Это пособие – систематизация десятилетнего опыта работы по подготовке выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Основной акцент сделан на демонстрацию ключевых элементов всех тем, а также написание заданий с полным развернутым ответом, в том числе эссе по обществознанию. Подробно рассмотрены критерии оценивания, дан ряд простых и понятных рекомендаций по успешному выполнению заданий. Пособие составлено в строгом соответствии с актуальными на момент издания требованиями к содержанию ЕГЭ и ФГОС.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие для учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рекомендации для выполнения заданий экзамена
Часть 1. Задания с кратким ответом
Общие рекомендации для выполнения большей части заданий
Внимательно читать задание и условия. Ни в коем случае не нужно додумывать описанную ситуацию дальше указанной в задании информации. В большинстве случаев правильный ответ ОЧЕНЬ прямолинейный — пытаясь додумать дальше, чем дано в условиях, вы скорее всего сделаете ошибку.
Следует обратить особое внимание на варианты, в которых присутствуют понятия, обозначающие исключения — такие как «не», «только» или тому подобные. Они требуют дополнительной проверки, и их стоит выбирать только в том случае, если вы уверены. Если вы можете найти исключения из приведенной ситуации — такой вариант выбирать не стоит.
Также внимание стоит обратить на варианты, где указывается возможность — например, присутствуют такие понятия как «может быть», «в том числе», «некоторые» и тому подобные. В данном случае вариант можно выбрать даже в том случае, если вы можете привести два примера — пример как возможности описанной в задании ситуации, так и пример невозможности.
В большинстве заданий требуется указать цифры для правильных вариантов. Это означает, что правильных вариантов может быть сколько угодно — обычно их два-три, но иногда бывает, что подходят все приведенные варианты. Если кажется правильным выбор всех вариантов — не стоит пугаться, это редко, но нормально. Так же возможен случай, когда подойдет лишь один вариант из всех, но это бывает крайне редко.
Определения, которые встречаются в заданиях могут приводиться в самой разной форме — помним, что для одного и того же понятия может существовать десяток определений, не похожих друг на друга. Если возникают сложности в понимании определения, необходимо сделать следующее:
— Постараться выделить из него главную мысль или ключевые слова и работать с ними.
— Найти пример для описанной ситуации из повседневной жизни. Пример может быть самый простой, главное — быть уверенным в том, что приведенный вами пример работает по-настоящему.
В заданиях на соотнесение должен быть хотя бы один раз каждый из вариантов из правого столбца. Если у вас для соотнесения приведено три категории, но при этом вам кажется, что одна не использована — это означает, что вы допустили ошибку. При этом вполне возможно, что одна или две категории будут использованы только один раз. Например, запросто возможен правильный ответ вида 32111 или 21111 — это абсолютно нормально.
В блоках «право», «политика», «экономика» значительное количество характеристик понятий и явлений являются парными и взаимоисключающими. Значительная их часть указана в «памятке по группам понятий» и «памятке по парным взаимоисключающим понятиям». Этот материал может быть критически полезен как для заданий №1 или 3, №25 («понятие и два предложения»), №28 («план»), так и для многих других.
Пример:
— группа понятий «источники права»: правовойобычай, религиозные нормы, правовой прецедент, нормативно-правовой акт.
— взаимоисключающие понятия: частное право и публичное право. Одна отрасль права не может быть одновременно частной и публичной.
Общие рекомендации для заданий по блоку «Право»
В значительной части заданий требуется соотнести, что из предложенного является правом, а что обязанностью. Самый простой способ действий в данном случае следующий.
Право — это возможность (!) действия, не являющаяся обязательной. Право может быть использовано при необходимости, однако, если его не использовать, никаких санкций не последует. Правом граждане пользуются по своему усмотрению.
Обязанность — это необходимость действия.
Неисполнение обязанности приводит к санкциям.
Задание №1 (таблица или схема)
Задания №1—3 оцениваются в 1 первичный балл. Оценивание происходит по принципу «правильно/неправильно» — здесь нет принципа с частично правильным ответом.
Нередко таблица или схема связана с понятиями, которые существуют только в паре — например, «материальное/процессуальное право». Если мы называли только два вида для явления, и один из них уже указан в таблице — можно смело вписывать второй, других вариантов в данном случае быть не может.
Типичные примеры подобных понятий приведены в памятке по парным взаимоисключающим понятиям.
В таблице в столбце «характеристики» могут быть приведены абсолютно любые определения — иногда сильно отличающиеся от тех, что нам известны. Часто определения искусственно усложнены. В случае затруднений самый простой способ решения таких заданий — выделить главную мысль или ключевые слова или подобрать пример из повседневной жизни. Обычно после этого пропущенное слово становится очевидным.
Задание №2 (обобщение)
Следует помнить, что обобщающее понятие — самое широкое и самое общее из всех приведенных. Оно включает в себя все остальные.
Типичная сложность — выбор из двух вариантов, кажущихся подходящими. Механизм решения в этом случае прост — сравнить два слова и выбрать, какое из них станет большим.
Например:
при решении задания появилось два варианта, кажущихся подходящими — допустим, это «нормативно-правовой акт» и «источник права». «Нормативно-правовой акт» — один из видов источников права, но «источник права» — не всегда нормативно-правовой акт (следует помнить, что существуют другие — например, правовой обычай или религиозные нормы). Таким образом, обобщением в данном случае является «источник права».
В ряде случаев в таком задании проверяется соотнесение ряда типичных понятий с общей для них категории. Типичные примеры подобной ситуации приведены в отдельной памятке (памятка по группам понятий).
Например:
Дан ряд понятий: заработная плата, процент, рента, прибыль, доход. Обобщающим в данном случае будет «доход», так как остальное перечисленное — виды факторных доходов.
Задание №3 (исключение)
Необходимо помнить, что в данном случае нужно выбрать два (!) пункта, выделяющихся из общего ряда.
Типичная ситуация — когда приводится ряд общих понятий для явления, и среди них два откровенно ошибочных.
В ответе необходимо записать две цифры, соответствующие «лишним понятиям».
Задание №10 (график)
Логика выполнения:
— Выяснить, какая ситуация показана на графике — например, «цена понижается, количество повышается».
— Соотнести каждый из приведенных вариантов с выявленной ситуацией по принципу: «будет ли описанное в задании причиной для такого поведения цены и количества?». При необходимости смоделировать мысленно ситуацию.
— Ключевые темы для выполнения задания — конкуренция, спрос и предложение, факторы спроса, факторы предложения. Следует смотреть соответствующие памятки.
Задание №12 (диаграмма)
Логика выполнения:
Каждый из приведенных вариантов сравниваем с приведенной в диаграмме информацией по принципу «совпадает или нет».
Это все.
Это очень простое занятие, и по этому оно оценивается в 1 балл.
Задание №14 (полномочия органов власти)
Это задание проверяет ТОЛЬКО темы «полномочия органов власти», «полномочия федерального центра и регионов РФ»
Единственный способ выполнить правильно это задание — помнить (!) содержание этих тем. По каждой из тем есть соответствующая памятка, в которой указаны ВСЕ встречающиеся в ЕГЭ полномочия, причем в большинстве случаев они приведены именно в таких же формулировках, которые используются в заданиях.
Задание №16 (права и обязанности граждан)
В подавляющем большинстве случаев это задание проверяет только следующие темы: «права граждан», «обязанности граждан», «особенности конституционного строя РФ».
По обязанностям граждан и особенностям конституционного строя РФ есть специальные памятки, кроме того эта тема обязательно разбирается на занятии очно. Все формулировки в памятках и в ходе занятия полностью соответствуют используемым в экзаменационных заданиях. НЕ СЛЕДУЕТ выбирать в качестве ответа в данном случае те варианты, которые отсутствуют в памятках и не разбирались на занятиях — скорее всего они будут не верны.
Если задание требует выбрать из списка обязанности граждан — следует выбирать только те обязанности, которые указаны в памятке и разбирались на занятиях. Других обязанностей у граждан РФ не существует. Их всего шесть штук.
В случае если задание требует выбрать из списка права граждан (без уточнения вида прав), самый верный способ выполнения задания — сразу выбросить из списка то, что точно является обязанностями. Скорее всего, после этого в списке останутся только права.
Часть заданий требует выбрать из списка права какой-либо определенной категории. Например, «социально-экономические» или «личные гражданские». В данном случае может возникнуть сложность в том, чтобы уточнить, каким именно правом является каждое из приведенных. Способ решения в таком случае следующий: необходимо уточнить, что является основным в конкретном праве. Если право относится к собственности или другим категориям экономической сферы — оно экономическое или социально-экономическое. Эта логика применима ко всем случаям.
Пример
Право на труд, право на отдых и право на жилище являются социально-экономическими правами. Труд — способ удовлетворения материальных потребностей (то есть, экономическая категория). Отдых возможен только от труда, что так же делает его экономической категорией. Жилище является имуществом, любое имущество обладает стоимостью — следовательно, это тоже экономическая категория.
Право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства являются личными гражданскими правами. Жизнь не связана с экономикой, не связана с политикой и не связана с духовной сферой. Равно как и честь или личная неприкосновенность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие для учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других