Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя

Марианна Стерлигова, 2016

Книга, которую Вы держите в руках, абсолютно уникальна. Легко, иронично, с множеством примеров, в книге отражено всё, что касается увольнения, от самых первых признаков, по которым Вы узнаете о намерениях Работодателя, до финальных штрихов о жизни Работника, восстановившегося по суду. Актуальность проблемы, практичность советов, стиль изложения, не позволяющий заскучать, делают эту книгу полезной и интересной для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Я сама больше года просидела после Суда в обычном московском офисе обычной крупной федеральной Компании, поэтому хорошо понимаю, что такое увольнение и какие методы могут применяться к сотруднику. Я получаю зарплату, но до работы меня не допускают. Это не рационально, скажете Вы. Да, это нерационально и не логично. Почему же это происходит?

Это метод давления на меня и одновременно способ увольнения. Кадровая служба[1] выбрала такой метод увольнения. Хотя, конечно, со стороны, моя офисная жизнь даже местами напоминает сказку. Утренний кофе, социальные сети, новости рынка, плотный завтрак, макияж. Выложить селфи, посмотреть фотографии друзей и подружек, списаться с кем-нибудь — всё это повседневная реальность. Я прогуливаюсь по улицам каждый день, дышу воздухом, потом обедаю и (О, Боже!) сплю на рабочем месте, иногда просыпаясь от смс, а иногда от собственного похрапывания. Это даже забавно! Но почему так можно вести себя в офисе, почему я не делаю ничего, и зарплата уже в течение года, а реально даже дольше, поступает на мой банковский счёт? Я знаю, что некоторые мне даже завидуют. Как же я так смогла устроиться? Но есть и такие, которые считают, что поделом мне, потому что я слишком строптивая и принципиальная, мне на пользу пойдёт эта изоляция. Трудно Работодателю со мной. Его жалеют все Работники Отдела кадров[2] и некоторых других служб нашей большой и «дружной» Компании. Уж е год, даже больше. Я мешаю им спокойно жить и работать. Я «плохой», я «неадекватный»[3] сотрудник.

Не могут ответственные Работники, с высшим образованием, закончившие курсы по «борьбе с персоналом»[4], прошедшие «правильные» тренинги и прочитавшие «правильные» книги, выбранные из многих кандидатов, походивших многоступенчатый отбор, и даже стресс-интервью, отобранные по потенциальному эффекту для Компании, смириться, что обычный сотрудник восстановился по суду и не хочет уходить с работы сам, в порядке, так как сказать, трудовой дисциплины, без денег и других для себя преференций или какой-либо пользы. Сотрудник должен сам встать и уйти, они то ведь всё правильно делают, приказ Руководства выполняют. Ведь на работе большинство просто работают, и не задают вопросы и не ищут смысл в выполняемых приказах. Если ты не такой, значит, «неадекватный». И они, те, кто так считают, тоже правы по-своему. Как говорится, «мамы разные нужны, мамы разные важны»[5]. И плевать, что незаконно (вынесено судебное решение в пользу Работника и вступило в законную силу), неэтично, некрасиво, утомительно и стыдно. Все молчат и делают вид, что всё правильно, чинно и благородно. Некоторые из них даже посещают по воскресеньям церковь и причащаются. Сами мне об этом рассказывают. Другие вызывают меня на личную встречу и горячо просят прощения, дескать, вынуждены были так поступить, участвовать во всех этих «спектаклях». Просто боялись потерять работу.

За этот год методов воздействий на меня со стороны этих чудесных людей было много. Я классифицирую эти воздействия в своей книге, покажу их разновидности, и Вы поймёте, мой Читатель, что они все не из области переговоров, чему нас, HR-ров[6] учат на тренингах или в книгах, не из области развития и «продажи идеи» человеку, совсем не из области логики или гуманизма[7], и уж нисколько не из области бренда Работодателя[8], который развивает и даёт карьерные перспективы сотрудникам. Все они из области «гнобления», из области «я начальник, ты дурак», местами незаконных действий, вне правового поля, подтасовки фактов и невероятного лицемерия, а также психологического давления и даже физического воздействия. И это делают наши обычные люди, женщины и мужчины, Работники офиса, сотрудники крупной Компании, с высшим образованием, местами счастливые мамы и папы и даже бабушки, жёны и мужья, покупающие квартиры в ипотеку, ездящие на иномарках и отдыхающие за границей. То есть, по нынешним меркам, наши успешные современники. И все мы, включая их, меня и, разумеется, смежников[9] за это получаем заработную плату, уже год, но на самом деле, за «это» мы её получаем уже пару лет. Не за бизнес-результат, не за эффективность, не за конструктив или креатив, не за мотивацию персонала к действию, короче, не хорошую работу, а за «это». За «ЭТО»! За борьбу с сотрудником, с Работником, с человеком. И знаете, почему? Если так всё не устраивает их в моей работе, почему же не расстаться по-хорошему? Много же существует способов, надо только «включить» голову. Нет! По-хорошему не хочет Работодатель, ему надо, чтобы человек был унижен, плакал, а потом утёрся и нашёл новую работу или не нашёл, потому что отрекомендует прежний Работодатель бывшего своего Работника негативно. Зачем так действует Работодатель? Попробуем разобраться. Но в целом, у меня сложилось впечатление, что все наши беды из-за двух вещей. Как говорил в интервью 1993 года поэт И. Бродский[10]: «Дело в том, что основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку, если угодно, в презрении… «да ты кто такой?» Вот эта позиция каждого русского человека, поэтому никак по-хорошему не получается. И певец-рэпер Тимати развил тему на современный манер: «Ты кто такой? Давай, до свидания!»[11]

Ну, а второе, ещё проще. Если человек добрался до власти, сел на «тёплое местечко», то он считает, что он выше всех, и только он может решать, как и что делать с судьбами остальных. А когда этот человек ещё и персоналом Компании управляет, это ситуация разрастается и усугубляется в разы. Очень точно характеризует такой подход формула одного работяги. Заранее прошу прощения за нелитературные слова. «Залезть выше нижнего и обосрать ближнего» — вот девиз современных топ-менеджеров[12].

Подумайте, есть ли такие топ-менеджеры в Вашей организации? Думаю, примеров предостаточно.

И что делать Работодателю, а именно конкретным ответственным должностным лицам? Им всегда надо выглядеть победителями. Не могут же они признаться, что кто-то не просто борется с ним, а успешно борется. Это подрывает их имидж.

Сразу после увольнения я снова стала заниматься в фитнес-клубе, потому что с моей сумасшедшей нагрузкой до моего незаконного[13] увольнения на это просто не хватало ни сил, ни времени. Я перестала ходить на работу в офисном строгом костюме и белой рубашке, а выбрала спокойный и комфортный стиль, а местами и жёсткий кэжуал[14]. Снимаю обувь, вытягиваю ноги, пью чай и наслаждаюсь. И всё это потому, что Работодатель позволил мне это, он сам создал данную ситуацию. Все видят, все знают. Одному Богу известно, что работающие сотрудники думают. Я не умерла, не плачу, не прошу никого ни о чём, просто живу и занимаюсь своими делами. И Вам советую, Читатель, это очень хорошая мотивация жить и заниматься своими делами, имея постоянный стабильный доход, зарплату ведь платят.

Муж говорит мне, что я выгляжу лучше прежнего, стала спокойней, и в доме, наконец, есть еда, а не только материалы по обучению, резюме кандидатов и прочие бумажки.

Если бы мне кто-нибудь пару-тройку лет сказал, что мне понравится ничего не делать на работе, а я буду целыми днями, в течение нескольких месяцев потихоньку продумывать стратегии, как увильнуть и увернуться от ударов «Департамента по борьбе с персоналом»[15], я бы улыбнулась и не поверила. Тем более я сама проработала в сфере HR[16] более десяти лет. Я вкалывала всегда, даже дома, доделывала и переделывала, думала об эффективности и как угодить бизнесу. Обучение персонала — тема широкая, надо много знать, уметь, чтобы аудитория тебя слушала. А вот бизнесу это вообще не надо.

Отдельная тема, что хочет наш бизнес и те, кто им управляет.

Молодые люди, которые только начинают строить свою карьеру! Это книга для вас, чтобы можно было разобраться, где правда, а где ложь, где Компания нуждается в вас, а где лукавит, просто, чтобы лучше управлять вами, и вы дешевле стоили для неё. Ведь зачастую то, что говорят Работодатели при приёме на работу, является не совсем правдой, а чаще совсем не правдой, это манипуляция информацией и мотивацией молодых людей. А любая манипуляция, любой обман имеет свои последствия. Тему последствий и манипуляций при приёме на работу вы тоже найдёте в моей книге. Я хочу, чтобы Вы, мой Читатель, понимали, что всё имеет свои последствия, и если их заранее предвидеть, то можно управлять ситуацией.

Когда после судебного решения о моём восстановлении на работе я оказалась свободной от поручений Работодателя и от моральных обязательств перед ним, у меня появилась возможность, чтобы проанализировать и оценить всё то, что происходило между мной и Работодателем последнее время.

Не воспользоваться этим временем, было бы примерно так, как не принять подарок, о котором ты давно мечтал, который давно так хотел. Так что спасибо всем, кто дал мне такую возможность! И особенно их Руководителю, HR-ру, чьё решение изменило мою жизнь. Спасибо!

Итак, начнём.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Кадровая служба — подразделение в организации, функционал которого заключается в оформлении приёма, перевода и увольнения сотрудников. Также данная служба может выполнять и другие функции, связанные с персоналом Компании.

2

Отдел кадров — то же, что Кадровая служба.

3

Так называют некоторые руководители Кадровой службы сотрудников, которые не оправдывают ожидания по степени послушания.

4

Игра слов — в СССР «Отдел по борьбе с бандитизмом». В организации же Отдел по работе с персоналом.

5

Из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

6

HR-ры, HR, Human resources — в переводе с английского языка «человеческие ресурсы». Речь о специалистах в этой области, они отвечают в Компании за персонал, это такие сферы, как подбор, оценка, приём, переводы, увольнения, обучение и т. д.

7

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, основанная на человеческих и других естественных ценностей.

8

Бренд Работодателя — совокупность усилий Компании с существующими и потенциальными сотрудниками, которое делает её привлекательным местом работы, а также активное управление имиджем Компании.

9

Другие подразделения, участвующие в проекте (делопроизводители, юристы, сотрудницы ресепшен и т. д.)

10

Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

11

Тимати — Тимур Ильдарович Юнусов, более известный как Тимати — российский исполнитель, музыкальный продюсер, актер и т. д.

12

Топ-менеджер — это руководитель организации высшего уровня, которые ежедневно несут ответственность за эффективное управление этой организацией.

13

Решение Работодателя об увольнении признано Судом незаконным.

14

Кэжуал (англ. Casual) — повседневный стиль одежды с акцентом на удобство и практичность.

15

Департамент по работе с персоналом. «По борьбе с персоналом» — игра слов. В СССР «Отдел по борьбе с бандитизмом».

16

HR (сокращ.) — «человеческие ресурсы» в переводе с англ. Сотрудники в организации, отвечающие за персонал. Работают в час ти подбора, приёма, адаптации, обучения, развития, переводов, карьерного планирования, увольнения персонала. В некоторых организациях функции HR ограничены.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я