Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей

Константин Евгеньевич Тупикин

Книга предназначена для руководителей, но будет полезна коучам и менеджерам по обучению.Информация в книге направлена на внедрение подхода в работе с сотрудниками, направленного на формирование у них осознанности и необходимых для работы навыков, что даст возможность делегировать часть работы подчиненным и добиться баланса между рабочей и личной жизнью.Здесь используется подход к управлению через понимание нейрофизиологии, работы мозга и формирования паттернов поведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Кто в доме хозяин?

Позвольте рассказать вам две истории.

Одна произошла со мной, когда я вел тренинг. Я увлеченно рассказывал что-то и находился в небольшом трансе, как это обычно бывает с теми, кто в активном процессе. И в какой-то момент одна участница тренинга задала мне вопрос, а я всеми мыслями был в теме, которую вещал, вопрос привлек мое внимание и вырвал меня из привычного тренерского транса. Я уже не помню, что именно меня спросила девушка, но я очень быстро, как на автомате, ответил ей, и это было совершенно не то, что следовало сказать. Мало того, это задело ее, и она немного обиделась на меня. Впоследствии я много раз прокручивал в голове ту ситуацию и не мог понять, почему я так ответил.

Вторая история случилась со мной на пробежке. Я бежал и слушал аудиокнигу в своих наушниках. На тот момент у меня не было опыта забегов более чем на 5 км, и в этот день я не планировал делать большой забег, но и конкретной цели у меня тоже не было, я просто бежал. Бежал я в комфортном темпе и был увлечен историей из книги, которую слушал. Было нежарко, я бежал по лесной плотной грунтовой дороге в тени деревьев. В итоге я пробежал 11 км. Возможно, это не очень большой результат для тех, кто бегает марафоны, но для меня это было серьезное достижение, и мне было сложно понять, как я смог удвоить свои предыдущие показатели.

Было ли у вас такое, что вы что-то сделали очень быстро, практически не обдумывая? Может быть, вы помните случай, когда что-то сказали несвоевременно, а потом сожалели об этом? Может быть, вы видели, как другой человек делал совершенно неверные на ваш взгляд действия, которые не должны привести к достижению цели?

А теперь давайте поймем, почему так происходит, и прежде, чем говорить об искусстве управления и вообще о взаимодействии между людьми, нужно понять, что все мы действуем по определенным законам и алгоритмам и нами управляет мозг и химические реакции под его руководством, а не мы управляем мозгом и своим поведением.

В 1970-е годы Бенджамин Либет провел серию экспериментов при помощи электроэнцефалограммы, которые показали, что примерно за полсекунды до осознанного желания человека выполнить движение рукой у испытуемых возникает электрическая активность, предсказывающая это решение. Либет предположил, что каждому свободному действию предшествует акт бессознательной нейронной активности мозга. Таким образом, решение совершить действие, которое традиционно считалось свободным, — это лишь следствие определенного нейрофизиологического процесса в нашем мозге.

Подобные эксперименты продолжились, техника стала более совершенной, стали использовать МРТ, и в экспериментах 2008 года «предсказания» удавалось сделать максимум за четыре секунды до осознания, а в 2011 году — за 10 секунд.

Эксперименты, проведенные в последние годы, побили рекорд 2011-го. Характерные паттерны активности нейронных сетей в головном мозге позволили ученым из Университета Нового Южного Уэльса показать, что выбор между двумя альтернативами наш мозг совершает задолго до того, как мы сами осознанно принимаем решение. Об этом Роджер Кёниг-Роберт и Джоэль Пирсон пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Ученые проводили эксперименты с 14 здоровыми добровольцами. Их помещали в томограф, демонстрируя два изображения с узорами: одно — с красными горизонтальными линиями, другое — с зелеными вертикальными. Затем картинки угасали, а добровольцам давалось до 20 секунд, чтобы мысленно выбрать одну из них, просигналив об этом нажатием кнопки, после чего их просили как можно точнее представлять выбранное изображение. Возникающие при этом образы не интересовали ученых: регистрируя слабые изменения в кровотоке, они отслеживали активность нейронов в ходе самого процесса принятия решения. В нескольких отделах мозга были замечены паттерны активности, соответствующие тому или иному выбору. Более того, по работе этих сетей авторы сумели предсказать выбор человека заранее, еще до того, как он поймет, что определился с решением. В самом эффектном случае нейрофизиологам удалось таким путем предсказать решение за целых 11 секунд.

Эти эксперименты говорят о том, что мозг принимает решения до того, как мы осознаем это. Получается, что большую часть жизни мы действуем на автомате.

Исследователи пошли дальше и выяснили: человек сначала действует, а потом осознает, что именно совершил. Между поступком и осознанием содеянного проходит примерно 250 миллисекунд. Это настолько мало, что мы не замечаем верной последовательности этапов, и нам даже кажется, что мы обдумали свой следующий шаг, прежде чем его сделать.

Выходит, мозг обманывает нас дважды. Сначала заставляет совершить действие неосознанно, а потом выдает неосознанное решение за сознательное.

Многие действия в нашей жизни автоматичны, и это упрощает и ускоряет многие процессы. Именно это и объясняет, почему я ответил на тренинге участнице не то, что нужно, а то, что мне в этот момент подкинул мой мозг: возможно, он хотел избавиться от объекта, задающего мне вопросы и отвлекающего меня от основного занятия.

Например, когда мы хотим пить, то мозг уже знает все действия, которые нужно совершить для того, чтобы избавить тело от жажды. Это происходит в случае, если мы неоднократно делали эти действия самостоятельно и они закрепились в нашей нервной системе. Если говорить компьютерным языком, то в нашем «компьютере» есть файлы с информацией о действиях, связанных с утолением жажды, и «операционная система» имеет доступ к этим файлам, она самостоятельно открывает папку, запускает их, использует необходимую программу, и все срабатывает: сигнал из мозга поступает в мышцы, мы делаем шаги к месту, где есть вода, наливаем ее в стакан, поднимаем ко рту, пьем, делая глотки, затем жидкость всасывается через стенки пищевода, желудка и кишечника, затем происходит разжижение плазмы крови и выключение программы.

И такие действия связаны не только с жаждой или голодом. Большинство действий, которые мы совершаем, — это привычки, то есть автоматические действия. Далее в книге мы будем говорить про это как про «Систему 1».

Посмотрите на профессиональных спортсменов, танцоров, военных, автомобилистов — все они до автоматизма отточили свои навыки и делают свое дело не задумываясь. Они через многократное повторение настроили свои «операционные системы», и в нужный момент мозг берет для реализации нужные «файлы».

Так же и любые полезные или не очень полезные действия закладываются в нашем «компьютере» как «файлы» и запускаются мозгом при необходимости без обсуждения с нами.

В моей истории с бегом мозг использовал привычную схему перемещения в пространстве, я имел достаточный запас прочности, а мозг выбрал оптимальный режим. В то же время мое сознание не мешало мне бежать, так как было занято книгой, а не мыслями, сколько я уже пробежал и что мне уже пора отдохнуть. Иногда эту особенность мозга можно намеренно использовать, а иногда следует пресекать.

Понимая все это, нужно коренным образом пересмотреть подход к управлению людьми, именно этим мы и займемся в этой книге.

Устройство «основного компьютера»

Сейчас недостаточно иметь командный голос и харизму лидера для того, чтобы эффективно управлять подразделением или компанией. Современные тенденции требуют более глубокого погружения в исследование человеческого поведения и психики. Это необходимо для того, чтобы влиять не только на человека, с которым вы работаете, но и на его реального хозяина, на его мозг. Поэтому в этой книге вся информация и все приемы будут даны через призму нейрофизиологии.

Чтобы разобраться, как работает главная часть нервной системы и как мы можем непосредственно влиять на «программное обеспечение», мы будем использовать два направления нейрофизиологии или поведенческой биологии, как это принято называть на Западе Это нейронаука, которая изучает структуру и работу нервной системы и мозга, а также их связь с поведением и обучением, и когнитивная нейронаука или биология сознания, изучающая связь между нашей нервной системой, мышлением и поведением.

Нейронаука позволяет нам взглянуть на управление по-новому. Она не объясняет поведение напрямую, но помогает понять, как и на чем строится субъективная реальность. Опыт каждого человека обрабатывается мозгом. Наш мир, такой богатый, яркий, музыкальный и разнообразный, создается в полной темноте на непонятном языке электрохимических сигналов где-то в клетках мозга. Ассоциации и смыслы, которые мы извлекаем из своего опыта, существуют параллельно с нервными связями в нашем мозге. Но это нисколько не умаляет широту нашего восприятия, наоборот, позволяет заглянуть «под капот» и увидеть, как все это происходит. А зная это, мы сами можем создавать лучшую реальность как для себя, так и для других.

Как устроен мозг, и что там за что отвечает

Рис. 1. Строение мозга

Лобная доля — небольшой участок в передней части мозга — отвечает за нашу силу воли.

Теменная доля (расположенная прямо за лобной) отвечает за ощущения. Именно в этой части коры находятся области, обрабатывающие восприятие как внешнего мира, так и собственного тела.

Височная доля (под теменной и лобной) отвечает в основном за слух и память, а затылочная (расположенная сзади) — за зрение.

Структуры, расположенные под корой, называются подкорковыми и отвечают за основные жизненно важные процессы, а также за эмоции, боль и удовольствие. Таламус — маленький, но очень важный отдел, поделенный на два полушария, он действует как ретранслятор, координируя сигналы и распределяя их по структурам мозга. Участок, выступающий из нижней задней части мозговой коры, называется мозжечок («маленький мозг»), который также имеет два полушария; он координирует движения, положение тела и равновесие. Ниже мозжечка находятся части, связывающие мозг с позвоночником, они отвечают за основные жизненные функции, такие как дыхание, терморегуляция и циркуляция крови.

Другие важные области также располагаются под корой, но остаются невидимыми. Гиппокамп (по одному в каждом полушарии) — место формирования воспоминаний. Миндалевидное тело (опять же, по одному в каждом полушарии) — ключевой игрок в процессе обработки эмоций и эмоциональных воспоминаний, особенно связанных со страхом. Базальные ядра — структуры в нижней части мозга, задействованные в формировании жажды удовольствий и вознаграждения, а также контролирующие движения.

Наконец, есть две области, благодаря которым у нас появилась возможность понимать язык и говорить, они довольно малы, хотя и решают столь важные задачи. Зона Брока обычно располагается в левом полушарии лобной доли и отвечает за языковые навыки, повреждение этой области приводит к потере способности говорить внятными предложениями. В левой части височной доли расположена зона Вернике, ее повреждения лишают человека возможности понимать письменную и устную речь.

Существует более упрощенная схема строения мозга под названием «триединый мозг», которую предложил американский нейрофизиолог Поль МакЛин. Этой же теории придерживался Клотер Рапай — французский психолог, который стал всемирно известен благодаря своей книге «Культурный код. Как мы живём, что покупаем и почему». В своей теории МакЛин говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей», две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Рис. 2. Триединая система мозга

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:

— ретикулярный (рептильный или древний) мозг

— эмоциональный (лимбический, мозг млекопитающих)

— визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс)

1. Рептильный (ретикулярный или древний) мозг (R-комплекс). Существует 100 млн лет, он самый древний. Он отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляцию крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются даже когда сознание отключено, например, во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Рептильный мозг оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода. Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных несоизмеримо более высоких уровнях, ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий для других людей. Его функции достаточно просты: «бежать — сражаться — замереть», он очень полезен для немедленных реакций: сначала реакция, затем осмысление. Можно сказать, это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача — защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Также именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить человеку постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Он также иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой, в таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

2. Лимбическая система (средний мозг). Также его называют «эмоциональный мозг» или мозг млекопитающего. Лимбическая система, надетая на древний мозг, встречается у всех млекопитающих, ее возраст — 50 млн лет. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции, поэтому эту часть мозга часто называют «эмоциональный мозг». Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем, за исключением наиболее «просветлённых» людей, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Эмоциональный мозг отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту, управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность, здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, нарушения в ее работе могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность — это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра — то, что делал сегодня.

Каждое решение, которое мы собираемся принять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? Безопасно ли это?» И если мозг видит угрозу, мы отвергаем этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко нам и знакомо. Когда мы чувствуем сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет нашим разумом.

Особенность эмоционального мозга состоит в том, что ему, в отличие от рептильного, не требуется физический контакт с кем-то, достаточно просто быть где-то рядом, поблизости. Эта надстройка в виде эмоционального ума возникла, видимо для того, чтобы считывать эмоциональное состояние другого индивида на расстоянии, и в этом его ценность, но когда у человека в отношении этого механизма осознанность падает, появляется вторая сторона — негативная. Проявляется эта сторона тогда, когда человек идет и автоматически считывает состояния всех людей, которые вокруг, и при этом думает, что это его состояния.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже если нет непосредственной опасности, а мы видим угрозу нашему статусу, имиджу, отношениям. Мозг в таком случае будет реагировать как и при угрозе нашей жизни.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн лет и очень хорошо взаимодействуют, поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального — эмоциональной, например, потеря любви, страх неизведанного или изменения, происходящие в жизни человека.

Рептильный мозг, лимбическая система и управление

Несмотря на то, что мозг занимает всего 2% от общей массы человека, он потребляет более 20% имеющейся энергии. Тем не менее одна из его основных задач — эту энергию сохранить, поэтому если речь не идет о чем-то, что касается выживания, он предпочитает экономить свои силы.

Если человек сильно устал, напуган, голоден, подвергается унижению или угрозам, или по какой-то другой причине древние участки мозга считают, что носителю грозит опасность, то доступ к логической части, к неокортексу будет отключен и человек будет не восприимчив к восприятию и запоминанию информации. Вы как руководитель должны это учитывать в своей работе и понимать, когда общаетесь с человеком, а когда с «ящерицей». Попробуйте заставить ящерицу выполнить план продаж, реализовать сложный проект, написать необходимый код или договориться с важным для компании клиентом. Я думаю, у вас ничего не получится. Так вот, когда ваши подчиненные работают по 35 часов без сна, как в Apple при Стиве Джобсе, или не имеют перерыва в течение рабочего дня, или находятся под постоянным прессингом, они превращаются в «ящериц» и толку от них гораздо меньше, чем от полноценных людей.

Как уже было сказано выше, рептильный мозг и лимбическая система отвечают в первую очередь за безопасность и принимают решения на основе этой первоочередной задачи. И для этих отделов мозга нет разницы, это реальная угроза или мнимая. Если затронуто эго человека и безопасности его тела ничего не угрожает, лимбическая система все равно воспримет эту угрозу как реальную и отреагирует соответственно. Человек либо закроется, либо проявит агрессию, либо уволится.

Поэтому очень важно не воспринимать людей как постоянно осознанных, активно думающих и всегда готовых на активные действия, это не так.

Мы будем возвращаться к этим вопросам в этой книге и поговорим более подробно о правильном использовании мозга и его носителя в бизнес-контексте позже.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс — левое и правое полушария). Визуальный или мыслящий мозг — это рациональный разум, который является самой молодой структурой возрастом 1,5 — 2,5 млн лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет 80% всей массы мозгового вещества, и он есть только у человека. Это центр высшей умственной деятельности — средоточие Истинного Интеллекта. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapiens (150—200 тыс. лет) и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи, можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я».

Неокортекс — это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т. п., он обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуальные картинки, сосредоточенность на будущем, исследование и анализ. С его помощью мы можем представить все, что захотим.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей — воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализация их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершать прорывы в эволюции. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция — способность человека считывать информацию из внешнего мира (не только трехмерного, но и многомерного) — позволяет расширять диапазон его познания.

Развитие мозга и мышления идет только через учебу, рефлексию, критическое мышление и творческое применение знаний на практике. Под учебой понимается лишь одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Другого не дано: либо мы напрягаем мозг, либо теряем, при «потере» своего мозга человек деградирует. Не забудьте — «что будет измерено, то и будет сделано».

Неокортекс, мыслящий мозг, может:

— определить, какие действия вам нужно предпринять;

— поставить цели и составить план;

— обсуждать ваши цели и мечты;

— вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени;

— принимать или отвергать идеи и цели с помощью логики.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе. Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%, остальные 98% — ответственность нашего подсознания.

Информационные пути

Согласно данным современной нейрофизиологии, в мозге более 100 миллиардов нейронных клеток, что, кстати, практически равняется числу обнаруженных звёзд в галактике Млечный Путь! При этом каждая из этих клеток способна дать порядка 200 тысяч ответвлений.

Рис. 3. Нейронные связи под электронным микроскопом

Мозг состоит из нервных клеток (нейронов), которые переносят информацию, закодированную в электрохимических сигналах, также в нем присутствуют глиальные клетки, которые, по всей видимости, обеспечивают нейронам необходимую поддержку и передают информацию друг другу (или тормозят эту передачу). Тело клетки нейрона имеет множество отростков, похожих на волоски, которые по мере отдаления от центра становятся более тонкими и хрупкими. Они называются дендритами и отвечают за получение информации.

Рис. 4. Строение нейрона

У нейронов также есть длинные волокна, аксоны, передающие информацию следующему нейрону на скорости до 320 километров в час. Между аксоном одной клетки и дендритом другой существуют небольшие промежутки — синапсы: чтобы пройти дальше, сигнал должен перепрыгнуть через этот синапс. Среднестатистический нейрон включает в себя до 10 000 синапсов, т. е. контактов с прилегающими нейронами. В синапсе имеется специальная щель (синаптическая щель), через которую должен пройти импульс. Сигналы передаются через синапсы в основном с помощью химических веществ (нейромедиаторов). Именно нейромедиаторы позволяют сигналу идти дальше, к следующему нейрону, без них это было бы невозможно. Всего существует более ста нейромедиаторов: дофамин, серотонин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) — наиболее важные из всех с точки зрения процессов, которые мы рассматриваем в этой книге.

Порядка 7000 нейронов находятся в вентральной области покрышки (зона рептильного мозга), именно они и вырабатывают дофамин. Его можно рассматривать как единицу энергии, которая помогает нам чего-либо хотеть и двигаться к своим целям. Дофамин передается в лимбическую систему, и если наша лимбическая система убеждена в том, что мы находимся в безопасности и ничего не боимся, он попадает в переднюю поясную извилину. Передняя поясная извилина — небольшой «переключатель» между «хочу» и «делаю». Она передает дофамин двигательной коре, чтобы мы могли физически сдвинуться с места, и одновременно префронтальной коре, чтобы сосредоточиться на конкретной задаче и «предвкушать удовольствие» от ее выполнения. Двигательная кора и префронтальная кора — это уже зона неокортекса. Дофамин — это нейромедиатор мотивации, и о нем мы еще поговорим позднее более подробно.

Мозг и развитие

Наш мозг учится с самого момента рождения и до последних мгновений в сознании. В ходе обучения мозг постоянно меняется, так как получаемая информация прокладывает всё новые и новые пути для передачи мысленных электрических потоков. Каждый электрический импульс обязан преодолеть синаптическую щель для формирования новых связей между мозговыми клетками, этот путь ему труднее всего дается в первый раз, но в процессе обучения, когда множество сигналов проходит через синапс, связи упрочняются, растёт количество синапсов и, следовательно, соединений между нейронными клетками. Подобным образом конструируются целые нейронные сети, в которых и закрепляются новые данные: наши модели поведения, знания, убеждения, опыт. Эта функция мозга, заключающаяся в образовании новых нейронных сетей и разрушении старых, называется нейропластичностью. Причём именно плотность нейросетей, а не объем или масса мозга, имеют решающее значение в формировании интеллекта у всех живых существ, включая и человека.

Нейропластичность — этот процесс, благодаря которому мозг меняется под влиянием новых мыслей, переживаний и действий, — является одним из самых выдающихся открытий современности. Раньше бытовало мнение, что нервные клетки взрослого мозга отмирают и не восстанавливаются, однако в 1998 году команда американских исследователей сумела найти доказательства, что нейрогенез не заканчивается в пубертатном периоде, а продолжается в течение всей жизни человека, поэтому у взрослых людей всегда могут появляться нервные клетки. Уменьшение умственной активности с возрастом связано с деградацией клеточных отростков (дендритов), по которым двигаются импульсы от клетки к клетке. Если клетка перестаёт их стимулировать, они закономерно разрушаются, уменьшая способность к проводимости. В любом случае, нейронные сети могут меняться в течение всего жизненного пути человека, и наш мозг обладает безграничным ресурсом нейропластичности до самых последних дней. Нейропластичность — основа обучения и способности меняться, поэтому о ней мы еще поговорим в разделе, посвященном обучению.

Системы мышления

Мышление — это сложный процесс, в котором задействованы многие области мозга. Лобная доля или префронтальная кора непосредственно вовлечена в когнитивный контроль, планирование и исполнительные функции. Она активно участвует в постановке целей, принятии решений и планировании. Лобная доля генерирует мысли и препятствует проникновению отвлекающих факторов. Когда она не справляется со своей работой, у человека развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Мы владеем двумя системами мышления.

«Система 1» (так ее назвал Даниэль Канеман в своей работе по поведенческой экономике) — быстрая, автоматическая и по большей части бессознательная (древние структуры мозга). Данная система широко известна как «быстрое мышление», она активирует островковую долю головного мозга, переднюю поясную кору и части лимбической системы.

«Система 2» — медленная, сознательная и рефлективная. Она гораздо более надежна, но требует усилий и подавления быстрых, очевидных (хоть и часто неверных) ответов «Системы 1». «Система 2» использует абстрактное, внеконтекстное мышление и нужна нам для принятия важных решений. Она получает информацию, аккуратно анализирует ее, находит, чего не хватает, не отвлекаясь на происходящее здесь и сейчас. «Система 2» использует неокортекс, особенно префронтальную и теменную кору.

Еще есть один полезный инструмент, находящийся на стыке двух систем, это интуиция. Многие исследователи, в том числе Д. Канеман, считают, что интуиция работает на основе большого опыта. В процессе развития какой-либо экспертизы мы накапливаем огромное количество нейронных связей по одной теме и у нас есть множество готовых решений, так вот интуиция — это моментальное неосознанное извлечение опыта из нашей копилки и использование его в подходящей ситуации. Подробнее см. в книге Д. Канемана «Думай медленно, решай быстро».

«Система 1» ненадежна по трем причинам.

Первая. Она использует проторенные легкие пути (эвристику), причем повсеместно и без разбора. Например, мы склонны думать, что высокие симпатичные люди лучше справляются с разными задачами, и больше им доверяем. Это может привести к серьезным ошибкам.

Вторая. «Система 1» строится на вере, а не на анализе и размышлениях.

Третья и самая важная. «Система 1» находится под влиянием обстоятельств и дает ответы, основанные на сиюминутном контексте, а не на общих принципах. Другими словами, она крайне зависима от того, что происходит в данный конкретный момент.

«Система 2» принимает во внимание прошлое, настоящее и будущее, а уже потом обращается к текущему моменту. «Система 2» включается, если «Системе 1» не удалось справиться с задачей или вы сознательно поставили под сомнение решение, автоматически сгенерированное ею. Например, подумали, что в какой-то ситуации не стоит полностью доверять своей ««чуйке» или первому впечатлению.

«Система 2» — это более медленный когнитивный процесс, подключающий сознательную обработку полученной информации и запускающий цепочку умозаключений. Что получится, если 23 умножить на 13? Чтобы дать ответ на эту задачку, вам, вероятно, понадобится «Система 2». Она же включается, когда вы сознательно формулируете фразы на малознакомом языке, пытаетесь что-то вспомнить, стараетесь не поддаться спонтанно возникшей эмоции или решаете любую сложную аналитическую задачу.

Условно говоря, «Система 2» — это наш логический рационализм.

Ловушки «Системы 1»

Внимание на знакомом

«Система 1» направляет наше внимание. Наш мозг ищет что-то знакомое, особенно в неизвестном, новом, то, что знакомо, цепляет взгляд. Забавно, что нам даже не обязательно это осознавать. Например, вы, скорее всего, сочтете человека более привлекательным, если раньше уже видели его фотографию, даже если не помните этого.

Фокус на ожидаемом

Наш мозг фокусируется на том, чего ожидает. Ожидания — это наши попытки предсказывать будущее, и мы изо всех сил стараемся быть хорошими прорицателями. Мы ищем свидетельства, даже самые безосновательные, которые доказывают нашу правоту, мы ждем, что люди будут вести себя определенным образом, и часто даже не замечаем, что они действуют иначе. Это называется «слепота невнимания» (attentional blindness): мы не видим того, чего не ожидаем увидеть, особенно если нам сказали смотреть на что-то другое. Кроме того, наш мозг замечает и помнит лишь те детали, которые соответствуют нашим мыслям.

Часто мы видим лишь то, что хотим увидеть, это подтверждается многочисленными исследованиями. Мы замечаем факты, подкрепляющие то, что мы уже знаем, и игнорируем или пропускаем мимо ушей то, что нашему знанию противоречит. Фактически мы бываем слишком самонадеянны и с радостью продолжаем верить в свои идеи, закрывая глаза на очевидное.

Фокус на доступном

Наш мозг обращает внимание на то, что доступно. Нас подхватывает вихрем собственного опыта и тем, что нам известно, даже если это нерепрезентативная информация.

На этой особенности мозга основаны все конспирологические учения, где за уши притянуты причинно-следственные выводы, которые частно не поддаются никакому критическому анализу.

Эту особенность мозга хорошо иллюстрирует старый анекдот: «Ночь, темно. Горит фонарь. Под фонарем на четвереньках ползает подвыпивший мужчина и что-то ищет. Прохожий спрашивает у него: «Что потерял?» — «Ключи», — «Здесь?» — «Нет, там, в стороне», — «А чего же здесь ищешь?» — «Так здесь светло…»

Люди часто в работе используют инструменты, которые совершенно не подходят для реализации задачи только потому, что они умеют пользоваться именно этими инструментами, или обращаются за советом к совершенно некомпетентным в вопросах, которые нужно решить, людям, потому что они их знают.

Фокус на случайных результатах, а не на поведении и условиях

Эта ловушка порождает множество проблем. В ее основе лежит то, что мы приписываем результат заслугам людей, забывая об обстоятельствах. Мы постоянно недооцениваем влияние окружения на поведение и поступки человека, и это неудивительно. Мы хорошо знаем свои собственные намерения и когда оцениваем других, то полагаем, что все происходит точно так же, и людьми движут исключительно их намерения. Мы не берем в расчет саму ситуацию (но в то же время легко объясняем собственные провалы давлением обстоятельств). На практике это значит, что мы делаем очень поспешные выводы о людях, предполагая, что они действуют одинаково в любом случае. Надежность и возможности в большей степени определяются обстоятельствами, но мы склонны приписывать эти качества людям, не принимая во внимание их поведение в конкретной ситуации. Мы навешиваем ярлыки вроде «надежный» или «недостойный доверия», когда на самом деле все не так однозначно. Большинство людей вполне надежны при одних обстоятельствах и совершенно ненадежны в других. Это значит, что мы можем довериться человеку в ситуации, когда ему не стоит доверять, и взять на работу кого-то, кто окажется совершенно некомпетентным.

Мозг всегда ищет шаблоны, а причинно-следственные паттерны очень важны, они позволяют предсказать результат, если известна причина. Ведь результат всегда следует за причиной, но это вовсе не значит, что произошедшее после чего-то произошло вследствие этого. Люди моют руки перед едой, но мытье рук не заставит никого есть. Если две вещи происходят последовательно, это вовсе не означает, что одна вытекает из другой, как правило, есть еще третья — вот она-то и является причиной. Пляжи, где продается больше всего мороженого, также занимают первые строчки по количеству солнечных ожогов. Мороженое и солнечные ожоги между собой никак не связаны, но зато связаны с большим количеством отдыхающих. Связь не означает причину, другими словами, если два события происходят вместе, это не означает, что одно стало причиной другого, между ними вообще может не быть никакой связи.

На работе часто случается так, что сотрудника поощряют или наказывают из-за совершенно не зависящих от него обстоятельств, так как обычно оценивается результат, а не то, что на него повлияло, это стимулирует людей фокусироваться не на правильном выполнении задачи, а на правильном отчете или избегании ответственности. Руководителю необходимо уметь объективно оценивать вклад каждого сотрудника в достижение результата и оценивать именно этот вклад.

«Система 2»

Как развивать и активизировать «Систему 2»?

— «Система 1» отвечает за «бессознательные компетенции», «Система 2» — за «сознательные», любая качественная учебная практика не только прокачивает «Систему 2», но и дает возможность: подойти осознанно к тому, что мы делаем автоматически;

— оценить актуальность и эффективность этих автоматических действий;

— откорректировать или заменить автоматические действия, что позволит использовать их, в том числе на автомате в «Системе 1».

Опыт в определенной области, осознанное выполнение работы, анализ ситуации и время на обдумывание предстоящей деятельности позволяют избегать слабостей «Системы «1 и опираться на результаты работы «Системы 2».

Нужно учесть еще несколько моментов, полезных в работе.

«Системе 2» нужно время, а времени нам вечно не хватает, особенно в бизнесе. Руководители гордятся тем, что могут одновременно говорить по телефону, раздавать задания подчиненным и подписывать бумаги свободной рукой. Однако мозг не многозадачен, он способен выполнять по одному делу за раз. К тому же многозадачность утомляет, повышает когнитивную нагрузку, а это затрудняет использование «Системы 2».

Лучше не принимайте решений в состоянии усталости, это тоже ослабляет «Систему 2». Уже упомянутые руководители гордятся своим умением решать все вопросы быстро, и иногда это действительно необходимо. Однако быстрые решения крайне подвержены влиянию «Системы 1», так что старайтесь отделить важные и сложные задачи и предоставить их «Системе 2».

Коучинг и обучение — это те инструменты, которые помогают включить «Систему 2» и фильтровать «Систему 1», поэтому далее мы будем много говорить об использовании коучинга в управлении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я