Эмоциональный интеллект можно развивать. Эмоциями можно и нужно управлять. Дело теперь только за вашим желанием стать собой, развивать свои способности и управлять своими эмоциями. У нас получилось жить полной и счастливой жизнью, у нас – самых обычных людей, без медитаций и трансов, без психоаналитиков и психологов. Раз один человек смог путем развития эмоционального интеллекта, значит и у другого получится.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука Эмоций – Эмоэнграмм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вечер второй. Принцип деления эмоций «от А до Я»
— Что читаем? — начался вечер как всегда с вопроса Майкла.
— Много литературы про эмоции и рефлексы, хочешь расскажу тебе, что такое рефлекс и как человек реагирует при помощи нервной системы?
— Это ты про раздражение нервного волокна, что по заднему корешку проникает в спинной мозг, далее в двигательный нерв, по которому добегает до мускулов, и наконец-то мускулы сокращаются и лягушка дрыгает лапкой?
— Я еще и про то, как тебе страшно стало в темном лесу и ты побежал, например, чтобы спасти свое тело от угрожающей неизвестности, спрятанной в темноте. И это тоже реакция мозга на раздражение, — ответила Лени.
— Про эмоции только у романтиков и поэтов все просто: если хочется, можно грустить, или хочется, можно радоваться. Пожалуйста, чувств много есть у нас.
— С точки зрения биоробота, то есть физиологии нашего тела, эмоциональный механизм — это сложнейший процесс, в котором задействованы разнообразные белки и гормоны, вырабатываемые нашим организмом. Сейчас даже «гормоны и молекулы счастья» открыли, за которые отвечают несколько веществ, такие как эндорфины, вырабатывающиеся в гипофизе головного мозга, или к дофаминам — веществам, синтезирующиеся в отростках (синапсах) нервных клеток. Эмоциональные реакции, которые вызывают эндорфины, могут вырабатывать и адреналиновые рецепторы, которые обеспечивают реакцию на внешние раздражители, в том числе на сложные жизненные ситуации, и благодаря которым защищается организм.
— Воздействие эндорфинов на рецепторы нейронов противодействует стрессам, обеспечивает обезболивание при ранениях и травмах, а заодно воздействует на творческие способности человека, — живо отреагировал Майкл. — Открытие этих гормонов связано с изучением процессов обезболивания и воздействием на человека производных морфия и после того как в нервной системе были обнаружены особые рецепторы, на которые воздействуют наркотики, было высказано предположение, что организм человека и сам умеет синтезировать определенные вещества, сходные с морфинами.
— Да, где эмоции, там и эйфория. За последние несколько тысяч лет человек научился вмешиваться практически во все гормональные механизмы через наркотики, начиная от героина и до никотина, которые вмешиваются на клеточном уровне в работу центральной нервной системы, воссоздавая или имитируя ощущение эйфории, данное нам от природы. Но искусственные заменители, как протезы, лишают человека его свободы выбора через естественные биохимические механизмы, приводят к зацикливанию и к ускорению финала.
Стихи от V
Где по кругу идет винных чаш колдовство,
Завлекается в круг все мое естество!
Здесь друзья, здесь цветы, и вино в изобилье!
Дать зарок мне не даст все мое существо!
— У психологов есть концепции определяющие, что чувства мотивируют поведение человека, потому что человеком отчетливо переживаются возникающие у него чувства, причем именно ими он реально руководствуется в жизни. Есть основания считать, что чувства как форма существования сигнализируют человеку о его потребностях и значимости объектов, что и побуждают его направить свою деятельность на их удовлетворение. Но что точно все единодушно признают так то, что эмоции и чувства выполняют функцию оценки как индивидуальной, так и коллективной.
— Чувства возникают в значимых ситуациях в зависимости от потребностей человека и являются сигналом, привлекающим внимание нашего сознания, вернее той системой сигналов, посредством которой человек вдруг и определяет значимость происходящего, — продолжил Майкл. — Значит, когда я кричу «Гол!!!» — это для меня событие значимое, и ты не должна меня останавливать, а должна присоединиться к моей радости, чтобы она стала коллективной.
— Да уж, это точно навязывает человеку стереотипные действия в обществе, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ аварийного разрешения ситуаций — орать! Раз уж сам не можешь ни бежать по полю, ни бить по мячу, зато все должны вместе орать, разделяя радость.
— А такие чувства, как возмущение, обида и ревность, навязывают человеку определенные поступки, причем даже, когда они для него не полезные и не положительные.
— Вернемся к классикам психологии для описания эмоций, так сказать «от А до Я» для нашей «Азбуки эмоций». В огромном количестве проведенных исследований влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта было подтверждено. При закреплении опыта эмоции работают в человеке как закрепляющая или тормозящая функция, как следо-образующая, как подкрепляющая или как функция предвосхищающая и эвристическая.
— И как это понимать? Изложите для простых людей простым языком.
— Как пчелы передают информацию в своем улье о месте расположения цветка-медоноса в танце и жужжании, так и люди передавали друг другу свои эмоциональные состояния через отражения в пантомимике, мимике и звуковыми реакциями, — говорила Лени и размахивала руками. — И даже когда сформировалась членораздельная речь для передачи той же самой информации, механизм, обеспечивающий запись и сохранение несловесной информации остался, как и был, основной функцией человека в борьбе за выживание вида, в передаче информации и опыта.
— Само понятие «эмоция» люди знают с конца XIX века от У. Джемса и Г. Ланге, по их концепции — эмоции вызываются внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов — сердечной, появляющиеся при этом ощущения и есть эмоциональные состояния, — напомнил Майкл. — У. Кеннон заметил это несоответствие и, мало того, обратил внимание, что телесные реакции, возникающие при разных эмоциях, имеют сходство и ими нельзя объяснить многообразие эмоций человека. У. Кеннон считал, что телесные эмоции настраивают организм к ситуациям, требующих больших энергозатрат для активизации или торможения.
— Многие психологи считают, что эмоции не являются психическим состоянием, это просто ответ организма на ситуацию. Есть теория диссонанса или положительных эмоций, которые возникнут, когда реальные результаты будут соответствовать намеченным или ожидаемым. Теория эмоций П. Симонова определяет эмоциональные состояния качеством и интенсивностью потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Эта оценка вероятности складывается из своего врожденного и приобретенного опыта, при этом сопоставляется со средствами времени, необходимыми ресурсами, требуемыми для удовлетворения потребности, и с сиюминутной информацией.
— Таким образом получается, что человек, сознавая или нет, постоянно сравнивает информацию, которую он получает от окружающей его реальности через людей, событий и предметов для удовлетворения своих потребности, и с тем, что у него имеется на самом деле, и испытывает соответствующие эмоции, — подвел черту Майкл.
— На мой взгляд, очень важно другое, чтобы человек четко мог определить свое самочувствие, чувствование и тем самым влиять на свое настроение, свою активную или пассивную деятельность. Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности точно так же, как и сам момент оказывает на нее влияние. При хорошем настроении у человека активизируется познавательная и волевая деятельность. Самочувствие же человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом болезненном состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым. Итак, — ответила Лени и отчеркнула рукой в воздухе, — эмоциональное состояние — это психо-физиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность человека, отражающий субъективное значение объектов и ситуаций и представленный в его сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов по длительности и интенсивности выделим от коротких и сильных аффектов, через эмоции и чувства, до слабых и длительных настроений. В нашей терминологии эти процессы означают:
Настроение — эмоциональное состояние человека как фон, придающий определенную окраску реакциям и деятельности человека, зачастую имеет причину, которую человек не определяет сам. Настроение является длительным процессом и способно не изменяться от каких-либо несущественных ситуаций, фактов, людей и их окружения.
Чувства — эмоциональные процессы, которые не могут возникать у человека только из-за «сигнал — реакция» через тело, в этом случае не тело выступает как порождающее, а внимание осознающее, созерцающее то, что производится в организме под внешними воздействиями, и запускает ответную реакцию. Чувства являются средними по длительности по времени и изменяются от каких-либо ситуаций, фактов, людей и событий.
Эмоции — эмоциональный процесс и состояние человека, являющихся регулятором его психической жизни, можно сказать, что это сжатые по времени и усиленные чувства человека, зачастую запускаемые как через «сигнал — реакция» через тело, так и без их участия, через внимание осознающее и созерцающее окружающую реальность и виртуальность.
Аффекты — это короткие интенсивные эмоциональные всплески, как короткая и очень интенсивная определенная эмоциональная реакция, аналогично термину «страсть».
В данной терминологии в эмоциональной природе человека сливается в единое инстинкты от тела и внимание от сознания, не отрывая биологической сущности человека от сознания и от переживаний его так же, как рука, мысль и жалость человека не живет отдельно от его тела, ума и эмоций. В этом смысле человек целостное телесно-эмоционально-интеллектуально-развитое существо. Человек наделен способностью воспринимать, оценивать и реагировать на окружающий мир как осознанно, так и бессознательно, интуитивно на уровне своих чувств и эмоций.
— Ты говоришь о неосознаваемых восприятиях, которые становятся заметными только когда включаются внимание и память, поэтому их так много.
— Колоссальное многообразие эмоций, чувств и настроений на самом деле имеют в своем основании небольшой ряд основных, из которых путем изменений и небольших отклонений происходят все остальные.
Стихи от V
Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.
— А как же многочисленные теории и определения с конкретными обозначениями эмоций? А как же «от А до Я»? Сколько же букв в «Азбуке эмоций»?
— Многие на этом пути поплутали. Проблема заключается в колоссальной прикладной функции эмоций, — усмехнулась Лени. — Они не живут отдельно от самого человека и от ситуации, которую человек проживает. Когда автор очередной классификации эмоций пытается вложить конкретное содержание через определение и обозначение эмоций конкретное содержание, чтобы таким образом выделить их различные виды, надо обязательно учесть: для чего он это делает, автор — медик или нет, психолог или филолог, политик или социальный работник, или специалист по маркетингу и различным способам продаж. Именно поэтому огромное количество классификаций эмоций, предлагаемые различными специалистами в большинстве являются фикцией, пустыми словами, точности в данных терминах нет, и далее возникают сложности с практическим применением. Это всего лишь описательный характер терминов, основанный на синонимах по сходности слов, поэтому и не понятна суть по их разделению на виды. В нашем случае на буквы «от А до Я». Например, печаль и грусть могут быть словесно разделены следующим образом:
«Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворенности человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким, как печаль, тоска, уныние, скорбь, несчастье, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами. В клиническом состоянии грусть переходит в депрессивные состояния организма. Это может повлечь за собой постоянные приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела. В искусстве грусть нередко становилась двигателем, а то и основной философской составляющей произведения».
Данное определение я взяла из свободной энциклопедии Википедия, теперь опишем печаль.
«Печаль является в данном аспекте более неопределенной. Она занимает промежуточное положение между тоской, унынием и грустью, склоняясь ближе к одному или другому».
— Знаешь, это похоже на степень интенсивности грусти, — сказал Майкл.
— Сила проявления и продолжительность разграничивают эти состояния по сути. Настроения самые слабые по интенсивности или по силе, зато могут быть более продолжительными по времени, а вот далее интенсивность увеличивается, а время нахождения под воздействием данного состояния будет уменьшаться по мере продвижения к аффекту. Хотя интенсивность эмоционального процесса по классике складывается из силы проявления психофизиологической деятельности человека и скорости протекания самого процесса, мне бы хотелось внести еще понятие времени для того, чтобы придать динамику. Человек ведь не испытывает эмоцию, находясь вне тела, времени и пространства, а значит это не состояние статики, а процесс. Именно поэтому так и плохо с описательной частью терминов, процессы описываются формулами, а не словами. Зато все четко делят основные эмоции на положительные и отрицательные, которые, судя по многим предложенным шкалам оценки, явно перевешивают. Шкала базовых эмоций по К. Изарду будет такой: Гнев Страх Отвращение Презрение Стыд Удивление Интерес Радость
Еще есть отдельно рассматриваемое удивление, которое не имеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональной реакции на внезапно появившиеся обстоятельства. Я же предлагаю другую схему понимания природы эмоций.
— Это полярная схема, а ты что предлагаешь?
— Отказ от шкалы «отрицательность — положительность» и введение принципа равенства эмоций. Эмоции положительные и отрицательные равны, — выделила слова Лени. — Они не плохие, не хорошие, они все нужны нашему организму и обществу. Они просто буквы «от А до Я» в нашей «Азбуке Эмоций» и необходимы для уравновешивания нашей психики, как северный и южный полюс у Земли. Нам же не приходит в голову привешивать ярлык социальной нормы «хорошо — плохо» полюсам Земли. Вот также надо принять равенство и для эмоциональных состояний, которые надо уравнять в правах на существование. Например, страх в каких-то случаях более чем положительная эмоция. Страх заставлял человека бежать из темноты или умело прятаться, чтобы не быть съеденным в древних лесах всякими тварями. Без чувства отвращения люди бы не выработали социальные нормы гигиены и чистоты, столь необходимые для совместного проживания, и до сих пор бы выливали нечистоты на головы прохожим из окна, как это делали в средневековых городах, продолжали погибать целыми цивилизациями от микробов и инфекций. И так далее, примеров положительного действия в отрицательных эмоциях у меня много.
— По какому же признаку ты тогда предлагаешь делить эмоции «от А до Я» на состояния? — Майкл посмотрел на Лени с удивлением.
— Для того чтобы музыка зазвучала, нужны простые звуки, а чтобы ее мог исполнить другой нужна запись звук в форме нот и интервала звучания. Ноты равны между собой и их всего семь, но звучать они будут по-разному в зависимости от силы, продолжительности, способа извлечения и от много другого. Как звучит музыка во время исполнения одной дудкой или симфоническим оркестром? То-то и оно. Все эмоции равны, отличаться они будут по «тону звучания» как высокие и низкие тона, отличаться по времени и по интенсивности. Это и есть принцип деления «от А до Я» по тонам на простые составляющие эмоционального процесса в моей «Азбуке эмоций» созвучно семи типам человеческой сущности. Таким образом, получается семь по типам сущности, по три уровня в низко — и высокотоновых областях и один нейтральный уровень эмоциональных состояний дает нам семь в квадрате «эмоциональных нот», то есть всего 49 букв «от А до Я».
— А камертоном для звучания без фальши служит душа человеческая? — Майкл улыбнулся. — На каком тоне звучит колыбельная для отхода ко сну?
— На самом высоком тоне любви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука Эмоций – Эмоэнграмм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других