Оказался

Любовь Спицына

Перед Вами первая попытка создать научную фантастику на базе филологии. Всем любителям научной фантастики.

Оглавление

Часть первая

Раз, два, три, четыре, пять…

Завязка-воспоминание

Я еще с детства любила читать фантастику. Так хорошо оторваться от реальности и парить где-то там, в далеком и прекрасном мире, где тебя никто не найдет. Читала все подряд, благо списков фантастических произведений в то время не было. И никто не совал-ся с дурацкими вопросами: «А ты это читала? В твоем возрасте вот эту книгу надо обязательно прочитать». В общем, фантастику полюбила за нее саму и сейчас продолжаю любить. И второй урок, который я уяснила, заключается в следующем: никто, кроме меня самой, никогда не сможет меня заставить что-то сделать качественно. Через пень колоду, кое-как — пожалуйста, сколько угодно, но на совесть, чтобы потом можно было гордиться, — никогда. Обязательно нужно согласие и желание человека, будь то взрослый или ребенок.

Возвращаюсь к школе. Классику я тоже читала, но по-другому. Иногда потому, что так было надо, то есть задали. Но с того времени осталось наслаждение от своего увлечения, от своих личных открытий и теорий. Конечно, из всего прочитанного многое исчезло, растворилось во времени. Но то, что осталось, живет со мной и по сей день. В общем, когда много читаешь чего-то одного, будь это литература одного жанра или по одному вопросу, то быстро учишься отличать оригинальные мысли от подделок. Так и людей потом я стала делить на две категории: конъюнктурщики (которые повторяют чужие мысли и не произносят ни одной своей) и творцы (генераторы новых идей или мыслей).

После окончания школы я поступила на филологический факультет. Возможно, тут сказалась моя любовь к литературе. Не знаю точно.

Первый курс я как бы проспала. Я никак не могла понять, что именно от меня хотят; слишком много было новой информации и слишком мало времени для ее осмысления. Мне был необходим тайм-аут, чтобы понять все новое. Но в то время я этого еще не знала, поэтому и потерялась в быстром потоке научных знаний, к которым никто почему-то не добавлял умения их систематизировать, и навыков, как их усвоить. В общем, ЗУНы (знания, умения, навыки) никак не хотели образовываться в моей голове. К тому же провалила первую сессию: все экзамены пришлось пересдавать. И чуть было не вылетела из института. Но в конце концов собралась и ликвидировала все свои долги.

На втором курсе со мной случилось много чего нового. Во-первых, я, наконец, начала понимать филологию. Как мы тогда выражались, «въехала в предмет». Во-вторых, открыла для себя переводы с иностранных языков и закономерно пришла к идее своего творчества. И, как написано в китайской «Книге Перемен», под его влиянием начала себя изменять. В итоге написала две фантастические повести (о них речь пойдет потом), осталась ими недовольна и решила послать все всерьез и надолго. Но ничего путного из этого не вышло. Возможно, из-за того, что мое собственное творчество решило главную проблему, волновавшую меня в то время. Оно на какое-то время помогло избавиться от скуки и охватывавшего меня периодически чувства полного отупения. Но в то время я еще не могла точно определить свое состояние, поэтому сдалась, погрузившись в жуткую депрессию. Казалось, что ничто меня из нее не выведет.

Перемены никогда не касаются чего-то одного. Так и в моей жизни: они коснулись не только внутреннего мира, вылившись в творчество, но и внешнего, материального. Мне предложили поработать по специальности. И я пошла работать в школу.

Сначала мне не очень понравилось, но потом «вклинилась» в учебный процесс. В общем, приобрела привычку, и даже стало нравиться. Да и сейчас никогда не прекращаю преподавать.

В плане учебы перемены заключались в следующем: мне стало интересно учиться. Наконец-то в моей голове сложились мои собственные ЗУНы, поэтому стало очень просто усваивать новую информацию. К этому времени я заметила, что преподаватели постоянно говорят об одном и том же, как бы разжевывают один и тот же факт или одни и те же примеры с разных сторон. Помню, что в голове постоянно крутилась одна ассоциация: начиная со второго курса, мне персонально расшифровывали «темные» вопросы из первого. И еще интересное наблюдение: во время изучения курса современного русского языка практически все примеры в учебниках и мы приводили для разбора на практических занятиях из литературы конца XIX века или начала XX века. А всю современную прозу и поэзию наши преподаватели «окрестили» как «проявление вырождения современного русского языка и поэтому недостойную для изучения». А про переводы у нас просто не заговаривали, как будто их и не было в природе, хотя большинство из нас читало и сейчас читает переводную литературу. И мне всегда было интересно узнать, а как же к ним следует относиться. Но вернемся к описываемомому периоду. В то время, насколько я помню, мне было проще самой придумать пример, нежели «копаться в старой литературе», которая уже давно устарела, ибо мы говорили на жаргоне конца ХХ века. И эта способность подыскивать свои собственные предложения помогла моим мыслям принимать более точную и выразительную форму. И еще она помогла мне лучше понимать саму себя. Я, наконец, осознала свой творческий и научный потенциал, который до того времени дремал где-то в глубинах моего интеллекта и никак не хотел просыпаться на свет божий. Кажется, если говорить словами М. М. Бахтина, то три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь — обрели единство в моей личности, которая приобщает их к своему единству. За то, что я пережила и поняла в искусстве, я стала отвечать своей жизнью и своей научной работой, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. В некотором роде я себя пересилила, потому что, возвращаясь к М. М. Бахтину, «связь между этими тремя областями человеческой культуры сначала механическая, внешняя, а потом становится внутренней связью элементов личности» (попробуйте найти заложенные здесь перифразы и искажение смысла вышеприведенных цитат). В конце концов моя жизнь стабилизовалась, и я начала хорошо учиться, а самое главное — легко.

И вот тогда мне стало ясно, что нужно еще что-то. Необходимо найти какое-то увлечение. Переводы к тому времени уже надоели, захотелось «живого» общения, выйти в свет.

Забыла сказать, что в описываемый период я закончила небольшие произведения, в которых явно пыталась передать, как именно мне хотелось видеть окружающую меня действительность.

Подражание фантастической литературе 1

Перед вами моя первая маленькая повесть, с которой начались мои перемены. Во многом она незрелая, во многом она мне не нравится, но без нее не будет понятен ни последующий разбор, ни ход моей творческой мысли. К этому следует добавить, что даже в таком незавершенном виде многим из тех, кому я давала ее прочитать, до сих пор нравится. Они мне посоветовали оставить текст без изменений, ведь иначе получится нечто совсем иное. Да и мне неплохо вернуться к тому времени, поэтому я ее и не редактирую, а оставляю все, как записано в моей старой тетради. Единственно напомню, что она была написана на втором курсе, а на четвертом вернулась к ней и написала продолжение, которое представлю немного позже.

Спектакль перед посторонне заинтересованными лицами

Время действия: 1991–1992 год (или около того).

Место действия: Москва, Кафедра и другие

здания Института.

Действующие лица: если ты добросовестный читатель, то сам их выпишешь.

От автора:

Уважаемый читатель!

Я ставлю тебя в известность, что далее ты прочитаешь явно не пьесу. И я, взяв на себя роль автора, позволю себе некоторую вольность: я оставляю за собой право писать прозу, состоящую в основном из литературных штампов (кроме некоторых рассуждений и описаний). Твое право, читатель, состоит в выборе: ты можешь вообще ничего не читать, ты можешь найти или угадать предложенные тебе литературные штампы, ты можешь сам придумать продолжение. НО! Если уж ты взялся за чтение, ты должен хоть немного подумать над прочитанным.

Пролог для пролога

Трудно в современной прозе найти действительно хорошее описание Института. Возможно, это связано с тем, что для каждого студенческие годы проходили в своей уникальной для этого человека атмосфере. Только полностью погрузившись в институтскую среду, вы поймете всю прелесть хорошо прочитанной лекции или радость от добросовестной подготовки студента, особенно обладающего искрой оригинальности.

В подобные дни тебя охватывает неосознанная энергия. А счастье, как некая высшая сила, полностью поглощает твое «Я». Да, в такой день невозможно ни на кого сердиться или смотреть на мир грустным взглядом пессимизма. (Даже не к месту вспоминаются слова одного профессора, сказанные на какой-то лекции: «А те, кто знают, пусть молчат».) Тогда понимаешь, насколько здорово делиться со всем миром своими знаниями, дарить их. И на первый взгляд скучная повседневная жизнь превращается в тот спектакль, где ты можешь сыграть любую роль, придумать любой сценарий.

Глава первая

Будни резидента странной организации «Солегард»

I

По московским улицам медленно брела молодая женщина. Выглядела она как-то непонятно. То казалась школьницей из выпускного класса, то казалась хорошенькой двадцатилетней женщиной, то выглядела на все тридцать лет. Все зависело от ее походки. К тому же она была одета на удивление универсально: в коричневую куртку с капюшоном и синие джинсы. На лице не было никакой косметики, что сильно ее молодило. Менялась только манера поведения и выражение лица. Казалось, что она разучивает какую-то роль, да не одну, а несколько. Но прохожим не было до нее никакого дела. Все спешили по своим делам. И такое положение вещей ее очень устраивало.

Хаотично покружив, женщина решительно остановилась. Она явно никак не могла понять, где находится, поэтому стала искать на зданиях название улицы. Но, как назло, нигде не было видно никакого указателя.

Вдруг остановилась машина. Из нее вышел элегантный молодой человек и решительно к ней направился.

— Екатерина Анатольевна, неужели это вы? Вот уж не ожидал вас тут встретить! — радостно произнес он.

Женщина прищурилась и близоруко посмотрела на незнакомца. Она никак не могла припомнить, где именно встречала этого обворожительного типа. А он продолжал что-то верещать по поводу, как здорово, что они встретились. Нет, она явно не могла воспринимать его словесный поток, который буквально отключил ее сознание. Кроме первых фраз, все пролетало мимо ее уха.

Наконец поток слов иссяк. А ее зрительная память, как назло, решила уйти в отпуск. Ну и ладно, она хорошо потрудилась за последние дни и вполне может расслабиться.

В итоге мужчина пристально посмотрел на собеседницу, явно ожидая ответа. Женщина же решила просто переспросить:

— Что вы только что сказали? Извините, у меня страшно разболелась голова. Совершенно не могу сидеть дома. Вот и брожу без всякой цели, пока не приду в норму.

— Ничего, ничего. Я вас понимаю. У самого такое бывает. Я просто хотел сказать, что ваше выступление на последней кафедре было замечательным. Не хотите ли вы участвовать в конференции? Все-таки ее организует наш Институт. По-моему, надо поддерживать репутацию нашего благословенного колехио. Так как?

— Возможно. Но я еще подумаю. Кое-что прикину. Проверю расписание. В общем, ничего точно не могу обещать. Но подумаю. Только, простите, я вас почему-то совсем не помню. Извините, но кто вы? — спокойно проговорила женщина.

— Ну, конечно, — мужчина рассмеялся. — Я присутствовал на вашей последней кафедре. Вообще-то меня зовут Игорь Владимирович. Я работаю на кафедре английского языка. Нас познакомила в прошлом месяце Надежда Григорьевна. Не припоминаете?

Точно… Конечно, точно в прошлом месяце Надька неожиданно объявилась и стала рассказывать о своем очередном романе. На сей раз с преподавателем из ее же Института. И ей срочно требовалась консультация. В тот день, когда окончания занятий совпали, она потащила подругу знакомиться со своим кавалером. Но этот эпизод не отложился в памяти, поэтому она никак не могла его вспомнить.

— Да, припоминаю. Извините мою забывчивость. Но я подумаю над вашим предложением. Можете мне перезвонить на той неделе.

— Вот и хорошо. Я не требую от вас сразу ответа. Но тезисы обязательно подготовьте.

— А почему вы проявляете такой интерес к предстоящей конференции?

— Все очень просто. Я вхожу в состав организационного совета и отвечаю за публикации тезисов.

— А… Тогда понятно. Ну, жду звонка.

— Вас куда-нибудь подвести? Я-то на машине, а вы так яростно ищете адрес, как будто сюда случайно забрели.

— Да, спасибо. Мне бы к какому-нибудь метро.

— Ну что ж, садитесь.

Мужчина и женщина сели в машину, которая направилась к ближайшему входу в метро.

Через неделю мужчина перезвонил, а Лоран (так мысленно называла себя женщина) дала согласие на участие в конференции.

Позже, когда отчет был отослан, и все благополучно разрешилось, она попыталась выстроить все события в одну линию и разобраться для себя в произошедших событиях. Тогда почему-то припомнилась давно забытая повесть, казалось бы, никакого отношения не имеющая к тому моменту. В ней рассказывалось, как человек может обрести счастье в нашем быстро меняющемся мире.

Той ночью ей приснился спектакль такой яркий и захватывающий, что сразу захотелось его записать. Но время было четыре часа утра, а до начала конференции осталось только пять часов, что вызывало в душе дикую бурю гнева. Хотелось одновременно и выбежать из дому, и кого-то убить, и срочно позвонить в деканат и отменить все занятия, и броситься в постель и крепко заснуть, и сесть и погрузиться в работу, и собраться и пойти погулять по Москве, и повторить конспект лекции, и проверить написанные студентами работы. В конце концов она оказалась на кухне и занялась созерцанием холодильника. Ей так помогала абсолютная тишина квартиры, особенно в сочетании с буйством дождя на улице. Это создавало иллюзию защищенности и абсолютной уверенности в себе. Расслабившись и обретя душевную гармонию, она медленно пила холодный чай. В тот момент все казалось той абсолютной истиной, которую потеряло в суете повседневности человечество.

И сейчас Лоран жутко захотелось снова ощутить хоть кусочек того прекрасного момента. Но, как она ни настраивалась, вернуть прошлое было очень трудно. А собственные переживания вообще невозможно, только их отголоски. А это, согласитесь, только подделка, которая не идет ни в какое сравнение с оригиналом.

II

Сегодня, только проснувшись, Лоран ощутила жуткое желание остаться в постели и досмотреть сон. Но будильник явно не был с ней согласен и верещал на всю квартиру. И у нее разболелась голова. Интересно, от чего: от отчета, написанного поздней ночью, или от выпивки, когда отмечали защиту какого-то аспиранта. Наконец ей удалось сосредоточиться и вспомнить, что через час надо ехать в Институт (ее постоянное место работы в этой реальности). Там сегодня будет проходить конференция по проблемам социологии. А она обещала организаторам обязательно присутствовать, тем более что тезисы уже сданы. В общем, придется ехать. К этому следовало добавить, что после конференции у нее сразу начнутся практические занятия.

И вот сейчас, в самый неудачный момент у нее как раз и начался приступ депрессии, который мог перейти в агрессивное состояние. Конечно, Лоран никогда не смогла бы себя убить, но разбить что-то или покалечить себя вполне было ей по силам. Она вспомнила, что на четвертом курсе, когда сессия катилась псу под хвост, а все начинания рушились уже на первом этапе, она здорово порезала руку. Ее подруга могла только кудахтать по поводу хлипкости современного стекла, когда перевязывала ей руку и затем убирала остатки вазы. Но Лоран точно знала, что именно она снесла эту чертову вазу и специально подставила руку.

Но сегодня она не почувствовала особо сильного приступа, поэтому решила все-таки проснуться и встать с кровати. Следующий этап, который потребовал неимоверных усилий, — это одеться, хотя бы по-домашнему, и умыться. И после этого у нее закружилась голова. Пришлось срочно сесть в кресло и хоть немного посидеть с закрытыми глазами.

Пересилив себя, Лоран решительно приготовила себе завтрак. Затем оделась и отправилась на конференцию. Все это время ее не покидало двойственное чувство. С одной стороны, хотелось все послать; с другой, какая-то сила толкала в Институт. В конце концов именно неизвестная сила и победила.

III

Вообще-то она была не только преподавателем в Институте, но и Резидентом Солегарда в Москве, а также командиром войска наемников, которых в системе Дельта называли сардаукарами. Ирония заключалась в том, что для Лоран все это не имело какого-то особого значения: ее мало волновала как армия, так и война. Вместо трудной и одинокой солдатской жизни она предложила им пусть и далекую от идеала, но все же мирную жизнь. Возможно, именно поэтому они, добровольно принявшие посвящение в сардаукары, перешли на ее сторону и провозгласили ее Командиром. Конечно, у нее были большие проблемы с Солегардом. Но ее доводы показались Совету разумными: необходимость вербовки новых агентов, нужда в армии, подчиненной лично Резиденту Солегарда, и другие. Среди них немаловажную роль сыграли добровольность и всеобщность движения. Эти доводы склонили чашу весов в пользу Лоран.

Но все это случилось много лет назад. Тогда она тайно переместила целых пятьсот хорошо обученных солдат из Системы Дельта на планету Земля. Ей пришлось задействовать все свои связи, но она сделала всем своим ребятам вполне законные документы. И в основном все прижились в Москве. Сейчас большинство получило высшее образование. Многие женились. У кого-то появились дети. Для них изменились ценности жизни: вместо покоренных городов и планет стали главными карьера и семья. У многих в той жизни не было даже надежды растить своих детей. И они прекрасно понимали, что обязаны всем этим только Лоран, ее дару убеждения, проявившемуся в ее взволнованном обращении, а также когда она убеждала руководство Солегарда.

На сегодняшний день Лоран справедливо считала себя одной из самых могущественных женщин этой галактики. Но! В отличие от других, носящих титул Великой Матери или Богини, ей не были важны их ценности: власть и полное подчинение ее воли. Возможно, это тоже прибавляло ей популярности, а также зависти. Однажды, подслушав в Солегарде завистливый разговор, она поняла, что такие отношения, которые сложились в ее команде, ей очень нравятся, и она готова их защищать от всего мира. Ребята ей справедливо доверяют: она тоже за них готова пойти на смерть.

Своей обязанностью как Командира Лоран считала только поддержание мира на порученной ей планете. Ее особенно не волновала возможность раскрытия всей ее деятельности как Резидента Солегарда. Во-первых, собственно говоря, она мало что скрывала по собственной воле. Во-вторых, ребятам была предоставлена, как и ей самой, полная свобода выбора места жительства. Сама Лоран предпочитала Москву. И как это ни странно, 30 % ребят поселились именно в Москве. В-третьих, они мало были осведомлены о деятельности Солегарда. В-четвертых, без точных доказательств, которые имеются только у Резидента, никто им не поверит. Посчитают еще одной фантастической повестью, так запрудивших литературу ХХ века.

IV

А для нее самой вся эта история началась давным-давно. Сейчас Лоран сама не могла с точностью сказать, когда именно она впервые столкнулась с организацией «Солегард». Трудно найти универсальную точку отсчета, хотя бы потому, что ее мать принадлежала к этому ордену. Да и ее рождение оставалось тайной за семью печатями. Лоран точно знала только то, что родилась в Москве. А вот с датой дела обстояли хреново. Сейчас, в 1995 году, по паспорту ей было 28 лет, но тут не учитывались ни ее учеба на Блуждающем Астериоде, ни ее стажировки, ни ее прошлые места работы. Для Солегарда считается почетно работать Резидентом в городе, где ты родился. Этим награждают как высшей наградой. И Лоран справедливо считала себя преуспевающей женщиной.

Дата поступления на службу была ей известна. На личной карточке Лоран стояла дата: 15 января 1975 года. Тогда ее, восьмилетнюю девочку, действительно перевезли на Астериод. Там и начался ее курс обучения, который она плохо помнит. Потом ее вернули в Москву. И она хорошо закончила среднюю школу. В семнадцать опять попала на спецподготовку, которая длилась по ее внутренним часам примерно 200 лет. Затем снова возвращение, учеба на филфаке, аспирантура, и вот сейчас она работает в Институте. Вообще-то она давно могла перейти и в банк, и в частный колледж, и в частный университет или еще куда-нибудь. Но ей просто необходим свободный график работы и возможность когда надо «слинять». К тому же она подвержена приступам депрессии, которую можно лечить только гуляя по московским улицам. А если у тебя кипа тетрадей и их срочно надо проверять? В этом случае Лоран просто не представляла, как ее психика оставалась бы в норме. А так, когда требовалось, она брала больничный и спокойно гуляла по улицам или просто валялась в постели.

Лоран особо не вникала в смысл деятельности Солегарда. Просто это мало ее волновало. И еще она знала пословицу: «Чем дальше в лес, тем больше дров». В ее конкретном случае это значило, что чем меньше вопросов будет задано, тем меньше лжи она в ответ получит. Нет и никогда не будет идеальной организации хотя бы потому, что людям свойственно ошибаться, заблуждаться и обманывать самих себя. В человеке настолько много всего перемешано, что единственное, за что его следует судить, это чистота помыслов. Насчет себя Лоран была уверена: она чиста душой. Но вот за других не могла поручиться, потому что не знала их мотивов и целей в жизни. И чтобы лишний раз не разочаровываться, она не лезла не в свое дело, сознательно сосредоточившись на своей работе. Лоран знала только прописные истины: Солегард основан женщинами для сохранения одной довольно могущественной цивилизации. От того времени остались только переснятые на микрофильмы в компьютере «Хроники». И с тех пор приверженцы этой идеи занимались сохранением всего позитивного, начиная от семьи и кончая целыми планетами. Они также стремились контролировать технический и духовный уровень каждой цивилизации. Использовались при этом все имеющиеся в их распоряжении знания. А их огромное количество. Ведь основательницы вывезли с планеты-прародительницы мощный компьютер. Они заложили все имеющиеся в их распоряжении данные, которые затем аккуратно пополнялись. Так была создана уникальная база данных, включающая в себя все сведения примерно из 1000 планет.

Конечно, это привело к созданию каст. Но распределение шло по интеллектуальному потенциалу женщины, так как компьютер был настроен изначально на женский тип мышления. К тому же Лоран заметила, что мужчины в основной массе не признают готовых решений. Им надо доходить до всего своими мозгами. А женщин вполне устраивают те решения, которые им подсказаны будь то снами, будь то гадалками, будь то книгами или фильмами, поэтому их легче убедить в существование машины, имеющей на основании миллиардного опыта всевозможные готовые решения.

Сама Лоран не читала полностью старые «Хроники». Просто не хватало времени. Но две из них привлекли ее внимание. Почему? Она сама не знала ответа. Возможно, их главная героиня оказалась близка Лоран. Но это только внешняя сторона дела. В любом случае сама Лоран смогла пересказать только этот эпизод из жизни Древней Цивилизации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я