Аксиосфера Античности

Ирина Ивановна Тушева, 2021

Европейская культура обращается к аксиологической проблематике, начиная со времён Античности. Из каких элементов складывалась система ценности? И что из их воззрений сохранило актуальность до наших дней? Как передавали представления о должном новым поколениям? Века героической доблести. Но только ли это? Публикуется в аутентичном виде с сохранением орфографии и пунктуации автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аксиосфера Фалеса Милетского

До нас дошли аксиологические представления Фалеса Милетского, известного нам теоремой из школьного курса геометрии. В истории общенаучной мысли его роль состоит в том, что он нанёс удар по традиционному греческому политеизму8. Примерные даты его жизни (точные неизвестны) — 640/624 — 548/545 г.г. до н. э. Высшими ценностями, в его понимании, являются чистое знание, разум, мудрость. Представления Фалеса о том, что является, в его понимании, истинной ценностью, а что — нет, запечатлено в дошедшей до нас истории. Вопрошаемому согражданами, почему он бедный, если такой умный, наблюдения за звёздами однажды показали ему грядущий богатый урожай маслин. Фалес уже зимой поспешил скупить маслодавильни в Милете и на Хиосе: причём, за бесценок, так как большую цену никто не давал. А когда собрали урожай и спрос на них вырос, сдавал в аренду по высокой цене, получив тем самым большую прибыль. Таким образом, он показал, что теоретические знания принести практическую выгоду могут, но ему не это важно. Эту притчу любил повторять Аристотель, подчёркивая, что обогатиться помогло именно теоретическое знание, ведь Фалес предсказал высокий урожай маслин в результате наблюдения за звёздами9. «Лучшее — мера», — утверждал античный мыслитель10.

Можно сказать, что до нашего времени не утратили значения те ценности, которые осознавались таковыми Фалесом Милетским. Это знание, (а именно — научное знание), а также разум. Характерно для его аксиологической системы отсутствие в ней представления о богатстве как о ценности. Мирское богатство у Фалеса не просто не присутствует в перечне того, что важно. Оно блещет отсутствием, его значение определено как нулевое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

«традиционному греческому политеизму был нанесён смертельный удар в тот самый день, когда Фалес Милетский провозгласил воду источником и первоначалом всего сущего» Рожанский Е.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. — М.: 1979. — с.124

9

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философок. пер. Гаспаров М.Л.; ред. тома А.Ф. Лосев — М.: Мысль, 1986. — с. 61-68

10

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель, М.: Молодая гвардия, 1993, с.9

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я