому человек берет нож и делит их. Причина смерти есть голод.
— Какой человек их делит? — не поняла Нести.
— Вообще человек, — за Наду ответил Мага.
— Мужчина или женщина?
— Ни тот, ни другой. Человек — это третий пол, — продолжила Нада.
— Трансгендер? — спросила Нести.
— Нет, человек вообще. Голый. Который снял с себя мужскую или женскую одежду. Потому что пол есть одежда. А человек — это тот, кто гол, даже если он одет в шубу и в валенки.
— Интересно, — промолвил Мага, — раньше писатель брал перо — пенис — макал в чернильницу — вагину — и писал. А теперь — ручка, можно долго писать, очень долго, а потом покупать новую или менять стержень.
— Понятно, — сказала Нада, — раньше литература была сексом, теперь она — онанизм.
— Ну, знаете, — возразила Нести, — это все прекрасно, но сейчас пишут пальцами, сейчас человек отдает всего себя своему творчеству, потому что пальцы — черви, они пожирают человека с одной стороны и выделяют его в виде экскрементов с другой.
— Неужели любое письмо сейчас есть дерьмо? — удивился Мага.
— Почему? Некоторые считают, что все пальцы — пенисы и любое письмо есть оргазм. Черное-черное семя, — сузила глаза Нести.
— О, это круто, — промолвила Нада и уронила стакан. Тот полетел навзрыд и приземлился в небо. Знакомые рассмеялись, плюнули себе на ладони и растерли по щекам. Курнули марихуаны из Гянджи, потанцевали в дыму и выпотрошили воблу, плывущую у них в головах и не находящую в них приюта. Расплакались под воздействием наркоты по имени Бродский, и Нада сказала:
— Наркотики — это не конопля и гашиш. Наркотики — это Бродский, Маяковский и Блок.
И трое пошли на улицу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Небо Мадагаскар предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других