Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий

Иоанна Сергеевна Симакина-Сысун, 2020

Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".

Оглавление

Вводная Хронологическая Лекция 1.

Античность

Колыбель западноевропейской цивилизации. Все жанры и важные понятия зародились здесь. Например, «род литературный» в трудах Аристотеля. И все же некоторые понятие не воспринимались настолько абстрактно, как теперь. Например, «герой» — идеальный герой, совершающий подвиги, богатырь. Сейчас любое действующее лицо называется героем произведения. Или «художественное время» в античности равнялось реальному. Спектакль шел целые сутки и изображал день из жизни героев. Сейчас мы можем условно пропускать дни и годы в ходе повествования.

Иерархия жанров согласно разделению общества. Сословия — плебеи и патриции. Жанры — высшие и низшие. Среди высших: трагедия — Эсхил, Софокл, Еврипид; ода, элегия, героическая поэма — Гомер; теодицея (родословная богов) Гесиода. Эти жанры описывали царей, богов, мифологических героев. Ода могла воспевать разные стороны жизни: и богов, и бытовое веселье. Низшие жанры (басни — Эзоп, романы, комедии — Аристофан «Облака», «Лягушки») описывали бытовую сторону жизни. Особого уважения к роману не было, — остался один памятник античного романа «Золотой осел» (автор Апулей). Вообще в течение литературной истории по отношению к роману наблюдается несколько периодов как упадка, так и расцвета. Например, в рамках изучения русской литературы XIX века мы будем наблюдать значительное развитие дворянских романов.

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД ЕЩЁ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!

Эпоха Средневековья

Феодальная раздробленность привела к разобщенности, светская литература отмирает: некому писать и не для кого. Уровень образования тоже падает. Король и архиепископ практически соперничают за власть. Гнет церкви: право образования и литературного труда за ними.

Жанры: 1) Философские трактаты о боге; 2) Жития святых.

С течением времени духовенство погрязает в различных пороках. Обжорство, корыстные цели, продажа индульгенций. Страх потерять позиции усиливает инквизицию. Это мрачный период для церкви и литературы.

НО! в период Позднего Средневековья происходит процесс роста городов, централизации. Король объединяет феодалов путем мероприятий, например, спортивных турниров. Теперь феодалы называются рыцарями и имеют кодекс чести: доспехи, конь, оруженосец, герб на щите; Дама сердца порождает платонические чувства (дамы не оскорблялись порочащими связями, ибо важно было возродить именно духовную, эмоциональную культуру). Рыцари становились авторами новой светской литературы!

Жанры: 1) Серенады дамам. 2) Рыцарский роман (даже коллективное творчество: Король Артур и круглый стол. Легенды о Робин-Гуде; совмещение с церковной тематикой, крестовых походов — Песть о Роланде, Песнь о Нибелунгах).

Некоторые авторы были приближены ко двору и получили должности придворных поэтов — куртуазная поэзия (придворная). Поэты — трубадуры.

Из рода драмы: Лопе де Вега «Собака на сене», Кальдерон «Жизнь как сон».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — переводная, со времен Крещения Руси хлынула потоком из Византии через Константинополь. Жанры: трактаты, жития святых «Сергия Радонежского», а также появляется древнерусская повесть, например, «О Петре и Февронии Муромских».

Эпоха Возрождения

Идеалы пышности во всех сферах: живопись, архитектура — стиль барокко. Идеал пышного женского тела и платья. Развитие гуманизма, обращение мысли к человеку, желание посоветовать и внушить надежду.

Жанр новеллы, это остросюжетный рассказ с неожиданными деталями и коллизиями, о любви и неверности, о приключениях, о проделках хитрецов, о грехах священнослужителей. Приведём здесь в пример прекрасный литературный памятник — сборник новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». В качестве исторического фона используются картины эпидемии чумы 1348 г. в Италии. Произведение имеет рамочную композицию: десять молодых людей теряют всех своих родных и уезжают из заражённого города в поместье одного из них и пытаются выжить, подбадривая друг друга; проводят время на природе, гуляют, музицируют — и в числе прочего в течение 10 дней рассказывают истории на разные темы. Таким образом, новелл насчитывается 100, что и легло в основание названия сборника. Здесь прослеживается утешительная роль литературы (сам автор пишет об этом во введении).

Развивается смеховая культура. Чтобы глупость не мешала обычной жизни человека, нужно из себя её выпускать. КАТАРСИС — это очищение души, и на данном этапе появилась форма очищения через смех. Появились карнавалы. Каждый церковный праздник сопровождается карнавальной стороной, таким образом, карнавальной жизнью живут до 3 месяцев в году (читайте монографии М. Бахтина). Примеры произведений: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В последнем романе из названных герои — это гротескные образы: выпученные глаза, вздутые животы, разинутые рты, налицо мотив объедения. Это жизнь на границе тела и мира, вбирание мира в себя и растворение себя в мире. Факт смерти не печален, поскольку входит в круг жизни. У Гаргантюа умерла жена, но родился сын.

Укажем и жанр утопии. Мечты об идеальной жизни. Пример автора: Томас Мор.

Отдельно отметим фигуру У. Шекспира (26 апреля 1564 — 23 апреля 1616); он жил на переломе эпох с классицизмом, поэтому от комедий он перешел к трагедиям.

Конец Возрождения ознаменован грустью и упадком настроения: Мигель Сервантес «Дон-Кихот».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Плавно перетекает из Средневековья. Преобладает переводное! В литературе XVII века представлен репертуар беллетристических памятников XV в.: появляются многочисленные списки"Сербской Александрии","Повести о Дракуле","Повести о Басарге", переводного сборника басен"Стефанит и Ихнилат","Сказания об Индийском царстве"и т. д. Переводы рыцарских романов ("Повесть о Бове","Повесть о Брунцвике","Повесть об Аполлонии Тирском"и им подобных), сборников занимательных новелл ("Фацеции") или не менее занимательных псевдоисторических преданий (сборник"Римских деяний").

Одной из наиболее устойчивых форм древнерусской литературы было историческое повествование. Вторая половина XV в. — время расцвета русского летописания. Ни от какой исторической эпохи до нас не дошло такого количества разнообразных летописных сводов, как от этого времени. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. «Степенная книга» о жизни князей. «Великие Минеи Четьи» (по месяцам для чтения) метрополита Макария — жития святых.

Классицизм

— первый термин для обозначения литературного направления в период эпохи Просвещения. Все пласты культуры начинают поддерживаться науками. Появляются руководства для писателей, например, Николай Буало"Поэтическое искусство". Каноны — правила организации произведений. Система высших и низших жанров как в античные времена, НО теперь все жанры достойны уважения и развиваются.

Тема высших жанров: борьба долга и чувства (классицизм не отказывает человеку в слабостях, но призывает бороться с недостатками столько времени, сколько понадобится). Примеры авторов: Пьер Корнель, Жан Расин.

Тема низших жанров: бытовые сцены, юмор. Авторы низших жанров прославляются — и некоторые оставили после себя более громкую славу, чем авторы высших жанров, например, Жан Батист Мольер.

Чуть позднее появляются авторы, пишущие о политике, бунтари, например, французский просветитель Вольтер.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Михаил Ломоносов, Сумароков, Антиох Кантемир — оды. Из комедиографов — Денис Фонвизин «Недоросль», «Бригадир».

Принцип маятника «Разум — чувство»

Развитие литературного процесса носит циклический характер, и события развиваются по спирали: в мировоззрении и в литературе повторяются некоторые настроения, но при этом они не тождественны, а подобны, поскольку претерпевают внутри себя качественные изменения или проходят стадии. Таким образом, можно выделить два положения, между которыми происходит движение мысли в веках: это позиция разума и позиция чувства. Схематично мы можем вообразить себе маятникообразное движение между этими двумя крайними точками. Как известно еще из трудов древнегреческого философа Аристотеля, нахождение «золотой середины» всегда было желательно, и человечество до сих пор находится в поиске этой гармонии. Итак, античное время мы избираем за воображаемый «ноль», точку отсчета, «золотую середину», поскольку именно в этот период были представлены миру и понятия разума, и понятия чувственности; развивались разнообразные жанры, из которых потом бывали в моде то одни, то другие.

Средневековье — это эпоха «разума», а именно несвободы, норм и давления над личностью.

Эпоха Возрождения — это культ «чувства», а именно свобода, гуманизм и творческий поиск.

Классицизм — снова доминирует разум и регламентированность. Если в период Средневековья над обществом главенствовала церковь, то теперь стали науки. Конечно, эта «эпоха разума» уже во многом не похожа на мрачное Средневековье, хотя принцип регламентации повторяется.

Романтизм — вновь общество «соскучилось» по свободам и волеизъявлению, во главу угла ставится внутренний мир и личные переживания. Перед нами вновь эпоха чувств, но в этот раз они имеют другую природу и несут другое настроение по сравнению со временами Возрождения.

Критический реализм XIX века — вновь регламентация. На этот раз литературная жизнь подчинена политическим преобразованиям, а авторы зачастую попадают в ссылки именно по политическим обвинениям.

Модернизм — эпоха чувств. Разнообразные направления Серебряного века осуществляют индивидуальный поиск своего «я», своего языка.

Социалистический реализм ХХ века — общественная жизнь пронизана идеологическими установками, это новая эпоха разума.

Постмодернизм — эпоха чувств, эпоха нового творческого выхода, броска и заявлений о себе. В нашей современности есть разные явления в жизни и литературе, которые хотелось бы взять под контроль. Поэтому, по логике развития, на наших глазах должна бы возродиться новая Эпоха Разума?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я