Неужели найдутся безумцы, готовые поехать в Арктику на простых грузовых машинах ГАЗ? У вас есть уникальная возможность с помощью путевых заметок пройти по Арктике путь автоэкспедиции «Северная Земля»! Познакомиться с достопримечательностями Таймыра и мыса Челюскин. Узнать о трудностях, преподносимых Крайним Севером, и оценить возможности советского автопрома. Автор книги Ирина Мороз — режиссер-документалист ряда фильмов о подразделениях специального назначения, вдруг решила поехать не на жаркий Северный Кавказ, а на южный берег… Северного Ледовитого океана. Неожиданно она осознала, что в Арктике намного сложнее, чем в боевой обстановке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Стихийный зимник. Встречай, Норильск!
Удивительно, как неожиданно резко меняется погода на Севере. Только что светило солнце, и вот уже небо затянуто серой пеленой, налетает пронзительный шквальный ветер, пронизывающий насквозь. В кабине очень тепло, что даже в легкой флиске жарко, поэтому перепад температур более чем чувствительный. Тем более — для меня, поскольку я не умею готовиться к ситуации. Если я вижу красивый кадр, то сразу же прошу остановить машину, мгновенно вываливаюсь из машины. Флиска какое-то время держит тепло, голова тоже привычна к температурным перепадам, а вот незащищенные руки буквально начинают покрываться инеем на сдирающем кожу морозе.
Но разве остановит это меня, когда солнце так красиво тускло светится сквозь пелену, а с самого высокого перевала открывается замечательный обзор? Заскакиваешь в машину, отогреваешь руки, и опять кричишь: «Притормози!» — чтобы вывалиться из автомобиля вновь.
Самое интересное, когда буквально через полчаса пелена вдруг рассеивается, солнце освещает замороженный мир, ветер мгновенно исчезает, и на заснеженной равнине становится удивительно комфортно — если, конечно, накинуть шапку и куртку. Пока я занималась «фри-кадрингом», у ребят родился стишок:
Без шапки и куртки
В снегу валяется,
На «М» называется.
Сегодня мы увидели куропаток, а потом навстречу попалась оленья упряжка. Мы остановились, пообщались, пофотографировались. Узнали, что у мужичка десять детей. Они живут и учатся в интернате, а на каникулы и выходные приезжают домой. Им платят 4 тысячи и дают куб солярки. Они сдают рыбу и оленину.
Когда мы рассказали ему свой замысел поездки, то мужчина сказал, что никто из оленеводов дальше гор Бырранга никогда не ездит:
— Там живут Духи!
Нас, конечно же, такое предостережение не остановило.
Затем мы заехали в Тухард на берегу реки Большая Хета. Посмотрели на цены в балке-магазинчике, а потом с удовольствием покушали в столовой с удивительно низкими ценами. Во время обеда к нам подошла заведующая столовой, очень тепло поздоровалась, и поинтересовалась — собираемся ли мы оставаться, и что нам приготовить в таком случае на завтрак. К сожалению, пришлось ее расстроить своим отъездом.
В окна машин было поставлено второе остекление из оргстекла, края промазаны пластилином, сверху дополнительно заклеено скотчем. И несмотря на это, снег проникал в машину во время сильной пурги с морозом. Как будто ветром отжимает резинки на дверях и забивает снег в кабины.
Пурга разыгралась, и мы продвигались вперед с большой натугой, машины натужно завывали моторами на снежных бурунах. Один раз, завязнув, Дима отъехал назад, и решил подождать минут пять, чтобы немного охладить двигатель. Когда двинулся вновь — заметил, что его след уже практически полностью заметён.
Зимники все заметены, что платный, что бесплатный. Скорость передвижения низкая, но, тем не менее, мы упрямо едем в Норильск.
Ане Морозовой доложили: Машины и все члены экспедиции чувствуют себя хорошо. Вечером ещё раз выйдем на связь.
От Тухарта прошли всего тридцать километров. До Дудинки ещё 140. Несмотря на сложную дорогу, не перестаём восхищаться пейзажами. Они изумительны!
Погода ещё сильнее испортилась. Минус 25° и ветер такой, что машины прилично раскачивает. Из-за пурги недавние колеи замело совсем. Бьём свою дорогу.
Даже ночью ехать невозможно: видимость нулевая. Машины греются. Идём на второй пониженной скорости. Встретили местных жителей. Говорят, что на Дудинку ходили машины по льду Енисея. Мы пойдём так же.
Стартовали от базы Уренгойской нефтегазогеологоразведки, стоящей на реке Большая Хета, прошли 120 км по стихийному зимнику до поселка Тухард. Необслуживаемую дорогу набивают бензовозы, возящие ГСМ на буровые.
В Тухарде мы были удивлены наличием вполне живой базы «Норильск-Газпром», которая занимается обслуживанием компрессорной станции и газопровода, проходящего с месторождений на комбинат «Норильский никель». Местная столовка нас удивила любезным персоналом, вкусной едой и ценами времён развитого социализма. Обильно поужинав, мы выехали в самый разгар метели снова на речку Большая Хета, и двинулись в сторону Енисея и дальше до Дудинки. Но за вечер удалось пройти только 30 км, так как в постоянно переметаемой колее автомобили постоянно перегревались.
Усилившийся шквальный ветер и общая усталость вынудили командира экспедиции принять решение о постановке организации лагеря. В настоящее время мы находимся приблизительно в 15 км от устья Хеты у заброшенной фактории. Надеемся, что с утра метель стихнет, и мы сможем продолжить движение к поставленной цели.
Утром выехали затемно, но практически сразу же встали из-за поломки машины Ёлкина. На улице мела пурга, вроде и температура-то небольшая была — около минус 15, но злой ветер мгновенно обжигал кожу лица. Пригодились все тёплые вещи, лыжная маска — и даже в этой амуниции я смогла пробыть на ветру очень и очень недолго. А мужчины наши чинили машину при такой погоде никак не меньше часа!
Потом отпаивались чаем, заедали бутербродами. Готовить не стали из-за экономии времени, сразу двинулись в путь. Идти было очень сложно — снежные торосы были очень разными: одни — твёрдые, выдерживающие машину, а другие — свеженанесенный пухляк, в котором вязли колёса.
В результате, казалось бы, на ровной реке мы то проваливались в ухабы, то взлетали на горке. Мы сначала шли по Большой Хете, потом по Енисею.
Ближе к Дудинке стало попроще — ветер относил от берега снег, и мы порой шли по прозрачному льду очень завораживающего рисунка. В Дудинку прибыли в 22:20 по местному времени, нас встретил Михаил с сайта корандоводов.
Продолжается сильнейшая метель. Температура за бортом скачет от минус 10 до минус 25. Все 140 километров мы топтали свою колею, поскольку от ранее пробитого следа предшественников не осталось даже намёка.
Шли по льду Енисея. Из за плохих погодных условий, круглогодичная дорога Дудинка — Норильск сегодня закрыта. Машины греются от нагрузки. Случились две небольшие поломки, которые мы успешно устранили: порвался тросик газа, и соскочили провода с генератора. Сделали примерный расчет расхода топлива. Получилось примерно 35 литров на 100 километров. В запасе у нас на обе машины есть три с половиной тонны соляры.
В Дудинке нас встретили сотрудники МЧС и точно на таком же «Егере», как и наши.
Ане отрапортовали: настроение у всех отличное, несмотря на сложности дороги и высокую физическую нагрузку. У всех ещё остаются силы и желание шутить в эфире. Так что у нас всё отлично, передаём всем большой привет!
В Дудинке мы заправились топливом и отметились у пограничников и спасателей.
— Вы идёте по маршруту Хатанга — мыс Челюскин, — сказал в интервью начальник Управления по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Андрей Анатольевич Шопин. — Достаточно труднодоступные места. Пока у вас зимник есть — жизнь не заканчивается, но с Хатанги у вас будет другой этап работы — вы попробуете работать по бездорожью, и там уже точно на сотни километров ни одной живой души.
Главное: если где-то как-то что-то случится — не разбегайтесь! Находитесь вместе, и тем более — не рассылайте людей в разные стороны. Потому что легче искать автомобиль, чем людей. Как вы понимаете — технику хорошо видно с воздуха!
— Местные сказали, что по Енисею регулярно ходит ледокол, и надо двигаться с большой осторожностью. А дальше зимника нет вообще — ждите весны! — весело сообщил Ёлкин
С Дудинки до Норильска — ни с чем не сравнимый комфорт хорошей асфальтированной и — главное! — почищенной дороги. В Норильске нас ждут друзья. Приготовлено место в гараже для срочного ремонта.
Сегодня здесь ночуем, завтра утром выдвигаемся в Норильск, где ребята вплотную займутся подготовкой машин.
В Норильске разместились в снятой квартире: душ, комфорт — красота…
Завтра запланирован осмотр и, при необходимости, техобслуживание машин, а к вечеру, выдвинемся в Хатангу, благо, баки полные. Заправлялись в Дудинке. Там соляра по 25 рублей литр. По словам местных, в Норильске топливо ощутимо дороже.
Проснулись, покушали, собрались и с радужным настроением продолжили свой путь к устью реки Хета. К сожалению, проехать удалось немного. НА «Егере» Ёлкина сначала заклинил тросик газа, а потом перестала поступать солярка. Минус 25° мороза с ветром не располагали к выяснению причины перебоев с подачей топлива, поэтому было принято решение протянуть прямую топливную магистраль от одного из баков. После этого, потратив полчаса на бесплодные попытки прокачать ТНВД, подали по обратке воздух в бензобак от ресиверов второй машины — и только так, на остатках аккумуляторов, удалось запустить мотор.
Орошая кабины бесподобным запахом соляры, понеслись вдаль. Ровно 4 километра. На многострадальном «Егере» пропала зарядка — коса проводов попала на шкив коленвала. Справились с этим, вышли на лёд Енисея.
Поистине, насколько велика река — настолько велики на ней и торосы. Крены были столь велики, что машина цепляла лед краями будки. Но Енисей крайне неоднороден. Стоило поменяться направлению движения на излучине — лёд стал идеально гладок. В остальном — всё в рабочем режиме. Кстати, перед Дудинкой нагнали колонну КАМАЗов-вездеходов. Они шли с Ванкора 5 суток!
Сегодня руководством экспедиции была запланирована дневка. Общие знакомые Александра и Дмитрия организовали встречу, провели обзорную экскурсию по городу и договорились поставить автомобили в теплый бокс. Как всегда, в любые планы вмешалась жизнь. Накануне встреча была столь сердечна и обильна, что застолье продолжилось до 4 часов утра. В связи с этим, в бокс смогли попасть только в 11. В боксах занялись устранением «косяков», которые обнаружились за первые дни пути от Тюмени. Ремонтировали неработающую систему подкачки на «Егере» Ёлкина, решали проблемы с подачей топлива.
В процессе осмотра автомобилей, обнаружились недочеты в подготовке, которые невозможно было учесть заранее. Из-за топливных баков увеличенного объёма (в районе одной тонны топлива), на Егере Дмитрия произошло перераспределение массы автомобиля на переднюю ось, в результате чего и без того уставшие рессоры после прыгания по торосам Енисея легли на отбой.
В Норильске таких машин нет! Соответственно, и запчастей на них — тоже. Попытка подобрать на них детали от ГАЗ-66 потерпела неудачу. В результате, была принято нестандартное и достаточно рискованное решение — идти на Хатангу, а рессоры друзья Дмитрия обещали отправить туда же самолетом. Попутно, наши норильские знакомые договорились о тёплых боксах в Хатанге для ремонта автомобилей. Воистину, взаимовыручка в Сибири продолжает удивлять и радовать!
Прощаться с норильскими ребятами было грустно — они такие весёлые и компанейские! Ещё вчера мы были не знакомы, а сегодня — такие родные души! Поначалу у нас теплилась надежда задержаться там еще на день, но командиры решили вечером успеть сколько-нибудь продвинуться по зимнику.
Выехали около 20:00 по местному времени. От Норильска проехали примерно 55 километров. 25 км по асфальту до поселка Талнах, дальше по зимнику. Едем крайне аккуратно и наслаждаемся пейзажами. Если рессора совсем выйдет из строя, то мы, думаю, сможем её реанимировать, чтобы хватило до Хатанги.
Снега было мало, местами проглядывала голая земля. Да и наст был достаточно прочный — шли очень споро. Облака стали вдруг стремительно таять, и над нами не спеша разгоралось северное сияние.
Это было счастье — увидеть на экранчике фотоаппарата запечатленные зеленоватые извилины! Ёлкинская машина «забыковала», и у меня было время поставить штатив и разобраться в настройках. Выдержка затвора колебалась от 4 до 25 секунд. Удалось даже снять машину на фоне северного сияния! Я просто светилась от радости — получилось!!!
В настоящее время встали на ночевку на реке Джангу в 43 км от Талнаха.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других