Оказался

Любовь Спицына

Перед Вами первая попытка создать научную фантастику на базе филологии. Всем любителям научной фантастики.

Оглавление

Хроники Древней Цивилизации

Хроника первая

I
Галактическая энциклопедия

Из отчета социологов и культурологов по планете Рай

Сейчас, в XXII веке по стандартному исчислению, идет очень страшная тенденция: подмена восприятия литературного или любого творческого произведения историей его создания, биографией писателя или просто пересказом. Это приводит к полному отупению обычного человека. Например: история литературы, музыки, архитектуры и других предметов, конечно, важные науки. Но если учебники и монографии по ним написаны действительно научным стилем, то они понятны только специалистам или специализирующимся по данному вопросу студентам, а просто читатель (то есть человек без специальной подготовки) не сможет или вообще что-то понять (сплошь одни термины), или не поймет концепции автора (эффект, когда каждое отдельное слово понятно, а смысл предложения ускользает), или запутается в словах, или просто вызубрит и потом будет все время вставлять как попугай, или еще что-то в подобном духе. А все это приводит к полному отупению человека, которому больше не захочется разбираться в научном бардаке.

Судя по описаниям из ранних книг, раньше было принято читать вслух и обсуждать всей семьей или кругом друзей прочитанное. Так у каждого вырабатывалось свое собственное мнение. И люди приучались думать, а не полагаться на чужие суждения. Конечно, мы не строим иллюзий, что тогда абсолютно все этим занимались. Но, по крайней мере, чтение не превращали в скоростное чтиво. И не было гонки наперегонки, где призом станет количество прочитанных страниц. В прошлом люди были оторваны друг от друга: чтобы попасть в соседний город, надо было ехать, как минимум, день.

Сейчас, в XXII веке, в связи с резким скачкообразным развитием техники за день можно перелететь с одного континента на другой. Жизнь стала быстротечной и многолюдной. Чтобы сейчас уединиться, приходится придумывать разные предлоги. Так просто углубляться внутрь себя считается неприличным. (Интересно, а это когда-нибудь считалось приличным для женщины? Пометка карандашом или чем-то его напоминающим.) В прошлом из-за привязанности человека к одному-двум местам просто создавались условия для внутреннего самосозерцания. Тогда и дома строили, и картины рисовали, и книги писали, и растения сажали, и просто созерцали природу для самого себя.

Сейчас, в XXII веке, появилось какое-то безумие, выраженное, по мнению наших ученых, в лозунге: «Все на благо общества». Конечно, все вы прекрасно слышали его в полном варианте: «Все на благо общества, все на благо человека!» Но хотелось бы его немного подкорректировать: «Все на благо общества, а не человека».

Когда мы узнали об экспериментах Мэддисона, все стало на свои места. Этот довольно талантливый социолог предложил на обсуждение Ученому Совету планеты Терра-1 теорию, по которой не надо ждать постепенного развития техники, а использовать метод идейной атаки (то есть не давать готовых решений, а наиболее талантливым людям ставить задачи, ориентированные на иную физическую концепцию). На Терре-1 ее запретили, так как Гессер знал опасные стороны подобных теорий. Но вскоре в самом Гессере началась неразбериха. И Мэддисон, разочарованный и недовольный, решил сам проверить свою теорию практикой. Для эксперимента она выбрал отдаленную планету Герра-5, так как ее условия практически идеально подходили под его исходные описания. Когда он провел свой эксперимент, то он сам же ужаснулся содеянному.

В итоге получилось так: техника развивалась, а психология людей оставалась на том же уровне. Человечество только убого приспособилось к такому стремительному натиску техники, которая лишила его веры в религию и навязала материалистический взгляд на мир. И на месте прекрасным праздников, посвященных будь то языческим, будь то христианским или любым другим богам, образовалась ПУСТОТА. Не на кого стало переложить свои проблемы. Не с кем стало советоваться. Не на кого стало походить и равняться. Дети повально стали уходить из родительского дома за какой-то призрачной свободой, а потом не знают, что делать со своей свободой.

II

Выжженная пустыня излучала смертоносные вещества. Николь никак не могла их выучить, чтобы правильно составить отчет. Да и кому он нужен, этот занудный отчет? Девушка медленно поднялась на самый верхний этаж бункера и замерла перед изображением на компьютере. Необычайно яркое светило буквально заливало ярко-желтую поверхность. Да, вот что осталось от ранее процветающей планеты под символическим названием Рай. Из миллиардного населения выжила небольшая горсточка военных и ученых, среди которых были и дети, и мужчины, и женщины. А мирные жители, которые уж точно не имели никакого отношения к завоевательной политике их правительств, сразу погибли.

Хуже всего катастрофу перенесли именно военные. Хотя, по правде говоря, они не должны брать на себя ответственность. Все оружие изобрела каста ученых. Она-то и должна была взять на себя ответственность. Но Николь вычитала в книге по генетике, где четко было сказано: с гениальностью или талантом часто соседствует эгоизм и желание свалить ответственность на других. Она часто наблюдала подобное в своей жизни до катастрофы. Особенно четко это проявилось сейчас, когда Глава планеты решил провести собственное расследование причин гибели всего человечества в Раю. Как будто ему больше делать нечего, как заниматься этими розысками! По мнению Николь, сейчас надо срочно исправлять психику людей, пока они окончательно не деградировали. Во-первых, вину ученых взяли на себя военные. А кто же еще? Военные — единственные люди, кто сохранил такие понятия как долг, отечество, человечество. А для ученых важны только опыт или теория.

Сейчас, когда у Николь появились новые данные, она могла составить общую картину того, что тогда произошло. Сама она мало что помнит. Ведь ей тогда было всего восемь лет. От детства у нее остались самые хорошие воспоминания. Она жила в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Сейчас, когда узнала, что ее отец работал над секретным проектом, поняла, в чем причина материального достатка ее родителей. У нее постоянно было то, что она хотела. Когда ей исполнилось восемь, родители устроили грандиозный праздник, навсегда запечатлевшийся в ее памяти. Это было последнее счастливое воспоминание о той жизни. А также заключительный грандиозный праздник, отметивший начало времени перемен. Хотя лица и события того дня потускнели, все равно, когда ей плохо, она вспоминала тот день рождения, и на душе становилось хорошо.

В мертвой тишине оглушительно прозвенел звонок. Все, отбой кончился, пора за работу. Николь с грустью повернулась и пошла вниз по лестнице. Ее мысли никак не хотели возвращаться к текущим проблемам. Да, как не хочется снова заниматься этим мерзким отчетом. Хотя из него ясно прослеживается цепь событий, приведшая к этой катастрофе.

На ее планете была довольно мощная цивилизация. Люди овладели и электричеством, и ядерной энергией, и экологией, и генетикой. У них была развитая технологическая база и высокий уровень жизни, позволивший миллиардному населению жить и процветать. Но никто, кроме отдельных ученых, не занимался мирной психологией, превалировал только военный аспект, касающийся подавления и уничтожения человека, который разрабатывался потому, что правительства платили за данные исследования огромные деньги, а на мирные цели выделялись только крохи. Вот и получили на свою голову бактериологическое, ядерное и химическое оружие. Причем никто толком не знал их возможностей, только способность убивать была более-менее хорошо известна. А если ко всему этому добавить, что по политическим взглядам мир был разделен на два лагеря, не желающих даже слышать друг о друге, то картина станет по-настоящему полной.

Николь к тому же узнала, что все, что касается политики, грязно и развратно. Нет, никогда больше она не поверит властям! Хватит! Мало того, что они сворачивали исследования в области мирного хозяйства, они еще специально субсидировали касту ученых, которые, взяв предложенные деньги, создали свой Орден, гораздо хлеще любого религиозного. Самое интересное, что ученые, почувствовав свою силу, тут же отмежевались от политики, объявив Университеты и Институты свободной зоной. Да, знаем мы эту свободу! Николь в архиве прочитала, что поступить в любое высшее учебное заведение (кроме военного) можно было двумя способами. Во-первых, если ты имеешь родственников — членов Ордена. Во-вторых, если у тебя масса денег. Все вступительные экзамены и собеседования были на самом деле сплошным шарлатанством. И непосвященному вход туда был закрыт. А ведь только окончив юридический факультет, юноши могли стать политиками, а женщины иметь высокооплачиваемую работу.

Дело кончилось тем, что при провозглашенном демократическом строе на ее планете существовали касты более закрытые, чем в рабовладельческие времена. А наукой занимались или дилетанты, или гениальные провидцы. Обеим группам явно не хватало совести. Да, именно совести, некоего морального аспекта, который регулировал бы все их поступки. Николь до сих пор помнит, как в детстве она постоянно спрашивала родителей, а потом учителей, насколько хорошо она прожила каждый конкретный день. И ей до сих пор не стыдно в этом признаться. Ведь взрослые, прожив свою молодость, никогда не посоветуют ничего плохого. Она часто замечала, что, в отличие от расхожего мнения о том, что чужая тетя может сглазить, люди старше ее очень любят давать советы и с радостью выслушивают чужие истории. А, может, ей просто повезло встретить таких на своем жизненном пути.

В общем, по мнению Николь, ее планету погубило как раз отсутствие нравственных запретов. Ей вспомнился отчет с одной социологической конференции. Большинство профессоров, признанных деятелей в своей науке, пороли откровенную чушь, по уровню очень близкую к сленгу школьников-подростков. Николь до сих пор казалось, что те, старые ученые, которые занимали высокие посты, как раз и не смогли стать взрослыми. Они навечно остались подростками. Вечно бунтующими против всего и вся, вечно неорганизованными, вечно всем недовольными… И вот такие люди создавали новое. Для них главным было только вырваться за рамки существующих теорий, доказать всем, что Я — такой гениальный, такой… такой… А работать каждый день, получая мизерную государственную зарплату, они ну никак не хотели. Им подавай льготы, спецполиклиники, высокие зарплаты и прекрасное оборудование. А иначе они стреляются, колются, убивают — в общем, мстят всем и вся за непризнание их таланта.

«Чушь все это, — подумала Николь, медленно поднимаясь по лестнице в свой кабинет. — Сейчас мы не можем себе даже позволить просто выйти на улицу. Ходим только по каменным переходам и стремимся забеременеть от кого ни попадя. Авось будет ребенок. Вот радость-то! Хотя уже сейчас женщин осталось в два раза больше, чем мужчин. Оно и понятно: практически все наземные службы (а их обслуживали только мужчины) уничтожены. Женщин заблаговременно спрятали в бункерах, снабженных специальными передатчиками. Когда стало возможно, открыли «зоны перехода», и все выжившие, наконец, объединились в одно общество. Но слишком поздно!»

Хроника вторая

I
Галактическая энциклопедия

Женщины подключаются к «компьютеру» планеты, поэтому они могут объяснить практически все, но когда сами захотят.

Мужчины — другие. Их «Подключение» происходит где-то примерно к старости, до этого они сами ищут пути к объяснению. Их не удовлетворяют готовые решения женщин из-за воспоминаний и нелогичности (нет причинно-следственных связей). Из-за подключения к источнику знаний женщины пассивны, а мужчины активны. Роль женщины — давать советы и выдвигать гипотезы. Роль мужчины — их обосновывать и превращать в продуманные теории или изобретать новые предметы. Именно по этим причинам среди мужчин так часто встречаются «чистые» гении и философы.

По мнению женщин, мужчины тупые и эгоистичные. По мнению мужчин, женщины глупые и хитрые. Скорее всего, это идет от того, что женщину мало волнует проблема мироздания и сотворения мира. Тем более она всегда может зачать и родить ребенка. Роль мужчины в воспитании детей не проступает явно, поэтому вызывает множество гипотез, вплоть до полного ее отрицания. Если женщину заинтересуют глобальные вопросы, то она при достаточно полной концентрации получит ответ на любой вопрос. Мужчина этой способности лишен. Его познание материального мира идет естественно-научным путем (физические и химические опыты + собственные ощущения). Здесь можно сделать следующий вывод: в начале развития общества, в его так называемой первобытной стадии, царствовали женщины. Во-первых, они рожали и кормили детей. Во-вторых, предлагали вполне логичные с их точки зрения объяснения существующему в природе порядку вещей. В-третьих, заложили вполне разумную общественную структуру и способы организации труда. В-четвертых, именно они были хранительницами старых, утерянных знаний, которые позволяли им прокормить население, находящееся под их покровительством.

И только когда женщины отказались от власти и религии, когда допустили изучение Логики и Опыта как способов познания Бытия, тогда на место матриархата пришел патриархат, а на место культа Великой Матери — власть Вождя племени.

Вышеперечисленное доказывает, что женщина не Создатель, а только Родитель. Она — поддерживающая или отторгающая сила. Ее созидательная мощь заложена на генетическом уровне. Именно по этим причинам у женщин всегда была хорошо развита психическая сила. Но когда они отказались от Правления, эта способность стала исчезать и перешла в разряд мифов и преданий. Но психологическая устойчивость и выносливость у женщин во много раз выше, чем у мужчин, хотя последние и замалчивают этот факт. Ведь он показывает неоспоримое генетическое превосходство одного пола над другим. Хотя группа ученых под названием «Объективисты» собрала все имеющиеся в их архивах факты и доказала, что природа просто распределила между мужчинами и женщинами способности и функции. И нет никакого превосходства одного пола над другим. Ведь мужчина — это Создатель и Созидатель. У него развито логическое мышление и способность здраво судить о вещах. Мужчины действительно не могут ориентироваться в собственных предчувствиях, пользуясь своей интуицией, хотя иногда и полагаются на нее. Зато у них хорошо развиты физическая сила и абстрактное математическое мышление, позволяющие разработать точные науки…

II

В его жизни все складывалось наоборот. Это означало, что происходящее совершалось прямо противоположно тому, что он задумал. Примеров была масса, да и сейчас нет времени на доказательство какой-либо теории. Надо принимать решение. Хоть какое-нибудь. А если исходить из постулата «все наоборот», то придется разрешить Диане покинуть планету вместе с ее ненормальными последователями. Хотя какие они ненормальные? Сейчас, когда в Раю не осталось даже призрачной надежды на спасение! А люди ведут немыслимый образ жизни. Сохранившиеся заводы выпускают явно химическую пищевую продукцию, ибо растительная давно исчезла. А ученые вместо того, чтобы заниматься разработкой плана возрождения экологии, заняты выяснением отношений между двумя Институтами, да еще вопросом «Кто виноват?» и какова роль рока в создавшейся ситуации. И как в такой обстановке руководить Объединенным Правительством?

Господи! Зачем все мои ничтожные усилия? Может, махнуть на все рукой и отправиться вместе с любимой в необитаемые миры и там попытаться создать нечто более совершенное, чем этот идиотский Рай?

Так размышлял Глава Объединенного Правительства, нервно шагая из угла в угол по своему кабинету. Он понимал, что разрешение на полет более двух тысяч женщин и детей существенно отразится на всех сторонах жизни планеты Рай. Хотя, с другой стороны, эту акцию никто может и не заметить.

III

Старт прошел нормально. Дети заранее легли спать и благодаря снотворному быстро уснули. Корабль рывком оторвался от земли и стрелой понесся к звездам. Военные, если и заметили неладное, то не успели среагировать.

А для женщин все прошло довольно гладко. Антиграв, который еще не успели испытать в полевых условиях, сработал хорошо, поэтому они практически и не почувствовали невесомости.

V

Наконец Лоран дошла до Института. Хотя дорога от дома до работы занимала всего час времени, ей иногда приходилось «переходить», тогда час превращался в 10 часов.

Но в тот день все было как обычно, без приключений. Она приехала на конференцию вовремя. Хотя нет. Она совсем не помнила, как оказалась в Институте.

В помещении было тепло и уютно. Монотонный голос что-то занудно бубнил. Она «отключилась» от внешнего мира, но «включила» внешнюю память. Душа ее опять «перешла» в вымышленный мир, ее собственный аналог Рая. Все было прекрасно.

Лоран отсидела положенный час. Под предлогом, что скоро начнутся занятия, она выбежала из зала. Все прослушанные доклады не отложились в ее памяти. Она вообще ничего не помнила из сообщений. Ведь они не касались тех тем, которые ее сейчас, в данную минуту, интересовали. А волновала ее прежде всего какая-то непонятная тревога, заполняющая всю ее душу.

И она не могла оставаться далее в зале и слушать нудные доклады. Вскочив, Лоран решила побродить по зданию. Для нее бесцельное хождение оказывало часто терапевтическое действие. Целых полчаса оставалось до начала занятий. Достаточно времени, чтобы прийти в себя и настроиться на работу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я