«Девять месяцев одного года» совмещает в себе черты школьной повести и любовного романа, однако школу жизни проходят не столько ученики, сколько учительница элитного экстерната – двадцатидевятилетняя Ниночка. Ниночка не отличается ни необходимым преподавателю альтруизмом, ни грамотностью, хотя и любит читать. К тому же она совсем недавно рассталась с мужем. Календарь романа выстроен «по авторам» школьной программы, которую заново осваивает героиня, воспринимая ее «по-домашнему»: на собственную жизнь она теперь смотрит сквозь призму художественных произведений, анализ которых часто выливается в воспоминания героини или размышления о высоких материях – сумках и обуви, любви и предательстве, юности и зрелости. Ниночке предстоит пережить ряд личных катастроф, отпустить свою юность, встретить новую любовь и стать настоящим профессионалом – Ниной Серафимной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девять месяцев одного года, или Как Ниночка Ниной Серафимной стала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Ноябрь
Из двух друзей один всегда раб другого…
— Потому что — ну как ты не поймешь? — в произведении главное не сентенции, которые лежат на поверхности и могут быть, в сущности, банальными или провокативными — чтобы читатель захотел разозлиться, поспорить с автором, в произведении главное — образы: вот где зарыта истина, и эта истина может вступать в противоречие с тем, о чем вещают сентенции, — я, кажется, битый час объясняю Варьке, что, помимо сюжета и высказываний героев в романе Лермонтова, как, впрочем, во всяком вменяемом романе, есть образный ряд, включающий в себя не только образы главных героев, но и — страшно подумать! — лошадей, а то и баранов.
— А это почему? — спросила Варька, внимательно изучая мягкие складки бежевой гардины.
Почему?! Что — почему?! Почему — что?!! Нет, вот если бы она спросила «зачем», я бы, может быть, поняла, но — «почему»?!! Меня обуял гнев: «Почему»? «Почему»???!!!
Я молчала — не потому, что ответа не требовалось: Варька, кажется, и не помнила про свое «почему», но потому я молчала, что ждала, когда уйдет гнев, чтобы не дай бог не ответить, почему… Но гнев не уходил: «почему-почему-почему!» — багрово пульсировало в надбровных дугах — почему, почему, почему она мне не родственница — я бы так бы ей врезала! И тут я представила себе, как я бы ей врезала, я прямо ощутила саднящий ожог на ладони от короткого скользящего подзатыльника и на секунду испытала ни с чем не сравнимое счастье: ох, как хорошо! ох, как бы я ей врезала!.. Но — нет, никакого счастья: не врезала бы — у нее спицы в ногах. И я только вздохнула: нельзя бить больных детей, да еще в доме их родителей, да еще если тебе хорошо платят, возят на хорошей машине и кормят вкусными вещами. Но врезать хотелось, потому что вопрос не просто перечеркивал все мною сказанное, вопрос высвечивал с неотменимой отчетливостью: дети отключились где-то на слове «сентенция», а слово «провокативный» отшвырнуло детей далеко за пределы русской классической литературы, и дети вежливо намекнули мне, чтобы я со своими провокативными сентенциями шла далеко за пределы русского литературного языка.
И тогда я решила разозлиться на Нину-Серафимну: а нечего цитировать Червячилу! «Провокативный»! Нашли перед кем выпендриваться — перед больным ребенком, который сделал бы вас, Нина-Серафимна, на раз, если бы речь шла о шмотках, горных лыжах и роликовых коньках. Не говоря уж о шмотках, танцах и любви — здесь бы вы, уважаемая, скромненько себе помалкивали, если, конечно, при вас вообще завели бы такой разговор. Признайтесь честно, такие девчонки, как Варька и ее мама, никогда не дружили с вами, и не потому что у вас никогда не было шмоток, танцев и любви, а потому что с вами просто невозможно говорить о шмотках, танцах и любви! А вам, наверное, хотелось, ой как хотелось, особенно в детстве хотелось — о танцах и любви? Ну, признайтесь, хотелось же? Но Нина-Серафимна упорно не признавалась, как будто говоря своим угрюмым молчанием: нет, это тебе, Ниночка, хотелось, а мне скучно. Скучно — о сумках?! О прогулках на яхте?! С шампанским?! С музыкой??? Да полно врать, почтенная! И я окончательно разозлилась на Нину-Серафимну с ее лживыми сентенциями. Я окончательно поняла, что никогда не смогу подружиться с Ниной-Серафимной, даже если она будет за меня готовиться к занятиям, сидеть в библиотеке, читать сочинения — все равно не смогу. Не смогу, потому что дружба все-таки базируется не на выгоде, а на чем-то еще. Иначе это не дружба, а подлость, потому что это ложь и конъюнктура. Ведь дружба — это когда тебе от друга ничего не нужно, ничего-ничего — кроме дружбы. И ему тоже. Или ей — что бы там Мила с Печориным ни говорили. А они — ну, то есть, конечно, она, Мила, — они вчера говорили:
— Один из друзей всегда раб другого — вот вам и вся тема дружбы по Лермонтову, — сказала Мила. — Никогда такую тему не дадут по Лермонтову. По Пушкину — запросто: хоть по лирике, хоть по романам, а по Лермонтову — нет. Тему одиночества — вполне, но не дружбы.
Я хотела возразить, что можно ведь и связать эти две темы — дружбы и одиночества — с вязать, чтобы подчеркнуть, что лермонтовские герои тоскуют по единению с миром, что они страдают как раз от того, что это единение недостижимо — ни в светском обществе, ни в мире «простых людей», я хотела напомнить про стихотворение «Сосед», про поэму «Саша», про «Монолог» и «Думу» наконец, но меня опередил Савелий-слева.
— А я так не думаю, — сказал Савелий-слева. — А вы? Нина-Серафимна, вы согласны, что из двух друзей один всегда раб?
— А к вам, к Савелиям, это не относится, — сказала я. — У вас, у Савелиев, всегда паритет.
— Я серьезно, — обиделся Савелий.
Мне стало стыдно:
— Мне сложно сказать, и потом, дело же не в том, как думаю я, а в том, как думает Лермонтов…
— А вы-то как думаете? — не отставал Савелий.
— А я думаю, — вздохнула я (вот прицепился!) — я думаю, что все-таки возможна дружба, основанная не на подчинении, а на взаимном уважении, взаимном интересе, что ли. Вот, допустим, ты (ну, в смысле, конечно, вы, но мы же сейчас вроде друзья — значит, «ты») хорошо рисуешь, а я, допустим, так не могу. И дело ведь не в том, что ты кисточку в руках держать умеешь, а в том, что ты видишь мир не так, как я — раз ты художник, значит, воспринимаешь все как-то иначе, острее что ли… при том, конечно, что у нас совпадает система нравственных ценностей — иначе как бы мы дружили, если бы ты захотел убить, допустим, Грушницкого, а я бы, скажем, была против, я бы ведь должна была или тебя отговорить, или вообще с тобой не дружить.
— Так они с Вернером и не дружили, они — приятели! — сказал Савелий-слева.
— Вот именно, а друг — он бы морду набил, поссорился, застрелил бы в конце концов, но убить не позволил.
— Вот оно как! Так это, оказывается, Вернер виноват, что Печорин Грушницкого убил, — лениво протянула Мила. — Свежая интерпретация.
— Конечно, — я даже не взглянула на Милу. — Он — слабак. Спасовал перед Печориным, Недомефистофель.
— А можно я это в сочинении напишу? — не унималась Мила.
— Слушай, достала! — бросил Савелий-слева, тоже не поворачиваясь к Миле, и — мне: — Ну, и…
— Ну, и… Короче, понятно: мы не будем убивать Грушницкого. А в остальном мы, то есть не мы, конечно, а в смысле друзья — разные. Потому что ты — другой. То есть вроде у тебя и мой мир, а вроде и другой, то есть ты мой мир видишь как-то не так. А как? А что ты думаешь о предопределении? О судьбе? А я думаю… Я думаю, что друг — это не другой я. Это другой мир. Дружественный, но очень другой. И потому очень интересный. Но это бывает редко.
И пока я несла всю эту хрень, еще не зная, чем она может закончиться, мне становилось все грустнее и грустнее, потому что чем дольше я ее несла, тем отчетливее я понимала, что друг — это Подкормкин. И что он у меня был, ну не у меня, так у Мити, но все-таки и у меня.
— А разве не Лика? — удивитесь вы. — Мы думали, что ты дружила с Ликой. Или ты, Ниночка, хочешь сказать, что Лика — раб?
Нет, я не хочу сказать, что Лика раб, я хочу сказать, что Лика — говно. А еще паскуда, мразь, тварь, воровка… Я хочу сказать, что она — лакей, потому что она — подлый холоп.
— Стоп-стоп-стоп! — закричите вы. — А ты, Ниночка, ты, можно подумать, такая замечательная, такая благородная, возвышенная и утонченная, настолько утонченная, что не можешь удержаться от бабской злости? Как это пОшло, Ниночка, как банально! — И вы даже головой покачаете от досады и разочарования. — А, может быть, ты, Ниночка, тоже в чем-то перед нею виновата? Не думала об этом?
Я? В чем? В том, что позволяла занимать себе место в аудитории, когда все-таки приходила на лекцию или семинар? брать мне книги в библиотеке? писать за меня шпоры?
— Но ты же принимала это? Тебе было удобно?
Да, удобно, но я же не просила… Ну, хорошо, просила, но это уже потом, а сначала… Я попыталась вспомнить, как это было сначала и как я вообще начала дружить с Ликой — и не смогла. И не потому не смогла, что я всегда дружила с Ликой, а потому не смогла, что Лика, кажется, всегда дружила со мной. А с вами такого не случалось? — вы входите в аудиторию, в которой никого не знаете, потому что вас опять оставили на второй год, и вдруг кто-то кричит вам:
— Нина (Зоя, Савелий — выберете нужное)! Иди сюда, я занял(а) тебе место! — И радостно показывает на пустое место рядом с собой.
И вы несетесь к этому пустому месту, судорожно соображая, кто это вообще такой (такая) и как его (ее) зовут, несетесь, улыбаетесь — потому что вы благодарны ему (ей) за такую неподдельную о вас заботу, улыбаетесь и думаете, как бы не сплоховать, как бы не показать, что вы впервые его (ее) видите. Ведь у вас нет маразма и вообще-то очень неплохая память на лица, и потому вы немного обескуражены и в то же время (что греха таить?) польщены — раз вас знают уже и на новом втором курсе вечернего отделения, значит, вы не последний человек на факультете.
Правда, есть у вас еще одно соображение, которое вы загоняете на задворки подсознания, поскольку вам немного стыдно за это соображение, но оно все же вылезает из задворок и говорит вам: «А, может быть, Ниночка, ты просто раньше считала, что этого человека нет? Да что там считала! Даже говорила!»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девять месяцев одного года, или Как Ниночка Ниной Серафимной стала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других