Новороссийский журналист Людмила Курова — о замечательных земляках, удивительных и загадочных местах Краснодарского края, волнующих историях прошлого. В книге собраны публикации разных лет в городской и краевой печати.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искатели. Свидетели. Творцы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Служение отца Дмитрия
Автор: Людмила Курова
Поселок Стрелка разбросался слева вдоль трассы на Темрюк. В преддверии главных православных праздников мы решили побывать в новом приходе, открывшемся здесь совсем недавно.
Никакой церкви в Стрелке за сто лет ее существования не было. Собственно, ее и сейчас нет, в том смысле, что нет здания самой церкви, как положено, с куполами и звонницей. Временный выход нашли в… железнодорожном вагончике, приспособленном под молитвенный дом, на площади в центре поселка. Туда мы и направились.
Однако вместо вагончика нашим глазам предстал пустырь с небольшой насыпью щебня. Не сразу удалось найти и отца Дмитрия, молодого пастыря Свято-Никольского прихода. Сказали, что он квартируется в хуторе Белом, неподалеку от самой Стрелки, и вообще его не так просто найти, поскольку дел у него невпроворот, и мотается он по всему поселку. Ибо где похороны, где дом освятить, где крестины — там он. А в три часа у него служба в церкви. А церковь нашла свое пристанище в помещении фермы местного предпринимателя Георгия Попова, типовом двухэтажном здании из железобетона. Одно из помещений, похоже, бывший магазин, и отдали под церковь. Ну что ж, почему бы и нет, ведь когда-то церкви отдавали под склады. Теперь пошел нормальный обратный процесс…
Небогатая на события Стрелка жила ощущением праздника, предновогодней суетой. В клубе бурно веселилась молодежь. Наряженные школьники шуршали парчой и кулечками с подарками. И именно в окрестностях клуба мы заметили красный «жигуленок» батюшки, торопившегося по своим делам. Пришлось присоединиться к нему, дабы побывать у одной прихожанки, освятить квартиру.
— Я оказался человеком необязательным, вчера обещал — не смог прийти, а вот теперь никто не откликается, — говорил батюшка, нажимая на кнопку звонка.
Отцу Дмитрию всего лишь 24 года. По причине мороза одет он весьма колоритно: из-под военной камуфляжной теплой куртки ниспадает ряса из красивой переливчатой ткани, голову венчает меховая скуфья, а в руках кофр с принадлежностями для исполнения церковных обрядов. Да и сам батюшка напоминает героя русских былин — высокий, статный, с ликом просветленным и взглядом проницательным. Он сразу заметил нашу озадаченность по поводу отсутствия вагончика, и поскольку прихожанки дома не оказалось, мы поехали в то самое здание, приспособленное под церковь.
Свято-Никольский приход встретил нас промозглым холодом. Здание не отапливается, на это нет денег, но службы идут с регулярностью. И все равно здесь торжественно и как-то по-домашнему, — у самого входа я заметила стопку войлочных ковриков, по всей видимости, бабушки подстилают их себе под ноги, потому что выстоять службу на стылом бетоне старым людям нелегко. Здесь все, как полагается: и алтарь, и иконостас, и церковная лавка с крестиками, книжечками, свечами. Народу на службу собирается немного, в обычные дни человек пятнадцать, а в воскресенье — на литургию — до двадцати, в большие праздники — до 40-45 верующих. Но, говорит отец Дмитрий, уныния нет и печали нет.
Основной контингент прихожан — пожилые люди, чьи возможности в плане физическом, материальном и духовном весьма ограничены. Порой им просто прийти к храму и помолиться бывает тяжело, чаще всего они копят силы на воскресную литургию. Словом, приход достался отцу Дмитрию не из легких.
За три года существования здесь церкви он оказался шестым священником. И это не очень хороший фактор, считает батюшка. На самом деле организация прихода — очень серьезный вопрос, это не просто открыл, зарегистрировал, и служба началась. На настоятеля прихода возлагаются и другие нагрузки: социальные, гуманитарные, миссионерские. И на все это должны изыскиваться средства из добровольных пожертвований. Но отец Дмитрий не сетует, скорее, даже радуется, что такая ему участь выпала, вот ведь доброе дело сделали его предшественники — затеплили лампаду веры в месте, которое называется Стрелка, словно в безродном племени, названном так безыскусно. Что такое стрелка? Указатель на дорожном столбе, вектор в никуда. А радуется настоятель тому, что для него, свежеиспеченного выпускника Белгородской духовной семинарии, этот приход стал испытанием без всякой школы молодого бойца — сразу в бой.
— Как у Наполеона, — говорит отец Дмитрий, — война план покажет. Могу только благодарить Бога и владыку Исидора за такое доверие.
Для молодого пастыря особенно важно, что Бог привел его в то место, где ничего не было, а значит, есть возможность для созидания.
И ведь не так все просто дается. Отец Дмитрий сам бы не поверил, если бы не исходил всю Стрелку вдоль и поперек, из двора в двор, когда искал для себя и для матушки пристанище, кров над головой. С недоверием и опаской поглядывали на пришельца, ведь здесь никогда не было церкви, а значит, не было соответствующих традиций, так, проезжее место…
Квартира нашлась только в хуторе Белом, и теперь с матушкой, специалистом в области геронтологии, они живут своим миром, преодолевая посланные им трудности. Ныне они ждут младенца, и батюшку не испугала перспектива поселиться в глуши, подальше от всех привычных благ. Да он за ними и не гонится. Свою задачу настоятель видит в том, чтобы открывать духовные залежи, очищать их от наросших заблуждений, инертности, будить таланты, которыми Господь нас наградил. А потом вовремя отойти в тень, потому что дальше те благодатные дары, которые даны людям, сами будут приносить плоды.
Среди населения Стрелки батюшке удалось найти духовно близких людей, и среди них немало молодежи. Именно они, полагает пастырь, и должны стать здесь авторитетами.
— Ты мыслишь с ними и смотришь на поставленные задачи одинаково, а прежде всего — трезво, — говорит о своем окружении батюшка.
А трезвость мысли состоит еще и в рациональном расчете будущего строительства прихода. Строительства в самом широком смысле этого слова. Да, это красивая мечта о великолепном храме с золочеными куполами, но приход беден, и пожертвований практически нет, нет ни крупных благотворителей, ни средних, словом, все больше со словом «нет». И даже для той синицы, что есть у прихода в руках, образно обрисовал ситуацию отец Дмитрий, нет клетки.
Вагончик в качестве церкви оказался непродуманной идеей, под его тяжестью стал оседать грунт, где близко стоят подпочвенные воды. Поэтому решили-таки на площади построить небольшой молитвенный дом человек на тридцать, что на сегодняшний день наиболее реально. И нашлись помощники — местная агрофирма, готовая бесплатно дать технику и строительные материалы, хоть и бэушные, но вполне пригодные. И планы построить храм стали вполне реальными. Если приход встанет на ноги, то осуществится и главная мечта отца Дмитрия — стать людям их помощником и опорой во всех делах. Ведь ситуация в поселке на сегодняшний день не из легких, многие люди живут скудно, нет работы. Наводнения, заморозки, другие неблагоприятные факторы дали о себе знать, и сегодня люди особо нуждаются в поддержке. Но для этого самим нужно крепко стать на ноги, и здесь уже вступают в силу законы экономики, от которых никуда не деться. Вот почему реально воплощенный проект строительства — это испытание, через которое должен пройти со своими немногочисленными прихожанами и отец Дмитрий.
— Я считаю, мы, покуда не реализовали то, что уже есть, не имеем права идти и просить чего-то большего. Некрасиво, если имеешь свой, даже если и несвежий, ломоть хлебушка, выпрашивать свежий кулич, посыпанный маком и пряностями. Я хочу создать приход по принципу, который заповедовал нам в Евангелии Христос. Не научившись довольствоваться малым, не сможешь уберечь большее. И более того: тому, кому вверено малое, если он и это не мог сохранить, не только большее не дается, но и заберется то, что имеет. И вот поэтому, раз жизнь ставит нас перед такими задачами, надо трезво и реально, с благодарением Богу, осуществлять свое служение. Родителей не выбирают. Сделай дело, и люди поймут, кто ты и что ты. Поэтому, сделав малое, я обращусь и в вашу редакцию, мол, все, о чем мы говорили, выполнили. Мы не отдаляемся от жизни. Нам не чужды проблемы ближние и не совсем ближние. И если получится, то можно будет говорить о глобальном — строительстве настоящего храма в честь святителя Николая. Но эти притязания надо еще подтвердить. Пока живу, надеюсь. Пока силы есть, ножки есть, нужно все делать самому.
Потому отец Дмитрий пришел не лычки себе цеплять, карьеры ради, а души спасать, с верой, что потихонечку и здесь наладится жизнь по Божьим заповедям.
В канун Крещения Господня отец Дмитрий попросил всех православных в разных уголках края разделить духовную радость его маленького прихода, поддержать в нынешнем скромном существовании и вере в будущее.
С ощущением умиротворения и тепла, в тихом раздумье возвращались мы в Новороссийск. За окном морозец разрисовал доселе унылые пейзажи в светлые краски. До самого горизонта торжествовало в розовом закате подснеженное, неяркое солнце. Один из острых лучиков неожиданно ударил в глаза и пронзил нечаянной радостью уставшее сердце.
Новороссийский рабочий, 28.11.1990
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искатели. Свидетели. Творцы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других