Аксиосфера Античности

Ирина Ивановна Тушева, 2021

Европейская культура обращается к аксиологической проблематике, начиная со времён Античности. Из каких элементов складывалась система ценности? И что из их воззрений сохранило актуальность до наших дней? Как передавали представления о должном новым поколениям? Века героической доблести. Но только ли это? Публикуется в аутентичном виде с сохранением орфографии и пунктуации автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аксиосфера Гомера

Европейская культура обращается к аксиологической проблематике, начиная со времён Античности, которая традиционно подразделяется на эпоху античной классики (с шестого по четвёртый век до нашей эры), ранний эллинизм (с третьего по первый век до нашей эры) и (в интерпретации А. Лосева) поздний эллинизм (с первого по пятый век нашей эры)3. В эпических произведениях Гомера можно видеть, какие именно понятия и явления представляются как нечто ценное само по себе, важность чего является самоочевидной истиной. Такими базовыми, не сводимыми к другим, ценностями у Гомера являются: храбрость, воинская доблесть, преданность, мудрость, ум. Будем считать такие базовые, далее не членимые и не сводимые к другим, ценности единицами аксиологии и назовём их аксиомами, продолжая ряд: единица морфологии — морфема, единица фонологии — фонема и так далее. Это тем более обосновано, что изначально слово «аксиома» имело значение «истина, очевидная сама по себе». С другой стороны, термин «аксиома» привычен в том значении, в каком он употребляется в математике — утверждение, истинность которого принимается без доказательства. Если проводить параллель с математикой, то единица аксиологии не тождественна аксиоме в математическом понимании, а является основным понятием, то есть понятием, не определяемым через другие понятия (например, точка). При этом нас особенно интересуют педагогически значимые ценности: либо как свойства личности, воспитание которых является целью педагогического процесса (честность, смелость, благородство и т.д.), либо как понятия, которые должны осознаваться воспитуемым как важные (Родина, жизнь и тому подобное), либо как условие осуществления педагогического процесса. Поэтому здесь мы будем говорить только о педагогически значимых аксиомах, не вторгаясь в математическое значение этого термина.

Система ценностей в понимании Гомера не во всём совпадает с современными представлениями. Нас разделяют не только несколько веков, но и различие общественного строя. То, что для поэта древности военная доблесть достойна похвалы, — совпадает и с нашими представлениями. Но для него и разграбление завоёванных городов, жестокое обращение с побеждёнными является само собой разумеющимся делом, не вызывающим порицания.

Для Гомера на первом плане — воинская доблесть, храбрость, гордость, преданность. Однако и мудрость, разум, рассудительность, знание также ценятся. Античный идеал наглядно передан тем, о какой участи мечтает Гектор для своего сына:

«Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет

Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;

Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.

Пусть о нём некогда скажут, из боя идущего видя:

Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью

Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!»4

Разумность характерна для эпического героя. Так, про Одиссея говорится, что он отличен «в сонме людей» умом5. О Менелае также говорится, что он значительно, очень разумен. Упоминается и о благоразумии Пенелопы. Отражена в эпическом произведении и явно педагогическая тематика, вопрос воспитания, представление о должном поведения младшего в присутствии старших. Так, Телемах отвечает Афине:

«Но, — отвечал рассудительный сын Одиссеев богине, —

Как подойти мне? Какое скажу я приветствие, Ментор?

Мало ещё в разговорах разумных с людьми я искусен;

Также не знаю, прилично ли младшим расспрашивать старших?»6

Кроме того, Гомер сосредотачивается на описании противостояния разума и импульсивности, воплощённых в образах Гектора и Ахиллеса7.

Таким образом, из творчества Гомера мы можем выделить следующие педагогически значимые аксиомы: разум, знание, мудрость, ум, благоразумие, храбрость, доблесть. Они сохраняют важность и по сей день, в том числе и в воспитательных задачах педагогического процесса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Лосев А. Плутарх. Очерк жизни и творчества. М. Художественная литература, 1983, с.12

4

Гомер. Илиада. Пер. с древнегреческого Н. Гнедича — М.: Дюна, 1993 — 432с., стр.110

5

Гомер Одиссея. Пер с древнегреческого В. Жуковского. — М.: Художественная литература, 1986, 270с., стр. 4

6

Гомер Одиссея. Пер с древнегреческого В. Жуковского. — М.: Художественная литература, 1986, 270с., стр. 22

7

Назиров А.Э., Маслиева О.В. О становлении духовной культуры. Сборник трудов III конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина, С-Пб, 2006 http://www.kirshin.ru/about/arsii/03_02.html#back11

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я