Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I

Группа авторов, 2009

Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова,1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов. «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)»– это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, имеющих отношение к жизни и деятельности святителя Филарета. В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета, а также цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников. Том I охватывает период с 1782 по 1825 г. Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1803
1805

1804

27 января. Письмо отцу: «…Сообщаю Вам то, что нас теперь наиболее занимает. Высокопреосвященнейший назначил в 31 день сего месяца быть сюда. Его болезнь, ежели Вы о ней слышали, кончилась благополучно» (Письма. 1882. С. 46. № 43).

19 февраля. Хиротония Августина (Виноградского) в сан епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

Конец февраля — начало марта. Письмо отцу: «В течение трех недель мы имели трех почтенных посетителей: Преосвященных — Серапиона Казанского, Михаила Черниговского и Амвросия Тульского. Отдав почтение останкам Сергия, они ездили засвидетельствовать оное сединам Платона. Теперь ожидаем пр[еосвященного] Августина, нового викария Московского: уверяют, что он уже посвящен в прошедшее воскресенье. А пр[еосвященный] Серафим также, думаю, получил уже указ отправиться в Вятку, на место пр[еосвященного] Амвросия, переведенного в Казань. Какое множество перемен! К счастью, мы в стороне. Наш В[ысоко] П[реосвященный] здравствует. В праздник Сретения он служил и проповедовал. Содержание слова по большей части было то, что преждевременная смерть есть следствие расстроенной жизни в юности, а долголетие — плод душевной и телесной умеренности. Взор на него и воспоминание числа прожитых им лет были в умах слушателей прекрасным доказательством возвещаемой истины» (Письма. 1882. С. 47. № 44).

12 марта. Письмо отцу: «В сию неделю почти беспрерывно продолжается здесь стужа с ветром и снегом. Нынешнее только утро было по крайней мере ясно: но теперь опять снег начинается. Несмотря на такую погоду Высокопреосвященнейший служит ныне Литургию здесь в Лавре, и притом в холодном Соборе. Бог подкрепляет его, когда оставляет природа!» (Письма. 1882. С. 48. № 45).

18 марта. Письмо отцу: «…Я вместе с Вами желаю тепла и лета. Желаю — но почему знать, не того ли я желаю, чего надобно страшиться? Действительно есть некоторые причины, заставляющие и опасаться приближающегося лета. Оно может подать новую силу свирепствующей уже в Грузии моровой язве. С другой стороны, народ приходит в смятение от того, что в календарях не напечатано о погодах. Сие молчание, говорят, есть знак страшных событий, коих предуведомлением не хотят заранее беспокоить» (Письма. 1882. С. 49. № 46).

24 апреля. Пасха Христова.

30 апреля. Московским главнокомандующим назначен генерал-поручик А. А. Беклешов[35].

11 мая. Письмо отцу: «Высокопреосвященнейший отправлял литургию в первый день Пасхи в Соборе; а во второй в домовой церкви… В следующий день был у Его В[ысоко] Пр[еосвященный] стол, к которому были приглашены Соборные и Учители… известно, что он имеет намерение в праздник Успения быть в Коломне. Думают, — да это есть и его собственная мысль, — что Ваш город в последний раз теперь увидит его» (Письма. 1882. С. 51. № 47).

18 мая. Сенат Франции объявил Наполеона Бонапарта «императором французов».

3 июня. Письмо отцу: «Здесь каждый день видишь множество путешественников разного состояния, идущих поклониться останкам Сергия. Часто с некоторою мечтательною надеждою ищешь между многочисленною толпою знакомого лица, чтоб иметь удовольствие спросить о Вас: но мечта остается мечтой. Для чего никто не придет осуществить моей мечты?» (Письма. 1882. С. 52. № 48).

12 июня. Письмо отцу: «Я имею хороший случай послать к Вам несколько строк. Я не почитал позволительным для себя опустить его, — хотя это будут только строки, а не письмо. Мы не имеем нового кроме слуха, и то не довольно достоверного, что наш Путешественник[36] уже прибыл в Киев» (Письма. 1882. С. 53. № 49).

Конец июня. Письмо отцу: «Должно спросить Вас: окончат ли к Успению росписание Вашего Собора. Если сие исполнится, и будет хорошая погода, то Коломна увидит своего Архипастыря. Тогда и мне можно будет видеть Ваш праздник. Иначе я проведу его здесь, и едва ли после его можно будет отлучиться на несколько дней» (Письма. 1882. С. 54. № 50).

2 сентября. Письмо отцу: «Благодарю Вас столь краткими словами, столь обильными чувствованиями, за те приятные дни, которые провел я в Вашем доме. Они с избытком исполнили мои желания и нужды… В следующий день Его Высокопреосвященство здесь не был, а приезжал в 31-е число поутру. В сей же день вечером узнал я о его неудовольствии на меня за то, что я не явился к нему по приезде… О. Р[ектор] сказав мне сие, приказал Вас уведомить, и при сем случае показал свое неудовольствие, что Вы к нему никогда не пишете. В самом деле, теперь хороший случай благодарить его за участие, приемлемое им в нас обоих» (Письма. 1882. С. 55. № 51).

4 октября. Письмо отцу о новом методе преподавания Богословия в Вифанской семинарии: «Недавно читали мы, после переписки, Историю Церковную, сочиненную Его Высокопреосвященством, и сделали на некоторые обстоятельства замечания. Едва окончив сие, получили уже новое приказание. Наставление, как преподавать в Вифанской Семинарии Богословию, прислано было к здешнему Богословствующему Ювеналию с требованием от него мнения. Ему не понравилось, что в три года предписано прочитать Библию шесть раз, и все системы ненужными признаны — и он противу сего написал целый лист возражений…» (Письма. 1882. С. 56. № 52).

15 октября. Письмо ректора Троицкой семинарии архимандрита Евграфа протоиерею Михаилу Дроздову: «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божьего к Вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына Вашего…» (Письма. 1882. С. 60).

После 15 октября (4 ноября?). Письмо к отцу: «Здесь зима, и она пришла ныне не по-прежнему, когда она сперва показывалась и отступала, страшила и страшилась… Я говорю Вам о новостях природы, когда новости людские не стоят слов… Честь имею поздравить Вас с приближающимся днем Ангела, хотя и надеюсь еще впредь писать о сем:

Я и не во время кричу,

Что многолетства Вам хочу:

Что в сердце вечно обитает,

Законов времени не знает…»

(Письма. 1882. С. 58. № 53).

5 ноября. Основание университета в Казани.

4 декабря. Скончался иерей Афанасий Феодорович Дроздов 80 лет от роду[37].

9 декабря. Письмо отцу: «Вы требуете новостей. Важного нет. Впрочем, обыкновенно более можно говорить, нежели писать. Я желал бы видеть Вас в приближающийся праздник: но не знаю, решиться ли, и дозволит ли время» (Письма. 1882. С. 60. № 54).

17 декабря. Письмо родителям: «Усердно поздравляю Вас с наступающим праздником. Желаю проводить весело. Благодарю, Батюшка! за письмо и за новости. Книгу посылаю, также одеяло и жилет, которые мне не нужны. Жилет мал» (Письма. 1882. С. 61. № 55).

*Начало иподиаконского служения при митрополите Платоне. Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Старец вспомнил и рассказал, что Платон по временам совершал литургию в Вифании не в сане архиепископа, а по чину священника, без сослужащих, без омофора, и что он исполнял тогда при нем обязанности иподиакона» (Сушков. С. 44).

* Основание Санкт-Петербургского Педагогического института (с 8 февраля 1819 г. — университет).

* Освобождение приходского духовенства от поземельного сбора; разрешение духовным лицам приобретать ненаселенные земли путем покупки.

* Издание университетского устава.

* Издание первого в России цензурного устава.

* Учреждение Екатеринославской епархии.

1804–1813. Война России с Персией.

1805
1803

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

35

Александр Андреевич Беклешов (1743–1808), в 1804–1806 гг. — Московский главнокомандующий.

36

Митрополит Платон (Левшин).

37

Афанасий Федорович Дроздов, священник, дядя Василия Дроздова по отцу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я