Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 15 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВОЗДАЯНИЕ
В какую меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе. Иисус Христос (Спаситель)
Бог (Отец)
Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Втор.32:35).
Иисус Христос (Спаситель)
Притча о талантах
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня, был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:1—46).
В какую меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе (Мф.7:2).
Притча о злых виноградарях
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего, и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его, и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф.21:33—46).
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною (Лк.19:12—27).
Апостол Лука
Богач и лазарь
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16:19—31).
О награде ученикам Христа
Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк.18:9—14).
Притча о злых виноградарях
И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили.
Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу (Лк.20:9—19).
Апостол Павел
О втором пришествии Христа
Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес.1:3—12).
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная (Рим.6:23).
Святой Антоний Великий
По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса. Души человеческие получают за добродетель награды, а за грехи — наказания.
Святой Макарий Великий
Воздояние Любви
Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою, кто однажды уверовал в Бога, тому прилагает небесную веру, и человек делается сугубым. Поэтому как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить и молиться чисто.
Святитель Василий Великий
Тогда воздаст каждому по делам его
Если Сын не Господь Суда, чтобы одних облагодетельствовать, а других наказать, то как же Он говорит: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.5:22)? И в другом месте: Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мк.2:10)? И еще: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18). А Петру сказал:…дам тебе ключи Царства Небесного (Мф.16:19), и ученикам: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28).
Поэтому вопрос решается на основании самого Писания, потому что и Спаситель сказал:…тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27), и в другом месте: …изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин.5:29), а также и апостол: …всём нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). Поэтому от приемлющих зависит сделать себя достойными сидения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может это дать, хотя бы и несправедливо было прошение.
Преподобный Марк Подвижник
Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь
Господь не сказал Адаму: в оньже день снесте, Я умерщвлю вас, но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: в онъже аще день снесте, смертию умрете (Быт.2:17). И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, незнающие духовного закона.
Мы должны помнить, что если возненавидим кого-либо из единоверных, как злого, то и Бог возненавидит нас, как злых, и если кого-либо отвергаем от покаяния, как грешника, то и мы будем отвержены (Богом), как грешники, и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших. Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос сказал нам: не судите, и не судят вам, не осуждайте, да не осуждени будете, отпущайте и отпустится вам (Лк.6:37). Зная сей закон, Святой Апостол Павел явно говорил: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим.2:1). И Пророк, не зная сего, так взывал к Богу: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Пс.61:13) и другой Пророк от Лица Божья говорит: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Втор.32:35).
Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду. Это мы можем познать и из Св. Писания, разве те, которые погибли под разрушившеюся башнею Силоамскою, обрушивали на других башню? Или пленники, отведенные на покаяние в Вавилон на семьдесят лет, брали в плен других на покаяние? Не таковы наказательные случаи, но как воины, если они будут обличены в каком-либо преступлении, подвергаются наказанию биения, но не то самое зло терпят, какое сделали, так и все мы бываем наказываемы постигающими нас скорбями своевременно и прилично к покаянию, но не подобообразно, ни в тоже время, и ни теми же вещами. Это, то есть, отсрочка времени и несходство постигающих нас скорбей с нашими винами и приводит многих в неверие правде Божьей.
Вина всякого скорбного случая (встречающегося с нами) суть помыслы каждого из нас: мог бы я сказать, что и слова, и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение. Общение же бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Чрез общение мы воспринимаем друг друга, даже и тех, кого не знаем, а за принятием на себя (ближнего) необходимо следуют скорби, как говорит Божественное Писание: поручаяйся за своего друга, врагу предает свою руку (Притч.6:1). Так каждый терпит постигающее его не за себя только, но и за ближнего — в том, в чем он принял его на себя.
Иной говорит истину и бывает за то ненавидим безумными, иной лицемерит, и бывает за то любим: однако ж ни одно из этих воздаяний не бывает продолжительно. В свое время Господь воздаст каждому должное.
Желающий избавиться от будущих горестей, должен охотно переносить настоящее. Ибо, таким образом, мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби, избежит великих мучений.
Всевидящий Бог как за дела распределяет нам достойные участи, так и за помыслы и произвольные намерения.
Как делами и словами обнаруживается мысль, так и сердечными действиями (к чему влечет, в чем вкус находит, предуказывается) будущее воздаяние.
Произвольно сея злое и против воли пожиная оное, мы должны дивиться правде Божьей.
Между сеянием и жатвой определено быть некоторому промежутку времени. Но по сей причине, мы не должны не верить воздаянию.
Святитель Григорий Нисский
Ты ищешь угодить людям? То мзда за благодеяние твое уже выплачена тебе похвалами от людей
Тайное движение греха Господь называет греховным деянием. Потому и заповедует Он не гоняться за похвалами от людей и не стыдиться бесчестья от них: ибо милующих бедного, но требующих воздаяния на земле Писание лишает награды на небесах (Мф.6:1). Ведь если ты ищешь угодить людям (Гал.1:10) и ради того даешь милостыню, чтобы тебя хвалили, то мзда за благодеяние твое уже выплачена тебе похвалами от людей, чрез которых ты явил милость. Так не ищи же награды на небесах, оставив деяния на земле, и не жди чести от Бога, ведь ты уже получил ее от людей. Жаждешь бессмертной славы? Открой втайне жизнь свою Могущему дать то, чего ты жаждешь. Боишься вечного стыда? Бойся Того, Кто обнажит дела постыдные в день Судный. Но как же Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16)?
Ибо Он повелевает последующему заповедям Божьим все, что бы он ни делал, делать, имея в виду Его одного и Ему единому угождать, не домогаясь никакой славы от людей, но бегая их похвал и тщеславия, показывая же всего себя жизнью и делами, чтобы зрители их, как сказал Господь, не «подивились старающемуся проявить себя», но прославили Отца вашего, иже на небесех. Ибо к Тому повелевает Он относить всякую славу и по воле Того совершать всякое дело, у Кого припасена и награда за добрые дела. Тебе же Он велит отвращаться от всякой молвы и земной известности. Кто ее ищет и к ней направляет течение жизни, не только лишается вечной славы, но пусть ожидает и наказания. Ибо Он говорит: Горе, егда добре рекут вам ecu человеци (Лк.6:26). Беги же всякой человеческой почести, предел которой вечный позор и бесчестие. Стремись к вышним похвалам, о чем говорит Давид: от Тебе похвала моя (Пс.21:26), и: о Господе похвалится душа моя (Пс.33:3).
Блаженный же апостол даже тому, кто ест, велит вкушать предложенную пищу не с небрежением, но прежде воздавать хвалу Давшему средства к жизни. Так, навек повелевает он ни во что считать славу от людей, искать же только славы от Бога. И того, кто поступает так, Господь именует верным, желающего же чести здесь причисляет к неверным: како, говорит Он, вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете? (Ин.5:44).
Евфимий Зигабен
Толкование Евангелия от Матфея
Глава 25
Стих 1. Тогда уподобися Царствие Небесное десятим девам…
Царством Небесным здесь называет, собственно, то, что имеет тогда случиться в Царстве Небесном, а девами — вообще сохраняющих девство, будут ли то мужчины или женщины. Следует заметить, что в предыдущей притче Христос учил, как нужно пользоваться всем вообще в отношении к сослужителям, а в этой говорит о пользовании в частности одним только имением. Представляет в этой притче дев уже после того, как показал, что девство есть нечто великое, говоря: суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго (Мф.19:12). Действительно, это дело великое, поэтому оно и не поставлено законом в необходимость, но предоставлено свободному выбору людей: могий вместити да вместит (19:12). А здесь желает показать, что и этот великий подвиг без милостыни не приносит пользы совершающему его.
Стих 1. Яже прияша светилники своя и изыдоша в сретение жениху.
Девичий светильник — это чистота, происходящая от девства. Жених — Христос, как сильно любящий и сильно любимый. Вышли навстречу, потому что ожидали этой встречи.
Стих 2—4. Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елея: мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими.
Елеем называет добродетель милосердия. Справедливо тех назвал неразумными, потому что они, победив сильную и пылкую телесную страсть и перенеся больше труда, были побеждены скупостью, между тем как та борьба — жестокая и насильственная. Других же назвал мудрыми, потому что они не подверглись тому, чему подверглись неразумные. Григорий Богослов в некоторых из вышеприведенных слов находил повод побуждать к крещению, но то и другое объяснение — хорошо.
Стих 5. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху…
коснящу по причине замедления Второго Пришествия. Под дреманием здесь нужно разуметь последнее издыхание, а под сном — смерть.
Стих 6. Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его.
Сказал: в полночь, или опять указывая на внезапность и неожиданность, или показывая, что воскресение мертвых будет ночью. То, что здесь названо воплем, апостол Павел назвал повелением и гласом Архангела (1Сол.4:16). Исходите, т.е. из гробов.
Стих 7. Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя.
Встали все, но украсили светильники свои мудрые, и украсили их, конечно красотой елея.
Стих 8. Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светилницы наши угасают.
Неразумно было также и надеяться получить там для украшения своих светильников елея, который был приобретен другими. Угасают — помраченные тьмой немилосердия. Немилосердных многие называют иногда темными.
Стих 9. Отвещаша же мудрыя, глаголюща: еда како не достанет нам и вам…
Это было вполне благоразумно. Слова эти показывают, что никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно ее для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут. Это показывает ответ их.
Стих 9.…Идите же паче к продающим и купите себе.
Так как они по разумной причине не могли дать, то по человеколюбию подают им совет. Продающие — это нищие, но в такое время они не продают.
Стих 10. Идущым же им купити, прииде жених…
Пытались уйти, но не могли. И эти слова показывают, что тогда бесполезно будет стремление к добродетели.
Стих 10.…И готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери.
Брак есть общение Царства Небесного и жизнь со Христом.
Стих 11. Последи же приидоша и прочыя девы, глаголюща: господи, господи, отверзи нам.
Думают, как девы, войти.
Стих 12. Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас.
«Я не узнаю, — говорит, — вас, так как светильники ваши потухли». Под знанием разумей здесь признание своими. Ни одного немилосердого не признает Своим милосердый Христос. Увы! после стольких трудов, после такой борьбы, после стольких знаков победы над неразумной природой они отвергнуты за немилосердие. Если же кто-либо, будучи немилосердным, не имеет также и девства, то какого осуждения он ни будет достоин? Нет нужды до подробности исследовать в этой притче, почему именно десять дев, какие их сосуды, что это за брачная дверь и т. п., как часто уже говорилось и в отношении к другим притчам. В этой же главе (46 ст.) написано, что сначала грешники пойдут в муку вечную, а потом праведники — в жизнь вечную, а в настоящем месте, по-видимому, наоборот: сначала вошли мудрые девы, а после уже были отвергнуты неразумные.
Но ты не предполагай здесь противоречия: то место подробно говорит о порядке, а это имеет в виду другую цель, именно: показать только, что не спасет и девство, если не будет соединено с милосердием, — что добродетель одного не поможет тогда другому, — что стремление к добродетели в это время уже будет напрасно, что сами осужденные, хотя бы и сильно умоляли, не преклонят на милость Судью. Все же остальное присоединено сюда только для того, чтобы убедительнее была притча. Не сказал даже того, что неразумные были отосланы для наказания, потому что здесь не рассуждает об этом подробно.
Стих 13. Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет.
Часто присоединяет это, показывая, что вследствие неизвестности последнего дня и часа весьма необходимо постоянно помнить об этом.
Стих 14,15. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его…
Эта притча подобна вышеприведенной о верном и благоразумном рабе, но только иначе выражена. Она говорит о тех, которые получили от Бога дары учительства (названные здесь талантами вследствие драгоценности своей), и затем или воспользовались ими и принесли прибыль, или же закопали и потому не принесли никакой прибыли. Итак, говорит, что Сын Человеческий позвал рабов Своих, подобно человеку, отправляющемуся в чужую страну, и одному дал пять талантов, т.е. много, потому что дары учительства различны, как исчислил их апостол Павел, — другому дал два таланта, т.е. мало, а третьему — только один. Рабами этими можно назвать епископов и учителей церковных. Далее присоединяет и причину неравенства в распределении, именно: силу и способность каждого.
Стих 15. И отыде абие, т.е. и оставил их работать.
Подобно тому, как в притче о винограднике сказал, что хозяин отдал его делателям и отлучился, так и здесь говорит, чтобы показать его долготерпение из того, что он не тотчас же требует. Некоторые отправлением этим называют Вознесение Спасителя на небо.
Стих 16,17. Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант: такожде и иже два, приобрете и той другая два
Удвояют вверенные им дары все, идущие для спасения своих учеников и делающие их в свою очередь учителями других. Кто хорошо поступает и право учит, тоже удвояет вверенные ему таланты.
Стих 18. Приемый же един, шед вкопа (его) в землю и скры сребро господина своего.
Под землей разумей его самого; в себе он скрыл данное для делания, так что не принес пользы ни себе, ни другим.
Стих 19. По мнозе же времени прииде господин раб тех и стязася с ними о словеси.
Приходит, т.е. во время Второго Пришествия, поэтому и сказал: по мнозе времени. Стязася о словеси — значит: требует отчета.
Стих 20. И приступль пять талант приемый, принесе других пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се, другия пять талант приобретох ими.
Прибыль составляют приобретенные его старанием и принесенные в дар Богу, как своего рода плоды.
Стих 21. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю…
Удостою тебя многих милостей. Сделаю участником многих благ.
Стих 21. …Вниди в радость господа твоего.
Именем радости обозначил всякое блаженство.
Стих 22,23. Приступль же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми еси предал: се, другая два таланта приобретох има. Рече (же) ему господь его: добре, рабе благий и верный, о мале (ми) был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего.
Стих 24,25. Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек, жнеши идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых талант твой в земли: (и) се, имаши твое.
Жестокий, т.е. строгий. Он думал, что одно только усердие людей, заботящихся о прибыли, даже без помощи Божией, может сделать все. Такое именно оправдание приведено в притче, чтобы показать, что подобные люди не дадут разумного оправдания и все, чем они будут оправдываться, будет обращено против них. Слушай, что дальше следует.
Стих 26,27. Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою.
Господь говорит так не потому, что тот сказал правду, — так как без Него ничто не совершается праведно, — но ведет речь условно и как бы так говорит: «Если бы Я даже и был таким, — что, впрочем, неверно, — однако так как ты знал Меня таким, то тем более следовало тебе отдать Мой дар знающим различать добро от зла (их называя здесь торжниками); следовало тебе научить, внушить, посоветовать, сделать все с своей стороны, а остальное предоставить Мне, именно взыскание; следовало тебе сделать по крайней мере более легкое, а более трудное предоставить Мне». Ссуда есть учение, а прибыль такой ссуды — умножение добродетелей. Прибылью назвал всякую вообще пользу, получаемую от жизни вместе с другими.
Стих 28,29. Возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него.
Повелел лишить его дара учительства, — который вообще назвал здесь талантом, — и честь эту предоставить, как бы в придачу имеющему десять талантов. Всякому, имеющему усердие и заботливость, будет дана честь даже больше той, которая следует ему, а от не имеющего ни усердия, ни заботливости, отнимется даже дар учительства, так как он не пользуется им.
Стих 30. И неключимаго раба вверзите в тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй ушы слышати да слышит.
Не ограничил наказания только отнятием, но отослал даже для нового наказания, называя его неключимым, то есть негодным, как бесполезного и нерадивого. Смотри, какое страшное дело. Наказывается не потому, что сделал зло, но потому, что не сделал добра: уклонися, сказано, от зла и сотвори благо (Пс.33:15). Помещенная в девятнадцатой главе (13 ст.) Евангелия от Луки притча о десяти минах — совершенно другая, хотя и сходна во многом. Там дары были равные, но прибыли и награды не равные. Эта притча рассуждает о различных дарах учительства, сообщенных не в равной степени, а та — о различных дарах, но сообщенных в одинаковой степени.
Стих 31. Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея.
Опять говорит о Втором Своем Пришествии, чтобы слышащие устрашались и исправлялись. Славой Своей называет ту, которая прилична Ему, как Богу, потому что первое Пришествие Его было в бесславии. Сядет, как Судия, престол славы, т.е. престол славный, царский.
Стих 32. И соберутся пред Ним вси языцы…, после того как воскреснут из мертвых, а об их воскресении уже говорил в разных местах.
Стих 32. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ.
Теперь они все вместе, а тогда тщательно будут разделены. Речь здесь об одних только христианах, что будет ясно ниже.
Стих 33. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю.
С овцами сравниваются праведники по своей кротости, покорности и плодовитости относительно добродетелей, как овцы — относительно молока и шерсти, а с козлами сравниваются грешники по своей дикости, непокорности и бесплодия, можно еще присоединить, что по причине зловония греха, а также нежелания ходить прямым путем, старания уклониться от него и ходить по стремнинам. Конечно, животные эти все, что имеют, имеют от природы, а праведники и грешники — по свободной воле, поэтому одни из них награждаются, а другие наказываются. Разделяет их, не нуждаясь в свидетелях, потому что Сам Он и Свидетель, и Судья.
Стих 34. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
О, желанный голос! О, несказанная честь! Благословенные Отца Моего, т.е. прославленные, избранные. Не сказал: «приимите», но — «наследуйте», как отеческое, как должное, как уготованное вам от создания мира. Прежде чем появились люди, оно уже было уготовано праведникам, так как Бог знает будущее. Далее высказывает и причину столь важной награды.
Стих 35,36. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне.
Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5), т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И выше (24,30) Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачутся вся колена земная, чувствуя осуждение в одной своей совести. Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам — наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, — так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания, и так как за добрые дела Он наградит, а за худые — накажет, но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам.
Отличительный признак каждого христианина есть любовь: о сем, — говорит, — разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35), а главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Самая справедливая награда для немилосердных — немилосердие, а для милосердых — милосердие. Будучи Сам милосердным — воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то, по крайней мере, те, какие можем.
Стих 37—40. Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом; или жаждуща, и напоихом; когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхом; когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь рече им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе.
Царем назвал Себя Самого, так как все подчинено Его власти. Понеже, т.е. насколько. Братьями назвал бедных или потому, что Сам Он воспринял их природу и унижение, или потому, что они переносили одинаковую с Ним бедность.
Стих 41. Тогда речет и сущым ошуюю (Его): идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его.
Видишь, людям было уготовано Царство, а огонь — демонам. Но неразумнейшие из людей, оставив то, что удостаивало Царства, предпочли то, что достойно огня, поэтому, лишившись первого, они осудили себя на второе. Далее указывает и причину наказания.
Стих 42,43. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене.
Не сказал: вы не освободили Меня от бедности, болезни и темницы, но: вы не оказали Мне необходимого, не сделали того, что легко. Сначала похваляет милосердных, указывая на нетрудность этого подвига, чтобы теми осудить этих.
Стих 44,45. Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе, тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих менших, ни Мне сотвористе. По всей справедливости милосердный наследует Царство, потому что он преуспевал в любви, которая составляет основание добродетелей и часть которой есть милосердие. А немилосердный справедливо отсылается в огонь, потому что вместо любви он преуспевал в ненависти, которая составляет основание пороков и часть которой есть немилосердие. Первый подражал милосердному и человеколюбивому Богу, а второй — немилосердному и человеконенавистнику дьаволу.
Стих 46. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.
Горе всем грешникам, но особенно — немилосердным.
Преподобный Иоанн Кронштадский
В какую меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе
Человек! премудрость, благость и всемогущество Творца, излившиеся на видимый мир и невидимый, готовы излиться всею своею бесконечностью и на тебя, если ты будешь стараться быть верным Отцу Небесному чадом, если будешь исполнять Его заповеди о любви к Богу и ближнему. Подвизайся же всеусильно, недремлемо, подвигом добрым.
Степени блаженства и мучений в будущем веке будут различны. Это доказывается и настоящим состоянием душ у различных людей или у одного и того же человека в различное время, при различных положениях. Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренне; тем лукавее, злее, самолюбивее, тем несчастнее; чем сильнее в нем вера и любовь, тем блаженнее; чем слабее, тем хуже, так что маловеры, безверы, человеконенавистники — самые несчастные люди. Поэтому разумевай и о будущих мучениях.
Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежде, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, божественные. Оказывай всякое добро ближнему в надежде, что по правде Божией возмерится тебе, в тоже меру мериши (Мф.7:2), что добро, оказанное тобою ближнему, рано или поздно в недро твое возвратится, равно как зло, сделанное тобою ему, или тотчас же или скоро в недра твои возвратится. Помни, что мы одно тело. Едино тело есмы мнози (1Кор.10:17). Помни что Бог праведен в высочайшей степени, до иоты.
Господь, как Сердцеведец, зная нашу скупость и мелочную, корыстную расчетливость в том случае, когда нам предстоит оказать гостеприимство и милость людям, от которых мы не чаем восприяти равное, — обещал воздать в день суда не только за то, что мы накормили голодного, напоили жаждущего, одели нагого, посетили больного и находящегося в темнице, но обещал награду даже за чашу студеной воды, поданной христианину или — во имя Его — неверному. Иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мф.10:42).
О, благоутробие Христово! Кто после этого не устыдится своей жестокости сердечной и скупости постыдной! Ты, исполненный всякой неправды, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией (Рим.2:3). В тоже меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе (Мф.7:2). Имей всегда в виду пример величайшего Праведника Иисуса Христа, Сына Божия, Который при праведности Своей потерпел всякую неправду над Ним людей, вознесен на крест и умерщвлен позорнейшею смертью.
Святитель Феофан Затворник
Господь: все тебе даст, что и другим
В притче о наемниках и тот, кому только один час пришлось работать, был одинаково вознагражден домовладыкой (Мф.20:1—16). Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай, не робея; милостив Господь: все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена почти вся жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви голоса Господа: Придите ко Мне все (Мф.11:28) и апостольского призвания: От имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор.5:20).
Жизнь пустынных отцов
Авва Иоанн, удалившись в глубокую пустыню, пребывал в строжайшем посте, бдении и молитве. От подвигов его ноги, остававшиеся долгое время без движения, потрескались и источали влагу с кровью… Прошло три года, и вот явился ему Ангел Господень. «Господь Иисус Христос с Духом Святым принял твои молитвы, — сказал Ангел. — Исцеляя твои язвы. Он дарует тебе в изобилии небесную пищу — познание Его и Его Слова…» И, прикоснувшись к устам и ногам аввы, Ангел исцелил его раны и, исполнив благодати знания и духовной мудрости, избавил его от чувства голода. Затем повелел ему отправиться по пустыне, посещая других братий и назидая их Словом Божиим и духовной мудростью.
Никодим Благовестник
Сотворив мир, Бог установил в нем законы, как физические, так и духовные, по которым Его Творение пришло в Бытие и гармонично существует. Любое отклонение от Закона Божия непременно повлечет за собой наказание сразу по совершению греха или с отсрочкой времени, чтобы человек мог осмыслить совершенное зло, и, обличаемый совестью, исправиться покаянием.
Бессмертный Адам после проклятия Богом за совершенное преступление, жил на земле до 930 лет, хотя грех вкушения от запретного плода познания добра и зла совершил задолго до исхода. Как действуют законы физические, все хорошо знают со школы, а как действуют законы духовные, мало кто из людей осведомлен, кроме избранных (Богом) святых. И неудивительно, потому что они сложны и непонятны большинству людей, отчего Господь призывает неведомое умом, принять верою.
Тем же, кто принимает Закон верою из любви ко Христу, и следует Его заповедям, постепенно открывается истинное ведение (познание) вещей, как они есть, а не как видят все, по причине духовной слепоты. Причинно-следственная связь, обусловленна законом воздаяния за поступки, и существует для всех людей равно, в чем каждый из нас мог неоднократно убедиться в своей жизни. И Евангелие извещает о том же:
Ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф.7:2).
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14,15).
Господь воздаст каждому по делам его (Мф.16:27).
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак.2:13).
Почему Бог сразу же по совершению греха, не наказывает человека? Потому что долготерпит по милости Своей, не обратится ли человек, не раскается ли в злых делах своих, обличаемый Гласом Его, т.е. совестью.
Суд Божий праведен и не может остаться без исполнения, потому как истинен Бог и Слово Его, глаголющее нам из Евангелия: В какую меру меришь ты Господу своему и ближнему твоему, да возмерится и тебе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 15 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других