Жизнь как полёт. Летопись военного летчика

Николай Авдеенко, 2020

Автор Николай Парфенович Авдеенко – заслуженный военный летчик Российской Федерации, генерал-майор авиации ФСБ, экс-командующий авиацией Тихоокеанского пограничного округа, ветеран боевых действий – принадлежит к послевоенному поколению, людям, чьи отцы воевали и передали сыновьям обязанность и право защищать нашу Родину. Он рассказал о своей жизни, наполненной удивительными, а порой и почти невероятными, событиями, судьбоносными встречами с разными людьми, в том числе и выдающимися. В его пристальном и пристрастном взгляде отразились история воздушных сил государства, события трудных девяностых годов, которые пережила страна, и семейные предания. Выросший в небольшой белорусской деревне, в многодетной семье, осуществивший свою заветную мечту – летать на самых скоростных современных самолетах, Николай Парфенович достиг значительных высот в прямом и переносном смысле. Книга предназначена не только сослуживцам и товарищам по оружию, а также отпрыскам мощного рода Авдеенко – детям, внукам, племянникам и иным родственникам – она, несомненно, будет интересна и поучительна для всех, кому не безразличны свидетельства очевидцев и участников нашей современной жизни и не столь уж далекой истории страны. Мемуары снабжены фотографиями разных лет, что помогает осмыслить повествование и увидеть ретроспективу неординарной человеческой судьбы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь как полёт. Летопись военного летчика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Некоторые справочные данные

История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.

Н.М. Карамзин

О фамилии

В России есть исследовательский центр «История фамилии». К одному из дней рождения мне друзья подарили вот такое исследование. Привожу дословный текст этого центра.

«История фамилии Авдеенко неразрывно связана с историей становления государственности восточных славян, культурой и традициями славянских народов. Поэтому каждый представитель этой фамилии может по праву гордиться предками, своим трудом создавшими славу и величие родного Отечества. Фамилия Авдеенко происходит из юго-западных областей Российской империи и входит в число старинных славянских фамилий, первые упоминания о которых относятся к XVII в.

В языческий период славянской истории наши предки носили имена, которые имели, как правило, исконно славянское происхождение. С принятием в 988 г. христианской религии древние русичи получили и новый именник, который восходил к Ветхому и Новому заветам и складывался на протяжении почти тысячелетия на базе древнееврейского, древнегреческого и латинского языков. Кроме того, за этот период в христианский именник было включено и большое число имён древнегерманского происхождения. В православии все эти имена были объединены в единый канон, называемый святцами. В честь святых, упоминаемых в этих святцах, и стали крестить на Руси новорождённых детей. Разумеется, церковные имена — непривычные по звучанию и непонятные по смыслу — проходили в славянских языках своеобразную обработку, пока не начинали звучать более удобно для славянской речи.

Именно так и появилась русское крестильное имя Авдей. В такой форме на Руси стали употребляться каноническое христианское имя Авдий, которое в переводе с древнееврейского означает «слуга Господа». Это имя включено в православный именник в честь святых, именины которых празднуется Православной церковью 18 сентября и 2 декабря.

Авдеенко — Авдей — Авдий — «слуга Господа».

Уже в первые века распространения на Руси христианской религии имя Авдей практически вытеснило из употребления каноническую форму (Авдий) и получило статус полного имени. Фамилии, образованные от полной формы имени, принадлежали в основном представителям социальной верхушки, знати или семьям, пользовавшимся в данной местности большим авторитетом, которых соседи уважительно звали полным именем (в отличие от представителей других сословий, называемых как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами). Например, Авдей Глущенко, белоцерковский казак, 1654 г.; Авдей Артемьев, пятидесятник, Москва 1682 г. Авдей Григорьев сын Хромова, крестьянин Калиновской слободы, 1702 г. В каждом регионе фамильные прозвания образовывались согласно местной традиции. Патронимический суффикс — енко, ныне ошибочно называемый украинским, во время Киевской Руси означал «маленький» или «сын такого-то»: иными словами, прозвание «Авдеенко» понималось как «сын Авдея». Так, в реестре войска Запорожского 1649 года (гетманом это время был Богдан Хмельницкий) упоминаются: Матяш Авдеенко, казак черкасского полка и Яцко Авдеенко, казак корсуньского полка. Позднее этот древний суффикс перестал пониматься буквально и сохранился лишь в качестве фамильного. С этим связана распространенность таких фамилий на Украине, юго-западе России и в Белоруссии, то есть бывших южных землях Киевской Руси, входивших позднее (до второй половины XVII в.) в состав Речи Посполитой, где процесс образования восточнославянских фамилий начался раньше всего. Но уже на рубеже XIX–XX вв. эта фамилия была известна не только в белорусско-украинских губерниях, но и во многих иных землях Российской империи, в том числе в Поволожье, в южной Сибири и на Дальнем Востоке.

Интересно, что и в годы Великой Отечественной войны более 780 представителей фамилии Авдеенко за проявленную в боях воинскую доблесть были представлены к правительственным наградам. Причём почти все они были уроженцами не только белорусско-украинских земель, но и южных регионов бывшей Российской империи, а также Поволжья, Урала, Южной Сибири и северного Казахстана. Это связано с тем, что в разные исторические периоды сюда переселилось большое число выходцев из западных земель восточного славянства: во время формирования Донского, Уральского, Оренбургского казачества, а также в XVIII–XIX вв., когда происходило активное заселение этих земель представителями разных сословий — выходцами из западных губерний Российской империи.

За многие века существования на Руси православия христианские обряды и обычаи стали основой духовной жизни восточных славян. И одним из таких замечательных памятников славянской истории и культуры, соединившись христианские обычаи и древние традиции восточных славян, является фамилия Авдеенко».

«Исследовательский центр «История фамилии»

Данные о семье нашего отца П.Т. Авдеенко на 1 января 2019 года

Авдеенко Парфен Трофимович. 25.10.1902–23.09.1983

Авдеенко (Михайлова) Дарья Степановна. 8.03.1908–19.08.1996

Повракова (Авдеенко) Полина Парфеновна. 01.07.1927–16.10.2016

Другакова (Авдеенко) Прасковья Парфеновна. 27.11.1929–22.03.2002

Авдеенко АлександрПарфенович. 15.12.1931–19.01.2013

Никитенко (Авдеенко) Ольга Парфеновна. 20.05.1934–18.10.1995

Хитрикова (Авдеенко) Антонина Парфеновна. 27.11.1937–19.08.2014

Игнатова (Авдеенко) Мария Парфеновна 11.06.1939

Авдеенко Иван Парфенович. 29.12.1942–16.11.2004

Авдеенко Николай Парфенович.8.10.1947

Авдеенко Михаил Парфенович. 14.09.1951

Описание герба

Семейный герб создан Авдеенко Николаем Парфеновичем в 2009 г.

В основу герба и всей родословной положена история семьи моих родителей Авдеенко Парфена Трофимовича и Дарьи Степановны. Герб содержит одиннадцать лучей — по количеству лиц в семье. В центре щита зеленое поле олицетворяет наше происхождение из крестьян. Справа — белорусский орнамент. По разрешению семейного совета над полем помещен самолет в связи с созданием Герба мной генерал-майором авиации ФСБ. Колосья и муаровая лента с фамилией и лозунгом традиционные атрибуты герба.

После учебы, развития и совершенствования своих способностей я выяснил и записал прадедушек по линии отца до восьмого колена. Вот они.

Мужская родословная по моему отцу

1-й уровень: ПАРФЕН ТРОФИМОВИЧ. 25.10.1902–23.09.83, деревня Малое Бушково; девять детей, из них пять дочерей и четыре сына; землепашец и портной.

2-й уровень: ТРОФИМ ДАНИЛОВИЧ. 5.12.1862 — 20.08.1929, деревня Малое Бушково; четверо детей: два сына и две дочери; землепашец и портной.

3-й уровень: ДАНИЛА СТЕПАНОВИЧ. 10.09.1830–20.04.1890, деревня Малое Бушково; пять детей: четыре сына и одна дочь; землепашец и портной.

4-й уровень: СТЕПАН АНТОНОВИЧ. 8.09.1800–15.06.1870, деревня Хоньковичи, четверо детей: сын и три дочери; крепостной, землепашец.

5-й уровень: АНТОН ЗОСИМОВИЧ. 8.01.1776–11.09. 1850, деревня Сухари; пятеро детей: три сына и две дочери; крепостной, землепашец.

6-й уровень: ЗОСИМ ЛАГОДЬЕВИЧ. 5.10. 1745–21.04.1810, деревня Сластёны; трое детей: сын и две дочери; крепостной, землепашец.

7-й уровень: ЛАГОДЯ НИКОЛАЕВИЧ. 13.03.1720–10.03.1790, деревня Сухари; трое детей: сын и две дочери; крепостной, землепашец.

8-й уровень: НИКОЛАЙ. 9.05.1690–10.09.1770, проживал в деревне Сластёны; пятеро детей: два сына и три дочери; православный священник, гонимый польскими католиками. Является моим покровителем.

И, наконец, последнее, что я хочу сказать в предисловии к этой книге. Пишу эти слова, находясь на плато Путорана в ста километрах на юго-восток от заполярного города Норильска. Недалеко, на юге плато — центр России. Это древнее энергетическое место, где располагалась территория древней цивилизации гипербореев и ариев. Здесь найдены колоссальные артефакты, которым современная наука не может дать комментариев и даже боится их давать. Ибо тогда разрушается якобы стройная, придуманная история развития уже нашей, современной, цивилизации.

Мы выполняем групповые радиальные выходы на плато. Втроем — старшая Наталья, Марина и я, отклоняясь от группы, определяем энергетические места: стодвадцатилетние стойбища эвенков, места шаманов, древнего храма Лады, наблюдаем северное сияние и наполняемся новой энергией и любуемся сказочными, завораживающими картинами пейзажа.

Поездка началась 14 сентября 2017 г. Вылет самолетом Владивосток — Москва (Внуково). Прилет в 14 часов Москвы. Сборы.

Вылет в 4 утра 15.09.17 на Сургут. Пересадка. И далее три часа полета на Ан-24 красноярских авиалиний до Норильска. Ночевка. Ожидание отставшего багажа Марины. 16 сентября в 13 часов вышли на катере по реке Норилке на юго-восток, далее по озеру Лама к плато Путорана на базу Буносяк белого шамана Олега Крыжевского. Переезд длился шесть часов. Мы встретились с Олегом, побеседовали отдельно о том, что нас интересовало, и начали выполнять подъемы. Здесь мы посетили местную баню. Я попарил дочерей и два раза нырнул в ледниковую воду озера Лама. Планируем посетить еще два очень значимых места — храм Лады и, даст бог, место её самой. 23 сентября отправляемся в обратный путь; 24-го — экскурсия по Норильску и Дудинке. Посещение этнографического музея. 25-го утром летим на Москву и вечером с Внуково возвращаюсь во Владивосток.

На третий день на плато Наталья написала вот такие строки.

Раскинулось над нами плато Путорана.

И небо манит вдаль бездонной синевы.

Шайтан-гора глядит на нас лицом шамана,

И Ламы зеркало показывает жизни сны.

Разлито золото у лиственниц безмолвных.

Ручьи журчат, и скалы плачут на века.

Брусничные поля лишь ветер щекотит холодный,

Багульник царственный качает на камнях.

Здесь в Сердце мира, Красота России

Тиха, скромна и глубока,

Своей Любовью Землю обнимает

Лелеет Радость в душах детских, что растут пока.

И не страшны ей льды Таймыра —

В ней вечны Сила и Любовь.

Полощет ночью небо зеленью эфира,

И ангелы танцуют хороводы вновь.

Кто видел это Чудо Света,

Того Душа летит с восторгом в высь!

Навечно в Сердце теплота разлита эта

И каждый новый вздох рождает Жизни мысль.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь как полёт. Летопись военного летчика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я