Композиторы-романтики

Наталья Александровна Рябова

В книге в популярной форме рассказывается о жизненном и творческом пути ярких представителей эпохи романтизма в западноевропейской и русской музыке. Для широкого круга любителей музыки и учителей в качестве методического пособия по данной теме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Композиторы-романтики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782—1840)

Никколо Паганини-величайший скрипач в мире. Второго Паганини нет и не будет. Уникальное сочетание огомного таланта и особых обстоятельств жизни, которое вознесло его на вершину славы, сделало его неповторимым виртуозом и композитором в истории скрипичной музыки.

О Паганини есть много интересных произведений. Это повесть Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» и художественный фильм «Паганини: Скрипач Дьявола» (2013), в котором главную роль исполняет известный немецкий скрипач Дэвид Гаррет.

О знаменитом скрипаче сохранилось множество легенд и слухов. Известна история о том, что его мать во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына ждёт карьера великого музыканта. Получила распространение легенда о том, что он беглый каторжник, попавший в тюрьму за убийство жены и продавший душу дьяволу за искусство непревзойдённой игры на скрипке. Да и весь его внешний облик напоминал демона: пронзительный блеск чёрных глаз, длинные волосы до плеч, необычайная худоба и сгорбленная спина.

Развитию гениальности Паганини способствовали три обстоятельства. Конечно, его огромный талант, а также редкое наследственное заболевание (синдром Морфана) и неадекватность его отца. Описание внешности музыканта совпадает с внешними проявлениями синдрома Морфана: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худоба, длинные скрюченные пальцы. С особенностями пальцев отчасти и связан секрет виртуозной скрипичной техники великого итальянского музыканта.

Немалую роль в развитии таланта сына сыграл и его отец. Жадный, подверженный порочным страстям (алкоголь, карточная игра в казино) он стремился использовать сына как инструмент наживы. Он говорил ему:

— Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезьяна! Ты всё равно продан чёрту, так ты или погибнешь или обеспечишь мою старость. Я выпущу тебя перед толпой богатых господ и ты вызовешь восторг, который заставит их забыть свою скупость.

Он начал учить мальчика игре на скрипке. Но за малейший промах бил линейкой по рукам до кровоподтёков, запирал ребёнка в тёмный душный чулан и заставлял играть до тех пор, пока исполнение не будет безупречным. А до тех пор не разрешал матери его кормить. Один раз Никколо после целого дня, проведённого в чулане, потерял сознание и впал в кому. Вызвали врача, который констатировал смерть. Каково же было удивление родителей, когда в момент прощания мальчик очнулся и сел в гробу. Но это не остановило отца. Уже на следующий день он дал ему в руки скрипку.

Уже в возрасте 12 лет Паганини с огромным успехом начинает давать концерты во многих городах Италии. Вот как описано это в книге «Осуждение Паганини»:

«Робкой походкой, с таким видом, будто у него на ногах деревянные башмаки, вышел хилый мальчик с впалой грудью, угловатыми плечами и руками, достававшими почти до вывороченных наружу коленных чашечек. Лёгкий шум досады прошёл по рядам, замелькали улыбки. Никколо впервые играл перед такой большой аудиторией. Любопытство сменилось удивлением. Мальчик извлекал из огромной для его роста скрипки непомерной силы и поразительной красоты звуки. Зрительный зал не отрывает глаз от мальчика. Удивление уступает место восторгу, а на многих лицах можно видеть выражение, близкое к суеверному испугу».

Потом пошёл концерт за концертом-в церквах, трактирах, гостиницах. Жажда наживы гнала старика из города в город. Он не давал сыну ни минуты отдыха, не щадил и самого себя. Он был неожиданно ласков, даже потрепал сына по щеке и сказал:

— Знаешь, я совсем разорён, теперь в твоих руках спасение семьи. Играй, играй всюду. Соберём деньги, тогда заживём хорошо.

После одного из таких концертов у Никколо украли куртку. Придя домой, он побоялся об этом сказать отцу, но отец это заметил и спросил сына о куртке.

В гневе он выгнал его на улицу, сказав, что Никколо лжёт о том, что не знает, где куртка, а на самом деле продал её. Он велел либо принести куртку, либо деньги.

И вот маленький скрипач оказывается на улице ночью. Расстроенный и потеряный, не знающий, как поступить, Никколо идёт в казино и выигрывает большую сумму денег. Но как поступить? Вернуться домой к отцу он решительно не хотел. Но его могут ограбить на улице или даже убить. Тогда ему приходит в голову неожиданное решение: он бросает шляпу со всеми деньгами на землю и начинает играть, как уличный музыкант. Он играл, сочиняя на ходу. И в этой музыке выразились все его чувства этой ночью: и отчаяние, и страх, и ненависть к отцу. (Каприс №5) Распахнулись окна домов, люди выбежали на улицу, восторгаясь игрой музыканта. Деньги посыпались в шляпу потоком… Никколо остановил почтовую карету, и дав кучеру денег, надеялся навсегда уехать из родного города от ненавистного ему отца. Но попытка не удалась, отец подал в розыск. Полиция остановила карету и вытащила из неё спящего мальчика. Вернувшись домой, он увидел отца спокойным и ласковым как никогда…

Вскоре Никколо всё же начинает независимую от родителей жизнь, уезжает в другой город, где получает работу дирижёра оркестра и скрипача и продолжает успешно выступать по всей стране.

Вершиной творческого пути Паганини было время с 1828 по 1831 год. Это период наивысшего успеха. Он давал концерты в Германии, где купил титул барона, чтобы передать его по наследству сыну, и во Франции. Особенно потрясающим был его концерт в Париже.

«Лучший зал Парижа был переполнен. Концерта ждали, в последние дни только о нём о говорили. И Паганини, создавая свой новый концерт, который он хотел отдать этому городу, знал, что он должен вложить в звуки всю силу своего гения, всю мощь своего духа. Он должен осепить зал блеском своего виртуозного мастерства. Он должен заставить сердце мира на несколько минут замереть. Но вот теперь он забыл всё. Кривой, изогнутый, похожий на гипсовую обезьянку, он разбрасывает по залу тысячи колокольчиков-серебряных, золотых, бронзовых и стальных (звучит «Кампанелла»).

В зале был венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он говорил потом, что день, когда он услышал Паганини, переменил всю его жизнь. Лист страстно захотел играть на рояле также виртуозно, как Паганини на скрипке и сделал переложение для фортепиано 24 каприччио Паганини. В результате напряжённых тренировок Лист повредил руку и вынужден был отказаться от карьеры пианиста и стал священником.

Гениальность Паганини была предметом бешеной зависти людей. Эта зависть не только отравляла ему жизнь, но и значитетельно ускорила его смерть.

Ещё в годы учёбы в консерватории его менее одарённые товарищи подменили ему скрипку, надеясь провалить его на экзамене. Но педагог заметил подмену и план провалился. Во время гастролей и концертов также случались разные неприятности. Так, однажды, проснувшись в гостинице и опаздывая на концерт, Паганини не обнаружил за дверью своих сапог. В магазине не оказалось его размера, новая обувь была мала и пальцы были сплющены до крови. Как только он начал играть, с лязгом отрывается струна и больно ударяет в глаз, затем другая. Заканчивать произведение пришлось на одной струне. (Каприс №24) Публика решила, что так было задумано и буря восторга переполнила зал.

Зависть была вызвана не только гениальностью Паганини, но и его невероятным успехом у женщин. Несмотря на внешнюю непривлекательность, Паганини имел огромный успех у женщин. Впервые он был взаимно влюблён в 19 лет в женщину старше себя. В это время он бросает музыку и целый год живёт у неё на вилле безвыездно, выращивая тюльпаны. В дальнейшем было много непродолжительных несерьёзных романов. Речь идёт о сестре Наполеона Элизе. Композитор даже посвятил ей произведение для двух струн. Наполеону посвящена соната для одной струны. Позже Никколо увлёкся дочерью портного, которую взял с собой на концерт. Вскоре девушка забеременела и Паганини вынужден был спрятать её. Ребёнок умер вскоре после рождения. Отец девушки подал на скрипача в суд за похищение. В результате было доказано, что похищения не было, но Паганини пришлось выплатить отцу несовершеннолетней девушки 3000 лир за ущерб. Из-за этого судебного процесса он не мог два года выезжать с гастролями из страны. В последствии Паганини был женат на итальянской певице Антонии Бьянке и у них родился сын Ахилл. Паганини сам после развода воспитывал сына. Он был прекрасным отцом. Никогда не расставался с сыном и брал его с собой во все концертные поездки. По завещанию он оставил сыну 20 миллионов франков.

1837 год был годом решительного удара, годом, подготовившим осуждение и гибель Паганини. Однажды к Паганини явились двое господ и предложили ему принять участие в организации музыкального дворца «Казино». Они обманули Никколо, сказав, что это будет дворец искусств-музыки, хореографии, живописи и архитектуры. Паганини внёс 60000 франков первого взноса и уехал на гастроли. А в это время авантюристы, растратив деньги скрипача на покупку игорного оборудования, пользуясь его именем (Паганини подписал бумаги о том, что он-владелец “ Казино") влезли в колоссальные долги и разорили композитора. Состоялся финансовый суд и Паганини приговорили ко всем огромным платежам, взяли подписку о невыезде и опубликовали приговор во всех газетах. Паганини сильно понервничал, обострился туберкулёз, стала идти горлом кровь. По решению врачей он уезжает на юг Франции в Ниццу к морю с сыном. Но спасти его не удалось. Нервная болезнь и истощение привели его к смерти 27 мая 1840 года. Но тело Паганини ещё 56 лет после смерти и бальзамирования путешествовало по миру, в надежде быть похороненным и обрести покой. Католическая церковь отказывала в похоронах, мотивируя это тем, что Паганини был грешником и безбожником. И только после того, как Ахилл пожертвовал значительную сумму денег римской католической церкви, тело великого скрипача и композитора было похоронено на родине, в Италии.

Паганини завещал свои 8 скрипок работы уникальных скрипичных мастеров Страдивари, Гварнери и Амати свом врагам.

Наиболее популярные произведения Паганини: 24 каприччио и два концерта для скрипки с оркестром.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Композиторы-романтики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я