Книга, которую Вы держите в руках, абсолютно уникальна. Легко, иронично, с множеством примеров, в книге отражено всё, что касается увольнения, от самых первых признаков, по которым Вы узнаете о намерениях Работодателя, до финальных штрихов о жизни Работника, восстановившегося по суду. Актуальность проблемы, практичность советов, стиль изложения, не позволяющий заскучать, делают эту книгу полезной и интересной для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Увольнение: признаки, предпосылки, причины, повод
О чём эта глава?
Вы узнаете, как определить, что именно Вас решили и хотят уволить.
Вы поймёте, в какой ситуации сотрудника обязательно уволят.
Вы получите ответ на вопрос: почему? О причинах увольнения.
Вы удивитесь, как «умно» можно уволить.
Признаки того, что вас хотят уволить
Как узнать, что Вы не ко двору? Вы пишете, Вас игнорируют. Ответы присылают позже, чем сроки, указанные в Вашей просьбе, в письме. Все договорённости нарушаются, хотя устно человек обещает. Обязательно присутствует затягивание сроков, во всём. «Я сейчас занят, я сейчас на совещании». Вроде и поддерживается переписка, и даже, в мэссенжерах, но дело стоит, деловые вопросы не решаются.
В моём опыте была такая Руководитель службы персонала одного филиала. Она только и делала, что переписывалась со мной, как она занята, на каком она совещании, как загружена. А на самом деле эта Лера Ч. просто исполняла приказ своего руководителя игнорировать мои задачи, мои проекты. А сам её руководитель в это время плёл, что именно она мне поможет. Всё ясно, как божий день, но эти сотрудники HR имели свой интерес, который расходился с моим интересом.
Вас лишают доступа к определённой информации, к которой ранее доступ был. Могут просто отключить. Но чаще Вам просто не докладывают, не отправляют то, что раньше Вы без проблем использовали в своей работе. Например, Раньше Вы получали отчёт о продажах, как и все сотрудники подразделения. А теперь Вас исключили из рассылки, и это сделали намеренно.
Вас перестают приглашать на мероприятия и совещания, а также ссылаясь на сильную занятость, отказываются с Вами встречаться по рабочим вопросам. А если встречи происходят, то обязательно в обед или после рабочего дня. Чтобы никто не видел. Сотрудников в это время нет, поэтому и решить с кем-то одним ничего нельзя, всё откладывается.
Когда увольняют человека? Когда увольняют сотрудника? Увольняют человека или сотрудника?
Зачастую на рабочем месте, в Компании, имеет место представление, что человека увольняют, когда он неэффективен, плохо работает или не ладит с начальством. Все другие сотрудники так говорят.
Вот был такой разговор у меня в практике с женщиной, которая в Административном департаменте работала. Она пенсионерка, у неё двое взрослых дочерей, и очень маленькая зарплата. Она держится за это место, работает, нет, не работает, вкалывает, улыбается, со всеми приветлива. В Компании, где она работала, а, может, до сих пор работает, наступил период массовых увольнений, и её не тронули. Она мне рассказывает, что убрали ту сотрудницу, которая критиковала начальство, много вносила изменений, замечу, из рассказа, изменения в рабочих процессах, чтобы их улучшить. Но начальство таких работниц не любит, ему не важно, лучше или хуже будет, главное, спокойно, чтоб сотрудники не приставали. Я попросила достать телефон уволенной сотрудницы. И какую же историю я услышала из первых уст? Обида! «Я делала», «я экономила», «я прикрывала», «я закрывала»… Мы все ищем оптимизм и энтузиазм в сотрудниках, думаем, как их вовлечь в процесс, чтобы они «с огоньком» выполняли обязанности и делали больше, чем делают сейчас, чтобы им это нравилось. Компании тратят на это огромные деньги, привлекая с рынка консультантов, тренеров[17], коучей[18]. Тренируют, оценивают по компетенциям[19], развивают на коуч-сессиях[20] и т. д. А сами внутри, люди внутри, делают очень многое, чего делать не надо, чтобы не было негативных последствий. Руководители не то, чтобы не ценят сотрудников, это само собой, это априори. Руководители не любят беспокойных сотрудников, которые мешают им «спать» и получать заработную плату.
Я встречала даже HR-ров, которые говорят о талантливых и профессиональных сотрудниках: «Да пусть уходят, новых найдём!», «Да на обиженных воду возят!» Есть такие! А потом те же тратят бюджет на разработку ценностей Компании, управление по целям и тренинги командообразования[21] и вовлеченности. Это повод собственникам задуматься: что и как делают их топ-менеджеры, какие кадровые решения принимают.
Всё бы ничего, но какая эффективность такой работы HR?
Никакая! А деньги чужие! Собственника!
То есть увольняют не за работу, а за поведение! Как в школе.
А уволенная сотрудница ещё и переживает, поручили молодому сотруднику исполнять её обязанности, так он ничего не знает и не умеет, ей теперь звонит. Её уволили и звонят ей, как сделать работу… Абсурд!
Регулярно читаю посты своих коллег в соцсетях, друзей и знакомых, да и сама сталкиваюсь с кризисом уважения сегодня. Хамство везде: в магазинах, на улице, в транспорте, даже при увольнении. А как же иначе? Если убирать профессионалов, а оставлять только тех сотрудников, кто не умеет работать, но зато с начальством в хороших отношениях, тогда клиенты «наслаждаются» плохим сервисом, обычные люди на улице могут быть облиты из лужи проезжающим автомобилем, учительница может нахамить ученику, а он ей… Ведь от такого поведения не зависит зарплата и дальнейшее будущее, зачем стараться? Вот так и увольняя сотрудника, менеджер по персоналу не считает правильным поступать, как должно.
И в связи с этим, не стоит с HR-рами ни о чём договариваться, просить. Не надейтесь на их разум! Да и как без хамства уволить профессионала? Он ведь не поверит, что плохо работал. Поэтому кадровики вовсю и стараются унижать и хамить.
Спрашивается, в чём смысл такого управления персоналом?! Неужели по-другому нельзя?
Можно, конечно. Есть же профессионалы в HR, есть персональщики[22], не позволяющие себе хамство, ведущие себя корректно. Как и во всех сферах. Приведу пример, на одном бизнес-мероприятии, посвящённом карьере молодых, я встретилась и познакомилась с преподавателем крупной бизнес-школы. Она работает также и HR-консультантом и HR-директором. Мы говорили о проблеме увольнения в том числе. Так она мне, прямо, без обиняков, сказала: «Меня хоть режь, я беременную увольнять не буду». Принцип. Может, и не бизнесовый, но вполне человеческий.
А бывает и по-другому. Недавно пришла домой, говорю по скайпу со своим бывшим сотрудником. Он мне рассказывает, как в Краснодаре, его беременную жену заставляют дополнительное соглашение подписать, что ей меньше зарплату будут платить и у неё по этому поводу не будет претензий. И всё это ради того, чтобы сделать ей «облегчённый» режим работы.
Почему так действуют? Потому что главное в Работнике не работа, даже не отношения с руководством или коллегами, и тем более не эффективность. Вокруг себя мы часто видим множество неэффективных Работников, не справляющихся с порученным им делом, однако, эти сотрудники продолжают трудиться, приносят порой своей работой больше вреда, чем пользы. Также мы часто видим, как увольняют вполне успешных в своей работе, к тому же даже имеющих поддержку сверху.
Почему? Да потому, что все перечисленные факторы имеют лишь второстепенное значение. В действительности, увольнение происходит лишь тогда, когда появилась потребность избавиться от конкретного сотрудника. Толь — ко это имеет значение, а остальное не более чем поводы, которые будут использоваться для обоснования принятого решения, для создания у увольняемого, и очень часто, для наблюдающей за развитием ситуации аудитории, других сотрудников, той картинки, которая необходима.
Поэтому, что бы Вы ни делали: срывали сделки, хамили клиентам, производили брак, писали неработающие программы, строили рассыпающиеся дома, запускали ракеты, которые не могут взлететь или превращали целый город в полигон по перекапыванию дорог — ничто из этого само по себе не сможет стать причиной для Вашего увольнения.
Вы можете спать абсолютно спокойно, если знаете, что потребности в вашем увольнении нет.
Однако, как только потребность уволить Вас станет для вашего руководителя насущной необходимостью, любой допущенный Вами, мой Читатель, промах, станет поводом, чтобы нанести по Вам удар. А если промахов нет, то он будет создан. Помните? «дежурный, почему мусор на плацу?[23]»
Почему же в действительности рождается потребность в увольнении Работника?
Давайте попробуем разобраться.
Причины увольнения сотрудника
Как и почему будет действовать Работодатель. Возможные альтернативы: «умные» способы увольнения
ПЕРВАЯ. Приказ сверху
Пример. Вызывает начинающего среднего менеджера начальник и говорит: «Асю П. надо уволить» «А что случилось? Почему надо уволить её?» «Ты что не видишь, что она тебе будет мешать работать, поговори с ней, пусть увольняется».
Менеджер начинает исполнять приказ. Сам он не понимает, что произошло, начальник его тоже не посвящает, приходится как-то выкручиваться самому. Асе П. менеджер, как он считает, по-хорошему говорит: «Уходи! Пиши по собственному!» Естественно Ася П. не хочет и не понимает, почему. Начинается конфликт. Подруги Аси П. по очереди звонят менеджеру то «из Трудовой», то «из Прокуратуры». Сама Ася П. пишет угрожающие смс на телефон, обещает облить кипятком ребёнка этого несчастного менеджера, всячески оскорбляет и угрожает «Молись, тварь!»
Как говорится у древних индусов: «Хочешь узнать человека, задень его. Человек, как сосуд, чем наполнен, то и выплеснет». Тут менеджер понимает, что реально-то сотрудник личность не однозначная, и способен на многое. Теперь как-то понятнее становится просьба его руководителя об увольнении сотрудницы. Но попытка решить мирно вопрос с объяснениями: «Это приказ моего начальника» не катит, приходится вопрос вынести на Вице-президента. Сотрудница пишет заявление и уходит.
Обращаю внимание, что увольнением занимались не HR, а представители бизнеса и менеджеры среднего звена. Показательно в этой истории то, что увольняемая сотрудница дала неадекватную реакцию, но такая реакция объяснима.
Если бы был какой-то алгоритм увольнения, согласованная стратегия, если бы все знали, что говорить и как действовать, нервов и оскорблений удалось бы избежать.
Если говорить о причине увольнения, то она звучит просто: «Сотрудник не нравится». Нет объективного объяснения. «Просто не нравится».
ВТОРАЯ. «Я другого ожидал»[24]
Это ситуация, когда сотрудник не попадает в ожидания, которые есть у Работодателя. Причём ожидания, как вербализованные[25], так и «данные в ощущении».
В крупной Компании налажен подбор персонала, однако, даже после тщательного отбора, может оказаться, что сотрудник не подходит. Если происходит подбор высокооплачиваемого сотрудника, Компания может пользоваться услугами Кадрового агентства[26]. По истечении полугода Кадровое агентство несёт ответственность за качество кандидата. Бывает, и довольно часто, что по договору о подборе сотрудника, в случае необходимости замены, это происходит. Клиенту предоставляется замена, а решение вопроса с прежним кандидатом агентство берёт на себя. Всё происходит по соглашению сторон. Работодатель решает эту ситуацию с выгодой для себя, но и платит за это деньги. Разумеется, если он купил такую услугу у Кадрового агентства.
Бывает по-другому. Крупные Компании отказываются от услуг Кадровых агентств, и берут риски на себя. Тогда не подошедший сотрудник может быть уволен до окончания испытательного срока, который обычно составляет 3 месяца.
Работодатель при увольнении не подошедшего ему сотрудника должен действовать в рамках законодательства. В большинстве случаев всё проходит мирно, здесь закон на стороне организации. Но бывает, что испытание назначается на больший срок. В этом случае, возможны варианты. Ведь сотрудник уже в рамках Трудового кодекса Российской Федерации может быть уволен только по определённым алгоритмам, и тут стороны либо должны договориться, либо Работодатель вынужден будет оставить сотрудника или искать «компромат». Об «чистых» и «не очень» способах речь пойдёт в следующей главе.
Приведу пример «умного» способа расставания со статусными сотрудниками. Такой подход работает в Компаниях, которые дорожат своим брендом Работодателя и своим имиджем на рынке.
Когда увольняют сотрудника, ему дают период времени, чтобы он смог найти работу. Например, это может быть месяц, два или три месяца, и даже полгода. Это даёт гарантию, что между сотрудником и Компанией не возникнет конфликтной ситуации, хотя исключить, как Вы понимаете, нельзя ничего.
Документы оформляются и подписываются сторонами заранее, так что можно сказать, что этот мирный способ, предполагающий и сохранение интересов сторон. За это время подбирается другой кандидат, более подходящий. Впрочем, и с этим новым кандидатом может произойти такая же история.
Есть также другой «умный» способ: доказать, что сотрудник действительно «не тянет», работа его не соответствует стандартам, принятым в организации. Для этого в Компании создаётся система оценки персонала, она регламентируется и, что ещё более важно, соблюдается процедура строго. Результаты такой оценки фиксируются и доносятся сотруднику. В этом случае сотрудник готов к увольнению, с ним говорили, он понимает, почему его увольняют. Он даже может поспорить, но объективный документ с подписью Работника об ознакомлении, всё же решает вопрос в пользу Работодателя. То есть Работодатель действует открыто, Работник понимает критерии, по которым его оценивают, и именно поэтому не возникает претензий: всем всё ясно с самого начала. Помню, что я даже писала сценарий такой беседы для одной крупной Компании и тренировала руководителей, которые проводили подобные беседы.
ТРЕТЬЯ. «А ты такой холодный, как айсберг в океане, и все твои печали под тёмною водой…»[27]
Этот случай увольнения связан с тем, что сотрудник «натыкается» на скрытые мотивы Заказчика его работы. Мотивы эти сотруднику не ведомы, потому что при приёме на работу никто о них не говорит.
Пример. Берут сотрудника на работу, озвучивают ему заявленные цели. Он их изо всех сил исполняет, как вдруг, наступает конфликт интересов, потому что в реальности исполнения задач не нужно. Озвучили одно, а оценивают, это в лучшем случае, за другое. Тогда топ боссов велит: «Уволить!» Тут то и начинается самое интересное. Есть Компании, HR-ры которых, понимая риски, связанные с недовольством сотрудника, ведь он уверен, что качественно делал то, ради чего его наняли, долго ведут беседы с сотрудником, оставляя за ним право быть человеком, также и демонстрируя лояльность к нему лично, но не к его работе. И делают они это, потому что не хотят судов и жалоб в прокуратуру и Трудовую инспекцию. Не хватает доказательств и аргументов, надо действовать лаской, ни в коем случае не давить. «Сила действия равна силе противодействия»[28] — нас ещё в школе этому учили.
А по-умному было бы так. HR создаёт в разговоре ощущение у увольняемого, что «так просто сложилась ситуация», «звёзды легли», что это с ним лично не связано. Ни в коем случае нельзя создавать ощущение давления, ведь если сотрудник будет чувствовать, что он прав, а его «выдавливают», это придаст ему силу для сопротивления. А, как говорится, «сила в правде»[29]. Помните?
Много компаний, которые предпочитают предложить солидную компенсацию, лишь бы не портить отношения, имидж и не связываться с Трудовой инспекцией и судами. Расстаются друзьями, сотрудники потом даже благодарят.
Есть даже HR-ры, которые потом на аутсорсинг[30] приглашают уволенных сотрудников. Сотрудника знают, отношения и доверие сохраняется, а скидки на услуги тоже приятны. Но так делают далеко не все.
Когда собираешься сделать что-либо, надо помнить принцип «быстро, дёшево и качественно». Одновременно работают только два параметра. Все три одновременно не работают. Это касается, конечно же, и увольнения. Хочешь быстро и качественно уволить сотрудника, тогда это будет дорого. А если ты хочешь дёшево и качественно, тогда это будет долго. О «долгих» алгоритмах, которые применяют сегодняшние HR, я обязательно расскажу. Они также бывают «чистые», «умные» и «не очень», бывают откровенно провальные.
Пример. Многие топ-менеджеры знают, что если Президент Компании вызывает к себе, встреча может быть короткой, но может быть и длинной. И вот Пётр Ф., который работал в финансовой сфере, в довольно крупной федеральной Компании пришёл на встречу в конце рабочего дня к Президенту Компании. Одно обстоятельство надо не забыть. Президент, владелец Компании — женщина. Они поговорили, всё было в рабочих рамках, как водится, обсудили и острые вопросы.
Наутро, Вице-президент пришёл на работу и обнаружил, что его электронный пропуск не работает, и он просто не может пройти на своё рабочее место. От охраны Вице-президент узнал, что он уже не работает в Компании. Что произошло с Президентом, почему она приняла такое решение, никто не знает. У меня нет информации, как именно передали документы об увольнении экс Вице-президенту, и нет информации о его дальнейшей судьбе. Но пример иллюстрирует эмоциональный подход Работодателя, который не оценивает риски такого решения.
ЧЕТВЁРТАЯ. «Я мировая мама. Сейчас всё приготовлю и уйду к приятельнице»[31]
Данная цитата из всем известного фильма очень точно отражает роль, которая отводится потенциально увольняемому сотруднику. Сначала он должен расчистить «авгиевы конюшни»[32], а потом освободить от своего присутствия место, которое обычно готовится для «своего» человека.
Пример. В довольно крупной страховой Компании объявлен конкурс на вакансию Руководителя проекта по обучению. Ксения Е. разместила своё резюме на сайте по поиску работы, и ей позвонил менеджер по персоналу и пригласил на интервью.
Интервью было с HR-директором, которая в основном говорила о себе, что она строит в Компании, но потом также он рассказала о целях открытия вакансии «Директора проекта». Это были довольно привлекательные для профессионала цели: нужно было построить систему обучения управленческого состава организации. Требовалось прописать все регламентирующие документы, а также программы для проведения тренингов и посттренингов[33]. Ксения Е. также рассказала о своём опыте, в целом, всё всем понравилось. Второе интервью было с сыном президента Компании. На интервью, которое проходило в его личном кабинете, сын Президента пил чай и расспрашивал об опыте Ксении Е. Вроде бы ничего необычного. Однако, в конце интервьюер сказал, что проект этот временный, нужно просто потом его передать другому человеку. Кому? Девушке. Она не имеет опыта в этом, но будет проектом управлять. То есть работа Ксении Е. должны быть окончена через полгода. Это отличное предложение для фрилансера[34] или тренинговой компании[35], но не для наёмного сотрудника, который ищет стабильную работу надолго. Ксения Е. спросила о компенсации, но речь шла об обычной заработной плате, в рыночном диапазоне. Она отказалась от такой работы. К слову, эта страховая компания так и не нашла Директора проекта. Возможно, и сейчас, спустя 4 года в Компании не построено управленческое обучение. Но возможно, это и не так. Вопрос в другом. Подход: не наём сотрудника, а проектный. Для этого и рекомендуется использовать проектных менеджеров, сотрудников, которые умеют и хотят так работать. Но Работодатель не готов, потому что так дороже, и проще через полгода уволить сотрудницу, которая «всё приготовила, и ушла к приятельнице». Спасибо, сыну Президента Компании, который честно предупредил кандидата на интервью. А так бы уволили, не моргнув глазом.
Другой пример. Анна Т. работала крупным руководителем проекта в федеральной Компании, которая продавала довольно дорогие услуги, не первой необходимости. Она забеременела и постоянно была на больничном, мечтала о ребёнке, хотела, чтобы он родился здоровым, поэтому планировала, как только наступит срок, уйти в декретный отпуск. Она заранее предупредила своего босса, высокопоставленного топ-менеджера, что хочет уйти в декрет, и кроме того, сил на полноценное выполнение трудовых обязанностей в таком её положении, нет, об этом она говорит открыто и просит найти ей замену. Босс сказал «не волнуйтесь», «работайте, как сможете», «найдёт HR замену, ну, за 3 месяца то точно», «занимайтесь здоровьем, всё понятно». Возникла даже идея, что надо взять помощника, который потом и подхватит проект, подготовить его, чтобы всё работало, как и раньше.
Однако, поиски кандидата затянулись. HR-ры просто тянули с ответами, не рассматривали кандидатов, резюме на hh.ru[36] кандидаты хоть и отправляли, но ответа от Работодателя не было. Откликов было несколько сотен. Это к вопросу, как использует Работодатель интернет-ресурсы. Так сказать, кандидатам на заметку: никто их звать то и не собирался.
Поскольку у Анны Т. были хорошие связи, она сама нашла несколько кандидатов, готовых поработать в этом проекте. Она же была в первую очередь заинтересована в подборе кандидатов на вакансию в свой проект. Их даже пригласили на несколько собеседований внутри Компании, но всем отказали. Отдельный вопрос, что чувствовали кандидаты, полностью соответствующие профилю, но не получившие этой работы. А дело было в том, что помимо подготовки человека для поддержания проекта после ухода в декрет Анны Т., появилась скрытая цель: вообще от Анны Т. избавиться. А что произошло? Почему? Здесь много причин:
Во-первых, удобный случай. Декретный отпуск. Хотя, наверное, это не причина вовсе, а повод просто.
Во-вторых, она хочет подготовить себе смену, надо «выкачать» информацию, а управляемый человек будет её использовать.
В-третьих, Анна Т. делает проект так, что ряду топов он меняет систему, надо по-другому выстраивать работу, а этого не хочется. Вот она истинная причина, «невидимая часть» айсберга, мотив Заказчика увольнения.
Вроде всё ясно, и даже вовремя. Работодатель правильно рассчитал, она в положении, уйдёт, а там разберёмся.
Но почему не хотят взять кандидата Анны Т.? Потому что хотят, чтобы она, как «мировая мама, всё приготовила и ушла». И подготовила «нужного», «своего» человека.
Что происходит дальше? Время идёт, кандидата нет, ведь никого не согласовали HR. Это те, кто знает, что уже скоро наступит время, когда уже некому будет информацию передавать, потому что банально этого человека уже не будет, он будет в Роддоме.
Дождались. Наступило время родов. И именно в день операции (У Анны Т. назначено кесарево сечение), именно в час (!) операции, когда уже в палате интенсивной терапии ставили капельницу и (Извините!) катетер, девушка-рекрутер позвонила и сказала, что НАДО провести собеседование. Зачем такая спешка? А появился «правильный» кандидат, которому сказали: «придёшь, заберёшь проект у этой женщины. Она в декрет, ты будешь управлять». Сказали, но случилось совсем не так.
Интервью было в июле, а вышел кандидат в сентябре. За это время, а время — ключевой фактор (об этом речь ещё впереди), Анна Т. уже «отрожалась» и вышла на работу. Кандидаты тоже люди, и они не могут порой покинуть прежнее рабочее место быстро, есть дела, просьбы начальства и коллег, отношения. Ну и две недели отработки по ТК РФ[37]. И вот кандидат, уже сотрудник. Вышла на работу. Первый рабочий день для нового сотрудника Управления выдался нелёгким.
HR-ры самонадеянно думали, что прямо в первый день, Анна Т. своему новому Работнику всё расскажет и покажет, а главное, введёт в курс дела, чтобы потом спокойно уйти, чтобы не мешать, чтобы HR-ры могли доложить своему начальству: «всё хорошо» и поставить галочку. А что сделал Работник, потребность в увольнении которого возникла. А он переиграл HR, моё ощущение, что до сих пор их руководитель не понял, как.
Всё по порядку.
Примерно за неделю до выхода на работу «сменщицы» Анна Т. написала в HR письмо, что ей требуется помощь в адаптации нового сотрудника, что очень много работы, и поэтому никак не получится встретиться с новым подчинённым сразу, и надо ему организовать рабочее место. Поскольку рабочее место Анны Т. находилось в отдельном кабинете, рабочее место надо бы поискать поблизости, а все места заняты. «Что же делать. Помогите, пожалуйста», — написала Анна Т. в отдел персонала. Конечно, ничего не подозревающий HR, согласился.
Сотрудник, ничего не знавший о договорённостях Анны Т. с HR, вышел на работу. Сначала он сидел, вернее она, назовём её Юля Б., в помещении HR. Понятно, что это не очень удобно, ведь «новый сотрудник» спрашивает, когда пойдёт на рабочее место, когда сможет приступить к своим обязанностям. Поэтому представители HR постоянно названивали Анне Т. и спрашивали, когда та сможет пообщаться со «своим» сотрудником. А Анна Т. и не собиралась с ним общаться, сославшись на «дикую» загрузку. Ну, этим товарищам из отдела персонала она, естественно, сказала, что «очень надо пообщаться, но времени пока нет».
Новая сотрудница Юля Б. продолжала сидеть на территории отдела персонала, а HR-ры продолжали звонить Анне Т.
То они просили пообедать с Юлей Б., то пообщаться на встрече, Анна Т. вежливо уходила от ответа, либо ссылалась, что связь плохая, либо, что заработалась-замоталась. В итоге, одна сотрудница HR не выдержала и эмоционально высказалась по телефону Анне Т., что Юля Б. «как дохлый гусь» у них сидит.
Встреча всё-таки состоялась. Пришёл и рекрутер, и его начальница, и сама Юля Б. Анна Т. действовала снова в рамках выбранной стратегии, она то ведь уже поняла, что нашли именно ей замену. Сначала она поинтересовалась, как устроилась на новом месте Юля Б., затем попросила её рассказать о том, что именно оговаривали как её обязанности при приёме на работу, ведь она-то, Анна Т. как Юлин Б. руководитель, была в Роддоме, и уже столько времени прошло, чтобы все всё вспомнили.
Юля Б. взглянув на рекрутера и её начальницу сказала, что ничего особенного, только в рамках «нашего с Вами июльского разговора». «То есть Мой руководитель, «наикрутейший топ боссов», не обозначал каких-либо особых, новых, других обязанностей?» — спрашивает, как ни в чём не бывало, Анна Т. Получив отрицательный ответ, она начинает рассказ о функции технического порядка, на которую и предполагала давно взять помощника. Картина сложилась непростая, с одной стороны, человеку обещали место руководителя, а Анна Т. даже не собирается уходить, с другой стороны, действительно Юля Б. не предполагала заниматься технической работой, ей явно предложили другой функционал.
Как в такой ситуации выглядит HR для «нового» сотрудника? Он выглядит как обманщик. А ведь Юля Б. с прежнего места работы уже уволилась. Ей была заявлены привлекательные цели, заманчивые перспективы. А что же получилось? HR-ры ввели её в заблуждение, точно сами не знают планов «старого» руководителя Анны Т. (С ней то точно никто не переговорил!), и тем более не в курсе задач, который «наикрутейший топ боссов» поставил, ведь с ним то про задачи тоже никто из HR не говорил. Да он, как оказалось, вообще в отпуске был в этот момент.
Так что занялась Юля Б. технической работой, а Анна Т. уехала на выездное обучение с подчинёнными. Именно туда спустя неделю, раздался звонок от Юли Б.: «Я увольняюсь».
Забегая вперёд, раскроем тайну произошедшего. Анна Т. предугадала действия своего Работодателя и подготовила сценарий (вплоть до прописанных реплик), следуя которому она вывела данную ситуацию к закономерному финалу.
Вот так то.
Причина увольнения Юли Б. — в непродуманной стратегии HR по увольнению Анны Т. Все ожидания HR по подготовке «нового сотрудника» на место «старого» его же руками потерпели неудачу.
В чём ценность этого примера? В том, что надо понимать, что если Работодатель хочет, чтобы ты всё сделал для него, а потом ушёл, это просто его желание. На самом деле, у тебя есть способы сделать так, что от тебя отстанут, тебя оставят, а это время. Кстати Анна Т. выиграла ровно полгода. А это зарплата за полгода. Помните, время — ключевой фактор.
ПЯТАЯ. «Во всём виноват Чубайс» или «Ганжа, это Вы уронили?»[38]
Данная причина связана с продуманной стратегией топ-менеджеров использовать нанятого на проект, задачу или место сотрудника как «козла отпущения».
Обычно речь идёт о проектах, задачах или местах, которые этим самым топам не нужны. Нужно, чтобы не получилось дело. Нужен провал. Затем нанятого на это место сотрудника увольняют и «вешают» на него все «грехи». Не идут продажи? Тот сотрудник виноват. Нет подготовленного персонала? Тоже он.
Данный случай также может произойти, если поставленную задачу в принципе нельзя выполнить. Это связано с особенностями законодательства, бизнес-процессов, логикой, недостаточностью ресурсов и т. д.
Пример. Руководство Компании приняло решение считать деньги на обучение персонала. Раньше считали, но цифры получались такие, что руководству никто не решался их показывать. Но Руководство настаивает. Что делать? Давайте найдём человека, который сможет это сделать. Да не простого, а известного на рынке, чтобы он обязательно не справился, и можно было доложить, что этого в принципе нельзя сделать.
Заметьте, никто не думает о кандидатах в это время. Всё подчинено только потребностям топов, которые хотят определённым образом донести постулат о невыполнимости поставленной задачи Руководству Компании.
А представьте, какой будет скандал, если нанятый профессионал задачу выполнит? Не убьют, так покалечат.
Соответственно, HR получает задачу найти лучшего и способного сделать данный проект. Он находит, радостно рапортует. А сотрудник приступает к работе. Проходит время. Задача не решена. Понятливый сотрудник увольняется сам, непонятливого увольняют. Покидая Компанию, бывший Работник уносит с собой всех «повешенных на него собак».
Ну, а если вдруг получится у него? Топы, конечно, этого не допустят, уволят всё равно. Это произойдёт, уже по другой причине. Помните, «я другого ожидал»? А результат подвергнется такой интерпретации и толкованию, что получится как в песне В. Высоцкого: «Искажённый микроплёнкой ГУМ стал маленькой избёнкой, и уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ». Окажется, что и требовалось совсем не то, и Работник здесь ни при чём, «сработали другие факторы».
Что точно говорит о том, что вас решили уволить
Какие признаки в рамках подготовки, Вам, уважаемый Читатель, однозначно скажут, что подобный механизм запущен по отношению именно к Вам?
Вот они.
1. Вы не знаете (или не знали), что на Вашем участке идёт поиск нового сотрудника, открыта вакансия. В моей практике был такой момент, когда сотрудник случайно узнал о таком поиске. Случилось это при заполнении заявки на подбор по просьбе тех же HR-сотрудников. При заполнении полей электронной заявки корпоративного софта обнаружены новые вкладки, где хранились данные по подбору кандидатов на замену, их там было более 100 человек, включая знакомых «старого» сотрудника, который и был потенциально увольняемым. Пару звонков только подтвердили догадку. Вот, что значит, единая информационная система, безопасность хранения данных, а также конфиденциальность данных физических лиц[39]. В базе были фамилии, имена, отчества, годы рождений, опыт, то есть фактически резюме кандидатов.
2. У появившегося ни с того, ни с сего «нового» сотрудника нет чётко очерченного круга обязанностей. Порой «новый» сотрудник старается выполнять идентичные функции, а также имеет полномочия, которые ему руководитель, «старый» сотрудник, не давал.
3. Деятельность «нового» сотрудника постоянно пересекается с Вашей, именно, пересекается, не соприкасается.
4. Вас просят брать сотрудника с собой на встречи, мероприятия и даже на обед, а также в курилку, если Вы курите, в то время, когда на этом этапе не видно никакой в этом надобности. Помните, пример Анны Т.? HR-ры, которые названивали постоянно, предлагали пообедать с таким «новым» сотрудником, Юлей Б. Но обязанности то обедать с кем бы то ни было нет.
5. Ваш руководитель встречается с «новым» сотрудником без Вашего участия, а с Вами без него нет.
6. На совместных с руководителем встречах он в большинстве случаев поддерживает точку зрения «нового» сотрудника.
7. Вы были максимально удалены от принятия решения о приёме этого специалиста (если Вы его руководитель). Возвращаясь к примеру с Анной Т. Когда она была в Роддоме представители HR её разыскали, уговорили прособеседовать, чтобы создать впечатление легитимности дальнейшего приёма на работу, что всё по процедуре, все заинтересованные руководители участвуют в принятии решения. На самом деле, интервью Анны Т. не требовалось, и кандидат об этом тоже знал. Когда же Анна Т. почувствовала, что кандидат совсем не подходит на «заявленную» должность, её непосредственный руководитель довольно жёстко ответил: «Юля Б. подходит». То есть фактически мнение Заказчика, Анны Т., того, кому нужен был человек, проигнорировано.
В случае, если какие-либо из этих признаков применимы к Вашей ситуации, Вам следует насторожиться и с утроенным вниманием следить за происходящим вокруг Вас.
При этом, естественно, встанет вопрос: что можно предпринять?
Прежде чем ответить на него, хочу привести три реальный случая, в которых Работодатель применял эту технологию.
Примеры технологии увольнения
Кейс 1. Автомобильный холдинг. Департамент информационных технологий
В отдел автоматизации крупного автодилера берётся на работу сотрудник «для усиления» направления программного обеспечения автосервисов. До его появления данное направление развивалось силами трёх сотрудников: ведущий программист-разработчик, программист и тестировщик.
Новый сотрудник получает поддержку начальника отдела, который «прикрывает» любые его действия и настаивает на оказании ему всяческой помощи и поддержки. Его привлекают ко всем представительным совещаниям и встречам с лицами, наделёнными полномочиями на принятие решений. Обещания, которые раздаёт, непрактичны, не всегда выполнимы, бюджетно затратны, что неприемлемо в данный момент времени.
Обратите внимание, что реального усиления работы не происходит, да и нет такой цели. Потому что реальная цель подорвать позиции ведущего разработчика. Руководителя отдела раздражало у этого парня высокого авторитета и наличие неформальных связей со многими высокопоставленными руководителями. Было стремление задвинуть этого человека для собственной безопасности, а в идеале избавится от него. Вопросы бизнеса и дела вообще не имели никакого значения, обращаю на это особое внимание.
Кейс 2. Российская Компания по продаже автомобилей и запчастей к ним. Административно — хозяйственный департамент
Переезд. Борис Б. работал главой АХО (Административно-хозяйственный отдел) 5 лет. Организовывал переезд в новый офис. Туда «ему на подмогу» взяли человека, который всё там принимал, организовал. В то время ничего не подозревающий Борис Б. «закрывал» старый офис. Таким образом, к окончанию всего процесс новый сотрудник полностью был в курсе всей работы. И Борис Б. мог легко быть уволен, что и было сделано. При том это было сделано настолько легко и естественно, что никто не заметил этого увольнения. Как говорится, «отряд не заметил потери бойца»[40]. Даже когда люди узнали о том, что Борис Б. уже не с ними, никакой эмоциональной составляющей это не вызвало, настолько естественно и легко это было сделано. И далеко не все узнали, что это был не естественный не объективный процесс, а подготовленная операция. Если хотите, даже технология, реализованная одним (одной) влиятельным менеджером, с которым Борис Б. имел несчастье вступить в конфликт.
Кейс 3. Проект по эффективности обучения. Финансовый холдинг. Департамент розничных продаж
Пример с попыткой замены Анны Т., которая была в декретном отпуске.
Вывод по 3-му кейсу: Практический выхлоп. Метод сотрудника, потенциально уволенного, прост. Был сделан расчёт на то, что «новый» сотрудник «надоест самом HR-рам, он будет сидеть сиднем несколько дней после жёсткого или мягкого игнора, организованного «старым» сотрудником. Устанут все: и сам сотрудник, и отдел персонала. Сам «новичок» должен почувствовать, что ситуация в Компании не так проста, как казалось на первый взгляд, и что рассказывали о ней на интервью. Также и персональщики[41] не могут вслух сказать, что именно кроется за происходящим. А тем самым они лишь усугубляют ситуацию неопределённости, что лишний раз подтверждает для «новичка», дело не чисто.
HR-ры хотят скрыть истину, ведь им надо ввести в курс дела «новичка» руками «старичка». То есть присутствуют скрытые и заявленные цели. Игра и строится на этом.
В итоге, «новый» сотрудник всё понимает и увольняется. А «старый» снова выиграл время, и получает зарплату.
А HR-ры «у разбитого корыта»[42].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
17
Тренер — специалист по обучению и развитию взрослых людей в организации с целью улучшения их профессиональных навыков. Тренер работает с группой.
19
Оценка по компетенциям — процесс оценивания сотрудников компании по определённым критериям, включающим способности, мотивацию, знания, умения, навыки. Используется как дополнение к оценке деятельности Работника.
21
Тренинг командообразования — форма тренинга для создания команды в коллективе и улучшения отношений сотрудников между собой.
23
Герой В. Гафта рвёт бумажки и бросает с этими словами. Фильм «О бедном гусаре замолвите слово». Режиссёр Э. Рязанов.
26
Кадровое или рекрутинговое агентство — посредник на рынке труда, организация, оказывающая услуги Работодателям по поиску и подбору персонала и/или оказывающая услуги соискателям по поиску работы и трудоустройству, а также другие сопутствующие услуги.
30
Аутсорсинг — использование внешнего источника и/или ресурса через договорные отношения для обслуживания внутренних бизнес-процессов Компании.
32
«Авгиевы конюшни» — из древнегреческой мифологии. Герой Геракл (римск. Геркулес) однажды вычистил обширные конюшни царя Авгия, которые не чистились 30 лет.
34
Фрилансер — это свободный Работник, частный специалист, который может одновременно выполнять заказы для разных клиентов.
35
Тренинговая компания — организация, которая предоставляет на рынке услуги по обучению сотрудников.