Это – опыт практической работы и преподавания курса "Маркетинговые исследования". Маркетинговые исследования невозможны без специальных знаний и математического аппарата.Использован подход Гилберта Черчилля и Нэреша Малхотры: главный акцент делается на подробном, пошаговом описании использования широкого спектра методов. Описываются как общестатистические, так и специальные методы маркетинговых исследований, обсуждаются получаемые результаты и возможные ошибки.Книга будет полезна студентам и преподавателям маркетинга и менеджмента, маркетологам-практикам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы маркетинговых исследований предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Проектирование исследования
Единого алгоритма проектирования исследования не существует. Особенности каждого проекта, в том числе и методы исследования, определяются конкретной проблемой. Все же можно выделить определенные типы исследований и наиболее часто используемые для них методы.
Поисковые исследования. В этих исследованиях осуществляется поиск идей, возможных объяснений происходящего, производится разбиение общей проблемы на подзадачи, выдвижение гипотез[30].
Пример вопроса, на который отвечает поисковое исследование:"какие переменные и как влияют на долю рынка компании". Для ответа на него следует, прежде всего, узнать, связано ли изменение доли рынка с деятельностью компании или с ситуацией в промышленности и экономике. Вначале надо обратиться к вторичным, то есть уже собранным данным.
Обычно доля рынка растет, если растет объем продаж компании. Но это происходит в условиях, если отрасль в целом стабильна. Если же отрасль претерпевает подъем или спад, то доля рынка будет изменяться и при постоянном объеме продаж.
Естественно, исследования будут сильно различаться для приведенных случаев. Поэтому начальный шаг исследования — прояснение проблемы — очень важен, так как он задает направление дальнейших усилий. Часто проблема имеет простое решение, которое становится очевидным после анализа ситуации в собственной оргнанизации[31].
Основная цель поисковых исследований — формирование исходной гипотезы (например, о наличии зависимости количества потребляемых конфет от семейного положения).
Гипотеза — это утверждение, определяющее, как две или более измеряемые величины относятся между собой.
Хорошая гипотеза должна также давать четкий способ проверки данного утверждения.
Описательные исследования. Целью исследований этого типа является определение частоты какого-либо события или определение количественной зависимости между величинами. Обычно задается требуемая точность получаемых результатов.
Причинно-следственные исследования. В них определяется или проверяется причинно-следственная взаимосвязь событий и явлений. Если наличие причинно-следственной связи не вызывает сомнений (например, известно, что при увеличении температуры воздуха увеличивается потребление безалкогольных напитков), и требуется определить силу этой связи[32], то исследования причинности становятся похожими на описательные. Если же причинно-следственная связь не ясна с самого начала, то ход исследований будет определяться последовательной детализацией вопроса и вскрытием новых проблем. В этом случае исследования приближаются к поисковым.
Например, если уменьшаются объем продаж и падает доля рынка, то причиной этого может быть неудовлетворенность покупателей качеством продукции. Для проверки этого утверждения следует, с одной стороны, исследовать характеристики товара, а с другой — определить спрос на товар на рынке. Если выдвинутая гипотеза не подтверждается, то приходится выдвигать и проверять новые.
Ниже основные типы исследований будут рассмотрены более подробно.
3.1. Поисковые исследования
Цели и принципы поисковых исследований
Целями поисковых исследований являются:
— формулировка проблем для дальнейшего исследования;
— улучшение понимания проблемы;
— выдвижение новых гипотез;
— уточнение концепций, гипотез;
— определение приоритетов в исследованиях.
Исследования этого типа отличаются гибкостью. Широко используются чутье, гениальность, интуиция. Многое зависит и от удачи.
Основные методы поисковых исследований
Поиск по литературным источникам
Он занимает сравнительно мало времени, дешев, позволяет обнаружить гипотезы других исследователей по данной проблеме.
Литература, которой обычно пользуются при маркетинговых исследованиях, может быть разделена на
— теоретическую (по экономике, психологии, социологии, управлению кадрами);
— материалы о маркетинге (опыт работы, результаты внедрения прогрессивных методов);
— статистические данные.
Поиск проводится в библиотеках (просматриваются книги, периодика, материалы конференций, сборники трудов, статистические обзоры и т. д.) или среди материалов организации (изучаются отчеты о предыдущих маркетинговых исследованиях, финансовые документы, отчеты и предложения сотрудников организации и др.).
Для ориентации в потоке публикуемой информации библиотеки составляют тематические каталоги, каталоги по авторам, по названиям. Ежемесячно издаются реферативные журналы по разделам науки и техники. В них имеются резюме на большинство вновь вышедших книг и статей.
В последние годы инструментом распространения информации стала компьютерная сеть Интернет. Поисковые системы предоставляют возможность быстро найти источники, в которых имеется заданное при поиске слово. Широко используются электронные каталоги.
К сожалению, уровень публикаций и Интернет очень разный. Можно встретить весьма дилетантские высказывания и рассуждения. Так что к Интернет-источникам следует подходить критически.
Опрос информированных лиц
Это опрос тех, кто хорошо знаком с реальной проблемой. При этом опрашиваемые совершенно не обязательно должны быть специалистами в области маркетинга. Полезно опросить всех, кто потенциально может дать полезную информацию, прежде всего:
— высшее руководство;
— менеджеров по продажам;
— менеджера по товару;
— торговых представителей;
— продавцов;
— покупателей.
Иногда вопрос, к кому обратиться для поиска решения проблемы, не столь очевиден[33].
Главная цель опроса — получить идеи о возможной взаимосвязи переменных.
Это не сбор статистических сведений и не поиск рецептов того, что следует делать.
Выбор респондентов в данном случае никоим образом не является вероятностным. Исключаются некомпетентные лица, а также те, кто не может рассказать о своих знаниях. Полезно выслушать различные точки зрения.
Анализ избранных случаев
Для выяснения того, как добиться успеха на поприще продавца, естественно исследовать несколько худших и нескольких лучших продавцов. Скорее всего, их сравнение и даст ответ. Аналогично рассматриваются характеристики организаций, территорий. Целью применения метода является поиск возможных объяснений, а не их проверка.
Особенности метода:
— выбор объектов анализа зависит от отношения исследователя;
— направление исследования может изменяться в зависимости от полученной информации;
— результат определяется способностью исследователя к обобщению, умением отличать уникальное от закономерного.
Фокус-группы
Метод и его новейшие модификации описаны в[34]. В классическом варианте несколько человек (обычно это покупатели или потребители) собираются вместе и беседуют на интересующую исследователей тему. Ведет обсуждение модератор. Он старается направить дискуссию по нужному руслу и регистрирует ценные мысли по ходу обсуждения. Такой подход хорошо оправдал себя в случаях, когда требовалось:
— сформулировать новую гипотезу, которую можно было бы далее разрабатывать;
— получить информацию для анкет, например, то, какие бренды включать в перечень возможных ответов на вопрос об их известности;
— собрать мнения об общей концепции нового товара;
— определить восприятие сети магазинов или имидж торговой марки;
— проверить реакцию потребителей на новый товар.
Правила организации фокус-групп.
— Оптимальный размер группы — 8…12 чел. При меньшем количестве лидерство берет один из участников, при большем — приходится долго ждать слова.
— Состав группы должен быть однородным.
Перед проведением фокус-группы проводится отбор потенциальных участников. Иногда это — непростое дело, например, одна из проведенных в рамках выполнения выпускной квалификационной работы фокус-группа требовала участников, которые, посетив магазин один раз, больше в него не приходили. Целью исследования было определить причины этого.
Если человек уже участвовал в фокус-группе, он, скорее всего, поведет себя как эксперт. Поэтому включение таких людей в группу крайне нежелательно. Родственники и друзья часто начинают говорить друг с другом о своих общих проблемах, забывая о цели встречи. Подчиненный склонен соглашаться с начальником, а последний — высказываться категорично.
— Для обсуждения различных мнений организуются различные группы. Их число может быть от 4 до 12. Очень хорошо, если идеи, выработанные одной группой, передаются для обсуждения в другую.
— Время обсуждения должно составлять 1,5…2 часа.
— К месту проведения фокус-группы нет жестких требований. Обычно это зал совещаний в исследовательской организации, деловом или торговом центре. Часто в помещении имеется полупрозрачное зеркало, за которым находятся наблюдатели.
— Главная роль принадлежит модератору. Он информирует участников о цели обсуждения и фиксирует ход дискуссии. Модератор должен:
— понимать проблему;
— знать, что именно требуется получить от обсуждения;
— предварительно познакомиться с членами группы;
— вести обсуждение так, чтобы происходило взаимодействие между членами группы, а не интервью. Участники должны высказывать мнения друг другу, а не ведущему;
— зафиксировать полученные результаты в виде отчета. В качестве результатов, наряду с усредненными данными, надо обязательно приводить индивидуальные высказывания, фиксируя конкретные мысли и мнения.
— При обсуждении продукта для промышленного применения задача усложняется:
— от участников требуется большой опыт работы;
— как правило, все участники обсуждения знают гораздо больше, чем ведущий.
Главное правило проведения фокус групп: это не анкетирование, при котором подсчитывается количество положительных и отрицательных ответов! Тут важно дословно зафиксировать каждую фразу, каждую коллективно обсужденную мысль!
Положительные стороны метода:
— идеи рождаются как бы"из воздуха";
— происходит"жонглирование идеями". Один бросает мысль, другой ее развивает и т. д.;
— многие чувствуют себя более свободно в группе, чем при интервью. Здесь можно бросить идею и не заботиться о ее обосновании.
Отрицательные стороны метода:
— подобное обсуждение трудно вести и интерпретировать его результаты;
— аудио — и видеозапись, полезная для фиксации хода и результатов обсуждения, может сковывать участников;
— основная проблема при использовании данного метода — выбор и подготовка модератора[35].
В последние годы компьютеризация затронула и традиционно очный метод фокус-групп. Они могут проводиться
— как интернет-конференция с помощью Skype через персональные компьютеры, ноутбуки или планшеты;
— как телефонная конференция. Пока видеообщение по телефону не столь распространено, а без видеоконтакта опрос становится несколько скучноватым;
— как форум. Это тоже несколько необычный, фактически офлайновый, способ, но, тем не менее, на нем также происходит обмен мнениями и развитие высказанных идей участниками. На форумах обычно есть и модератор, выполняющий функции, аналогичные модератору фокус-группы.
Проблемные группы
Хорошо известно, что групповое мышление производит значительно больше ценных идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Поэтому групповое обсуждение часто используется и специалистами-маркетологами. При разработке анкеты такое обсуждение позволяет значительно повысить ее полезность для исследований и понятность для респондентов. Коллективное решение проблемы поможет выяснить, что и в какой последовательности надо делать в сложных ситуациях.
Работникам промышленности знакомы"летучки"и"пятиминутки". В начале рабочего дня собираются начальники групп отдела. Они обсуждают текущие проблемы и намечают пути их решения.
Аналогично действует и рабочая группа, выполняющая определенные исследования. Общие собрания должны проводиться не реже одного раза в неделю.
Обычно размер проблемной группы невелик — он не превышает 20 человек, — а состав длительное время остается постоянным. В таких группах происходит долговременное распределение ролей. В группе появляются такие"персонажи", как"генератор идей", который выдает широкий спектр гипотез,"эрудит", приводящий соответствующие случаю факты,"критик", который отвергает большинство идей как нереальные."Руководитель"наблюдает за ходом дискуссии и выносит окончательный приговор.
Примером эффективности группового обсуждения является игра"Что? Где? Когда?"Результат видели миллионы телезрителей: часто никто из команды не знает правильного ответа на поставленный вопрос, но через одну минуту этот ответ появляется. Аналогичная команда может решать и более серьезные проблемы.
Экспертные оценки
Получить результаты формальными методами удается далеко не всегда. Случается так, что единственным способом решения проблемы является использование интуиции и неформализуемого опыта. В маркетинговых исследованиях такой подход используется достаточно часто.
Эксперт — лицо, имеющее высокую квалификацию, опыт и интуицию в определенной области.
Метод кажется достаточно простым: требуется узнать мнение экспертов. Однако он имеет свои особенности.
Отдельный эксперт может быть полезным советником для лица, принимающего решения. Он может проанализировать и обобщить результаты, представленные другими экспертами. Отдельному эксперту лучше, чем группе, поручать разработку сценариев развития событий и прогнозов.
Групповые оценки экспертами одной или нескольких специальностей проходят путем анкетирования или обсуждения. При этом высказываются различные мнения по определенным вопросам. Группа экспертов хорошо решает проблемы поиска всех альтернатив решений, всех возможных вариантов ответа на вопрос анкеты. Есть также некоторые основания надеяться, что усредненная оценка мнений нескольких экспертов будет точнее индивидуальной.
Вот еще некоторые случаи, где могут применяться экспертные оценки:
— формирование целей маркетинговых исследований;
— определение способов их проведения;
— оценка качества вторичных данных и возможности их применения;
— количественная и качественная оценка текущей ситуации (состояние рынка, положение в организации, прогнозы);
— определение основных направлений развития организации.
Эксперты могут давать оценки различных типов:
— качественные: каковы возможные пути развития организации и ее маркетинговой деятельности, какой из них наиболее предпочтителен, какие мероприятия требуются для продвижения нового товара, какими средствами рекламы лучше воспользоваться и т. д.;
— сравнительные: экспертов просят расположить новые потенциальные рынки от наиболее до наименее перспективного;
— балльные: дать общую оценку плана маркетинга по шкале отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
— количественные: ожидаемый уровень инфляции, прогнозируемая доля рынка, важность определенной цели. Точность этих оценок практически не поддается контролю.
Фактически эксперты выдвигают некоторую гипотезу и дают оценки в соответствии с ней. Поэтому экспертные оценки можно отнести к поисковым исследованиям.
Для экспертиз, связанных с маркетинговыми исследованиями, привлекаются:
— специалисты по маркетинговым исследованиям,
— работающие в организации;
— реже — по соображениям конфиденциальности внутрифирменной информации — работающие в других организациях;
— работающие в специализированных организациях,
— занимающихся консалтингом и маркетинговыми исследованиями;
— ученые из университетов и других учебных заведений[36];
— менеджеры организации-заказчика исследований (они могут дать точную оценку и прогноз ситуации в своей организации);
— торговые работники организации;
— торговые посредники;
— оптовые покупатели.
Последние три категории экспертов способны достаточно точно оценить потенциал рынка и перспективы рыночной деятельности в том или ином регионе. Их оценки незаменимы при работе на малых сегментах или при недостатке статистических данных.
Часто заказчик исследований может направить их по нужному руслу, основываясь на своем опыте[37].
Однократные экспертные опросы
Однократные опросы обычно заключаются в том, что эксперты заполняют специально составленные анкеты. Далее полученные оценки усредняются (в простейшем случае для количественных оценок берется среднее значение, а для качественных — медиана или мода).
Если в опросе предполагается указать вариант развития событий или назвать наиболее пригодную для фирмы стратегию, то при обработке анкет подсчитывается количество упоминаний каждого из вариантов.
Если требуется дать словесную оценку качеству проведенного исследования или выполненной работы, то эксперт предоставляет рецензию, в которой высказывает свое мнение и замечания. Эта рецензия прикладывается к пояснительной записке об исследовании, чтобы заказчик мог с ней ознакомиться. При публикации научных работ также требуются рецензии. Они не приводятся в самой публикации, но служат гарантией ее качества. В монографиях, учебных пособиях и методических указаниях указывается имя рецензента. При публикации в журналах оно обычно не указывается, но наличие рецензии специалиста является необходимым условием опубликования.
Групповые опросы связаны с обсуждением поставленных проблем или вопросов и последующим высказыванием мнений.
При проведении групповых экспертных опросов возникает ряд проблем. Обычные обсуждения, которые, в принципе, призваны получить единое мнение на основе достигнутого согласия между отдельными экспертами, как правило, не дают ожидаемого результата. Это объясняется тем, что участники обсуждения не желают отказываться от точек зрения, ранее высказанных ими публично. Если же согласие и достигнуто, то оно может быть обусловлено взаимным влиянием мнений экспертов.
Поэтому опросы все чаще проводятся анонимно.
Метод"дельфи"
Метод"Дельфи", первоначально примененный в 1940-х годах, получил свое название от древнегреческого города Дельфы, знаменитого своим оракулом — советом мудрецов, на котором тщательно обсуждались предсказания, даваемые пифией, перед тем, как их обнародовать.
Экспертные опросы проводятся в несколько туров. Процесс выработки суждений экспертами управляется исследователями с помощью обратной связи.
Прямое обсуждение заменяется обменом информацией и мнениями с помощью анкет. Участники не только высказывают свое мнение, но и обосновывают его. Собранная информация анонимно передается для повторного осуждения.
Если требуется, например, оценить объем прибыли от комплекса маркетинговых мероприятий, то опрос производится следующим образом.
1. Эксперты определяют свою количественную оценку и дают ей словесное обоснование.
2. Рабочая группа исследователей, проводящих опрос, вычисляет медиану и интерквартильную широту полученного набора оценок[38]. Между первым и третьим квартилями по определению содержится 50% оценок.
Те оценки, которые сильно отличаются от медианной (то есть меньше первого или больше третьего квартиля), просят пересмотреть. Для этого участникам опроса передаются в анонимной форме противоположные оценки и их обоснования.
3. Второй тур опроса. Эксперты передают исследователям пересмотренные оценки, а также обоснования пересмотра или причины отказа от пересмотра.
4. Исследовательская группа повторно вычисляет квартили и медиану. Экспертов снова просят рассмотреть оценки и их обоснования. Авторов оценок, сильно отличающихся от медианных, просят обосновать их несогласие с аргументами, которые привели бы оценки ближе к медианной.
5. Третий тур опроса. Аналогично шагу 3.
6. Аналогичен шагу 4.
7. Четвертый тур опроса. Аналогично шагу 3.
8. Вычисляется медиана и интерквартильная широта. Принимается, что это конечный результат всей процедуры.
На практике иногда случается, что консенсус среди экспертов достигается уже на втором туре. Тогда процесс завершается досрочно.
Метод успешно применяется
— при определении стоимости сложных проектов;
— при выявлении основных причин происходящих событий;
— для определения путей решения сложных маркетинговых проблем (например, увеличения объема сбыта).
Метод мозговой атаки
В этом методе происходит коллективное обсуждение идей группой экспертов. Поэтому метод напоминает фокус-группу.
Перед началом обсуждения следует точно сформулировать проблему и основной решаемый вопрос.
В процессе обсуждения следует обеспечить свободное высказывание идей. Для этого
— принимаются меры к запрещению любого рода критики высказываний;
— сообщается, что результаты обсуждения считаются плодом коллективного труда всей группы.
С помощью этого метода успешно решаются следующие задачи:
— формулировка полного набора альтернатив для принятия решения (обычно это касается стратегических вопросов, возможных направлений развития);
— выявление полного набора методов, применяемых для решения имеющейся проблемы;
— определение полного набора важных факторов, учитываемых при выборе оптимального решения.
Проведение экспертных опросов
Перед началом экспертного опроса следует четко определить его цели, сформулировать требующую разрешения проблему. Часто оказывается, что проблема разбивается на ряд специфических подпроблем, требующих решений, относящихся к различным областям маркетинга (ценообразование, реклама, разработка продукта). Для их решения требуются эксперты различных направлений.
1. Определение количества привлекаемых экспертов. Для решения этой задачи часто используется практический подход. Он основывается на следующих соображениях.
— Экспертов не должно быть мало, чтобы не было сильного влияния отдельного эксперта на общий результат.
— Большая численность экспертной группы не всегда повышает достоверность оценок.
— Высококвалифицированных экспертов достаточно мало.
— Нижняя граница количества экспертов должна быть не меньше, чем количество принимаемых решений. Верхняя граница определяется количеством экспертов, которых может пригласить фирма, организующая опрос.
2. Квалификация приглашаемых экспертов может быть оценена различными методами.
Оценка квалификации эксперта обычно представляет собой некоторое число. Оно используется в качестве веса при определении итоговой оценки как средневзвешенной индивидуальных оценок.
Для определения весов используется ряд способов.
— В простейшем случае все веса равны 1.
— Лицо, принимающее решения, назначает больший вес тем экспертам, которым больше доверяет.
— Веса назначаются на основе прошлого опыта: эксперты, которые дали неверные оценки, в дальнейшем могут вообще не привлекаться к экспертизам.
— Исследователи, проводящие опрос, выбирают ряд показателей, характеризующих квалификацию эксперта. Это могут быть:
— уровень образования;
— опыт практической работы;
— широта кругозора.
Каждый из показателей оценивается организаторами опроса, например, по десятибалльной шкале.
— Самооценка проводится на основе заполненной экспертом анкеты. В нее включаются вопросы об общем стаже работы, стаже работы по проблеме, уровне образования, занимаемой должности. Кроме того, экспертам предлагается проставить общую субъективную самооценку по десятибалльной шкале. Для каждого значения этой оценки даются пояснения, например, 10 баллам соответствует большой опыт решения проблем, сходных с данной, а 3 баллам — специализация, не связанная с данной проблемой. Опубликован ряд работ, показывающих наличие прямой зависимости между средней самооценкой в группе экспертов и точностью даваемых ими прогнозов.
— Оценка коллег по экспертной группе. Каждому эксперту предлагается проставить балльные оценки своим коллегам по экспертной группе.
Каждый из приведенных методов оценки можно критиковать. Например, оценка коллег по экспертной группе будет точной только в том случае, если они хорошо знают друг друга и не имеют сугубо личной антипатии друг к другу. Поэтому иногда просто осуществляют тщательный отбор экспертов и считают их всех равнокомпетентными.
Для обобщения всех полученных оценок Е.П. Голубков предлагает вычислять вес эксперта по формуле:
где vi,И, vi,C, vi,O — балльные оценки, данные эксперту исследователями, проводящими опрос, балльные самооценки и балльные оценки, данные коллегами, соответственно; VИ
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы маркетинговых исследований предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
30
Иногда исследования подобного типа называются разведочными. Следует признать, что это название довольно точно отражает их суть.
31
Известен случай, когда новую специальную бумагу хотели снимать с производства из-за незначительного объема продаж, но при детальном рассмотрении вопроса выяснилось, что об особых свойствах этой бумаги знал только один продавец и только один покупатель. Рекомендации исследователей: обучить продавцов.
32
На основе экспериментальных данных была построена кривая зависимости количества приобретаемых прохладительных напитков от температуры.
33
Известен случай, когда производитель детских книг ощутил резкое и значительное уменьшение объема продаж. Качество книг оставалось высоким, цены не изменялись. Далеко не сразу появилась идея опросить учителей и библиотекарей, которые имеют дело с детской литературой. Оказалось, что правительство выделило большие средства на покупку детских книг, которые стали легкодоступными в библиотеках.
34
Лебедев П.А. Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. — М.: Проспект. — 2016. — 144 с.
35
Вот основные черты, которыми должен обладать модератор:
— обучаемость — способность быстро понять, что требуется заказчику исследований, о чем говорят участники обсуждения;
— черты"дружественного лидера" — способность установить контакт с аудиторией за 10 минут, эмпатия — умение снять напряжение у участников;
— умение не переходить на чисто технические вопросы.
— черты хорошего слушателя и хорошая память;
— гибкость — умение не пропустить неожиданные повороты обсуждения;
— умение хорошо излагать свои мысли — потребуется составить отчет.
36
Практика свидетельствует, что высокая квалификация эксперта обуславливается его опытом реальной работы. Во многих случаях оказывается, что, если эксперт занимается только экспертизами, он быстро теряет свою квалификацию.
37
Пример, ставший классическим. В одном из опросов исследовалось потенциальное количество зрителей новой программы кабельного телевидения для музыкальных и театральных передач. Согласно результатам анкетирования, 20% владельцев телевизоров выказали желание подписаться на подключение данной программы.
Менеджер организации-заказчика исследований считал, что многие из респондентов на самом деле не будут смотреть подобные передачи.
Возникла гипотеза, что опрашиваемые
— хотят подчеркнуть свое участие в важном деле — голосовании;
— преувеличивают свое стремление к новому;
— хотят порадовать интервьюера;
— хотят казаться богатыми;
— хотят казаться интеллигентными и культурными.
Поэтому в анкету были внесены так называемые фильтрующие вопросы типа: когда Вы последний раз были в театре, в зоопарке, музее. Откорректированный с помощью этих вопросов результат был равен 1% — в 20 раз меньше! Практика показала, что эта оценка оказалась точной.
38
Для расчетов можно пользоваться, например, формулами MS Excel =МЕДИАНА(блок ячеек) и =КВАРТИЛЬ(блок ячеек; номер), где блок ячеек содержит исследуемый набор оценок, номер равен 1 и 3 для первого и третьего квартилей соответственно. Интерквартильная широта вычисляется как разность между значениями третьего и первого квартилей.