На страницах книги перед читателями открывается мир современной школы: мир тех, кто учит и кто учится, их взаимоотношения, интересы, увлечения. Автор удивительно точно передает диалоги представителей разных поколений, и в них раскрываются черты характеров героев. Интересны устремления детей – подрастающего поколения, которому предстоит шагнуть в будущее. Первая любовь, дружба, выбор профессии, нравственный долг перед окружающими – все не раз сталкивались с трудностями, связанными с этими понятиями. Смогут ли герои данной повести, пройдя через многие испытания, остаться верными себе и своим убеждениям?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги До конца урока 45 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Жизнеспособный дракон
Сегодня друзья опоздали на первый урок. В этом был виноват Газ, несмотря на то что первым была биология — любимейший его предмет. В школьный холл он ворвался только со вторым звонком. Славик же пришел вовремя, но друга решил не бросать, поэтому терпеливо ждал его у входа на первом этаже. На третий друзья мчались, перепрыгивая ступеньки. Газ все мысленно ругал себя за опоздание. Перед Сылу Саматовной стыдно, притом на носу Турнир юных биологов, к которому они так усердно готовились вместе с преподавателем.
Парни подлетели к кабинету и уже хотели постучаться, но доносившийся оттуда шум и гам их остановил. Заглянув внутрь, они увидели, что класс в кабинете сидит без учителя.
— Сылу Саматовну вызвали на информатику. Ее класс что-то натворил, — объяснила Таша.
— Ты что-нибудь сделала для Турнира? — спросил Газ.
— Угу. Много чего интересного по драконам нашла.
— Мы же их разделили!
— По своим драконам, Газ. Ничью работу делать не собираюсь.
— По драконам? — удивился Славик, перестав рыться в портфеле в поисках синей ручки.
— Драконы? — встрепенулся Андрейка, сидевший позади них. — Вы скачали новую игру?
— Угу. Турнир юных биологов, — ответила Таша.
— Это типа учебная игра? — не понял одноклассник ее иронии.
— Угу, а если на вопросы не ответим, вылезет дракон и спалит одного из участников.
— Да ну! — воскликнул Андрейка, поняв, что над ним пошутили.
— Я поэтому и проспал, — вздохнул Газ, — до поздней ночи читал про этих драконов. Нашел несколько схожих черт с Фахрией. Может, она дракон?
— А можно взглянуть на вашу задачу и у тебя нет ручки?
— А можно я тоже прочитаю вашу задачу? — приподнялся со своего места Андрейка, чтобы лучше видеть, чем там впереди занимаются друзья. — Ни за что бы не подумал, что такой скучный предмет, как биология, меня заинтересует.
— Андрей! — хором возразили Газ и Таша.
Задача для Турнира гласила следующее: «Дракон — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. При упоминании его названия все представляют себе что-то свое. Это связано с существованием большого количества вариаций мифологии этих созданий: виверны, кокатрисы и др. Сравните с мифологической и экологической точек зрения несколько организмов, называемых общим термином «дракон». Какой из них может считаться наиболее жизнеспособной моделью? На основании чего вы сделали свой вывод?»
— Ух ты! А мне нравится! Кстати, в «Игре престолов» есть драконы, — вспомнил Андрейка.
— Это как раз таки виверны, — ответила Таша.
— Да, — присоединился к ней Газ, — у драконов крылья — это отдельные конечности, а у вивернов передние конечности и являются крыльями.
И Андрейка, нахмурив лоб, постарался как можно детальнее вспомнить образ дракона из «Игры престолов».
— Не напрягайся, виверны мельче драконов и не плюются огнем.
— У них острый клюв.
— В мифологии сказано, что у них было жало, которым эти чудища резали и кололи свою жертву.
— Ух, сколько всего интересного!
— Кокатрисы еще занимательнее, — улыбнулся Газ, — тело дракона, а голова петуха. Считается, что он вылупляется из яйца, снесенного петухом…
— Петухом? Не курицей?
— Нет, снесенного петухом и выжженного жабой.
— Про вашего кокатриса я знаю интересную историю, — прилетела к их «гнезду» Румия.
— У тебя есть волшебные способности? — серьезно спросил ее Андрейка. — Как ты умудряешься слышать все, что говорят в разных концах класса?
— Я читала в Интернете статью об ошибках перевода «Гарри Поттера».17 В четвертой книге Гермиона18 говорит…
— Это которая на тебя похожа?
–… что на Турнире волшебников 1792 года…
— Как она так легко запоминает даты? Ведьма.
–… участники ловили кокатриса, и в том состязании они все трое получили увечья. А наши перевели как «василиск», но, следуя из содержания второй книги, мы понимаем, что в Турнире василиск не мог участвовать!
— Почему? — удивился Андрейка.
— Потому что он был запрещен! Я ведь вам помогла?
— Нет.
— Можешь идти, Гермиона, ой, Румия.
Таша углубилась в свои записи-чертежи, а Андрейка вернулся к любимому гаджету.
— Нам нужен жизнеспособный дракон.
— Да, и именно с экологической точки зрения.
— Значит, огнедышащий нам не подходит.
— А почему Фахрия похожа на дракона? — спросил вдруг Славик.
— Во-первых, она любит сокровища: мамины бусы там, колечки из детских наборов, даже фантики от конфет. Во-вторых, у нее острый язык. Ты уже решил, с кем идешь на бал?
— Нет. Я же уезжаю.
— Уезжаешь? Блин. И с кем я буду там тусить? Куда уезжаешь?
— Папа едет по делам на неделю в Будапешт, меня с собой берет.
— О, Будапешт — это круто, интереснее, чем школьный бал. Или ты расстроен?
— Ну…
— Ты три года ничего не предпринимал, а теперь вдруг решил пригласить ее, — и Газ кивнул в сторону Лизоньки, — то есть пригласил бы, если бы остался?
— Да, я думал об этом летом.
— Летом? Ты тратил на это время? О чем-нибудь повеселее не мог размышлять?
— Когда ты ко мне приезжал, я, конечно же, о ней не думал.
— О, спасибо, друг! Прям от сердца отлегло.
— Никого на свете нет.
Есть она и я.
Вдвоем.
И на множестве планет
Ветер
Зноем напоен. 19
— Слушайте, — вдруг над друзьями прогремел голос Андрейки, — я тут долго размышлял над словами Ксении Васильевны.
— О номере для бала?
— Нет, о том, кто льет воду на кактусы.
— Серьезная проблема. И?
— Думаю, кактусы и пропажа баллона из нашего кабинета связаны.
— Баллон украли, чтобы кактусы поливать?
— Да нет! Хотя… звучит глупо, но в одно и то же время, в одном и том же месте.
— У нас в кабинете есть раковина и кран с водой, а еще на подоконнике лейки стоят.
— Вы можете не соглашаться, но я считаю, что эти два случая взаимосвязаны.
— 10А! Приношу свои извинения! — влетела в кабинет Сылу Саматовна. — Так, осталось 20 минут, успею проверить домашнее задание. Достаем листочки, подписываем, дальше название самой работы и номер параграфа. Быстрее! И на полях число не забудьте зафиксировать!
— Конечно, — шепотом пробурчал Андрейка, — я еще и секунды запишу, вдруг вам понадобится.
— Я начинаю диктовать вопросы.
— Георгий! А ты куда собрался? — возмутилась Нина. — Интересные такие! Все разбежались, а с кем мы спектакль ставить будем? Со стульями?
— Очень умная идея, — пробурчал Гоша и снова двинулся к двери.
— Да ладно тебе! — Надя поспешила старосте на помощь. — Мы тебе даем главную роль!
Но Георгий не остановился.
— И слов нет! Ничего учить не надо.
— Это что за роль такая? — возмутился Сева. — А моя?
— Со словами!
— А почему такая несправедливость?
— Да что ж ты ноешь все время?
— Я ухожу. И ныть не буду.
— А ну сядь! Как тресну! — и Нина погрозила кулаком.
Сева послушно сел обратно.
— Георгий! — девочки снова взялись за одноклассника. — Помоги уж. Это же не наша идея, это Сылу Саматовна придумала.
— И ведь не для себя стараемся! Выступать будем перед начальной школой, а маленькие зрители самые пытливые! Их не обманешь.
— Смотрите, сама как будто не маленькая!
— Я, Лешенька, учусь в восьмом, как и ты, а не в третьем, как наши будущие зрители.
— Что и пошутить нельзя?
— А помните, Лидия Захарьевна рассказывала, что раньше было слово «льзя» и означало оно свободу?
— Миша, не мешай.
— А ты, Раяз, чем занимаешься?
— Методикой Станиславского.20
— Зачем ты из цветной бумаги вырезаешь красные и зеленые кружочки?
— А не только Миша слушает Лидию Захарьевну, — отвечал однокласснице Раяз, — Станиславский, когда видел плохую игру актера, кричал: «Не верю!». Вот и я, если замечу фальшь в вашей игре, подниму красный флажочек…
— Так это флажочки!
— А если буду доволен, подниму зеленый.
— Лидия Захарьевна так не рассказывала, — обиделся за учительницу Миша.
— Я развил методику Станиславского.
— Георгий, ты остаешься?! — хором воскликнули Нина и Надя, увидев, как одноклассник снимает портфель и бросает его у двери.
— Вы ж потом ныть будете до самого Нового года.
— Чудесно!
— Все в сборе!
— Товарищи актеры, прошу всех на сцену!
— У меня мама так про пионерлагерь рассказывала.
— Ленин21 своих рабочих так на революцию звал.
А Нина в это время старалась построить актеров на импровизированной сцене.
— Нет, Георгий первый!
— А первый где начинается: слева или справа?
— Вот здесь! — и девочка махнула в сторону учительского стола, стоявшего у окна напротив двери.
— Это право, Нина.
— Вообще-то для Нины это лево.
— Дальше идет Леша! — командовала староста своим актерам.
— А сфига ли Раяз мне красную карточку показывает?
— Это удаление с поля, Леш. Видимо, ты рожей не вышел.
— Да пошли вы!
— Сказал Леша, но почему-то пошел сам.
— Алексей, вернись в строй! Раяз, прекрати!
— Долго вы революцию делаете, товарищи! — возмутились зрители с последних парт — одноклассники, которых в постановку не взяли, но идти домой им не хотелось.
— Эрмитаж уже без вас разнесли!
— Вот что значит сходить с классом на историческое кино, — вздохнула Нина.
— А это не мы! — хором ответили зрители. — Это все Сылу Саматовна!
— Где она, кстати?
— У директора.
— Все из-за информатики? Неужели никто не поверит, что не трогали мы их комп?!
А Нина продолжала строить актеров в одну шеренгу. Всего людей на импровизированной сцене должно было быть шестеро. Староста пересчитала: пять.
— Где мой последний герой?
— Остаться в живых
Отчаянный псих
Ни свой, ни чужой
Последний герой! 22
— О, Би-2!
— А помните, Бодров23 вел эту передачу?
— Который в горах потерялся?
— Да жалко очень.
— Крутой был.
— А мне больше «Брат»24 нравится.
— А мама мне не разрешает его смотреть.
— Где мой последний герой?!
— Да тут я, — вздохнул Миша и поплелся с конца кабинета на импровизированную сцену.
— Да это мы вас, Михаил, тут все ждем? — возмутились актеры.
— Он вообще кого играет?
— Лидию Захарьевну. Сейчас расскажет, что в словах «пакет и тарелка» один и тот же корень.
— Это какой?
— Зонт.
— Пакет, тарелка и зонт — это не однокоренные слова, — вздохнул Миша.
— Спасибо, Михаил.
— «Зонт» пришло из нидерландского, и звучало оно как «zondek» — зонтик, это потом у нас в России придумали форму «зонт».
— Да, и в России придумали революцию!
— А вот и нет! В конце XVIII века во Франции произошла революция.
— А у нас в каком веке? В XIX?
— 1917 год — это XX век, дурья башка!
— Что?! Иди сюда!
И Леша погнался за Севой. Первого поймала Нина, второго — Надя.
— Хорошего мы все-таки старосту выбрали, — улыбнулся Раяз.
— Я и забыл уже, зачем мы здесь собрались, — вздохнул кто-то за последней партой.
— Спектакль вообще-то ставим!
— Слушайте, может, пока Сылу Саматовны нет, не будем напрягаться?
— Я тебе дам!
— Удивительно чуткий староста.
— Так, у меня все построились? Все.
— А теперь на абордаж Зимнего,25 товарищи!
— Попрошу в зале заткнуться! Надя, роли всем раздала?
Актеры потрясли перед ней своими листочками.
— Вижу, на сцене остается Георгий и дед.
— Это как это дед? — не понял Леша.
— То есть на сцене остается Георгий и Леша, который играет деда.
— А Георгий играет Георгия?
— А ты не знал? Мы ставим «Детство Георгия». В период с 2007 по 2010-е годы.
— Нет, просто Георгию не сказали, кого он играет.
— Чтоб не сбежал.
— Надо дверь с той стороны чем-нибудь подпереть.
— Лучше с этой. Чтоб Сылу Саматовна не зашла.
— И Георгия не спасла!
— Гош, ты только не волнуйся, — начала Нина.
— Когда узнаешь, кого играешь.
— Надо будет сесть на корточки, Георгий, — продолжила Нина.
— Георгий в детстве на районе был главным.
— Теперь понятно, почему Леша играет деда.
— Леша, начинаем!
— Там слова автора вообще-то!
— Ой, прости, Надя!
— «Посадил Дед репку и говорит», — начала Надя.
— Это что, «Репка»? — возмущенно вскочил на ноги Георгий.
— Нет, баклажан.
— Ну все, они сейчас его по второму кругу будут уговаривать, — вздохнули в зале.
— Можно поспать.
— А лучше учить слова, — не согласился с Севой Миша.
— Успокойтесь, Михаил, вы играете мышь, у нее в сказке нет слов.
— У нее вообще слов нет. Главное, Михаил, пищать не забывайте, — давал последние наставления Раяз.
— У Миши это получается.
— А хвост у тебя, Миша, есть?
— А можно, когда я сажаю репку, Георгия по голове лопатой ударю?
— Это ж где ты, Лешенька, видел, чтоб семена так сажали?
— Да, услышала бы тебя Сылу Саматовна…
— Товарищи! — воскликнула Нина.
— Зимний как стоял, так и стоит! Непорядок, товарищи!
— Мы с вами за это время сыграли из сказки одну фразу!
— Да и то слова автора.
— Ускоряемся!
— А может, мы отмотаем в конец, где Миша мышью выбегает на сцену?
— Разговорчики в зале!
— Наша Нина похожа на Надежду Крупскую.26
— Надя, начинаем!
— «Посадил Дед репку и говорит…»
Тут Раяз поднял красный флажочек и показал его Георгию.
— Ты хочешь этим сказать, что не веришь его игре? — решил уточнить Сева.
— А мне кажется, Георгий и репка — одно лицо, — вмешался Миша.
— Станиславскому виднее.
— Как Ленину Зимний.
— Не будем спорить с мэтрами.
— Хотя Георгий и редька были бы ближе.
— На генетическом уровне.
— Все, замолкаем, — и мальчики, увидев злое лицо старосты, подняли руки в знак примирения.
— Надя, начинаем, — в третий раз дала команду Нина.
— «Посадил Дед репку и говорит…»
И тишина.
— Леша, — кто-то громко зашептал, — теперь твои слова.
— Я уже выучил первую фразу, — зрители с последних парт не могли долго сидеть молча.
— Мне не терпится узнать, что там было дальше.
— Сразу видно, дед — болван.
— Я думаю, нам и вправду нужно дождаться Сылу Саматовны.
— Леша, ты когда-нибудь что-нибудь читал? — спросила Нина.
— Ну, уж поинтереснее, чем ваша «Репка».
— Так читай, Лешенька, читай!
— Хм… Гм… Уф…
— Какая интересная сказка! — зрители были рады, что не пошли домой, а остались на репетицию.
— Расти, кхм-кхм, расти, репка, сладко! Расти, расти, кхм-кхм, репка, крепко!
— Ты неправильно ставишь ударения!
— Там не наречия, дурень, — встрял в разговор Сева, — там краткие прилагательные единственного числа женского рода.
— Посмотри на Лешу.
— Да он еще никогда не слышал в течение одной минуты столько умных слов!
— А на уроке?
— Все, что Леша понимает из уст учителя, это слово «Здравствуйте»!
— А как же фраза «Достаем листочки»?
— Не всегда он достает листочек.
— «Расти, расти, репка, сладкА! Расти, расти, репка, крепкА!» — учила Лешу Нина. — Надя, начинаем!
Все схватились за головы.
— «Посадил Дед репку и говорит…»
Все сжали кулачки.
— «Расти, расти, репка… сладка-а-а! Расти, расти, репка, крепка-а-а!»
Все выдохнули.
— Ох, ты мое солнышко! — заулыбалась Нина.
— Ура, товарищи! Вы почему без цветов?
— Так, открываем шампанское! Зимний взят!
— Ух, меня аж пот прошиб, — выдохнул Сева.
— Да, это тебе не каждый день ударения расставлять!
— А ты что, без ударений разговариваешь?
— А ты, я смотрю, умник! — разозлился Раяз.
— Все, тихо, товарищи! Продолжаем! Надя, начинаем!
— Нееет!
— Ну Крупская дает!
— Хорошо, с того момента, где мы остановились.
По классу пролетел вздох облегчения.
— И чего все обрадовались? Леше этот момент еще найти надо.
— Даже не верится, что татарского не будет, — Газ радостно запихивал учебник по алгебре в рюкзак, — и мы, как белые люди, рванем домой после пятого!
— А вы разве не останетесь после уроков? — удивился Славик.
— Зачем?
— Турнир.
— А! Нет, Сылу Саматовна сказала, что у нее совещание у директора.
— Значит, Лидия Захарьевна тоже там будет…
— Кто знает, Славик? Кабинет у директора не резиновый, может, это русички не касается.
Газ все никак не мог нормально уместить учебники в рюкзаке, что-то на дне мешало, и это что-то пришлось вытащить.
— Ого! Какая у тебя тетрадь розовая! — улыбнулся Славик, увидев яркую вещь в руках у друга.
— Да это дневник Фахрии!
— А почему он у тебя?
— Это из художки, смотри, — и Газ открыл первые страницы, — четыре двойки!
— Это Фахрия так учится? Ты ж говорил, у нее все нормально.
— Это в школе все тип-топ, а рисование ей не дается. Не умеет она!
— Так зачем она туда ходит?
— Мама. Помнишь, я на скрипку ходил? С трудом тогда смог объяснить маме, что нет у меня музыкального таланта.
— Но смог же, а с Фахрией почему не объяснишь?
— Потому что мама вот-вот родит, когда я ушел из музыкалки, она валерьянку пузырьками пила, так ей хотелось, чтоб я стал известным скрипачом.
— А теперь станешь ученым-биологом.
— Маму это не очень вдохновляет. Со мной не получилось, она взялась за Фахрию, делает из нее художницу. Нам бы немного продержаться, месяц-два, а потом мы маме все объясним. И дневник с собой ношу, чтоб дома его не нашли.
— Ну у вас и приключения!
— Погнали, Славик! Когда еще уйдем после пятого?
— Слушай, я зайду к Лидии Захарьевне, а ты беги, у тебя сегодня университет.
По дороге к кабинету литературы Славик встретил Румию, вернее сказать, наткнулся на нее. Одноклассница сидела на полу, подложив под себя сумку, в закуточке, который был у больших зеркал. Здесь всегда бывает шумно (любит молодежь посмотреть на свое отражение), но сейчас никого не было, ибо все разбрелись или на шестой урок, или домой.
— Привет, ты не знаешь, у Лидии Захарьевны есть сейчас урок?
— Нет.
— Не знаешь или нет урока? — не понял юноша.
— Иди загляни!
— Ты чего, плачешь? — вдруг понял Славик по голосу одноклассницы.
— Нет.
— Да ладно, не плачь.
— Иди, Славик.
— Все образуется, Румия.
— Иди.
— Я-то пойду, ты, главное, не плачь.
Девушка промолчала, Славик вздохнул и двинулся к кабинету литературы. Как правильно поступить в этой ситуации, юноша не знал. Что уж там папа говорил?
— Из-под накидки напускной небрежности,
Из-под рогожи грубости и грешности,
Из-под лохмотьев несуразной внешности,
Которые мы носим на себе,
Достану желтого цыпленка нежности
И осторожно протяну тебе. 27
— Это кто? — шмыгнула носом Румия. — Опять Маяковский?
— Нет, Борис Штейн. Хочешь, еще что-нибудь почитаю?
— Нет, здесь не кружок выразительного чтения. Иди, Славик.
— Ну ты, Румия, раскисла, сказала бы Лизонька. Где она, кстати?
— У нее драмкружок.
— Понятно. Хорошо, можешь пока мне рассказать, что случилось.
— Не хочу.
— Но ведь не двойку же ты получила!
— Тройку, — и девушка снова залилась слезами.
— Вот беда! Тройка по алгебре — это нормальное дело, говорит Елена Васильевна маме Антохи.
— А я не мама Антохи, и это не по алгебре!
— Геометрия? У меня тоже есть тройка по геометрии. А, нет, она была в восьмом классе. Представляешь, приехал с Всероссийского конкурса чтецов, а тут контрошка по геометрии! Вот я тогда попал…
Румия плакала все громче и громче.
— Ладно, ладно! Физика? Но по физике сложно получить тройку. Он нам все так классно объясняет. Может, ты его плохо слушала? Садись в следующий раз за первую парту. И лучше одна.
— Это не по физике! Ты достал, Славик!
— Но все трудные предметы закончились! По химии, я помню, тебя хвалили, даже вместе с Газом и Ташей. А! Физра же еще есть!
— Это по литературе, Славик! По ли-те-ра-ту-ре!
— Ну да!
И Румия протянула ему раскрытую тетрадь с сочинением по Фету. Внизу работы и вправду стояла сиротливая тройка. Славик закрыл тетрадь и посмотрел на обложку. Может, одноклассница его обманула? Но нет, тетрадь и вправду принадлежала Хасановой Румие. Юноша снова открыл сочинение и принялся его читать.
— Что ты делаешь?
— Изучаю. Хочу понять, за что тебе поставили «три».
— В работе ты не найдешь ответ.
— Тогда сама объясни!
— Ко мне подошла Вика, сказала, что не поняла, как это исследовать звукопись в стихотворениях Фета, попросила дать ей почитать мое сочинение, а она, оказывается, списала его! Вот и три! Лидия Захарьевна подошла и отругала.
–Дела, — протянул Славик.
— У меня никогда не было тройки по литературе! И сочинения я лучше тебя пишу! — но тут девушка запнулась и, поняв свою бестактность, пробурчала, — извини…
— Пошли есть мороженое!
— Мороженое?
— Или ты не любишь? Тогда пирожное с чаем?
— Я люблю мороженое, но…
— Тогда идем…
В кафе они не пошли, взяли лакомство в соседнем киоске и отправились в сквер. Одну скамейку заняли мамы с малышами, вторую — студенты, что-то изучавшие на экране ноутбука, третья была свободна.
— Подожди, не садись, — остановил девушку Славик, — возьми мой пакет, постели.
— Так сухо же!
— Пыльно, а у тебя плащ светлый.
— А куда ты свои кроссовки денешь?
— В рюкзак затолкаю.
Первые минуты они сидели в тишине, наслаждались мороженым и погодой и не разговаривали.
— Расскажи что-нибудь, Славик, — Румия нарушила идиллию.
Девушки долго молчать не умеют.
— Сразу и не сообразишь. Что тебе рассказать?
— Не знаю.
— Могу рассказать о приезде Пушкина в Казань.
— А что-нибудь поинтереснее?
— Это вообще-то очень занимательно!
— Хорошо, хорошо, — вздохнула Румия.
— Это было в сентябре.
— Как сейчас?
— Да.
— И так же было очаровательно и душевно?
— Наверное, — пожал плечами юноша, — Чебоксары тогда относились к нашему уезду. И Пушкин заночевал там. В Казань он въехал 4 сентября 1833 года.
— У Лизы день рождения 4 сентября!
Славик замолчал.
— Ты ее еще поздравил. Подошел и сказал: «Пусть у тебя все будет замечательно, Лиза!».
— Остановился Пушкин в доме, находившемся на улице Карла Маркса, в то время она называлась Грузинской.
— Так.
— За Пушкиным следили.
— Думали, что он шпион?
— Что он враг императорской власти.
— А на самом деле?
— Можно и так сказать. Пушкин воспевал свободу.
— Так. И зачем он приехал в Казань?
— Ему документальных источников о пугачевском восстании28 было мало, поэту хотелось встретиться с очевидцами восстания, послушать их живую речь.
— Да ладно!
— Да, Пушкин приехал в Казань через 60 лет после восстания.
— Неужели он кого-то нашел?
— Поэт встретился с Бабиным, рабочим суконной фабрики, родители которого видели Пугачева.29
— Суконная слобода, — задумчиво протянула девушка.
— Да, там они и встретились, а если точнее, в Горлове кабаке. Некоторые краеведы считают, что это здание до сих пор сохранилось на Петербургской.
— Ты такой начитанный, Славик.
— Говорят, в личной библиотеке Пушкина хранились книги казанских авторов.
— Тебя интересно слушать.
— В Казани Пушкин также познакомился с миллионером Л. Ф. Крупенниковым, тот юношей попал к Пугачеву в плен на целые сутки.
— Мне с тобой так хорошо здесь сидеть.
— Пушкин при знакомстве с женой30 профессора Казанского университета Карла Фукса сказал ей: «Нам не нужно с вами рекомендоваться — музы познакомили нас заочно». Просто эта прекрасная дама тоже сочиняла и даже прочитала именитому гостю свою сказку «Жених». Прости, Румия, я не услышал, что ты говорила?
— Нет-нет, просто восхищаюсь Пушкиным.
— Жалко тот концерт, — вдруг вспомнил Славик.
— Да забей! У тебя после него столько фанатов появилось.
— Может, пойдем?
— У тебя какие-нибудь занятия, наверное, дополнительные?
— Да, языковая школа.
Славик проводил одноклассницу до перекрестка, потом направился на троллейбусную остановку. Нужный транспорт пришел сразу — хорошо в центре города. Славик в пустом троллейбусе сел у окна. Тут у него тренькнул телефон. Первая мысль у юноши была о папе, но это оказался Газ. «Представляешь, мальчик!» У Славика навернулись слезы на глазах…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги До конца урока 45 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
20
Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) — русский театральный режиссер, актер и педагог, теоретик и реформатор театра.
21
Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924) — российский революционер, советский политический и государственный деятель.
23
Сергей Сергеевич Бодров-младший (1971 — пропал без вести в 2002 г.) — актер, режиссер, сценарист.
25
Зимний дворец — главный императорский дворец России, в настоящее время в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
26
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.