Расказаченные

Леонид Фролов, 2022

1918 год, вовсю идёт Гражданская война. На Дону всё больше противоречий между казаками. Одни принимают сторону красных, другие белых. В хуторе Ольховый живёт уважаемая семья казаков, главой которой является Иван Тимофеевич Тишин. Дети уходят на войну и оказываются по разные стороны. В 1919 году выходит знаменитая директива о расказачивании, которая не обойдёт стороной семью Тишиных. События разворачиваются в Усть-Медведицком округе, на знаменитой реке Медведица, которая впадает в Дон. В книге описывается трагедия эпохи и трагедия одной взятой семьи. Как пережить встречу с братом на поле боя? Как понять, какая власть лучше? За что мы воюем? Главный герой, Степан Тишин, постоянно задает эти вопросы, но не может найти ответ. Эта история и про преданную любовь девушки из дворянской семьи, которая оставила Петроград и переехала к любимому на Дон.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Расказаченные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Лето выдалось жарким и душным. Во всех куренях двери стояли нараспашку. Хутор Ольховый обезлюдел. В базу разве только можно было встретить казаков-стариков, детей и казачек. Уже вечерело, Иван Тимофеевич вместе с Варварой Семёновной сидели на улице, о чём-то размышляя. Это были редкие минуты, когда они могли спокойно поговорить. Неожиданно, как стрела, выскочила Машка.

— Батя! Маманя! Началось! Началося… — кричала Машка и, вылупив глаза, бежала в сторону родителей.

— Тьфу ты, дурёха, чего у тебя там началось? — хриплым голосом пробурчал Иван Тимофеевич.

Варвара Семёновна вскочила с бревна и стала от испуга кружиться.

— Дурак старый! Иринка рожает!

— Ох ты, Божья Матерь! Воды мне и тряпок, — возопил Иван Тимофеевич. Машка схватила ведро и побежала к колодцу.

— Не слухай его, Машка, я за повитухой. Не пущай батю к Иринке, не его это дело, роды принимать! — кричала Варвара Семёновна.

— Я лекарь, лучше вашего знаю, что надобно, а что нет! — бурчал Иван Тимофеевич, а сам не решался идти в курень.

Несмотря на современную медицину XX века, у казаков было принято роды принимать по старинному обычаю. Приглашалась повитуха, а все члены семьи мужского пола выгонялись на улицу. Существовал даже целый родильный обряд, который казаки беспрекословно выполняли. В доме обычно оставались две родственницы роженицы и повитуха.

Иван Тимофеевич поковылял в курень, схватил Тимофея Аристарховича под руки и сказал:

— Пойдём, батя! Не наше дело тут топтаться.

— Ванька, ты б горилки прихватил, чтобы не слишком нам думать об родах, — пробурчал самый старший Тишин.

— Тебе лишь бы хлебануть, всегда повод найдёшь, — бурчал Иван Тимофеевич.

— Правду гутаришь, батя, без горилки не обойдёмся, — однако добавил он.

Тишин усадил отца на лавочке, а сам побежал в подвальчик неподалёку, откуда вытащил бутыль горилки.

— Машка! Хлебу нам принеси и солью посыпь! — крикнул Иван Тимофеевич.

— Удивительное это событие. Пятерых Варвара рожала, и каждого ждал, как первого, волнуюсь — сил моих нет. Теперь внуков жду, а чувства прежние, — сказал Иван Тимофеевич, разливая горилку.

— Это в тебе родственная душа играет, — сказал Тимофей Аристархович и потянулся за стаканом.

— А-а-а, батя, тебе только одно: выпить да бельтюки закатить, — пробурчал Иван Тимофеевич, но сам также потянулся за стаканом горилки.

На пороге появилась Машка, держа в руках хлеб, испечённый в печи, лук и соль. Подбежала и положила на пенёк рядом со стариками.

— Ну, что там с Иринкой? — поинтересовался батя.

— Кричит да стонет! − ответила Машка.

Возле заборчика появилась Варвара Семёновна, позади нее быстрым шагом шла повитуха из соседнего база. Звали её Раиса Кузьминична.

— Кузьминична, ты береги мне внука и дочку, — крикнул Иван Тимофеевич, откусывая головку лука.

— Не учи, дед! — проворчала повитуха и направилась внутрь.

Машка побежала следом, а казаки остались на улице. Ожидание было долгим, почти пятичасовым. Уже давно стемнело. Дедушка заснул на лавочке, только прислонился к стенке сарайчика. Иван Тимофеевич накинул на него зипун, чтобы тот не застудился, а сам бегал вдоль база, но не решался зайти в курень. На пороге появилась Машка.

— Папаня! Ты истопку справил?

— Ой, дурак старый! Совсем варка моя дурная стала, — пробурчал Иван Тимофеевич и побежал топить баню.

***

Особо строгие элементы запретов встречаются на Дону в родильной обрядности, связанной с матерью и ребенком. Эти запреты имеют цели обережные и предупреждающие.

Беременной запрещалось садиться на пустое ведро, иначе может случиться выкидыш. Запрет основан на сравнении пустого ведра и пустого чрева. Нельзя переступать через коромысло, «при родах ребенок поперек пойдет»; здесь кривая линия коромысла наводит на мысль об отрицательном воздействии на женщину.

Запрещалось перешагивать беременной через лежащие поперёк палку, дрова или дерево. Это могло привести к неправильному расположению плода при родах. Если по неосторожности она все же их переступила, должна тут же шагнуть назад.

Часто содержание и смысл запретов построены на логической взаимосвязи: «беременной нельзя стричь волосы, её жизнь и счастье ребенка укорачиваются». Волосы символизируют сохранение силы и энергии человека, являются сакральной частью тела, а длина волос сравнивается с длиной жизни, счастья. Именно поэтому, по рассказам станичников, «волосы никогда не выбрасывали в мусор и не сжигали, а собирали в наволочку, которую после смерти клали в гроб».

«Тяжелым», так называли в старину беременных женщин, запрещалось прясть шерсть и вязать, иначе «пупок замотается на шею ребенка». Вязание, пряжа и нитки ассоциируются с путаницей, беспорядком. Жизненные, бытовые ситуации фольклоризируются и приобретают символический смысл.

Запрещалось беременным обижать живность — кошек, собак, так как боялись проклятия животных, отчего ребенок мог родиться больным, а то и инвалидом. Из пожелания долгой жизни ребёнку широко распространился совет-запрет — «нерожденному дитю нельзя заранее покупать одежду».

Эти обряды сопровождали появление ребенка на свет, символизировали его принятие в семью и общину, помогали очиститься, защититься от влияния недобрых сил.

Следует отметить, что большое количество предрассудков и суеверий связано с действиями, направленными на рождение сына, поскольку в среде донцов это имело особую ценность. На свет рождался казак, продолжатель рода, будущий воин и владелец земельного пая. «Казачьему роду — нет переводу!» — гордо говорили казаки, имевшие сыновей. С этой целью над кроватью донцы вешали ружье и саблю, а также нередко вместо подушки клали седло или под подушку подкладывали счастливую пулю. Казачки стойко претерпевали эти неудобства ради появления на свет наследника.

Когда женщина готовилась рожать, то в доме отворяли все двери. Родившегося младенца тщательно берегли от «сглазу» (от недоброго взгляда, наведения порчи и т. п.).

Чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи, мать не должна была до сорока дней выносить его на улицу, показывать чужим людям. В народе говорили: «Новорожденного до сорока дней нельзя никому показывать, а то сглазят». В этот промежуток времени мать и дитя живут между двух миров (тем светом и этим).

Многие запреты направлены на сохранение здоровья ребенка: «младенец не должен смотреть в зеркала, потому что он может, испугавшись, долго не разговаривать, стать заикой или немым», «нельзя ударять ребенка метлой, а не то он заболеет».

В некоторых запретах отражается символ пустоты: «нельзя качать пустую колыбель, а то ребенок будет плаксивым», «не качай пустую колыбель, а то черта качаешь».

Не разрешалось смотреть на спящего в люльке младенца со стороны изголовья. Выстиранную одежду ребенка нельзя оставлять сушиться на ночь на улице, не то ребенок станет калекой.

У изголовья младенца до совершения над ним таинства крещения горела восковая свеча — для защиты от злого духа. Во время обряда крещения в купель бросали шарик из воска с волосами малыша: потонет шарик — ребенок умрет, будет плавать — проживет долго.

Крестные отец и мать незаконнорожденного малютки обязательно при крещении перевязывали себя уздою, поскольку она символизировала некую нравственную силу. Вероятно, такая перевязь должна была уберечь ребенка в будущем от неблаговидных поступков, а его крестных родителей защитить от «дурного» влияния роженицы и божьего гнева за участие в акте крещения внебрачного дитя.

Для сохранения новорожденного в пятницу не заваривали в доме квас — не то, как считали казаки, дьявол будет купать в нем малыша. Матери запрещалось ругать своего ребенка непотребными (неприличными) словами и проклинать, иначе он обратится в «нечистого» и исчезнет.

У низовых казаков существовал обычай «размывания руки» — выражение повитухе благодарности за благополучный исход при разрешении от бремени, через шесть недель после родов. Ей дарили платок, а она этим платком вытирала руки. Тем самым, видимо, подчеркивались окончательное «вхождение в жизнь» младенца, «легкость» руки, благородство помыслов повитухи, смывание ею греха первородности.

Новорожденного стремились как можно скорее окрестить, так как боялись, что дитя может подменить дьявол. Поверие о подмене младенца известно и среди местных народов Кавказа. Как правило, ребенку старались дать имя бабки или деда. В кумовья выбирали уважаемых соседей или родственников. Существовал обычай: если в семье до этого умирали дети, то в кумовья приглашали первых встречных.

Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Мать с ребенком оказывалась в бане спустя несколько часов после родов, где женщина-повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это делали, чтобы тело стало мягким: пар был нужен для размягчения. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже — эластичность.

Родившая женщина по поверью считалась заново рожденной. Роль повитухи — ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего дитя, так как те считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники — они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет, и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Верили, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким — жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик — то крестной матери, если девочка — то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 57 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 1517 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына продолжателя рода, сюда примешивались чисто практические интересы — на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, у которой лежала родительница с младенцем.

По истечении сорока дней ребенка несли в церковь для «получения молитвы». По возвращении из церкви отец дома надевал на дитя портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком. Первыми словами малютки были «но» и «пу» — понукать лошадь и стрелять.

Сможем ли мы сохранить и передать дальше народные традиции и обряды? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

***

Стояла глубокая ночь, Иван Тимофеевич метался по базу и не мог найти себе место. Старичок мирно спал на лавочке после двух рюмочек горилки.

— Батя! Батя! Батя! Казак родился! — закричала Машка, выбегая в баз, и прыгнула на шею Ивану Тимофеевичу.

— Ох ты, Божья Матерь! Какое счастье-то! — бурчал Тишин.

— Батя! Чего дрыхнешь! Казак родился! — кричал Иван Тимофеевич, стягивая зипун с отца. Тот открыл глаза, перекрестился и потянулся за горилкой.

— Ну, слава богу, выпьем за здоровье казака, — пробормотал дедушка.

— Машка?

— Да, батя!

— Следи за истопкой, подкинь дровишек и деда стереги, а я за отцом Григорием, — сказал Иван Тимофеевич. Постоял немного, подумал.

— Димку собирались крёстным сделать! Где его теперь взять?! Не скакать же за ним?

— Ох, Тюрин, змей! Сам воюет всю жизнь и детей мне последних увёл, — бурчал отец.

— Папаня, а может и вправду за Степаном и Димкой сгонять? — сказала Машка.

— Двадцать вёрст гнать надобно! — задумался Иван Тимофеевич. — Ну и умная ты у меня, Машка! Правильно гутаришь. Как и планировали, Димка будет крёстным. Я за Степаном с Димкой, а ты, Машка, беги за отцом Григорием и ждите нас, покуда не прибудем!

— За дедом кто смотреть будет? — воскликнула Машка.

— А что с ним будет? — возразил Иван Тимофеевич и поковылял за лошадью.

До Ново-Александровской было вёрст двадцать. Ещё до родов все сговорились, что крестными первенца Степана станут Машка с Димкой. Семья Тишиных в строгом порядке соблюдала все казачьи традиции, и после бани ребёнка крестили. Кто ж знал, что начнётся война, и казаки будут не в родном хуторе.

— Батя, ты чего это? Зачем бричку отстегнул? — испуганно спрашивала Машка.

— Галопом быстрее будет! Пока я доковыляю на бричке, уже новый день настанет, — сказал Иван Тимофеевич, закидывая седло на коня.

— Не свалишься с коня?

— Машка, я ещё ого-го… Казак у тебя батя иль кто? — поправляя седло, ворчал Иван Тимофеевич.

— Ну и забурунный ты у нас, — сказала Машка.

— Машка, тащи вон те гирики, а то эти свалятся по дороге. Машка побежала к двери, где стояла обувь; взяв длинные сапоги, вернулась к отцу. Тот шлепнулся на бревно и стал переобуваться.

— Куда это он засобирался? — воскликнула Варвара Семёновна, она стояла на крыльце вся в мыле и вытирала лицо большим полотенцем.

— Куда, куда! По шее твоему братцу надавать, чтобы знал, у кого детей забирает, — крикнул Иван Тимофеевич.

— За Степаном и Димкой собрался, — тихо сказала Машка.

— Это правильно! Пусть скачет!

— Ну что там, Варвара, казак здоровый? — хрипя, кричал Иван Тимофеевич и никак не мог натянуть сапог.

— Здоровый! — улыбаясь, перекрестилась Варвара Семёновна.

Иван Тимофеевич запрыгнул на коня и поскакал за сыновьями в лагерь. Конечно, в другое время и при иных обстоятельствах никто не отпустил бы служивых казаков, но старшиной был тот самый Тюрин, который приходился родным братом Варваре Семёновне. Поэтому Иван Тимофеевич не сомневался, что дядька отпустит детей на денёк, чтобы увидеть младенца да покрестить, как планировали.

На улице светало, когда Тишин приближался к Ново-Александровской. Подъехав, прямиком направился в курень, где проживали дети. Иван Тимофеевич спрыгнул с коня и увидел Катерину, которая ходила по базу и кормила домашнюю утварь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Расказаченные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я