1. Книги
  2. Техническая литература
  3. Лев Хатевич Певзнер

Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание

Лев Хатевич Певзнер
Обложка книги

Это дополненное второе издание книги «ТРИЗ для чайников 5», посвященной одному из важных инструментов ТРИЗ — анализу типовых ошибок при развитии технических система. Для упрощения освоения материала в книге приведено большое количество примеров, иллюстрирующих материал.Книга адресована широкому кругу инженеров, менеджерам по инновациям и инвестициям.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. Закон S-образного развития технической системы

Все технические системы развиваются по S-образной кривой. Положение технической системы на S-тесно связано ее финансированием, типом лидера, отношениями в коллективе и многими другими аспектами. Понимание места системы на S-кривой позволяет грамотно управлять ее развитием, инвестированием средств в ее развитие, модернизацией управленческой и производственной структуры, а также прогнозировать перспективы развития системы и строить планы. Мы не будем глубоко изучать закон S-образного развития в этой книге, но кратко опишем его, чтобы иметь базу, для отсчета отклонений и ошибок в развитии.

1.1. Как появляются новые технические системы

Известны два основных пути создания принципиально новых (пионерных, как их называл Г. Альтшуллер) технических систем:

— создание технической системы на основе открытия,

— создание новой технической системы путем гибридизации известных технических систем.

Рассмотрим эти два пути.

1.1.1. Изобретения, созданные на основе открытия

Под такими изобретениями понимается создание технических систем и технологий, которые:

— реализуют новые функции, которые ранее не существовали; это позволяет создать и удовлетворять новые потребности, которых ранее не было1;

или

— реализуют известные функции на основе нового принципа действия, что позволяет удовлетворять известные потребности на качественно более высоком уровне.

Создание таких систем всегда является основой для появления новых направлений в технике, и даже новых отраслей промышленности. Зачастую они вызывают существенные изменения в обществе. Такие изобретения всегда открывают новые S-кривые.

Пример

Рентгеноскопия

Главное открытие в своей жизни Конрад Рентген сделал 8 ноября 1895 года. Работая в своей лаборатории, он заметил, что после включения тока в катодной трубке начинает светиться покрытый слоем платиноцианистого бария бумажный экран. Это происходило вопреки здравому смыслу, поскольку трубка была полностью закрыта плотным черным картоном, и свет не мог проходить через него. Когда рентген выключил ток, свечение прекратилось, а при включении тока экран снова засветился! Он сделал вывод, что в трубке возникают икс-лучи, способные проходить через плотный материал

Рисунок 2. Первый рентгеновский снимок — рука Альберта фон Келликера, 21.01.1896 года

и вызывать флуоресценцию определенных веществ. В зависимости от вида материала и его толщины преграда пропускала больше или меньше луче, что позволяло анализировать структуру различных объектов. Установка, разработанная Рентгеном, выполняла совершенно новую функцию — неразрушающий анализ структуры непрозрачного объекта.

Пример

До появления LED-светильников функция освещения выполнялась лампами накаливания, путем преобразования электричества в световое излучение через нагрев вольфрамовой спирали. Использование светодиодов для освещения представляет собой новый физический принцип освещения, в разы повышающий КПД использования электроэнергии.

Это привело к развитию не только новых систем освещения, но и породило новые направления в других отраслях, например, новые способы выращивания овощей в многоуровневых теплицах.

Рисунок 3. LED-светильник с множеством элементов; один из элементов

Рисунок 4. многоярусная теплица

В рассмотренных примерах:

— Рентгеновский аппарат не мог бы быть создан без открытия Рентгеном икс-лучей (за которое он, кстати, получил Нобелевскую премию по физике за 1901 год и право на дворянский титул!).

— Появление LED-светильников стало возможным только после открытия в 1960-1970-х годах технологии получения желтых, белых и синих светодиодов.

1.1.2. Создание новой технической системы путем гибридизации известных систем

Есть три пути создания принципиально новых первоэтапных технических систем с получением новых функций на базе использования уже известных систем или элементов:

— замена в известной системе одной из ключевых подсистем на другую, качественно превосходящую предыдущую;

— объединение двух (и более) различных известных систем в полисистему с получением нового качества;

— применение известной системы по новому назначению, с реализацией новой функции.

Следует отметить, что в зависимости потребности, которую удовлетворяет новая система, от ее рынка, такие системы могут стать основой для создания целых новых отраслей техники.

Замечание. А могут и не стать! Если рынок ограниченный или специфический!

1.1.2.1. Создание новых систем, через замену одной из подсистем на новую с другим принципом действия (гибридизация 1)

Новые системы, порождающие новые S-кривые, могут появляться, в результате того, что в известной системе одна из значимых подсистем заменяется на новую, с новым принципом действия, что позволяет достичь нового качества. Как правило, заменяется наименее эффективная в настоящий момент для данной системы подсистема, или подсистема, исчерпавшая ресурс развития. Новая подсистема работает на ином (хотя уже известном ранее и используемом в других системах) принципе действия2, что позволяет получить новое качество.

Примеры

Автомобиль — это немного измененная карета, в которую установили двигатель внутреннего сгорания. Обратим внимание на то, что и карета, и двигатель внутреннего сгорания3 были известны и развивались. Однако новая система обладала более высокими потребительскими качествами по сравнению с обычной каретой. Именно поэтому и появилась новая величайшая S-кривая — автомобили.

Рисунок 5. Коляска и первый автомобиль

Пример

Первые беспилотные самолеты были обычными боевыми самолетами, оснащенными системами телеметрии и дистанционного управления.

Обратите внимание на механизм создания изобретения — первоначально в известную систему с минимальными изменениями вводится новая подсистема. Затем, в процессе развития этой вновь созданной системы происходит полное изменение ее конструкции. Поэтому современные автомобили и беспилотники совершенно не похожи на первоначальную карету с мотором и обычный самолет с телеметрией.

Рисунок 6. Современный беспилотник

Как это ни парадоксально, но такие значимые с точки зрения человечества новые технические системы, как автомобиль, реактивная авиация, не что иное, как «просто» удачная замена одной из важных подсистем в технической системе, на уже известную, но качественно более совершенную. И замена выполнена в соответствие с известными законами развития технических систем. Они не являются пионерными системами! То есть в классификации ТРИЗ — это ГИБРИДИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

1.1.2.2. Простое объединение двух и более систем с последующим свертыванием (гибридизация 2)

Объединение двух и более систем позволяет создавать новые объекты, которые порождают новые S-кривые.

Пример

В современном комбайне объединены две системы — косилка и молотилка. Но у них общий двигатель, шасси с колесами, а технология позволяет одновременно выполнять две операции. И все это управляется одним человеком!

Рисунок 7. Косилка, молотилка, комбайн

Пример

Катамаран — объединение двух лодок, которое дает дополнительное свойство — большую устойчивость при снижении сопротивления.

Рисунок 8. Катамаран

Техника гибридизации хорошо разработана в работах В. М. Герасимова и В. О. Прушинского, и может быть использована инженерами после приобретения небольшого опыта [11,12].

Инструментами для гибридизации могут быть, хорошо разработанные к настоящему времени, методика функционально-стоимостного анализа и законы развития технических систем.

1.1.2.3. Использование известных материалов, технических систем и технологий по новому применению

Часто применение известных технологий порождает новые технические системы (новые S-кривые), отличающиеся от тех, которые использовали эти технологии ранее.

Наиболее ярким примером этого являются современные компьютеры. Первоначально компьютеры разрабатывались для выполнения сложных математических расчетов.

Но, в какой-то момент, программисты начали использовать компьютеры для печати картинок символами. Идея была подхвачена, и вскоре на компьютере стали печатать тексты. Через некоторое время у компьютеров появилась масса новых применений. В настоящее время математические вычисления являются лишь одним из узких сегментов среди всех применений компьютеров. Разумеется, и сама техническая система при этом претерпела существенные изменения.

Рисунок 9. Первый компьютер IBM

Грамотные изобретатели, анализируя систему, всегда будут искать ресурсные функции, специфические свойства и характеристики системы, которые пока никак не используются, но могут удовлетворять новые потребности. Затем они постараются создать новые системы, в которых эти функции будут гипертрофированно развиты, и найдут для них новые рынки4.

Пример

В марте 1853 года сестра Леви Страусса пригласила его погостить в Калифорнию. В это время Сан-Франциско была знаменитая золотая лихорадка, и массы старателей стремились в Калифорнию в надежде обогатиться. Шурин Страусса решил подзаработать, и попросил Леви прихватить с собой парусины, которую хотел использовать для шитья палаток. В то время, в связи с переходом флота от парусников к пароходам, парусина резко подешевела. Однако, когда Леви приехал в Калифорнию, выяснилось, что спроса на палатки нет, зато у старателей большая проблема с одеждой, которая быстро протиралась и портилась. Предприимчивый Страусс сообразил, что парусина может быть использована по другому назначению, и начал шить из нее штаны. Это и были первые джинсы! Неожиданно новая одежда стала пользоваться большим спросом. В 1873 году он вместе с Джекобом Девисом получил патент на «Комбинезон без верха», и учредил компанию «Леви Страусс».

Рисунок 10. Фирменная этикетка Леви Страусс

Пример

Первоначально резонансный магнетрон, изобретенный британскими физиками Джона Рэндалла и Гарри Бута в 1940 году, применялся в радарах, которые эффективно наблюдали за небом в поисках самолетов. Этими разработками занималась во время Второй Мировой войны и сразу после нее занималась, американская компания Raytheon5.

Однако вскоре после войны финансирование оборонных разработок сократилось, и перед инженерами встала задача найти новые рынки для продукции компании. Инженер компании Перси Спенсер вспомнил, что однажды, работая с магнетроном, он обнаружил, что у него в кармане расплавился шоколадный батончик. Повторив эксперимент, он понял, что магнетрон можно использовать для нагрева предметов. Так появилась идея создания микроволновых печей.

Первая печь весила около 340 килограмм, стоила около 3 000 долларов — в то время колоссальные деньги, примерно стоимость среднего дома или элитного «Кадиллака»! Поэтому новые печи использовались только в ресторанах. Но, после ряда усовершенствований и удешевлений, ее вес уменьшился до 10—15 килограмм, а цена снизилась до 20—250 долларов. Рынок стал массовым, а микроволновая печь стала обязательным предметом почти в каждом американском доме.

Рисунок 11. Магнетрон (разрез) и первая серийная микроволновая печь

Новое применение различным материалам находят, если неожиданно выявляется, что они обладают полезными свойствами для других целей. Иногда это становится началом развития нового продукта.

1.2. Основные этапы закона S-образного развития технических систем

О работе любой технической системы судят по тому, насколько хорошо она выполняет свою главную функцию, ради которой была создана. Например, если мы говорим о самолёте, то это скорость, высота подъема, грузоподъёмность. Измеряя эти характеристики в цифрах, мы получаем параметры технической системы, которые можно сравнивать между собой и оценивать уровень ее развития с течением времени6.

Техническая система развивается со временем, и её характеристики изменяются. Характеристики современных самолётов существенно отличаются от характеристик самолётов 30-х годов.

Рисунок 12. S-образная кривая развития технической системы

Исследования показали, что, если построить график зависимости любого главного параметра технической системы от времени, он будет напоминать S-образную кривую. Следует отметить, что именно напоминает, а не точно повторяет, поскольку в силу случайного развития могут быть существенные отклонения.

Например, одним из главных характеристик самолета является скорость, которую он может развивать. Скорость первых самолётов была невелика: 50—60 км/час. К началу Первой Мировой войны она достигла 114 км/час. Ситуация радикально изменилась с началом войны, когда самолеты оказались способными обеспечить военное преимущество в боевых действиях. В авиастроение начали вкладывать значительные средства, что привело к быстрому развитию авиации. Конкуренция заставила быстро совершенствовать самолеты, и увеличивать их скорость. Особенно важна скорость была в истребительной авиации, поскольку она позволяла навязывать противнику тактику боя — атаковать, когда у атакующих было преимущество, и уходить от боя при численном превосходстве противника. В конце 1930-х годов скорость самолетов уже достигала 570—590 км/час. Во время Второй Мировой войны скорость продолжала расти, поскольку господство в воздухе стало решающим фактором на фронтах. К 1945—1948 годам она достигла 750 км/час и практически прекратила расти из-за ограничений, связанных с работой винтов7. Рост мощности моторов не позволял значительно увеличить скорость. В это время появилось новые концепции двигателей — реактивные и турбореактивные двигатели.

Изменение концепции двигателя привело радикальному изменению всей конструкции самолёта, что ознаменовало начало новой S-кривой.

Примечание: Мы рассмотрели только S-кривую зависимости скорости от времени, используя усредненное значение скорости по разным компаниям и странам. Аналогичные кривые можно построить, принимая за главный параметр грузоподъемность или количество пассажиров для грузовых и пассажирских самолетов.

В ТРИЗ традиционно выделяют три основных этапа развития системы и два вспомогательных — 0-й и 4-ый8. Их мы и рассмотрим подробнее.

0-й этап — появление идей и неполных систем,

1-й этап — зарождение системы, от получения минимальной работоспособности до получения потребительской ценности (коммерческого использования системы).

2-й этап — быстрый рост и развитие системы.

3-й этап — замедление и полное прекращение роста основных характеристик системы.

4-й этап — угасание системы и переход на уровень «нишевого» продукта.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1.2.1. Нулевой этап

Нулевой этап разработки технической системы — это время до создания первого работоспособного образца новой системы. Этот этап включает в себя создание эскизов, чертежей и макетов (возможно неполной технической системы), которые ещё не работают, но уже служат основой для дальнейших разработок и размышлений.

Примером нулевого этапа может служить планер Феликса дю Тампль. В 1874 году во Франции, в городе Брест, он построил большой планер из алюминия с размахом крыла 13 метров и весом около 80 кг (без учёта веса пилота). Полёт, начался

Рисунок 13. Моноплан Феликса дю Темпл, 1874.

с трамплина, продолжался несколько минут и благополучно завершился. Но планер не имел двигателя, то есть в полной мере не мог считаться полной технической системой.

Самолет Можайского имел все элементы, относящиеся к функциональному центру системы, но использовал в самолете паровой двигатель. Его самолет принципиально не мог подняться в воздух, то есть выполнять главную функцию самолета — «летать».

Рисунок 14. Самолет Можайского

В ракетной технике, нулевой этап — это работающие по принципу реактивного движения китайские фейерверки. Фейерверки были созданы еще при династии Хань, то есть более 2 000 лет назад. Однако их трудно назвать ракетами в современном смысле слова. Ведь в них не было системы управления.

Рисунок 15. Китайские фейерверки

Основным признаком завершения нулевого этапа является создание системы с полным функциональным центром, то есть минимально работоспособной системы.

Для авиации такой системой стал самолет братьев Райт, поднявшийся в воздух в 1904 году.

Рисунок 16. Самолет братьев Райт 1904 г.

Теоретические основы ракетной техники были разработаны в конце 19 века. С начала 20 века в России (группой Фридриха Цандера), США (группой Роберта Годдарда) и Германии (группой Германа Оберта) началось создание новая техническая система, которую можно называть «ракетой на жидком топливе». Первые ракеты такого типа были созданы только 1920-е годы. Именно это время и можно обозначить, как завершение нулевого этапа в ракетной технике, и начало 1-го этапа.

Рисунок 17. Роберт Годдард и его ракета

Основные признаки нулевого этапа

Коллектив: Энтузиасты-фантазеры;

Лидер: фанатик, увлеченный своим детищем.

Финансирование: регулярное финансирование отсутствует, финансирование осуществляется за счет разработчиков, иногда за счет спонсоров, изредка за счет государственных грантов на разработку научных идей, лежащих в основе технической системы.

Рост основных параметров: Системы как таковой нет, и нет роста параметров. Отрабатывается пробная конструкция (хотя и без полностью удачных результатов).

Рынок: нет системы — нет и рынка.

Реклама, маркетинг: отсутствуют.

1.2.2. Первый этап

Разработку первоэтапной системы осуществляют энтузиасты. Не сразу можно представить, как её использовать и какие возможности она представляет. Общественная потребность также не сформирована. Из-за ограниченного финансирование развитие идет медленно.

Примером может служить развитие авиации с 1904—1912 гг., когда разработкой и совершенствованием самолетов занимались только энтузиасты, а первыми летчиками были циркачи и военные — азартные люди рискованных профессий.

Рисунок 18. Аэроплан Оскара Бидера 1913 год

Аналогично можно рассматривать ракеты первого этапа. Эти разработки в 1920—1930 годы выполняли группы С. П. Королева в СССР и Вернера фон Брауна в Германии.

Не зря Сергей Королёв шуточно называл первую «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД) «Группой инженеров, работающих даром».

Рисунок 19. Московская группа изучения ракетного движения. В первом ряду в центре С. П. Королёв, крайний справа Ф. А. Цандер

Развитие системы и рост ее основных характеристик приводит к тому, что она становится экономически оправданной и востребованной обществом. С этого момента общество начинает финансировать разработку новой системы.

Переход к коммерческому использованию системы является основным признаком перехода на второй этап.

В авиации переходом ко второму этапу можно считать создание серийных самолетов-разведчиков и боевых самолетов в начале Первой мировой войны.

В ракетной технике развитие систем первого этапа — это разработки Вернера фон Брауна — конструкции ракет, которые стали базой для создания самолетов-снарядов ФАУ-1 и баллистических ракет ФАУ-2. Запуск в серийное производство этих ракет в 1943—1944 году можно считать переходом на второй этап технической системы под названием «ракета на жидком топливе».

Рисунок 20. Первые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2

Основные признаки 1 этапа

Коллектив: Энтузиасты, авантюристы, в лучшем смысле этого понятия.

Лидер: Увлеченный идеей фанатик с организаторскими способностями.

Дисциплина в коллективе: свободный режим.

Финансирование: Регулярное финансирование отсутствует, финансирование осуществляется за счет разработчиков, иногда за счет спонсоров; в конце этапа — венчурные инвесторы; гранты.

Рост основных параметров: очень медленный; основная задача — сделать техническую систему экономически оправданной.

Рынок: Рынок системы — случайные продажи, знакомые изобретателя и пользователи, находящиеся в безвыходное положение пользователи, которые не могут обойтись без системы.

Реклама, маркетинг: Регулярные отсутствуют; случайные беседы разработчиков с потенциальными заказчиками, знакомыми, друзьями.

1.2.3. Второй этап

С началом коммерческого использования начинается значительное финансирование новой технической системы. В результате начинается быстрый рост основных характеристик системы, и ее распространение на рынке. Появляются различные модификации системы, разрабатывается типоразмерный ряд аналогичных по конструкции систем. В технических системах активно появляются дополнительные, вспомогательные и другие подсистемы, повышающие ее характеристики и придающие дополнительные свойства. Все это способствует расширению рынков системы, и как следствие, ее финансирование.

Для винтовой авиации этот этап продолжался с начала Первой Мировой войны до конца 1940-х годов, когда винтовая авиация достигла своего предела. Величина главного параметра системы — скорости — достигла 750 километров в час и далее увеличиваться не могла. Развитие системы приостановилось.

Рисунок 21. Як-9 — самолет третьего этапа поршневой авиации

Прекращение интенсивного развития основной характеристики системы, несмотря на инвестиции — признак окончания второго этапа.

Для ракет второй этап начался с 1943 года и активно продолжается до настоящего времени.

Рисунок 22. Ракетоноситель «Спутник» на базе ракеты Р-7 (1957 г); Ракетоноситель «Протон» (1961—1966 гг.); Космические ракетоносители многоразовых кораблей программы «Спейс Шаттл»; Ракетоноситель многоразового использования компания SpaceX (2016 год)

Основные признаки этапа:

Коллектив: формируется нормальный коллектив с иерархической структурой. Энтузиасты первого этапа постепенно заменяются на оплачиваемых профессионалов.

Лидер коллектива: Крепкий профессионал-карьерист. Оценка сотрудников производится по деловым качествам.

Финансирование: за счет инвестиций (в начале этапа) и доходов от продаж, с постепенным вытеснением инвестиций из финансирования за счет прибыли.

Рост основных параметров: быстрый рост характеристик технической системы.

Рынок: быстро расширяющийся рынок, как за счет основного применения, так и за счет проникновения в соседние сферы.

Реклама, маркетинг: рекламируются преимущества по основным функциям. Осуществляется поиск новых сфер применения, причем как можно более широкий.

1.2.4. Третий этап

Завершение быстрого развития характеристик технической системы не означает, что система и Дело прекращают свое существование и развитие. Развитие системы и даже расширение рынков продолжаются. Система совершенствуется, становится более экономичной, удобной, эстетичной. Появляется множество новых применений. Однако по основным параметрам развитие системы прекращается, а иногда даже её основные параметры ухудшаются за счет удешевления и/или улучшения второстепенных характеристик.

Примером может служить самолет ИЛ-14, который выпускался с 1952 по 1958 год, когда ему на смену пришли турбовинтовые и реактивные самолеты. Однако он продолжал эксплуатироваться до 1995 года, во многих модификациях.

Рисунок 23. ИЛ-14

На третьем этапа система может существовать достаточно долго, принося прибыль производителям. Однако, с точки зрения развития, она интереса уже не представляет. Рано или поздно появляется новая техническая система с той же функцией, но более эффективная. Постепенно новая система начинает выигрывать конкуренцию у старой системы, и занимает ее место на рынке. Рынки старой системы начинают сокращаться.

Примером может служить использование турбореактивных и реактивных двигателей, что привело к сокращению доли винтовых самолётов и их замене на более современные турбореактивные и реактивные самолёты.

Рисунок 24. Турбореактивный самолет АН-24 и реактивный самолет ЯК-40

Основные признаки этапа

Коллектив: работает хорошо организованная структура профессионалов в технике, и формируется жесткая бюрократическая структура в управлении. К концу этапа наблюдается жесткая регламентация поведения и часто строгий дресс-код, а также постепенное вытеснение инициативных людей из структуры.

Лидер коллектива: бюрократ-организатор.

Оценка сотрудников: по личной преданности лидеру.

Финансирование: осуществляется за счет деятельности предприятия, которое приносит прибыль. В начале этапа — вложения с целью расширения рынков, к концу — сокращение прибыли и попытки удержаться на конкурентном рынке за счет снижения затрат, улучшения дизайна, малозначительных дополнений.

Рост основных параметров: основные параметры не растут или растут очень медленно. Совершенствование идет за счет дизайна, замены материалов, появления новых малозначительных функций и других вторичных факторов.

Рынок: Рынок достигает предела возможностей, занимает все ниши, которые могут быть заняты. Происходит постоянный передел рынка за счет небольших изменений в дизайне и сервисе, идет жесткая конкурентная борьба.

Реклама, маркетинг: рекламируются вторичные факторы, преимущества перед конкурентами. Конкуренция не по преимуществам технической системы, а по дизайну и обслуживанию. Наблюдается опережающий рост затрат на маркетинг и рекламу.

Заметное сокращение рынков технической системы говорит о ее переходе на 4-й этап.

1.2.5. Четвертый этап (загиб)

После появления новой технической системы, старая система постепенно уходит с рынка. Однако часто она не исчезает полностью, а остается в небольшом сегменте, где она более эффективна, чем новая система, или становится спортивным предметом. При этом ее главные характеристики могут частично снижаться, так как для данного вида применений перестают быть основными.

Ярким примером такой системы является спортивный самолет ЯК-52, который выпускался с 1979 по 1995 гг. и эксплуатируется до настоящего времени. Его скорость — 470 км/час, в полтора раза ниже, чем у лучших винтовых машин 1940-х годов. Однако она и не требуется этому самолету. Это ведь спортивный самолет, и главные его преимущества — маневренность и удобство эксплуатации.

Рисунок 25. Як-52

Перешли на 4-й этап (в разряд спортивных) некоторые виды холодного и огнестрельного оружия.

Рисунок 26. Рапиристы и лучники

Иногда системы четвертого этапа — нишевые продукты, которых не затрагивает модернизация в силу отсутствия коммерческого интереса. Например, охотничьи ружья.

.

Основные признаки этапа

Коллектив: Небольшой коллектив, оседлавший вымирающую (вымершую) систему.

Лидер: организатор-бюрократ или фанат системы. Коллектив состоит из низкооплачиваемые сотрудники, работающие по стандартным, формальным правилам.

Финансирование: из фонда развлечений для спорта, искусства и т. п. Самофинансирование для жизнеспособной нишевой системы.

Рост основных параметров: практически отсутствует; адаптация для спорта и т. п. Создания вспомогательных подсистем для удобства использования.

Рынок: Спорт, физкультура, искусство, развлечение, нишевые зоны.

Для нишевых продуктов возможны достаточно широкие рынки.

Реклама, маркетинг: маркетинг основывается на престижности продукта или на доступности и полезности массового продукта.

1.2.6. Значение закона S-образного развития. Типовые ошибки в развитии

В плане технологическом, знание места системы на S-кривой позволяет своевременно рекомендовать реализацию тех или иных тенденций и применение тех или иных инструментов ТРИЗ для быстрого развития системы. Это помогает быстро и эффективно реформировать структуру компании, выпускающей техническую систему и, при необходимости, менять лидера.

Например, если система находится на 1-м этапе, следует направить все силы на отработку технологии и повышения надежности системы. По достижении середины второго этапа можно сосредоточить усилия на выполнении тенденции захвата типоразмерного ряда.

Наиболее эффективно использовать знания закона S-образного развития при его применении в управлении Делом (бизнесом), которое реализует эту систему. Этапы развития Дела описаны в разных источниках, но наиболее интересны, с моей точки зрения работы И. Адизеса [8].

Выводы

Анализ характеристик технической системы, работающего с ней коллектива, рекламы и маркетинга, а также источников финансирования позволяют определить место технической системы на S-кривой. Это позволяет определить перспективные направления в работе с системой, инвестирования в нее, рекомендовать изменение ее структуры бизнеса и подходов в работе с коллективом, а также избегать ошибок в развитии Дела и больших финансовых потерь. Разумеется, выше приведены только общие черты и контуры анализа лишь для того, чтобы обозначить эту тему. У специалистов ТРИЗ накоплен большой опыт по развитию техники и бизнеса в соответствие с законом S-образного развития.

При этом особое внимание рекомендуется уделить анализу типовых ошибок, свойственным каждому этапу, и постараться избежать их9.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ошибки инноваторов, и как их избежать. ТРИЗ для чайников – 5, второе издание» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Отметим, что грамотная методика поиска создания пионерных систем в ТРИЗ не разработана, хотя ее использование могло бы существенно расширить возможности изобретателей и бизнес-консультантов. В настоящее время существуют только общие подходы, такие как закон перехода на микроуровень или тенденция удешевления.

2

То, что система известна и используется до этого в других системах имеет принципиальное значение! С одно стороны это значит, что система не первоэтапная, а значит развитая, проверенная и отлаженная. С другой — то, что изобретение не относится к группе пионерных изобретений.

3

Первый двухтактный двигатель внутреннего сгорания был создан французским механиком Этьеном Ленуаром в 1860 году, в немецкий конструктор Николаус Август Отто усовершенствовал его и создал в 1876 году четырехтактный газовый двигатель. Вскоре были разработаны карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. Их то и начали устанавливать на автомобили.

4

Отметим, что хотя эти идеи есть в АРИЗе, но грамотная методика поиска новых применений системы в ТРИЗ не разработана, хотя ее использование могло бы существенно расширить возможности бизнес-консультантов.

5

Компания «Рэйтеон» работает до настоящего времени, и производит известные зенитные комплексы «Пэтриот»

6

Отметим, что у системы, может быть, несколько главных функций (параметров). Например, у самолета — скорость, грузоподъемность, максимальная высота, экономичность и т. д.

7

абсолютный мировой рекорд скорости для поршневого самолета был установлен в 1983 г. — 832,12 км/ч, хотя, реально развитие поршневой авиации остановилось в конце 1940-х годов.

8

Разные авторы разделяют S-кривую на разные этапы и подэтапы, и их количество колеблется от 3 до 12 и более.

9

Я участвовал в 3 стартах компаний от нуля для старения, и многое, в том числе ошибки, имел возможность видеть собственными глазами — Автор

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я