Экологическое право
Николай Кичигин, 2018

В учебнике раскрыты система правового регулирования экологических отношений в России, особенности прав на природные ресурсы, управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, платность природопользования, особенности правовых режимов отдельных природных ресурсов и объектов, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Соответствует ФГОС. СПО последнего поколения. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также студентов юридических вузов и всех интересующихся вопросами экологического права.

Оглавление

Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Общая часть

Глава 1

Экологические проблемы в россии и мире

В результате изучения данной главы студент должен:

знать:

✓ о глобальных экологических проблемах;

✓ об экологическом кризисе и его составляющих;

✓ о причинах экологического кризиса в России и во всем мире;

✓ о путях решения проблем в сфере охраны окружающей среды;

✓ основные концепции взаимодействия общества и природы отношения человека к окружающей среде;

уметь:

✓ анализировать существующие подходы к решению основных экологических проблем;

✓ охарактеризовать основные глобальные экологические проблемы;

✓ определять содержание концепций взаимодействия общества и природы.

1.1. Общая характеристика состояния окружающей среды

Развитие человечества не может не оказывать какого-либо воздействия на природу Земли. Нельзя сказать, что человек в процессе своей жизнедеятельности оказывает только отрицательное воздействие. Так, если человек бережно возделывает землю, например в сельскохозяйственных целях, то почва начинает функционировать более эффективно, чем когда она находилась в естественном состоянии. Если человек ухаживает за лесом (обрезает ветви деревьев, как подвергшихся болезни, так и здоровые, в целях усиления роста дерева), то лес начинает функционировать эффективнее. Тушение лесных пожаров, ликвидация последствий стихийных бедствий и природных катаклизмов и пр. — все это показывает, что человек, используя научный потенциал, в целях рационального использования природных ресурсов способен не только сохранять природу, но и в определенной степени улучшать ее. Однако мировой опыт показывает, что человечество не часто использует подобный опыт в названных целях, а упомянутые природные катастрофы и бедствия зачастую возникают или усиливают свое действия по причине неразумного отношения человека к природе.

Двадцатый век является подтверждением неутешительных итогов деградации природы, как следствие антропогенной деятельности человека. Международное сообщество определило и признало ряд наступивших экологических глобальных проблем, признав реальность экологического кризиса, и попыталось сплотить усилия для его устранения или смягчения. На уровне отдельных государств также определяется усиление политической воли, направленной на сохранение как отдельных участков природы или объектов, так и экологических систем в целом. Зачастую эффективность подобных усилий зависит от уровня цивилизованности общества того или иного государства. Можно говорить, что в таких случаях политическая воля государства имеет второстепенное значение, так как традиции и культура общества в этом случае будет всегда иметь большую силу, чем воля политическая. С другой стороны, и при таком состоянии дел политическая воля, направленная на экономическое развитие, без учета экологических интересов общества может раздавить культуру бережного отношение общества к природе и привести состояние природы к плачевному.

Понятие «экологический кризис». Под экологическим кризисом принято считать ту стадию взаимодействия между обществом, при которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей среды[2].

Можно задаться вопросом о том, что так ли важно для человека то состояние окружающей среды, в котором он находится. Ученые пришли к выводу, что современное ее состояние не просто негативно сказывается на здоровье человека, на его интересах и психологическом состоянии, но подвергает опасности само существование человека как вида. Причинами этого служат законы природы. Человек напрямую зависит от состояния воздуха, почвы, воды, растительного и животного мира, климата, эстетического разнообразия природы, наличия полезных ископаемых и пр. Загрязнение окружающей среды, использование природных ресурсов сверх меры, вмешательство в природные процессы привело к изменению экологических систем их деградации, в некоторых случаях уничтожению. Чрезмерное употребление природных ресурсов привело к тому, что экосистемы теряют способность самовосстановления. В этом смысле человечество как бы «живет в долг у природы».

Почвы. По статистическим данным, земельные ресурсы планеты составляют 140 млн км2, из них 15 % почв являются деградированными; 23 % — в процессе деградации; 30 % — гумус в почвах смыт эрозией.

В России общая площадь сельскохозяйственных угодий сокращается, уменьшается площадь орошаемых и осушенных земель, ухудшается их мелиоративного состояние и хозяйственное использование, нарастает отрицательный баланса гумуса на пашне (до 1 — Зтонн на гектар в год), усиливаются процессы эрозии и опустынивания, загрязняются почвы тяжелыми металлами, радионуклидами и пр.

Водный кризис. Причиной водного кризиса является дефицит чистой пресной воды. В одном случае сама пресная вода есть, но ее состояние не позволяет употреблять ее без причинения вреда здоровью в силу ее загрязнения. В другом случае в отдельных регионах существует дефицит пресной воды вообще, вне зависимости загрязненная она или нет. В определенной степени нехватка воды вызвана изменениями климата. И хотя человечество использует незначительное количество воды (в сравнении с ее общими запасами) — всего около 1 %, однако в большинстве мест расселения людей вода является загрязненной. Большая часть пресной воды является трудноизвлекаемой для подавляющего количества населения, так как она находится в ледниках. Причинами загрязнения доступной пресной воды является деятельность человека — промышленность, сельское хозяйство, строительство и размещение различных объектов и др.

Леса. В настоящее время леса на планете занимают пространство на треть меньше пространства лесов, существовавшего до разработки их человеком. Менее трети лесов являются девственными. Треть лесов исчезла с лица Земли. Более 60 % площади России занимают земли лесного фонда. По площади умеренных лесов Россия занимает первое место. С экологической точки зрения эти леса переоценить сложно. Однако, по оценкам специалистов, лишь 25 % этих лесов являются коммерчески рентабельными в силу труднодоступное™ и качества коммерческой древесины. Большая часть земель лесного фонда России расположена на территории вечной мерзлоты.

Процесс сокращения лесов связан с нерациональностью их использования при лесозаготовках, расширением сельскохозяйственных площадей, общим загрязнением окружающей среды, пожарами, разработкой полезных ископаемых и пр.

Сокращение биологического разнообразия. Развитие научно-технического прогресса позволило быстрее и масштабнее осваивать природные ресурсы в разных направлениях: рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых, рубка леса, сбор лесной растительности и пр. Это, естественно, повлекло за собой сокращение видового разнообразия органических форм жизни. Этому также способствует загрязнение окружающей среды, возникшее в результате деятельности промышленных, военных иных объектов. Осваивание новых природных территорий приводит к сокращению естественных местообитаний животных и других организмов. По разным оценкам, на Земле существуют от 10 до 100 млн форм жизни, при этом человек не так много знает об этих формах, так как науке известны лишь 1,4 млн из них. В то же время каждый день с лица земли исчезает от 10 до 100 последних видов организмов. Как следствие, сокращение биоразнообразия приводит к разрыву экологических связей в экосистемах, что также не позволяет экосистемам самовосстанавливаться, а человек недополучает чистую воду, воздух, здоровый климат, полноценную почву и т. д.

Справка

Около 80 % всех лекарственных средств приготовлено из сырья растительного и животного происхождения. Каждый год ученые открывают новые вещества, добытые из животных и растений, для лечения, в том числе новых заболеваний. По сути, биоразнообразие — это еще и залог борьбы с заболеваниями будущего, однако сокращение видов навсегда лишает человека неоценимого медицинского кладезя.

Изменение климата и загрязнение атмосферного воздуха. Похолодание и потепление на Земле происходит естественным образом, в силу законов природы. Однако антропогенная деятельность существенно влияет на изменение климата, происходящее в настоящее время. Главной причиной антропогенного воздействия на климат являются поступление в атмосферный воздух парниковых газов (например, CO2) посредством сжигания топлива и аэрозольных газов, влияющих на природные процессы охлаждения. Кроме того, цементная промышленность, животноводство и вырубка лесов и пр. также влияют на изменении климата. В свою очередь парниковые газы вызывают парниковый эффект, в результате чего поднимается общая температура планеты, что также изменяет экосистемы и, как следствие, здоровье человека.

В 2014 г. в Йокогаме (Япония) состоялась заседание Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), проведенное в рамках деятельности ООН. Как говорится в докладе ООН, озвученном на этой встрече, последствия изменения климата будут «серьезными, повсеместными и необратимыми». Из доклада также следует, что повышение атмосферной температуры несет угрозу здоровью людей, а в будущем нанесет ущерб сельскому хозяйству и отрицательно скажется на жилищных условиях во многих регионах планеты. Председатель МГЭИК Раджендра Пачаури сказал, что «Изменение климата затронет всех на планете».

К числу угрожающих последствий относятся: таяние морского льда в Арктике; разрушение коралловых рифов; окисление океанов, которое будет угрожать их биоразнообразию; миграция животных и растений либо на север, либо к возвышенностям.

Справка

В России «из-за плохой экологии умирают ежегодно более 350 тыс. россиян»[3].

Каковы данные о смертности людей в разных странах мира по причине негативного состояния окружающей среды и по какому принципу, по вашему мнению, в связи с этим необходимо осуществлять бюджетное финансирование на природоохранные цели? Как вы полагаете, каким образом такие данные могут быть получены?

Под угрозу также попадет образ жизни людей. В частности, возникнет проблема продовольственной безопасности. Предполагается, что к 2050 г. урожаи кукурузы, риса и пшеницы понизятся на 25 %. Далее урожаи зерновых должны еще более понизиться на фоне роста населения Земли, которое достигнет девяти миллиардов человек. Так как многие виды рыб будут мигрировать в северные воды, проблема продовольственной безопасности коснется жителей тропических регионов. По некоторым прогнозам, улов рыбы в Антарктике и некоторых тропических регионах может упасть на 50 %.

Повышение температуры будет отражаться на увеличении смертности от жары.

Авторы доклада также упоминают угрозы, связанные с вынужденной миграцией из-за изменений климата, и возможные конфликты между государствами в результате как миграции, так и изменений в распределении водных и продовольственных ресурсов.

В докладе прогнозируется, что от изменения климата пострадают в той или иной степени все страны без исключения.

Еще одной экологической проблемой считается чрезмерное накапливание отходов производства и потребления. В России эта ситуация приобретает угрожающие масштабы. Технологии переработки отходов реализуются крайне слабо, а отходы в окружающую среду поступают быстрыми темпами и в огромных масштабах. Это связано в том числе с увеличивающимися темпами потребления природных ресурсов.

В настоящее время на международном уровне принято несколько сотен договоров, конвенций и других документов, связанных с охраной окружающей среды и направленных на решение в том числе названных выше проблем.

1.2. Основные концепции взаимодействия общества и природы

Концептуальные подходы (понимание, система взглядов) к какому-либо явлению, в том числе в историческом контексте, позволяет отследить путь развития общества, его уровень цивилизованности, реализацию намеченных ценностей, принципов. Отношение человека к природе можно просмотреть посредством основных концепций отношения общества к природе. В этом смысле показательной концепцией в исторической перспективе является концепция потребительского отношения к природе. Название этой концепции говорит само за себя. Суть ее заключается в том, что сама природа рассматривается как вещь, ресурс, к которым нет необходимости относиться бережно, щадяще, научно обоснованно, рационально и которые нужны лишь для материального обогащения. Такой подход был присущ как капиталистическим, так и социалистическим системам. М.М. Бринчук отмечает, что в нашей стране концепция была выражено известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». В настоящее время в нашем государстве такой подход продолжает существовать.

В противовес этой концепции сформулирована концепция невмешательства человека в природу. Она в достаточной степени идеализирована и применяться на практике вряд ли сможет. В ее основе лежит убеждение, что человек не может вмешиваться в природу, каким бы образом (положительно или отрицательно) он на нее ни влиял, в силу того, что природа функционирует на основе объективных законов и любое воздействие человека на природу дестабилизируют ее.

Учение о ноосфере. Разработчиками этого учения являются академик В.И. Вернадским, французский философ Тейяр де Шарден и др. В основе этого учения лежит понимания человека, его ума как некоей геологообразующей силы. Человек выступает здесь как гениальное явление и поэтому обязан взять на себя ответственность за настоящее и будущее природы. В рамках этого учения сформулирован запрет на недопустимость использования гения человеческого разума для уничтожения или подавления живого. Человек должен руководствоваться идеями справедливости и любви ко всему живому, Земле и космосу.

Далее В.И. Вернадский формулирует мысль о том, что в таком статусе человека биосфера переходит в некое новое состояние — ноосферу, которая представляет гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, природой, обществом, иными явлениями окружающего мира.

Человек выступает как спаситель всего живого, он творческая личность, движущая сила мироздания.

На практике учение о ноосфере не реализовано, хотя оно занимает достойное место в ходе развития теоретических подходов к решению тех или иных вопросов, возникающих в обществе. Учение имеет большой потенциал, однако, по всей видимости, оно не может реализоваться в настоящее время, так как человечество к нему, по всей видимости, не готово.

Концепции пределов роста, органического роста. Данные концепции возникли по причине возникновения экологического кризиса (1960—1970-е гг.). Авторы этих концепций полагают, что экологическое равновесие можно сохранить или восстановить посредством создания границ для развития экономики и научно-технического прогресса, роста народонаселения. Также в ней поддерживается позиция, что в случае возникновения необходимости следует искусственно сворачивать развитие науки и техники, т. е. возвратиться к так называемому «нулевому развитию». Необходимость трактуется возможностям функционирования природы. В противном случае, человечество уничтожит само себя. Эти концепции признаны утопичными.

Сторонники концепции органического роста предлагают рассматривать мировую экономику не как единое целое, а как действующую по региональному принципу. Здесь все страны поделены на бедные и богатые. Соответственно богатые должны помогать бедным, в таком виде можно сохранить гармоничное отношение общества и природы. Как и предыдущая, данная концепция признается утопичной.

Концепция устойчивого развития. На сегодняшний день эта концепция является единственной, посредством которой как в международных документах в области окружающей среды, так и в национальном экологическом законодательстве отдельных стран реализуются подходы учета экологических интересов человека и общества при экономическом и социальном развитии. Содержание этой концепции разделено на три направления (аспекта), каждый из которых не может быть реализован без реализации двух других. Ее можно сформулировать следующим образом — любая деятельность человека (развитие) в ходе своего планирования и реализации должна учитывать сразу три аспекта — экологический, экономический и социальный. Важно учитывать, что такое развитие должно учитывать четвертую составляющую — по кругу и по времени, а именно реализация всех указанных трех направлений должна быть направлена на удовлетворение интересов настоящего и будущего поколений. Отсюда определяется и круг (поколения) и время (неопределенное будущее, в котором будут существовать поколения).

Идея концепции возникла на фоне экологического кризиса 1960—1970-х гг. В настоящее время на ее основе действует ряд международных документов, которые направлены на решение вопросов изменения климата; загрязнение атмосферного воздуха, воды и почв; сокращение биоразнообразия и лесов и др. В российском законодательстве также закреплены положения, направленные на обеспечение устойчивого развития.

1.3. Причины проблем взаимодействия общества и природы и пути их решения

Среди таких причин выделяются объективные и субъективные. Объективные были названы выше, а именно предельные способности земной экосистемы к восстановлению и саморегуляции; истощаемость природных ресурсов; накопление отходов; рост народонаселения и т. п.

Субъективные причины условно можно разделить на организационные и идеологические. Идеологическими назовем следующие причины.

1. Отсутствие или дефицит политической воли государства. Такая воля не выражена или слабо выражена в отношении последовательного, эффективного осуществления «деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, как правило, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются нереализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере»[4]. Причем можно говорить, что и на уровне международном нет значительном побед в этом направлении. Хотя международное сообщество постоянно ведет природоохранный диалог, организует и проводит встречи, конференции, консультации, однако реального глобального эффекта в настоящее время не наблюдается, хотя есть небольшие успехи на региональном уровне (например, восстановление популяций отдельных видов животных) при помощи международного волевого участия. Большими успехами пользуется политика отдельных государств или объединений государств. Новая Зеландия или страны Евросоюза обладают очень высоким политическим волевым потенциалом в отношении сохранения окружающей среды, они добились значительных успехов в этой области.

«О реальном отношении российского государства к решению экологических проблем в стране свидетельствует то, что экологическая обстановка, по оценкам специалистов, является практически неуправляемой»[5].

Из понятия «экологический кризис», приведенного выше, можно говорить, что конфликт экономики с экологией в нашем государстве находится в активной фазе, попытки законодателя усовершенствовать экологическое законодательство к существенным положительным последствиям для экологии не привело.

2. Низкий уровень экологических знаний и экологической культуры. Высокий уровень экологического нигилизма. В начале XX в. в США на 1-й экспозиции, посвященной охраны природы, был озвучен тезис: «Лучшим мерилом цивилизованности общества служит его отношение к охране природы»[6]. Бесспорно, этот тезис имеет свое подтверждение в реальной жизни. Чтобы уважать свой дом, цивилизованно относиться к тем драгоценным, неоценимым природным сокровищам, которые позволяют нам дышать, восхищаться, радоваться, жить в хороших условиях, мы должны знать о законах этого дома, его состоянии и правилах нашего поведения в нем.

Конечно, в первую очередь человек получает основные знания из семьи. Естественно, что это должны быть не просто заученная информация, а знания, облеченные в чувственную форму и выраженные в наставлении. В противном случае человек, может быть, и будет знать, однако в применении их мотивирован не будет. Но зачастую и сами родители не владеют этими знаниями и, к сожалению, утрата ребенком момента воспитания невосполнима.

«Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность — общий фон, на котором происходит деградация природы.

Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний экологического законодательства должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными»[7].

Экологический нигилизм проявляется в пренебрежении к законам природы, уважительному отношению к правилам поведения в отношении окружающей среды и пр. Нигилист может обладать высокими знаниями в области экологии или соответствующих правил поведения, но относиться к ним неуважительно. На фоне психологии потребительского общества и общего снижения нравственных цензов экологический нигилизм приобретает яркие формы.

К организационным причинам экологических проблем России можно отнести:

✓ неразвитое экологическое законодательство. Эта причина напрямую зависит от идеологической — отсутствие политической воли. В настоящее время экологическое законодательство находится в стадии развития. Многие его сферы остаются декларативными, многие не успевают пересматриваться и не в состоянии конкурировать с другими, более прогрессивно развитыми отраслями законодательства (например, градостроительным). Некоторые области, вместо того чтобы развиваться, наоборот, деградируют (например, законодательство об особо охраняемых природных территориях);

✓ неэффективная система государственного управления. В этой связи следует сказать, что в настоящее время на федеральном уровне не существует независимого органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, занимающегося исключительно природоохранными вопросами. Действующая система управления построена на совмещении вопросов охраны окружающей среды и использование природных ресурсов. По нашему мнению, такие вопросы не могут эффективно решаться в рамках одного ведомства, так как совмещение таких вопросов неминуемо порождает конфликт между ними. Ведомства, которые занимаются природоохранными вопросами, подчиняются ведомствам, в ведении которых находятся и вопросы природопользования;

✓ слабое финансирование природоохранных мероприятий. Средства на природоохранные цели продолжают выделяться по остаточному принципу. По факту экология не является приоритетным направлением финансирования из бюджета, несмотря на катастрофическую смертность населения. Опыт развитых стран показывает, что кроме финансирования из бюджетов государств основные финансовые поступления на природоохранные цели выделяются из целевых экологических фондов, формируемых за счет различных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушение экологического законодательства и пр. Однако федеральный Экологический фонд России был ликвидирован в 2000 г. и по настоящее время не восстановлен.

Ученые сформулировали пути решения указанных и иных экологических проблем. М.М. Бринчук выделяет следующие пути решения экологических проблем, которые можно реализовать посредством экологического права.

Формирование нового эколого-правового мировоззрения. В этом смысле человечеству необходимо сформировать новое ценностное юридическое мировоззрение. Основой такого мировоззрения должно стать учение В.И. Вернадского о ноосфере, так как оно зиждется на идее гуманизма и направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.

Вместе с тем необходима адаптация экологического законодательства с законами природы. Важно, чтобы человек научился уважать законы природы, научился ценить все живое на Земле.

Формирование современного экологического законодательства. Такое законодательство должно отвечать реалиям современности, а именно:

✓ оно должно пройти путь гармонизации с экологическим законодательством стран Европы и мира;

✓ в нем должны быть сформированы механизмы, обеспечивающие реализацию правовых экологических требований;

✓ должна быть создана система специальных законодательных актов в области охраны окружающей среды и природопользования и др.

Существуют ли международные документы, направленные на решение вопросов охраны окружающей среды? Если они существуют, то какие именно вопросы решаются в рамках таких документов?

Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Такое создание должно быть создано на основе принципов:

— «комплексного подхода в решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

— организации управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;

— разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов»[8].

Обеспечение оптимального финансирования мероприятий. Решение этой проблемы можно осуществить за счет закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета; посредством осуществления государственного экологического надзора за выполнением организациями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического стимулирования и т. п.

Кроме этого М.М. Бринчук определяет следующие пути решения экологических проблем: привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населении; экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов; выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики.

В.В. Петров выделяет следующие направления в рамках смягчения экологических проблем.

1. Гуманизация охраны окружающей среды. Здесь в центре внимания охраны окружающей среды должен быть человек; его жизнь, здоровье и благосостояние; генетическая программа.

2. Экологизация хозяйственной деятельности. То есть разработка и внедрение экологических требований на всех стадиях любой хозяйственной деятельности человека.

3. Экономизация охраны окружающей среды. В этом случае хозяйствующие субъекты должны быть мотивированы на выделение материальных средств для выполнения мероприятий по возмещению вреда окружающей среду, предупреждению нанесению такого вреда и пр.

4. Антивоенная. Сокращение гонки вооружений, которое приводит к уменьшению военных конфликтов и воздействия на окружающую среду.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте любые две признанные экологические проблемы.

2. Что такое концепция устойчивого развития?

3. Охарактеризуйте учение о ноосфере.

4. Что такое экологический кризис?

5. Охарактеризуйте идеологические причины экологических проблем.

6. Каковы пути решения экологических проблем?

Глава 2

Понятие и содержание экологического права

В результате изучения данной главы студент должен:

знать:

✓ понятие экологического права;

✓ предмет экологического права;

✓ метод экологического права;

✓ принципы экологического права;

✓ об экологических правоотношениях;

уметь:

✓ охарактеризовать предмет экологического права;

✓ раскрыть содержание принципов экологического права;

✓ определять систему экологического права;

✓ выделить основные понятия экологического права и дать их определение.

2.1. Понятие, предмет и метод экологического права

Любая отрасль права может признаться таковой при наличии у нее собственного предмета и метода правового регулирования. В эколого-правовой науке сложилось единая позиция в отношении предмета правового регулирования экологического права, содержание которого в определенной степени обладает абстрактными характеристиками. Под ним понимаются отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы. В то же время ученые юристы-экологи не нашли единого понимания в отношении содержания сферы взаимодействия общества и природы, т. е. в настоящее время нет однозначного ответа на вопрос, какие конкретно отношения составляют данную область.

Одни ученые считают, что предметом экологического права выступают общественные отношения лишь в области охраны окружающей среды. Другие к указанным отношениям добавляют отношения в сфере природопользования и обеспечения экологической безопасности. На наш взгляд, наиболее полный состав отношений, входящих в предмет экологического права, представлен позицией М.М. Бринчука, который причисляет к ним отношения, складывающиеся по поводу:

✓ охраны окружающей среды;

✓ использованию природных ресурсов;

✓ собственности на природные ресурсы;

✓ защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологическое право — это комплексная отрасль права.

Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права — земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер экологического права проявляется в том, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и экологизированными, содержащимися в других отраслях российского права, включая конституционное, гражданское, уголовное и др., но направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Понятие экологического нрава. Определив предмет экологического права, появляется возможность для формулирования понятия экологического права. В самом общем виде под экологическим правом понимается совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы.

С точки зрения более широкого подхода под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Метод экологического права. Традиционно в теории права метод правового регулирования определяется как совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения. Как правило, такая совокупность определяется посредством двух ее выражений: императивного (административно-правовой) и диспозитивного (гражданско-правовой) методов.

Административно-правовой метод основан на неравенстве сторон, отношениях власти и подчинения между ними (сторонами). Как правило, одной стороной в таких отношениях является орган государственной власти (его должностное лицо), орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями. Императивный метод выражается в установлении предписаний (обязанности совершить определенные действия) и запретов (обязанности воздержаться от их совершения). В контексте экологического права он реализуется в процессе регулирования отношений по экологическому надзору, экологическому нормированию, экологической экспертизе и др.

Гражданско-правовой метод определяется как метод равенства и независимости участников отношений. Выражается он посредством применения таких способов, как дозволение (предоставление неограниченного права принимать решение по определенному кругу вопросов) и рекомендация (установление необходимости утверждения решения субъекта права, принимаемое им самостоятельно). В экологическом праве он проявляется в процессе регулирования общественных отношений по добровольной сертификации, экологическому аудиту и др.

Несмотря на яркую тенденцию внедрения диспозитивного метода в регулирование экологических отношений (смещение представлений о природном ресурсе исключительно как о недвижимом имуществе, замещение института экологического лицензирования договорным институтом и пр.), в экологическом праве императивный метод преобладает над диспозитивным.

Экологическое право входит в систему публичного или частного права.

М.М. Бринчук помимо указанных методов выделяет метод стимулирования[9]. Выражается он в нормах законодательства, посредством которых участник экологических отношений (например, природопользователь) попадает под действие определенного рода, стимулирования, направленного на эффективное исполнение требований экологического законодательства, например в контексте установления платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление налогов льгот и пр.

С. А. Боголюбов выделяет и иные методы экологического права:

экологизации, посредством которого задачи по охране окружающей среды распространяются во все сферы общественных отношений, регулируемые правом;

историко-правовой, который направлен на изучение экологического права в ретроспективе с целью совершенствования уровня правосознания и юридической техники закона;

прогностический — выражающийся в возможности научно обоснованного прогнозирования состояние окружающей среды на будущее, предсказывать изменения, которые могут произойти в технике, науке, правовой системе и отдельных отраслях права, в политическом и правовом сознании населения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.

2.2. Система экологического права

Экологическое право можно рассматривать в разных срезах. Как правило, речь идет о трех его качествах: отрасль права, учебная дисциплина и научная дисциплина.

Под системой экологического права понимается совокупность правовых институтов, подотраслей и норм.

В срезе экологического права как комплексной отрасли права в ее системе определяются такие сформированные отрасли права, как: земельное, лесное, горное, фаунистическое, воздухоохранительное, водное. Каждая из названных отраслей имеет свою выраженную внутреннюю структуру. По отношению к экологическому праву они могут рассматриваться как его подотрасли. В теории экологического права эти отрасли составляют природоресурсное право. Если рассматривать экологическое право, объектом которого является окружающая среда, то в систему экологического права будут включены группы норм, образующих правовые институты по поводу: экологических прав граждан и общественных организаций; прав собственности на природные объекты (ресурсы); права природопользования; экологического управления; экологического нормирования; экологической экспертизы; лицензирования и контроля; экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды; юридической ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое право как учебная дисциплина рассматривается как обязательная при обучении студентов по специальности «Юриспруденция». В этом случае она может включать в себя общую часть, особенную часть и специальную часть.

Общая часть состоит из следующих правовых институтов:

✓ экологические права граждан и общественных организаций;

✓ право собственности на природные объекты (ресурсы);

✓ право природопользования;

✓ экологическое управление;

✓ экологическое нормирование;

✓ экологическая экспертиза;

✓ лицензирование и контроль;

✓ экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды;

✓ юридическая ответственность за экологические правонарушения.

В состав особенной части входят правовые нормы, регулирующие правовой режим отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха) и отдельных территорий (особо охраняемых, экологически неблагополучных).

В специальную часть включаются международное право окружающей среды и право окружающей среды зарубежных стран.

Экологическое право как наука начала формироваться во второй половине XX в. Она представляет собой область правовых знаний направленных на исследование закономерностей взаимодействия «человек — общество — природа». К числу задач экологического права как науки относятся: исследования российского экологического права, международного и зарубежного права окружающей среды. Цель данных исследований — формирование доктрины экологического права, выработка предложений по совершенствованию правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользовании, а также совершенствование правоприменительной и правоохранительной практики.

2.3. Принципы экологического права

Любая отрасль права строится как на общих принципах российского права, так и на отраслевых (специальных), присущих конкретной отрасли. Принципы представляют собой основополагающие начала, в соответствии с которыми строится вся отрасль права и определяются направления правового регулирования.

Общими принципами российского права, на которых строится экологическое право, являются принцип равенства перед законом, принцип законности, принцип гуманности и др.

Отраслевые (специальные) принципы экологического права закреплены в соответствующих нормативных правовых актах. Кроме того, они могут быть определены исходя из содержания правовых норм. Так как в экологическое право включены земельное, водное, лесное и иные отрасли права, то и принципы будут определяться посредством содержания норм-принципов, содержащихся как в законодательстве об охране окружающей среды, так и в отраслевом законодательстве.

Принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды, в которой указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов. К их числу относятся принципы:

✓ соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

✓ обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

✓ научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

✓ ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

✓ платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

✓ презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

✓ обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

✓ приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

✓ обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

✓ соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

✓ ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

✓ участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

✓ обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия и др.

В отраслевом законодательстве формулируются принципы, направленные на обеспечение охраны и рациональное использование конкретного вида природного объекта.

Пример

В лесном законодательстве выделены следующие принципы:

✓ устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

✓ использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

✓ воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

✓ обеспечение охраны и защиты лесов и др. (ст. 1 ЛК РФ).

✓ Водное законодательство определяет следующие принципы:

✓ целевое использование водных объектов;

✓ приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов и др.

В теории экологического права отражаются позиции, согласно которым в настоящее время как экологическое законодательство, так и право базируется на принципах «предотвращения вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития; комплексного подхода к правовому регулированию экологических отношений; экосистемного подхода к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования; гуманности; демократизации (государственной) власти; свободы реализации полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами с учетом экологических интересов настоящего и будущих поколений людей»[10] и др.

2.4. Экологические правоотношения (общая характеристика)

Правоотношение можно признать таковым, только в случае реально существующего отношения между его участниками (взаимоотношение). Взаимоотношение может возникнуть по поводу какого-либо объекта, при этом возникают соответствующие права и обязанности. Экологическим правоотношением признается «реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей»[11].

Правоотношение «материализуется» посредством трансформации объективного права в субъективное.

В теории права выделяются правоотношения общие и конкретные, охранительные и регулятивные, абсолютные и относительные.

Общими экологическими правоотношениями являются отношения, возникающие непосредственно из закона, например: обязанность проведения государственной экологической экспертизы на определенную намечаемую деятельность (ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[12]); запрет на нахождение в государственных природных заповедниках, лицам не являющихся сотрудниками заповедников, без специального разрешения (ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[13]). Такие правоотношения будут возникать непосредственно из положений закона, которое и будет являться юридическим фактом. Конкретными будут являться отношения возникающим на основе юридических фактов, возникающих на основе административного акта, например положительное заключение государственной экологической экспертизы на конкретный объект такой экспертизы; разрешение на пребывание в государственном природном заповеднике, выданное конкретному физическому лицу.

Регулятивные экологические правоотношения связаны с норами права, направленными на обеспечение таких институтов, как экологическое лицензирование, стандартизация, сертификация, аудит и пр. Такие отношения характеризуются обеспечением развития отношений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Охранительные правоотношения направлены на обеспечение юридической ответственности за экологические правонарушения и т. п.

Абсолютные правоотношения в экологическом праве характеризуются тем, что в них конкретно определена только одна сторона — носитель субъективных прав, например право иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ). Сторона, обязанная реализовать такие права, не определена. В относительных же правоотношениях, наоборот — конкретно определены обе стороны.

Уполномоченный орган государственной власти в области охраны окружающей среды привлек должностное лицо предприятия к юридической ответственности за нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха по причине, что должностное лицо предприятия из-за халатности допустило загрязнение воздуха промышленного помещения. Является ли воздух (в данном случае) объектов экологического права?

Субъектами экологических правоотношений являются физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Такие субъекты должны обладать экологической правоспособностью и дееспособностью. Экологическая правоспособность зачастую возникает с момента рождения (это касается естественных прав, общего природопользовании и др.). При специальном природопользовании (например, при необходимости иметь лицензию при добыче полезных ископаемых) правоспособность возникает с момента достижения физическим лицом совершеннолетия.

Дееспособность, т. е. способность физического лица осуществлять свои права и обязанности, в экологических правоотношениях проявляется при необходимости осуществлять то или иное специальное природопользование. Например, в случае осуществления физическим лицом промышленной охоты оно обязано иметь соответствующую лицензию, соответственно ему необходимо обратиться в органы власти за приобретением таковой.

2.5. Основные понятия, используемые в экологическом праве

Экологическое право является молодой отраслью права. Оно находится в стадии динамического развития, обладает специфическим понятийным аппаратом, содержание которого в большей степени является исключительно новым для российского права. Некоторые нормы современного законодательства абсолютно по-иному рассматривают правовой режим природных ресурсов, если сравнивать таковой с действовавшим до 1990-х гг. Для уяснения специфики природы материальных норм экологического права знание основных его понятий имеет ключевое значение.

Основные понятия закреплены в федеральных законах (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и др.). Условно основные понятия можно разделить на две группы — общие и специальные. К общим можно отнести такие понятия, как: окружающая среда, компоненты природной среды, природные ресурсы, природные объекты, благоприятная окружающая среды, естественная экологическая система, охрана окружающей среды, качество окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду, загрязнение окружающей среды, вред окружающей среде, экологическая безопасность. К специальным — животный мир, лес, водные объекты, недра, атмосферный воздух, земля, особо охраняемые территории.

Окружающая среда является понятием, сформулированным с точки зрения рассмотрения ее как интегрированного объекта. То есть вся природа определена как единый объект. Если же фокусировать внимание на отдельных природных объектах окружающей среды, целью которого будет регулирование отношений по охране и использованию конкретного природного объекта, то такой подход и сам объект будет считаться дифференцированным. Окружающей средой признается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятно, что такое определение не позволяет четко понять, что окружающая среда собой представляет. Исследователю придется обратиться к содержанию понятий — компоненты природной среды; природные объекты; природно-антропогенные объекты; антропогенных объектов.

Справка

Многие ученые-юристы полагают, что законодатель необоснованно включил в содержание окружающей среды — антропогенные объекты, в силу того, что они никакого отношения к природе не имеют, так как созданы исключительно человеком и не имеют природных характеристик. Так как Закон об охране окружающей среды по своей природе направлен на охрану окружающей среды, логично предположить, что он должен быть направлен и на охрану антропогенных объектов (дорог, автомобилей, домов, ракет, танков и пр.), что само по себе противоречит представлениям о природоохранном законодательстве, так как оно как раз и должно охранять природу от воздействия самих антропогенных объектов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Петров В.В. Экологическое право России: учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 17.

3

Российская газета. 2008. 28мая; Зеленый мир. 2009. № 15–16. С. 11.

4

Брипчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 33–35.

5

Там же. С. 33.

6

Вайнер (Уинер) Д.Р. Экология в Советской России. М.: Прогресс, 1991. С. 61.

7

Цит. по: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 33–35.

8

Цит. по: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 37.

9

Цит. по: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 61.

10

Цит. по: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 79–83.

11

Цит. по: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 114.

12

СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

13

Там же. № 12. Ст. 1024.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я