Обряды похорон

Мухаммад Насыруддин аль-Албани

В данной книге разъясняются положения обрядов похорон, а также ошибки, которые совершают люди во время этого обряда. Это уникальное послание, которое должно послужить исправлением общины и наставлению её на правильный путь.

Оглавление

8

Признаки благого конца

25. Затем Мудрый Законодатель сделал ясные признаки, с помощью которых указал на благой конец, и кто бы ни умер с одним из них, это станет благой вестью для него. И как прекрасна эта благая весть! Всевышний Аллах предписал их для нас, и из их числа:

1) Произнесение слов свидетельства перед смертью. На эту тему приводится много хадисов, упомянутых в основной версии. Среди них слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Тот, чьими последними словами были «Нет божества кроме Аллаха», войдет в Рай».55

2) Выступление испарины на лбу во время смерти, согласно хадису, переданному Бурайдой ибн аль-Хасибом, да будет доволен им Аллах:

Он был в Хорасане и навестил своего брата, который был болен. Он обнаружил, что тот находится при смерти, а когда на его лбу выступил пот, он сказал: «Аллах велик! Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Верующий умирает с потом на лбу»».56

3) Смерть ночью или днем в пятницу, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Если кто-то из мусульман умрет пятничным днем или пятничной ночью, Аллах непременно защитит его от испытания в могиле».57

4) Смерть шахида на поле боя. Всевышний Аллах сказал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих…»58

А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Аллах наделяет шахида шестью особенностями: ему прощаются его грехи с первой каплей пролитой крови, ему показывается его место в Раю, он освобождается от наказания в огне, он находится в безопасности от великого страха (в Судный день), он украшается одеянием веры, ему даются в жены райские гурии, и он получает возможность заступничества за семьдесят своих родственников.59

5) Смерть во время похода на пути Аллаха, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который спросил своих сподвижников:

«Кого вы считаете шахидом?» Они ответили: «О посланник Аллаха, тот, кто был убит на пути Аллаха, тот и есть шахид». Он сказал: «В таком случае в моей общине было бы мало шахидов». Они спросили: «Так кто же они, о посланник Аллаха?», и он сказал:

«Тот, кто был убит на пути Аллаха, он — шахид; тот, кто умер на пути Аллаха, он — шахид; тот, кто умер от чумы, он — шахид; тот, кто умер от болезни живота60, он — шахид; и тот, кто утонул, он — шахид».61

6) Смерть от чумы. Насчет этого приводится ряд хадисов, среди них слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Смерть от чумы — это смерть шахида для каждого мусульманина.62

7) Смерть от болезни живота, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из приводимого ранее хадиса:

Тот, кто умер от болезни живота, он — шахид.

8), 9) Смерть того, кто утонул или погиб под обвалом, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Шахидами становятся пятеро: тот, кто умер от чумы; тот, кто умер от болезни живота; тот, кто утонул; тот, кто погиб под обвалом; и тот, кто принял смерть шахида на пути Аллаха.63

10) Смерть женщины от кровотечения по причине ее ребенка, согласно хадису, переданному Убадой ибн Самитом:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) навестил Абдуллаха ибн Равваху, который не вставал со своей постели, и спросил присутствующих: «Знаете ли вы, кто является шахидами в моей общине?» Они ответили: «Убитый мусульманин, он — шахид». Он сказал:

«В таком случае в моей общине было бы мало шахидов! Убитый мусульманин — шахид; умерший от чумы — шахид; женщина, которую убил ребенок во время беременности, — шахид, [ее ребенок затянет ее за пуповину в Рай].64

11), 12) Смерть от ожогов и плеврита. Относительно этого приводится ряд хадисов, самый известный из которых хадис, передаваемый Джабиром ибн Атиком от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Шахидами, кроме того, кто убит на пути Аллаха, становятся семеро: умерший от чумы — шахид, утонувший — шахид, умерший от плеврита — шахид, умерший от болезни живота — шахид, умерший от ожогов — шахид, умерший под обвалом — шахид, и женщина, умершая во время беременности — шахид.65

13) Смерть от туберкулеза, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Убитый на пути Аллаха умирает смертью шахида, умершая во время родов умирает смертью шахида, умерший от ожогов умирает смертью шахида, утонувший умирает смертью шахида, умерший от туберкулеза умирает смертью шахида, и умерший от болезни живота умирает смертью шахида.66

14) Гибель во время защиты своего имущества от рук того, кто хотел захватить его силой. Относительно этого приводится ряд хадисов, среди них:

Тот, кто был убит за свое имущество (в другой версии: Тот, кто сражался с посягающим на его имущество не по праву и был убит), становится шахидом.67

15), 16) Гибель во время защиты своей религии и жизни, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Тот, кто был убит за свое имущество, становится шахидом; тот, кто был убит за свою религию, становится шахидом; и тот, кто был убит, защищая свою жизнь, становится шахидом».68

17) Смерть на пути Аллаха во время несения дозора на границе. На эту тему приводится два хадиса, в одном из которых говорится:

День и ночь несения дозора на границе лучше поста и ночных молитв в течение месяца. Если же человек умрет в это время, дела, которые он обычно совершал, продолжатся, и он будет получать свой удел (в Раю), и убережется от двух допрашивающих ангелов.69

18) Смерть во время совершения благодеяния, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Тот, кто сказал: «Нет божества, кроме Аллаха», стремясь к Лику Аллаха, и эти слова стали его последними словами, войдет в Рай. Тот, кто постился в какой-то день, стремясь к Лику Аллаха, и этот день стал последним в его жизни, войдет в Рай. Тот, кто дал милостыню, стремясь к Лику Аллаха, и это стало последним делом в его жизни, войдет в Рай.70

19) Гибель от рук несправедливого правителя, которому убитый делал наставление, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Господином шахидов являются Хамза ибн Абдульмутталиб и тот человек, который встал перед несправедливым правителем, приказывая ему одобряемое и запрещая порицаемое, а тот убил его.

Этот хадис приводят аль-Хаким, назвавший его достоверным, и аль-Хатыб.71

Примечания

55

Аль-Хаким и другие с хорошим иснадом от Муаза.

56

Ахмад (5/357, 360), ан-Насаи (1/259), ат-Тирмизи (2/128), назвавший хадис хорошим, Ибн Маджа (1/443—444), Ибн Хиббан (730), аль-Хаким (1/361), ат-Таялиси (808) и Абу Нуайм в «аль-Хилья» (9/223). Текст хадиса принадлежит версии Ахмада.

57

Ахмад (6582—6642), аль-Фасави в аль-Ма’рифа» (2/520) и ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Амра.

58

Сура Аль Имран (3:169—171).

59

Ат-Тирмизи (3/17), назвавший хадис достоверным, Ибн Маджа (2/184) и Ахмад (4/131 и 200) с достоверным иснадом.

60

То есть от таких болезней, как водянка и вздутие живота. Также говорят, что имеется в виду понос. Также говорят, что имеется в виду тот, кто жалуется на боль в животе.

61

Муслим (6/51) и Ахмад (2/522) от Абу Хурайры.

62

Аль-Бухари (10/106—107), ат-Таялиси (2113) и Ахмад (3/150, 220, 223, 258—265) от Анаса ибн Малика.

63

Аль-Бухари (6/33—34), Муслим (6/51), ат-Тирмизи (2/159) и Ахмад (2/325 и 533) от Абу Хурайры.

64

Ахмад (4/102—5/323), ад-Дарими (2/208) и ат-Таялиси (582) с достоверным иснадом.

65

Малик (1/232—233), Абу Дауд (2/26), ан-Насаи (1/261), Ибн Маджа (2/185—186), Ибн Хиббан в своем Сахихе (Маварид, 1616), аль-Хаким (1/352) и Ахмад (5/446).

66

Ат-Табарани в «аль-Аусат» от Салмана.

67

Аль-Бухари (5/93), Муслим (1/87), Абу Дауд (2/285), ан-Насаи (2/173), ат-Тирмизи, назвавший хадис достоверным, и Ахмад (6816, 6823 и 6829) от Абдуллаха ибн Амра. Ибн Маджа (2/123) от Абдуллаха ибн Умара.

68

Абу Дауд (2/275), ан-Насаи, ат-Тирмизи (2/316), назвавший хадис достоверным, и Ахмад (1652, 1653) от Саида ибн Зайда с достоверным иснадом.

69

Муслим (6/51), ан-Насаи (2/63), ат-Тирмизи (3/18), аль-Хаким (2/80) и Ахмад (5/440 и 441) от Салмана аль-Фариси.

70

Ахмад (5/391) от Хузейфы. В связи с этим я хочу рассказать, что мой старший брат Мухаммад Наджи Абу Ахмад умер в сезон хаджа в прошлом году (1401 г.х.), совершая благое дело, если так угодно Аллаху. Это случилось на Джамарате в последний день Ташрика, когда он сидел с несколькими своими товарищами, также совершившими хадж. Один из них рассказал мне, что кто-то из сидевших там подал моему брату чашку чая левой рукой, а тот сказал ему: «Брат мой, подай мне ее правой рукой, не нарушай сунну» или что-то подобное. А через час он умер, да помилует его Аллах и соберет нас и его «вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (сура ан-Ниса (4:69)).

71

См. его разбор и разъяснение о его достоверности в «ас-Сахиха» (374). Хвала Аллаху, по милости которого совершается благое!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я