Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова,1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)»– это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том I охватывает период с 1782 по 1825 г. Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1802
9 января. Письмо родителям: «Я приехал благополучно. Явился у о. ректора Евграфа. Бывший же о. Ректор в Академии. Префектом у нас бывший Рит[орики] Учителем о. Сергий. В Москве принят я хорошо и получил латинскую речь, говоренную по коронации Его Величества» (Письма. 1882. С. 15. № 13).
Из воспоминаний свт. Филарета: «Преемник Августина Евграф задавал списывать отмеченные статьи из Голлазия[23], и потом таким же образом прочитывал, переводил и объяснял в классе. Общие нам с протестантами трактаты, как-то: о Св. Троице, об искуплении и т. п., пройдены были порядочно, а другие, например о Церкви, совсем не были читаны. Образования Евграф не имел стройного, хотя увидел нужду изучать отцов и изучал их. Лаврская семинария славилась знанием латинского языка. Я застал там еще хороших латинистов, и между ними Зарецкого…[24] Но отделение от Лавры Калужской семинарии, с образованием Калужской епархии, и влияние ректора Евграфа, который был более расположен заботиться об усовершенствовании в знании русского языка, были причиною, что латынь стала у нас упадать. В Калужскую семинарию отошли некоторые лучшие знатоки латинского языка, между прочими Зарецкий, в монашестве Леонид, впоследствии бакалавр Санкт-Петербургской академии» (Воспоминания. С. 3–4).
Назначение Василия Дроздова старшим по уходу за больными в семинарской больнице.
28 февраля. Письмо родителям: «Любезнейшая матушка! Завтра начало весны — и начало жизни Вашей. Дай Бог, чтобы жизнь Ваша цвела радостями весны, и наконец пременилась в весну вечную» (Письма. 1882. С. 15. № 14).
13 марта. Письмо родителям: «Мне хочется, чтобы весна поспешила; живу в больнице; под окнами цветники, вокруг сад. Думаю, весело будет. — Кто от Вас сюды поедет, посылайте ко мне, цветов посмотреть, а кстати — доставьте мне чрез такого охотника книгу, которую я хотел тогда, как был у Вас…» (Письма. 1882. С. 16. № 15).
Начало апреля. По представлению ректора семинарии архимандрита Евграфа Василий Дроздов посвящен в стихарь. Начало проповеднической деятельности.
11 апреля. Письмо родителям: «Я живу в больнице, но не болен: или — чтобы точнее ответить на Ваши вопросы — болен инспекторством над больницею; пользуюсь спокойствием уединения и забавами сада. Часто вижу Высокопреосвященнейшего, который иногда для того только выезжает из Вифании, чтобы пройти здешним монастырем и посетить больных… В нынешнее время приятно жилище одной природы, простотою украшенное и окруженное царством весны» (Письма. 1882. С. 17. № 16).
13 апреля. Пасха Христова.
2 мая. Письмо родителям: «Прошедший праздник был у нас в присутствии Преосвященный Платон особенно весел. Он служил три дня, начиная с Субботы. Но теперь, к сожалению, он нездоров» (Письма. 1882. С. 18. № 17).
4 мая. Письмо отцу: «Вы спрашиваете, не думает ли к Вам Высокопреосвященнейший? Мне кажется, Он не намерен скоро выезжать отселе, потому что о. ар[химандриту] Ираклию, бывшему у него во весь праздник Пасхи, говорил, чтобы приехать в Вифанию праздновать Преображение» (Письма. 1882. С. 19. № 18).
4 июня. Письмо отцу: «Преосвященный выезжал на десятой еще неделе на короткое время в Махру; но теперь Он в Вифании, и ни о какой поездке не слышно… Вскоре — на следующей неделе — будут наши состязания; потому — сенокос — вакация — для иных ближе, а для иных далее. — Для меня?… Может быть… я не знаю, как сказать. Причины, догадки, обстоятельства — обоюдны» (Письма. 1882. С. 22. № 21).
6 июня. Письмо отцу: «У Вас в Коломне град, а здесь снег обезобразил весну. Это было в последних числах мая… О выезде Пр[еосвященного] я не мог дать Вам знать; иначе уведомил бы без Вашего требования» (Письма. 1882. С. 20. № 19).
12 июня. Письмо отцу: «Одна новость: Высокопреосв[ященный] бывши недавно в больнице спросил меня: учусь ли я лекарскому?.. Я бы с пламенною ревностью стал учиться этой науке, ежели б она могла открыть мне средство излечивать неудовольствия. Тогда послал бы к Вам рецепт: и тем вдруг излечил бы и себя. Тщетно философы предписывают мне то благоразумие, то науки, то надежду. Слабые лекарства! Ежели их соединить с верою, то оне может быть подействуют…» (Письма. 1882. С. 21. № 20).
11 июля. Письмо отцу: «Виват собрание муз, вооруженных граблями! В два дни с половиною сено убрано, только два дни с половиною пробыл я в монастыре без товарищей. Пиэриды[25] от Вифанского пруда кинулись опять к своей Иппокрене[26]: теперь без меры пьют восторги, заготовляя их к следующему дню, в который, в присутствии Аполлона[27], в новой аудитории откроется торжество их, обыкновенное в сие время» (Письма. 1882. С. 23. № 22).
Из воспоминаний Н. В. Сушкова о свт. Филарете: «Об отроческой, ученической, а потом учительской и иноческой жизни его сохранилось такое предание: он любил музыку, занимался шахматной игрой и потешался ловлей рыбы: смело, с рыбачьей сетью, впереди своих товарищей, на заводи, или как говорится у рыбаков, на крыле носился юноша по вифанским глубоким прудам» (Сушков. С. 33).
18 августа. Письмо родителям: «В 14-е число по утру, во время грозы и дождя, весь в воде, я спокойно достиг до Лавры… К вечеру Монастырь наполнился народом, и в самый праздник многолюдство простиралось до того, что Владыка во время служения от тесноты рассыпал бриллиантовый крест… Вместо новостей прилагаю сочинение, хотя маловажное, но несколько любопытное. Жаль человека, заслужившего такую рекомендацию. Это кн. Гагарин» (Письма. 1882. С. 24. № 23).
31 августа. Письмо отцу: «Писать к Вам есть мое удовольствие. Но ежели бы я захотел всегда иметь сие удовольствие, то Вы бы наскучились читая пространные описания Ничего… Вновь беру перо, чтобы написать новое. В семинариях велено обучать медицине, чтобы из них выходили врачи душ и телес…» (Письма. 1882. С. 25. № 24).
8 сентября. Манифест об учреждении министерств в России.
26 сентября. Письмо отцу: «Из приносимых сюда ветрами слухов достойнейшее внимания то, что после недолгого времени последует ревизия. Известие получено из Сената: впрочем, где более видят шествие политического света, там больше основываются на догадках…» (Письма. 1882. С. 26. № 25).
17 октября. Письмо отцу: «Четвертого на десять дня текущего месяца, во втором часу пополудни здесь чувствуемо было землетрясение. Все слышали, как часовые колокола на здешней колокольне издали глухой и беспорядочный звук… Спящие вдруг просыпались, слышали скрип в целом доме, видели движение слабое пола и потолка, колебание всего, наипаче висящего… Присовокупите к сему приключению продолжительные страшные туманы, соединенные с некоторым худым запахом; заразу, пожирающую местный скот, и — из своих челюстей руками честных купцов препровождаему, может быть на наши зубы; — соберите все сие, и Вы скажите со мною, что неприятно настоящая осень ознаменовалась для здешнего места» (Письма. 1882. С. 27. № 26).
7 ноября. Письмо отцу: «Желания, надежды! Если б вы имели право требовать у судьбы своего удовлетворения! Так! благий Промысл исполнит чистые желания и надежды чувствительного сердца, рожденные любовью, благодарностью, почтением» (Письма. 1882. С. 28. № 27).
10 декабря. Письмо отцу: «Я получил Ваше трогательное письмо. Чувствую цену доверенности, с которою Вы ближе показываете мне свое положение и позволяете участвовать в своих мыслях. Они подают мне случай внимательнее размыслить о свете. Я представляю, что и я некогда должен вступить на сию сомнительную сцену, на которую теперь смотрю со стороны, где нередко невежество и предрассудок рукоплещет, освистывает злоба и зависть… И мне идти по сему пути, где мечут под ноги то камни, то золото, о которые равно удобно претыкается неопытность или неосмотрительность…» (Письма. 1882. С. 29. № 28).
31 декабря. Письмо отцу: «Я чувствую, что я должен был Вам сим письмом ранее. Но прежде имел надежду видеться с Вами скорее письма, и — обманулся. Потом, принявшись в день прошедшей почты за перо, чтобы писать к Вам, вдруг принужден был вместо того переписывать Греческое Владыке поздравление, и пропустил часы, в которые принимают письма. В прошедшее воскресенье получил я приятное Ваше письмо, и думал в тот же день заготовить к почте ответ: но должен был заняться поздравлением Владыке на Новый Год. Теперь оно переписано, и я, сидя с переписчиком для исправности, между тем, как он пишет титул, пишу сие письмо в зале о. ректора» (Письма. 1882. С. 30. № 29).
* Открытие университета в Дерпте (Тарту).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других