1982 год. Активные боевые действия в Афганистане подошли к концу. Сергей Родин, с честью выполнив задание своей страны, возвращается в полк. Впереди прекрасное будущее, новые вызовы и свершения.И главная цель — поступить в школу лётчиков-испытателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авиатор: назад в СССР 9» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5
Утром я заранее подошёл к дому Бардиных, в ожидании их выхода. Командирский УАЗик уже стоял у входа, пуская белые клубы выхлопных газов. Мороз был сегодня очень суровым. Минус 30 на термометре при небольшом ветре превращались в адскую пытку. Но ради возможности пообщаться с элитой ВВС и попробовать убедить их в своей пригодности к поступлению, можно и потерпеть.
После пары минут ожидания и ощущения обморожения кончиков пальцев на ногах, я решил, что подождать можно и в подъезде. Открыв дверь, я тут же столкнулся с отцом Кости.
Одет Георгий Харитонович был в кожаные лётные штаны и тёмно-синюю ДСку. Среднего роста, плотное телосложение, фуражка, надетая с правым креном и суровый командирский прищур — очень брутально выглядел командир смешанного авиационного полка.
— Доброе утро, Георгий Харитонович! — громко поздоровался я, и старший Бардин слегка скривился.
— Здорово, Сергей, — пожал он мне руку. — Не кричи, а то вчера праздник был, — сказал командир, у которого явно болела голова.
Сзади шёл Костян и он тут же бросил обниматься ко мне. За год, мой однокашник совсем не изменился. Зато, в отличие от меня, он был одет в парадную шинель и явно шёл предметно разговаривать о своём будущем.
— Эм… не подскажете какой? — спросил я, при этом перебирая в голове все известные авиационные праздники.
Вспомнил только про 22 января — день авиации ПВО, но этого праздника в Союзе ещё не было.
— Ой, было бы что пригубить, а праздник всегда найдётся, — сказал Георгий Харитонович, когда я приобнялся по-дружески с его сыном. — День службы авиационного вооружения, кажется, был. Давайте в машину, а то сегодня прохладно на улице.
Присев на заднее сиденье, УАЗик рванул с места по заснеженной дороге. Городок уже просыпался несмотря на непроглядную темень. Дети шли в школу, а толпы военных и гражданских устремлялись к автобусам, увозящим их через несколько КПП к местам службы.
Пропускной режим весьма серьёзный. Не делают скидку даже на командира одной из частей, коим является Георгий Харитонович. Нас с Костей попросили только показать удостоверение личности.
— А ты чего не по форме? — шепнул мне Бардин. — Встречают по одёжке, не помнишь разве?
— Да откуда у меня форма?! В отпуск только вчера приехал. Твой звонок был, как снег на голову, — ответил я.
— Вот-вот! Снега в этом году море, — кивал на переднем сиденье Георгий Харитонович. — Как вообще служба, Сергей?
— Всё хорошо. В отпуск выбрался наконец-то.
— Отпуск — это здорово, — сказал Бардин-старший. — Я слышал, что «за речкой» был. На какой базе?
— Баграм и Шинданд. Одну посадку даже в Кандагаре сделал, — сказал я, вспомнив недавний вынужденный заход на этот аэродром.
— Солидно. Получается, в самый разгар попал? — повернулся ко мне Георгий Харитонович.
— Не скрою — повоевать пришлось, — ответил я.
— Ничего. На наш век ещё хватит мясорубок, — сказал полковник, открыв дверь УАЗика, когда мы подъехали на центральное КПП. — Сейчас. Звонок сделаю один.
Командир полка пошёл в здание, а я разглядывал главные ворота Испытательного центра ВВС. На створках эмблемы центра и большой плакат с официальным названием этого уникального гарнизона. При въезде на территорию гарнизона пока ещё пусто. Во Владимирске значительно позже станет модно ставить памятники на разную тематику. В основном все они так или иначе будут связаны с авиацией. В моё время здесь стоял ракетоносец Ту-16.
— Так, мальчики, отсюда пойдёте пешком, — сказал Георгий Харитонович. — Рано вам ещё разъезжать на моём УАЗике, поняли?
— Ага, — вместе сказали я и Костя и стали выбираться из кабины.
— Сергей, на секунду, — позвал меня Бардин-старший
— Слушаю, — быстро подошёл я к передней двери с пассажирской стороны.
— Костя покажет тебе, куда идти. Сразу скажу, в деле поступления в школу испытателей кумовство роли не играет. Разговаривай, просись, но не думай, что они легко согласятся тебя взять, понял? — сказал Георгий Харитонович, пожал мне руку и уехал в другую сторону.
На КПП про нас уже знали и спокойно пропустили. Теперь предстояло дойти до здания школы.
По пути встречалось множество строений, начиная от многоэтажных казарм и заканчивая клубом с буфетом на первом этаже.
— О, космонавт! — указал на памятник Костя.
Перед клубом стоял МиГ-21, а рядом под высокой елью скульптура лётчика в высотном костюме с гермошлемом в руке.
— Неа. Это простой лётчик «весёлого», — улыбнулся я, перепрыгивая сугроб.
— Что ещё за «весёлый»? — удивился Костян.
Пришлось ему вкратце рассказать некоторую Афганскую терминологию. Видимо, в Венгрии в Южной группе войск такими понятиями не оперируют.
— Кстати, а ты чего в такой форме? Как будто представляться пришёл, — спросил я, когда мы проходили здание, с которого шёл приятный запах печёных булочек и пирожков.
В окне можно было увидеть, как в этом здании всё чисто и белоснежно. За столами сидят лётчики в опрятных комбинезонах и спокойно завтракают. На столах шоколад, варенье и красивая сервировка. Однозначно это та самая реактивная столовая.
— Как тебе сказать. Я решил быть ближе к возможности поступить в школу испытателей. Отец сказал, что опыта у меня мало, но здесь я буду на виду и освою ещё один тип истребителя.
— Какого истребителя? Здесь же только смешанный полк, а истребители принадлежат испытательному центру? — удивился я.
— Ты чего, Серый? Полков здесь два. Один смешанный исследовательский — транспортники и вертолёты. Это где мой отец командует, — начал рассказывать Костян и чуть не хлопнулся на задницу, поскользнувшись на льду.
Как раз мы проходили мимо здания, где размещается пожарная команда. Несколько боксов с пожарной техникой, которой здесь больше, чем во всём городе. Работники в боёвках и с брандспойтами решили машину помыть. Естественно, попутно организовали каток прямо на площадке перед боксом.
— Кто ж так делает? — крикнул Костян, но невысокого роста пожарный только пожал плечами.
— Не отвлекайся, — сказал я Костяну. — Второй, что за полк?
— Второй тоже исследовательский, только отдельный полк истребителей — бомбардировщиков, — сказал Костян, поправляя белое кашне.
Ого! Что-то новенькое в структуре Владимирского гарнизона. Никогда не думал, что здесь тоже есть такие формирования. Как только Костян мне это рассказал, тут же воздух разорвал гул взлетающего истребителя.
Солнце только показалось из-за горизонта, едва осветив заснеженную степь лётного поля, а МиГ-25 уже взмыл в воздух, лишая сна всю округу.
— Разведка погоды пошла, — сказал я, переступая железнодорожные пути.
Не перестаю удивляться разнообразием строений и коммуникаций в этом гарнизоне. Посмотрев по сторонам, я заметил целых два склада ГСМ с топливными резервуарами. Куда столько?!
Мы вышли на очищенную от снега дорожку, которая вела к зданию штаба смешанных полков. Как объяснил Бардин, они тут делят одно здание на двоих. Истребители на втором этаже, а транспортники на первом.
— Здесь их так и прозвали — «верхний» и «нижний» полки, — улыбнулся Костян. — Мне сюда, а тебе вон в то здание, — показал он мне на следующее строение вдоль дороги.
— И это школа испытателей? — спросил я, рассматривая покосившееся здание, которое явно требовало побелки или покраски.
— А ты думал, что будет как в Белогорске? Колонны, фасад и огромное название с орденом Ленина над входом? — усмехнулся Костя. — Заходи потом сюда, как пообщаешься.
— А с кем вообще разговаривать? — спросил я.
— Иди сразу к начальнику. Не ошибёшься.
А чего не к главкому сразу?! Такие простые эти Бардины! Будто мне тут все рады. Может, кто-нибудь и вспомнит Родина-старшего, который тут служил, но добрым ли словом?
Перед входом в здание школы лётчиков-испытателей стоял высокий столб с прибитыми табличками. Каждая указывает в направлении какого-то аэродрома. Видимо, так увековечивают память своих частей слушатели этой школы.
— Во, до Белогорска 620 километров, — вслух сказал я, заметив табличку с названием города своей альма-матер.
На крыльце курили капитан и майор, обсуждавшие что-то авиационное.
— Надо посмотреть, насколько возможно отработать этот режим. Я не уверен в расчётах инженера, — сказал майор, задумчиво смотря себе под ноги.
— Я высчитал, что на закритических углах опасности не будет. Правда, надо посмотреть, какая будет подвеска, вариант заправки и режим работы двигателя…
Вот она, работа испытателя! Всё до мельчайших деталей необходимо знать и проверить. Ведь после них, самолёт уйдёт в войска. И уже по его рекомендациям будет летать строевой лётчик, изучающий руководство по лётной эксплуатации данного типа воздушного судна.
— Мужики, а как мне начальника найти? — спросил я.
— Тебе начальник школы нужен? — уточнил у меня майор, не поднимая на меня глаз. — Батя на первом этаже. В тренажёрке должен быть.
Войдя в здание, я не обнаружил на проходной дежурного. Разрывался телефон, но к нему никто не спешил.
— Сколько раз говорил, если уходите, то телефон отключайте. На нервы действует, — возмущался подполковник, спустившийся по лестнице со второго этажа.
Форма на нём была повседневная, а значок классности нелётный. В этой школе, судя по всему, он преподаватель какой-нибудь инженерной дисциплины.
— Вам кого, молодой человек? — спокойно спросил подполковник.
— Я к начальнику. Он в тренажёрке?
— Наверное. Иди, поищи, — махнул он мне и пошёл дальше по своим делам со стопкой бумаг.
Как-то здесь всё просто. Заходи, спрашивай, общайся. Будто не в армии.
Пройдя по коридору, я обратил внимание на большое количество фотографий известных людей, которые имеют отношение к работе испытателя. Есть тут и знакомые мне лица, такие как Василий Котлов, который был у меня на присяге, а затем и беседовал со мной, в кабинете командира учебного полка Доброва.
Только сейчас поймал себя на мысли, что я почему-то знаю, где находится тренажёрный зал. Может, маленький Родин здесь уже был, во времена, когда его отец служил в Испытательном центре?
Открыв дверь, я увидел пару человек, висящих на турниках и качающих пресс. Не качки, но выглядят подтянуто и достаточно стройно.
— Вы к кому? — спросил парень с растрёпанными тёмными волосами, с трудом удерживающий уголок на турнике.
— Мне начальника бы школы найти, — сказал я, и в этот момент ноги парню пришлось опустить.
— Ох! — пытался отдышаться парень, сложившись пополам. — Батя к себе пошёл, а тебе что нужно? Может, помогу чем-то?
— Да вот на собеседование к нему хочу сходить, — сказал я.
— Эт здорово! Какое училище заканчивал? — спросил у меня второй, тоже спрыгнувший с турника.
— Белогорское, 1980 год, — ответил я, и второй сильно закашлял и начал смеяться. — А что смешного?
— Ничего! Иваныч, чего он сюда припёрся? — продолжал он ржать и тыкать в меня пальцем.
— Во-первых, я пришёл, уважаемый. Во-вторых, пальчиком попрошу не тыкать, словно я экспонат, — сказал я, начиная немного злиться на этого задавалу.
— Характерный! Ну, ты сходи, посмотрим, что тебе батя скажет. Рановато тебе ещё… — начал говорить он, но темноволосый толкнул его в плечо.
— Уймись! Себя вспомни. С какого раза тебя взяли? С третьего? — спросил Иванович и подошёл ко мне.
Второй спортсмен замолк и ушёл в соседнюю комнату.
— Не обижайся. Парень он неплохой, только слишком задиристый, — сказал темноволосый. — Как зовут тебя?
— Сергей Родин.
— Валера Токаев, очень приятно!
И опять Валерий! Везёт мне на людей с таким именем. Но этот парень в будущем должен стать довольно известным человеком.
— Что посоветуешь, Валер? — спросил я.
— А ничего. Как будет, так будет. Это собеседование никак не повлияет на дальнейшую твою судьбу. Вот когда приедешь поступать, здесь уже и покажешь, что ты можешь, — сказал Токаев.
— То есть, можно и не идти разговаривать?
— Нужно. Это важно для тебя. Ты должен понять, в чём заключается специфика работы испытателя. Батя тебе об этом расскажет. И там уже объяснит, что делать дальше, — похлопал он меня по плечу и объяснил, где находится кабинет начальника школы.
Попрощавшись с Токаевым, я ещё на секунду посмотрел на него и закрыл дверь в тренажёрный зал.
Валерий Токаев — будущий лётчик-испытатель и космонавт. Участник программы «Буран». Насколько помню, он будет служить в Крыму, в испытательном управлении морской авиации и будет одним из тех, кто откажется принимать присягу другому государству после распада СССР. Затем будут несколько лет подготовки к космическим полётам. Всего он совершит два полёта и, даже будет выходить в открытый космос.
В 2000 году будет удостоен звания Героя Российской Федерации.
Добравшись до кабинета начальника, я выждал паузу, собираясь с мыслями. Волнение такое присутствует, будто я сейчас захожу на важный экзамен.
— Разрешите? — заглянул я внутрь и обнаружил сидящего за рабочим столом полковника.
С большими залысинами и седыми висками, добрым выражением лица, будто передо мной отец, дающий хороший совет на будущее. Не зря этого полковника называют здесь «Батя».
— Да, что у вас? — спросил он, жестом приглашая меня войти.
— Товарищ полковник, старший лейтенант Родин. Хотелось бы с вами…
— Ё-моё! — удивлённо посмотрел на меня полковник. — Вылитый Серёга. Какими судьбами к нам, сынок? — встал со своего места начальник школы и быстро заспешил ко мне.
— Эм… пообщаться о поступлении, — прямо сказал я, не собираясь откладывать решение этого вопроса.
Полковник крепко пожал мне руку и пригласил сесть.
— Юра! Саня! Зайдите ко мне! — крикнул в коридор полковник и сел на своё место, отложив в сторону все документы. — Неожиданно, — улыбнулся он.
А как я в шоке! Думал, сейчас будут жёстко спрашивать, попросят схемы сил нарисовать, уравнения движения вывести. Но пока всё очень приятно.
— Мне Харитоныч Бардин сказал, что придёт старший лейтенант Родин. Я подумал, что однофамилец, но хорошо, что ошибся. Полковник Брилёв Валентин Иванович, начальник этой школы.
— Сергей Сергеевич Родин, старший лейтенант, лётчик-истребитель 236го полка Осмон, Туркестанский военный округ, — в ответ представился я.
Сняв куртку и повесив её на вешалку, как мне предложил сделать Брилёв, я снова сел напротив него. В этот момент в кабинет вошли ещё двое. Мне их представили как зама по лётной подготовке, подполковника Зучкова и зама по инженерно-авиационной службе Солчанова.
— Итак, Сергей Сергеевич, для начала скажу, что мы трое знали вашего отца, — сказал Брилёв. — Знаем, что за вас поручился полковник Бардин. А также, нам доподлинно известно ваше желание поступить в школу испытателей. Всё верно?
— Так точно, товарищ полковник, — кивнул я.
Пока всё идёт неплохо. «Вопросы» несложные. Это явно легче, чем стоять и расписывать кривые Жуковского.
— Тогда, если мои коллеги не против, мы можем приступить к собеседованию.
— Расскажите о себе. Что закончили? Где служите? — спросил Зучков.
Рассказ об Осмоне и командировке в Афганистан затянулся на несколько минут, но присутствующие слушали внимательно. Зучков даже помечал себе что-то в тетради.
— Ещё раз, какие модификации МиГ-21 у вас были? — поинтересовался Солчанов.
— УМ, СМ и бис соответственно. В училище был МФ. Самолёт Л-29 на первых двух курсах, — ответил я.
Пару вопросов задали про МиГ-29. Переучивался я на него или нет, что могу о нём рассказать и как его оцениваю.
— Почему именно в испытатели решил? В Осмоне формируется отличный Центр боевого применения. По службе, если взять во внимание твои награды и заслуги на войне, пойдёшь быстро, — спросил Брилёв.
— Должность, положение — это всё не так важно, — сказал я. — Наследие — вот о чём я думаю, когда говорю о желании поступить в школу. Здесь ты на острие боевой авиации, всегда в авангарде. А главное — можешь оставить свой след в истории авиации. Предложить то, чего ещё не делали. Что-то новое, что-то своё. А в полку всё по инструкции. Там ежедневная, рутинная работа.
— А здесь, думаешь, не так? — улыбнулся Зучков.
— И здесь так. Только здесь ты ещё и первопроходец. Ты учишь летать самолёты, а не они тебя, — ответил я.
Брилев задумался, инженер смотрел на меня с удивлением, а Зучков чесал затылок. Что-то сейчас решают они в своих головах.
Валентин Иванович посмотрел на своих подчинённых, но ни один из них и бровью не повёл. Не намекнул хоть на какое-то решение.
— Сергей, я тебя выслушал и хочу кое-что тебе сказать, — произнёс Брилёв.
Я навострил уши, готовясь только услышать слово «да». Другого сейчас я не жду. Просто, как можно меня не одобрить к поступлению?! Только, если начальники решили не отступать от критериев отбора.
— Чуть не забыл, а вы не курите? — спросил Брилёв.
— Нет, — с удивлением ответил я.
— Это вам в плюс. Теперь к насущному. Какой у вас налёт на реактивных самолётах, исключая полёты в училище? — продолжил выяснять Валентин Иванович.
— Порядка 400 часов.
— Хорошо. Второй тип истребителя вы ещё не освоили, но недавно сдали на второй класс?
— Так точно.
— Вот мой вам вердикт — рано, Сергей Сергеевич, — твёрдо сказал Брилёв. — Рано вам поступать в школу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авиатор: назад в СССР 9» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других