Неужели найдутся безумцы, готовые поехать в Арктику на простых грузовых машинах ГАЗ? У вас есть уникальная возможность с помощью путевых заметок пройти по Арктике путь автоэкспедиции «Северная Земля»! Познакомиться с достопримечательностями Таймыра и мыса Челюскин. Узнать о трудностях, преподносимых Крайним Севером, и оценить возможности советского автопрома. Автор книги Ирина Мороз — режиссер-документалист ряда фильмов о подразделениях специального назначения, вдруг решила поехать не на жаркий Северный Кавказ, а на южный берег… Северного Ледовитого океана. Неожиданно она осознала, что в Арктике намного сложнее, чем в боевой обстановке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Асфальт
Пытаюсь писать на ходу. Текущая задача — доехать до Ноябрьска. День прошел в постоянном движении — утром встали в 7:30, попили чаю, и тронулись в путь. В Нефтеюганске нас встретил Aleks+ с сайта корандоводов. Пообщались, сделали несколько фотографий, и Алексей пообещал их выставить в нашей теме на сайте корандоводов.
В Сургуте остановились, дождались посылочку от Валеры Нестерова, который, к сожалению, не смог принять участие в нашей экспедиции — маячок, который будет хорошо принимать сигнал даже в условиях Крайнего Севера. Тут же решили и перекусить — впервые за день, хотя времени уже было около 17 часов.
Я выступила поваром — благо, с таким набором еды это несложно — приготовили «ёжики», хорошо сдобрив приправами — все с удовольствием съели по две порции. Я успела зайти в интернет и скинуть пару фотографий. И опять — дорога.
Особое удовольствие испытываю от нашего коллектива: понимаем друг друга с полуслова — единая идея объединяет и заражает. Даже Вика, фотограф «Российской газеты», которая сопровождает нас до Уренгоя, прочувствовала этот момент. Мы знакомы с ней с курсов «Бастион», где готовят журналистов, работающих в условиях боевых действий — нас учили там проходить минное поле и правильно вести себя, попав в заложники (правда, я там так и не смогла заставить себя торговаться за свою жизнь с бандитами, и меня «расстреляли»). Для нее наше путешествие кажется нереальным подвигом, но она была очень рада тому, что малый кусочек пути провела с нами.
Я понимаю, что главные трудности еще впереди (пока идём по асфальту среди цивилизации). Но я думаю, что мы своим единым порывом обязательно дойдем до цели! Прошли уже около 750 километров. Температура пока колеблется в диапазоне минус 20-23 градуса.
— Более-менее знаковые населенные пункты проезжаем — везде-везде нас встречают близкие по духу и крови ребята. Можно сказать, что нас из рук в руки передавали. Это настолько приятно, настолько здорово, что по всей стране есть такие люди — радуется Ёлкин.
Весь день провели в дороге. Идем бодро, но не быстро — все-таки ГАЗончики особо не разгонишь, так что крейсерская скорость держится около 65 км/час. На трассе в основном фуры, легковых машин совсем мало. Видели два грузовика, улетевших с трассы.
В дороге развлекали себя, как могли. Даже родился ремейк на стихи Некрасова:
Однажды в студеную зимнюю пору
Мы шли на Челюскин, и с нами Мороз.
Глядим — поднимается медленно в гору
Везущий солярку КАМАЗ-бензовоз…
— Откуда солярка?
— С Ванкора, вестимо!
— поделишься с нами?
— Уволят, нельзя!
— ответил нам грустно…
Температура воздуха за день упала с — 10° утром до — 23°, а в салоне машин доходила до +32°. Пронизывающий ветер оптимизма не добавил, когда мы вечером вышли из машины на вечерний променад. Хорошо, что на заправке, около которой мы остановились на ночлег, оказались все удобства — мы стараемся максимально пользоваться редеющими благами цивилизации. На завтра назначен очень ранний подъём, чтобы приехать в Новый Уренгой не затемно, а днём.
— Если взять район Уренгоя, северного Полярного круга, то всегда как закон: если ветер, значит — метель. А на севере вроде бы чистое солнце, красиво, но там такой жесткий наст, что даже при ураганном ветре бывала видимость лучше, чем вот здесь сейчас.
Подъём был супер-ранний в 5 утра. Глаза раскрывались с большим трудом, поскольку легли мы поздно, и сон получился весьма непродолжительный. Хорошо, что нам не за руль, и можно покемарить на ходу. Но при этом очень хотелось не пропустить рассвет. «Ведь зимой рассвета в тундре за полярным кругом нет!». Впрочем, рассвет был каким-то невыразительным — по крайней мере, для видеокамеры. Гораздо интереснее смотрелись яркие факелы горящего газа, но такие вещи лучше снимать со штатива, а не на ходу.
Разогнав остатки сна, вспомнили с Викой о наших прямых обязанностях, и решили снять нашу «колонну», проходящую поворот. Тормознули машины, соскочили с подножек и рванули вперёд, к повороту. Температура на термометре была весьма умеренной — всего-то — 12 градусов, но вне машины обнаружился резкий сквозящий ветер, и моей «флиски» было явно недостаточно для сохранения тепла в условиях продуваемой всеми ветрами тундрой, но ведь уже была озвучена «заявка на успех», поэтому мы вскинули свои фото — и видеоаппаратуру и были готовы дать отмашку на движение, но тут мимо понеслась колонна многотонных фур.
Ежась от ветра, мы пережидали неожиданный наплыв машин, а с фур на нас недоуменно взирали водители. Грузовики пронеслись с завихрениями ветра, обдав нас дополнительной порцией снега. Отмашка рукой — и наша куцая колонна из двух машин браво сигналит на повороте и… проносится мимо! Оказывается, на повороте останавливаться нельзя, и им пришлось проехать дальше, а нас ждал очередной кросс, совмещенный с борьбой со стихией — то бишь ветром.
В кабине вдобавок пришлось выслушать много упреков по поводу некоторых безголовых операторов, выскакивающих на улицу без шапки. Хотя тут мог возникнуть резонный вопрос: если оператор безголовый — то на что же надевать тогда шапку? Хорошо, что кабины наши хорошо утеплены, и «отогревательный» процесс прошел быстро и безболезненно, совмещаемый с чаем из термоса…
Сон был крепким, подъем ранним, дорога веселой. Шутками — прибаутками неслись к намеченной цели — Новому Уренгою.
В поселке Пуровском ненадолго остановились. Нас встретил Дмитрий Самородный — автор и исполнитель военно-патриотических песен. Мы торжественно вручили ему вымпел нашей экспедиции, пообщались и двинулись дальше. Нового Уренгоя достигли в 15 часов.
Здесь мы задержимся до 14 февраля. Мужчины будут заниматься техникой, мы — экипировкой.
Утром 14-го прилетает самолет с ещё одним участником экспедиции — Алексеем Тузовым, и мы уже полным составом сворачиваем на зимник. Начинается самая увлекательная часть экспедиции.
Я периодически перескакиваю из одной машины в другую, и записываю с участниками экспедиции вводные интервью. Сегодня решила поговорить с Александром Еликовым, начальником нашей экспедиции. Ниже привожу его рассказ.
— С детства мечтал стать дальнобойщиком. Еще будучи школьником, ежегодно выезжал на велосипеде на объездную трассу, и мог целыми днями с утра до вечера, с замиранием сердца провожать проносящиеся мимо фуры. Едва исполнилось 18 лет — сел за руль. Много лет работал на большегрузных машинах — фурах, бензовозах, трубовозах. Могу ездить на чем угодно, где угодно и как угодно — и делаю это лучше многих.
В работе основное призвание — дальняя дорога и зимники. В свободное от работы время я путешествую на автомобиле. В итоге, за 16 лет стаж,а накручено более миллиона километров: Россия изъезжена вдоль и поперек. Я — многократный победитель соревнований внедорожников не только в городах Ямала, но и в Москве. В Новом Уренгое с 2003 года — организатор соревнований внедорожников у себя в городе.
Следом я переместилась в машину Димы, и теперь вела «допрос с пристрастием» второго нашего водителя. Ниже — рассказ о себе Дмитрия Кулика из Тюмени:
— Я — водитель-профессионал: честно отучился на все категории. Водительский стаж с 1992 года. Отслужил в воздушно-десантных войсках: Ферганская учебка, затем 56 десантно-штурмовая бригада. Награждён медалью Министерства обороны РФ «Генерал армии Маргелов». Являюсь членом «ассоциации ветеранов ВДВ».
Внедорожным спортом и экспедициями увлекся с 2007 года. Результат — кандидат в мастера спорта по автоспорту. В 2010 году — I место в приключенческой экспедиции «Соло дюн» в составе команды «За ВДВ!», I место в Чемпионате Тюменской области по трофи-рейдам.
Не пью, не курю. Люблю играть в футбол, волейбол, по утрам обливаюсь водой из колодца.
Теперь чуть подробнее расскажу о себе:
Ирина Мороз, г. Екатеринбург:
— Руководитель видео-группы Культурного Центра «Солдаты России». Автор ряда фильмов о силовых структурах — восемь командировок на Северный Кавказ (Чечня, Дагестан, Ингушетия) в составе различных отрядов спецназа. Фильмы стали лауреатами Всероссийского фестиваля «Человек и война», Международного фестиваля «Десант-2008» и «Десант-2010». Имею уникальный набор наградных знаков — начиная с десантных медалей «За верность десантному братству», «Десантное братство», заканчивая наградным ножом «За образцовое выполнение служебного долга, профессионализм и добросовестность, проявленные при выполнении служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни» — награды десантные, пограничные, внутренних войск, знаки отрядов спецназа, казачьи, и даже почетный знак выпускника кадетского корпуса. 22 прыжка с парашютом. В 2009 году получила сертификат курсов «Бастион» по спецподготовке представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях.
Мы добрались до Ванкорского зимника. Прошли первый КПП, двигаемся в сторону второго пункта пропуска: он примерно в 80 километрах. Ночевать будем после его прохождения. За бортом минус 30° и очень сильный ветер. Только выходишь из машины, и тут же хочется запрыгнуть обратно, поплотнее прикрыв дверь! На завтра синоптики обещают похолодание: в Дудинке — до минус 38°, в Хатанге — минус 56°.
Проснулись рано, хотя в этом не было никакой необходимости — мужчины уехали встречать Алексея Тузова в аэропорт, а мы бродили по дому, чаевничали и сидели в интернете. Потом поступила команда — в 12:00 у стелы нас будет ждать съемочная группа.
Собрались, выдвинулись. И в первый раз ощутили, что такое СЕВЕР: температура вроде как не ахти какая — минус 23°. Но резкий пронизывающий ветер буквально вытрясал душу. Пригодилась и шапка, и капюшон. И лишний раз порадовались, насколько у нас теплые и непродуваемые костюмы. Но видеокамера буквально сразу же начала «буксовать», а раз прикоснувшись штатива, я перестала ощущать свои пальцы совсем: они буквально закаменели. Благо, отогреться в кабине было легко. После этого опять мы готовили еду, а мужчины запасались запчастями.
Наконец, двинулись в путь. Вернулись до Коротчаево, и свернули на зимник. Вернее, сначала мы попрощались с Викой — завтра она улетает обратно в Тюмень. Она чуть не плакала: так прониклась нашей идеей. Закончив «обнимашки», мы успешно преодолели «блокпост» — на нём не знали о нас, но, позвонив на центральный пост, получили нужную информацию, и без проблем пропустили.
Долетев до полярного круга, устроили фотосессию. Выставили все флаги, посадили на стелу все наши игрушки — Приправыча, Умку и Лори. Затем вернулись к нужному повороту, преодолели второй блокпост, проехали ещё с десяток километров, и встали на ночёвку. На ужин были пельмени, а на завтрак мы с вечера приготовили гуляш с тефтелями.
Путь стал интереснее, хотя зимник не сильно отличается от асфальта — широкий, ровный: просто больше перепадов по высотам. Очень много большегрузных машин, все на одной частоте. Мы охотно общались по рации: нам подсказывали ситуацию по действующим здесь операторам связи, желали успешного прохождения пути. День был приятным, но каким-то очень коротким.
Сон был крепким, но я проснулась рано: очень хотелось снять восход солнца. В окошке розовел край неба. Я выскочила из фургона, и меня обдало холодным пронизывающим ветром. При температуре в минус 30° — это очень неприятная штука. Но в данный момент меня интересовали не свои ощущения, а функциональность камеры. Поэтому я быстро расправляла штатив, ставила камеру на запись, а потом пыталась завернуть всю конструкцию в свою шапку, дабы механизм не вымерз до полной неработоспособности.
Вернулась в будку я излишне шумно, и все завозились в своих спальниках. Тогда мы включили свет и занялись разогревом завтрака, который приготовили с вечера, пытаясь наши утренние сборы сделать не такими затянутыми, как обычно. Впрочем, завтрак и мытьё посуды все равно растянулись, поэтому выехали мы уже в десятом часу. Но день был полон приятных сюрпризов.
Сошли с 65-го километра зимника на Ванкор. Не доезжая 30 км до Ванкорского месторождения, свернули на другой зимник — на месторождение Сузун. Сузунский зимник хоть и прочищенный, но крайне неровный: то яма, то канава. Едем со скоростью 20, максимум 30 километров в час. Какое расстояние удастся пройти в таком режиме — пока сказать трудно. На ночевку планируем вставать в 21-22 часа по местному времени.
В районе Уренгойской нефтегазгеологической базы, на платной переправе прошли через реку Большая Хета, и взяли курс на Тухарт — месторождение Факел. Общий пробег за день составил чуть более двухсот километров.
Незадолго до ночлега, попали на очередной контрольно-пропускной пункт, судя по всему, геологов. За проезд они запросили по 36 тысяч рублей с машины. Мы решили не платить. Благополучно объехали препятствие стороной по целине, и в километрах десяти от него встали в тундре на ночлег. Что это за КПП и за что с нас хотели взять такую сумму — мы так и не поняли.
Дорога становится все хуже. Скорость упала до 20 км/час. Старые колеи засыпаны снегом и мы в них периодически сваливаемся, а выбираться оттуда довольно сложно. Погода устойчивая, минус 30°-35°, ветра почти нет. Настроение у всех бодрое!
У нас почему то перестал работать маячок SPOT-2. Завтра попробуем наладить связь.
По дороге увидели песца: я успела снять это на камеру — он какое-то время бежал впереди машины. Через пару километров попались ещё пара песцов, один кувыркался в снегу в свете фар — это было уморительное зрелище. А поздно вечером в небе разгорелось северное сияние. Правда, снять его у меня не получилось — камера его не фиксировала, в фотоаппарате я запуталась в настройках, а позже небо затянуло облаками. Тем не менее, день просто замечательный своими сюрпризами! Температура в течение дня держалась в районе 30°-33° градусов ниже нуля, ветер во второй половине дня стих.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других