Обряды похорон

Мухаммад Насыруддин аль-Албани

В данной книге разъясняются положения обрядов похорон, а также ошибки, которые совершают люди во время этого обряда. Это уникальное послание, которое должно послужить исправлением общины и наставлению её на правильный путь.

Оглавление

9

Восхваление людьми умершего

26. Если умершего станут поминать благом не менее двух праведных мусульман из числа его соседей, которые знали его, то для него станет обязательным Рай. На эту тему приводится ряд хадисов:

1) От Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

Однажды мимо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) прошла похоронная процессия, и люди стали поминать умершего благом [люди стали говорить вслед ему благое]. [Они сказали: «Насколько нам известно, он любил Аллаха и Его посланника]. Тогда пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным».

Затем прошла еще одна процессия, и люди стали отзываться об умершем плохо [люди стали говорить вслед ему плохое]. [Они сказали: «Какой это был плохой человек по отношению к религии Аллаха!»] Тогда пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным». Умар спросил: «Да станут за тебя выкупом мои отец и мать! Мимо нас пронесли умершего, которого стали восхвалять, и ты сказал: „Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным“. Затем пронесли еще одного умершего, которого стали ругать, и ты опять сказал: „Это стало обязательным, это стало обязательным, это стало обязательным“?» Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Для того, кого вы восхваляли, стал обязательным Рай, а для того, кого вы ругали, стал обязательным огонь. [Ангелы являются свидетелями Аллаха на небе, а] вы являетесь свидетелями Аллаха на земле. (В другой версии: верующие являются свидетелями Аллаха на земле). [Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые заставляют людей говорить хорошее или плохое о человеке].72

2) От Абу аль-Асвада ад-Дайли, который сказал:

Я прибыл в Медину, когда там началась болезнь, и люди стали быстро умирать. Я сидел рядом с Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, и мимо нас пронесли умершего, которого люди стали восхвалять. Умар сказал: «Это стало обязательным». Я спросил: «Что стало обязательным, о повелитель правоверных?» Он ответил: «Я сказал так, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а он говорил:

«Аллах введет в Рай любого мусульманина, о благочестии которого будут свидетельствовать четверо других мусульман». Мы спросили его: «А если их будет трое?» Он ответил: «И трое». Мы спросили: «А если двое?» Он ответил: «И двое». И мы не стали спрашивать, что будет если найдется только один свидетель»».73

3) Если какой-нибудь мусульманин умрет, и четверо его близких соседей засвидетельствуют, что знали о нем только благое, то Аллах, благословен Он и возвышен, скажет: «Вы сказали свое слово (или: Вы сказали о том, чему были свидетелями), а Я прощу ему то, чего вы не знали».74

Знайте, что три этих хадиса указывают на то, что подобное свидетельство относится не только исключительно к сподвижникам, но и ко всем верующим после них, которые следовали их пути в вере, знании и искренности. Об этом категорично высказался хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх», и кто желает получить дополнительные разъяснения, может обратиться к его словам.

Затем очевидно то, что на вывод из третьего хадиса о необходимости четверых свидетелей распространяется вывод из предшествующего ему хадиса Умара о том, что достаточно двоих свидетелей. Это является основой в этом вопросе.

А что касается таких слов некоторых людей после погребального намаза, как: «Что вы засвидетельствуете о нем? Свидетельствуйте о нем благое!», а затем они заставляют людей говорить, что умерший был праведником или благим и тому подобное, то это не имеет никакого отношения к тому, о чем говорится в хадисе. Более того, это является отвратительным нововведением потому, что праведные предшественники не совершали подобного, а также потому, что большинство из тех, кто в этом случае свидетельствует, вообще не знали умершего, а некоторые даже свидетельствуют вопреки тому, что они знают о нем. Они просто исполняют желание того, кто попросил их засвидетельствовать в отношении умершего благое, считая, что в этом будет благо для него. При этом они не знают, что пользу принесет только такое свидетельство в отношении умершего, которое соответствует действительности, как на это указывают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в первом хадисе: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые заставляют людей говорить хорошее или плохое о человеке».

Смерть во время затмения

27. Если чья-то смерть совпадет с солнечным или лунным затмением, то это ничего не значит. Убеждение в том, что подобное указывает на величие умершего, относится к суевериям времен доисламского невежества, которые посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал ложными в день смерти его сына Ибрахима, мир ему. В тот день произошло солнечное знамение, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к людям с проповедью. Он восхвалил и восславил Аллаха, а затем сказал:

А затем. О люди, поистине, те, кто жил во времена доисламского невежества, говорили, что затмение солнца и луны происходит только в случае смерти великого человека. На самом деле солнце и луна — это знамения из числа знамений Аллаха. Их затмение не происходит по случаю чьей-то смерти или чьей-то жизни, однако Аллах устрашает этим Своих рабов. Если вы увидите что-нибудь из этого, то спешите поминать Аллаха, взывать к Нему с мольбой и просить у Него прощения, а также давайте милостыню, освобождайте рабов и совершайте намаз в мечетях, пока затмение не кончится.

Примечания

72

Аль-Бухари (3/177—178 и 5/192—193), Муслим (3/53), ан-Насаи (1/273), ат-Тирмизи (2/158), назвавший хадис достоверным, Ибн Маджа (1/404), аль-Хаким (1/377), ат-Таялиси (2062) и Ахмад (3/179, 186, 197, 211, 245 и 281). Текст хадиса принадлежит версии Муслима. Добавки в квадратных скобках принадлежат версиям Ахмада, аль-Бухари и аль-Хакима.

73

Аль-Бухари, ан-Насаи, ат-Тирмизи, назвавший хадис достоверным, аль-Бейхаки (4/75), ат-Таялиси (№23) и Ахмад (№№129 и 204).

74

Ахмад (3/242), Ибн Хиббан (аль-Маварид, 749) и аль-Хаким (1/378).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я