Питер Блейк – маньяк-фотограф, приговоренный к смерти. Ему предлагают альтернативу: пройти путь исправления в компьютерном мире – полной симуляции реальности. Питер соглашается и оказывается вовлечен в опасное журналистское расследование взрыва на шахте. Он еще не знает, что его противником в этом длинном и тяжелом приключении будет сам капитализм. Книга написана в жанре "нуар" с элементами ЛитРПГ и киберпанка. Ее второе название – "Город таинственных огней".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тринадцатая жертва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Прибытие
Ранним утром я поднялся на мостик старого катера. Формен отдал швартовы и встал за штурвал.
— Нажми-ка вон ту кнопочку с надписью «стартер», — приказал перевозчик.
Я повиновался. Двигатель заскрежетал и чихнул. Из трубы вырвался клуб черного дыма. В воздухе запахло смесью масла и сгоревшей солярки.
— Еще раз! Наверное, форсунки забились!
Я повторил. Двигатель прочихался и дробно зарокотал. Палуба задрожала под ногами.
— Машина ход! — буркнул себе под нос Формен и повернул ручку телеграфа.
Винты вспенили воду за кормой. Катер медленно направился к выходу из подземной бухты. Нос развернулся туда, где светлел яркий прямоугольник. Как только мы прошли ворота, я едва не вскочил на приборную панель. Моим глазам предстал Хазард.
Отсюда, с расстояния в десять миль, город напоминал поставленный на ребро треугольник. Посередине царапали тучи небоскребы — их верхушки то и дело исчезали в низких облаках. По обеим сторонам от гигантов толпились многоэтажки спальных районов. В сравнении с этими человеческими муравейниками одно — и двухэтажные домики пригородов казались жилищами пигмеев. То тут, то там пачкали небо заводские трубы. Похоже, фильтры не справлялись с нагрузкой. Но сейчас меня занимали другие, насущные, вопросы.
— Оскар! — я попытался перекричать рев дизеля. — Почему в костюме начальника тюрьмы оказалось мое удостоверение?
— Потому что так положено! Ты обыватель — первый уровень! Можешь остаться на нем, можешь расти, а можешь и скатиться вниз.
— Вниз? Это как?
— Дойти, к примеру, до бродяги или нищего. Ступить на преступную дорожку. Все зависит только от тебя.
— По-моему, я уже бродяга. У меня нет ни жилья, ни работы. Хоть живи на улице и ходи с протянутой рукой!
С минуту Формен молчал. Волна подбросила катер. Дизель чихнул.
— Похоже, у нас проблемы! — выкрикнул перевозчик. — Заплати мне сейчас. Гони монтировку!
— Вот еще. Только по прибытию. Уговор дороже денег!
Формен злобно сверкнул глазами, вернее, очками, но промолчал. Катер продолжал содрогаться от ударов волн. Они прекратились только когда мы подошли совсем близко к порту.
На нашем пути оказался сухогруз. Его прямой, вертикальный нос вспарывал океан. Таких форштевней не делают уже много лет — при столкновении они пробивают борт от верхней палубы до днища. Но зато такое судно занимает меньше места в гавани, а, значит, плата за стоянку несколько ниже.
Катер легко обошел гиганта и проскользнул к причальной стенке. Выкрашенные в красный цвет ноги портальных кранов росли на глазах. Неожиданно Формен дал самый полный ход вперед. Я еле устоял на ногах. Когда же мне показалось, что мы вот-вот врежемся в причал и пойдем на дно под восхищенные аплодисменты докеров, Формен переложил руль и поставил телеграф в положение «полный назад» и «стоп». Катер развернулся и мягко ткнулся бортом в кранцы. Водяной вал хлынул на пристань, смывая все на своем пути. Формен заглушил дизель, выскочил на палубу и ловко набросил швартов на сверкающий сталью кнехт.
— А? Каково? — выкрикнул морской лихач. — Вот это шик! Всю стенку залил!
Я спустился к нему и протянул монтировку:
— Держите. Это ваше.
— Погоди, — Формен вырвал из блокнота два листка. На одном черкнул несколько слов, на другом написал «Парк-Лейн 427». — Зайди по этому адресу, скажи, что от меня и передай записку старине Ольсену. Он поможет… чем сможет, конечно. Не благодари и не прощайся: ты еще пригодишься. Я в этом уверен.
Плохо это или хорошо? Кто знает. В любом случае, не стоило задерживать Формена. Я, как заправский матрос, вскарабкался по штормтрапу на стенку и вдоль железнодорожных путей направился туда, где торчал шпиль портовой администрации. Желтое старинное здание с куполами и антеннами на крыше, наверное, видело еще чайные клиперы и пятимачтовые барки. Я распахнул дубовую дверь и вошел внутрь. Массивная створка чувствительно пнула меня под зад.
— Здравствуйте! — вежливо сказал я усталой девушке-администратору за стойкой. — Не подскажете, как добраться до Парк-Лейн 427?
Она вымученно ответила вопросом на вопрос:
— Вы здесь недавно?
— Только что приехал.
— Странно. В расписании нет никаких пассажирских судов. Ну да это не мое дело. Теперь слушайте меня внимательно. То, что вам нужно, находится в другом конце города. У выхода из порта — конечная остановка трамвая. Вам нужен трамвай номер четыре. Он идет прямо по Парк-Авеню — это главная улица города, если не считать Уотер-Стрит и Сентрал-Стрит. Но они тянутся вдоль побережья и не такие длинные. Ехать долго — сначала проедете историческую ратушу, потом молл. Следующая остановка будет на перекрестке — это и есть Парк-Лейн. А там разберетесь.
Верный профессиональной привычке, я ощупал собеседницу взглядом. Чуть приплюснутые, как бы стертые кончики тонких пальцев — видно, что она много работает на пишущей машинке. Вытянутое миловидное лицо, тонкие губы, острый нос с горбинкой. Темные круги вокруг чуть припухших глаз, словно она мало спала или много плакала.
— Вы всех так раздеваете взглядом? — спросила девушка.
— Профессиональная привычка, Джанет Остин, — я поднял с пола табличку с именем и поставил ее на стол.
— Сыщик?
— Всего лишь скромный фотограф. Питер Блад… то есть, Блейк. Может, зайдем в ресторан, выпьем за встречу?
— Я не знакомлюсь, — сухо отшила меня Джанет. — У меня есть друг, он сейчас в армии. Вы, наверное, торопитесь, мистер Блейк? Давайте ваше удостоверение личности. Я выпишу разовый пропуск на выход.
Она быстро заполнила бланк. Я послал девушке воздушный поцелуй и покинул администрацию порта. Впрочем, я и не рассчитывал на взаимность: все равно оплачивать ресторан пришлось бы самой мисс Остин.
Пока я мило беседовал с Джанет, пошел дождь. Капли выбивали пузыри в лужах. Они лопались, не оставляя на зеркальной поверхности ни следа. Раздался пронзительный гудок и по рельсам прогрохотал тепловоз с десятком крытых вагонов. Порт жил размеренной жизнью и никому, казалось, не было дела до какого-то пришельца, сбежавшего из тюрьмы.
К воротам вела ровная асфальтовая дорога. Охранник наколол мой пропуск на длинную иглу и открыл турникет. Я неспешно прошел по аллее и оказался на площади у трамвайного кольца. Над ним, словно могучие горные вершины, нависали громады небоскребов.
Тут и там сновали автомобили — красные, синие, желтые. Плоские и широкие седаны, солидные пикапы, юркие малолитражки. Фыркнув дизельным выхлопом, проплыл тягач с трехосным полуприцепом. От бесконечной кутерьмы вездесущих машин закружилась голова. Слишком много времени я провел в неуютном одиночестве тюремной камеры. Отвык от обычной городской суеты.
Скрежеща колесами на повороте, к остановке подкатил ярко-красный трамвай с одной-единственной фарой под кабиной вагоновожатого. В окошке над ветровым стеклом я разглядел цифру «четыре». Значит, это мой трамвай. Что ж, после дискового телефона и газоразрядных ламп меня уже ничто не могло удивить.
Зашипел воздух, лязгнули и отворились сдвоенные двери. Я вскочил на подножку и вошел внутрь. Трамвай, покачиваясь, покатил по Парк-Авеню.
Седой мужчина в форменной фуражке выжидающе смотрел на меня в буквальном смысле свысока — с места кондуктора. На всякий случай я пошарил в карманах — разумеется, денег в них не оказалось. Сомневаюсь, что в местных трамваях можно расплатиться патронами для пистолета.
— Простите, я потерял кошелек. У меня нет денег. Ни цента.
— Сожалею, но вынужден просить вас покинуть вагон на ближайшей остановке.
Я не мог сопротивляться этому холодно-вежливому, не терпящему возражений тону. Но все же попытался оправдаться:
— Я потерял бумажник. Еду на собеседование на работу. Может, как-то договоримся?
— Правила едины для всех. Пожалуйста, оплатите проезд или выходите, — все тем же спокойным голосом продолжал кондуктор.
Похоже, мне все-таки придется идти пешком.
На плечо опустилась чья-то рука. Я обернулся: простецкий парень в рабочем костюме дарил всему миру искреннюю, радостную улыбку. И мне захотелось улыбнуться в ответ, несмотря на ледяной мрак в душе.
— Из-за чего спор? Из-за десяти центов, небось? — на грубой рабочей ладони серебряной капелькой сверкнула новенькая монета. — Вот тебе дайм, кровосос, только оставь человека в покое!
Монета исчезла в бездонной сумке кондуктора. Я криво ухмыльнулся:
— Спасибо. Вы вернули мне веру в человечество. По крайней мере, на пару минут.
— Не за что, приятель! Отдашь, когда разбогатеешь! Что, карманы обчистили? Здесь это мигом — только зевнешь, а кошельку приделали ноги!
Я хотел расспросить парня о городе, но трамвай резко сбавил ход и остановился. Снова лязгнули двери. Парня будто ветром сдуло. Он выскочил на улицу и бросился к девушке, которая, видимо, ждала его на остановке. Отнюдь не дружеские объятия, поцелуи… смотреть на счастливую пару можно было вечно.
Двери захлопнулись, и трамвай продолжил свой путь, постукивая колесами на стрелках. Кондуктор двусмысленно пожал плечами, оторвал билет и сказал:
— Вот видите. Любые проблемы можно решить без насилия.
— Вы что-то сказали? — спросил я, не веря своим ушам.
— Ничего. Наверное, вам показалось.
Я не стал возражать. Просто сел на свободное сиденье возле окна и, подобно телезрителю у экрана, принялся внимательно разглядывать улицы.
Казалось, мое путешествие никогда не закончится. С другой стороны — куда мне торопиться? Везут — и хорошо!
Остались позади небоскребы, потянулись многоэтажки спальных районов. Вернее, бывших спальных районов. Судя по яркой рекламе и многочисленным вывескам офисов, жители перебирались в пригороды, уступая место акулам бизнеса. Что ж, экономика развивается, деловой центр растет вместе с ней — это нельзя не приветствовать!
Новые впечатления захватили меня настолько, что я едва не пропустил остановку. Меня привела в чувство яркая вспышка — солнечный луч пробился сквозь пелену облаков и сверкнул на зеркальной стене городского молла. Наконец трамвай замер, двери распахнулись, и я выскочил у перекрестка.
Наискось от остановки, над самым тротуаром, угрюмо нависло массивное здание. Третий, самый верхний, этаж сильно выдавался вперед и покоился на граненых колоннах, украшенных барельефами. Я прочитал вывеску на фасаде: «Издательство «Дейли Хазард. Парк-Лейн 427». «Дейли Хазард» можно понять и как «Ежедневный риск». Но тогда я не заметил, насколько двусмысленно звучит название.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тринадцатая жертва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других