Книга Леонида Могилева — это история 194-го зенитно-артиллерийского полка, защищавшего в годы блокады (1941-1944) ленинградское небо. Она написана на основе многолетних бесед автора с Вадимом Матвеевичем Власовым, блокадником, бывшим «сыном полка», и документированных воспоминаний однополчан. Из тех, на чьих рассказах построена повесть, сегодня в живых не осталось почти никого. Но с окончанием войны приключения героя не завершаются. После Победы Вадим Матвеевич поступает в институт, затем — работа, командировки в Северную Корею, Алжир, Индию. В финальной новелле «Сон в белую ночь» неожиданно осуществляется живая связь времен — призрачный полк приходит навестить своего сына.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Полк и его сын. Защитники неба блокадного Ленинграда» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Водородный двигатель
Полк имел сорок пять подразделений. Из-за отсутствия бензина машины часто не работали, и старшины, взяв с собой одного-двух красноармейцев, на санках везли продукты через весь город. Для подвозки боеприпасов использовались газогенераторные машины, работавшие на деревянных чурках.
В декабре 1941 года воентехник аэростатов заграждения Б. И. Шелищ решил использовать водород, отработанный в аэростатах и выпускаемый в воздух. Он изготовил оборудование, позволяющее использовать водород без конструктивных изменений двигателя автомашины. Вскоре на водороде работало около двухсот автолебедок, спускавших аэростаты, и легковая машина полка. В 1944 году Шелищ получил авторское свидетельство. Так водородный двигатель, о котором сейчас так много пишется, появился в войсках ПВО в труднейшее время блокады.
Водородный двигатель на основе электролиза воды был изобретен еще в XIX веке французом Ф. И. де Ривазом. Однако эта гениальная задумка осталась невостребованной временем. Следующим шагом стал эксперимент бельгийца Ж. Ленуара, который в 1859 году создал самодвижущийся экипаж с мотором, использующим водород или светильный газ. Однако эта разработка была вытеснена бензиновым двигателем и на время забыта.
Первая установка, работающая на водороде, появилась в 1841 году (речь идет о запатентованной версии). Уже через одиннадцать лет в Германии удалось построить ДВС, который мог работать на смеси двух элементов — водорода и воздуха. На известном миру дирижабле «Гиндебург» стоял мотор, работающий на светильном газе (в его составе половина водорода). Но после трагедии с дирижаблем в 1937 году и гибели тридцати семи человек интерес к водороду как топливу временно был утерян.
Водородный двигатель оказался полезным при нехватке традиционного топлива. Репетицию его взлета провели в 1941 году, а ее сценой стал блокадный Ленинград. За неимением запасов дизельного топлива военный техник Б. И. Шелищ предложил перевести автопарк города на водород из постепенно спускавшихся аэростатов. Когда водородные аэростаты спускались на землю, их использовали в качестве альтернативного источника топлива. Всего лишь за неделю группа техников переоборудовала на водородное топливо шестьсот грузовиков ГАЗ. После войны об этом изобретении снова забыли, перейдя обратно на бензин. Истощились запасы бросового водорода, разработку снова отложили…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Полк и его сын. Защитники неба блокадного Ленинграда» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других