Эта книга – результат моей 12-летней практики как преподавателя литературы и русского языка. В лекциях мы рассмотрим судьбы и особенности творчества русских классиков 19-20 веков от Михаила Лермонтова до Михаила Булгакова. Каждая тема сопровождается семинарскими заданиями. Также я включаю в курс две вводные лекции по литературоведению. В приложениях размещены задания по языкознанию, поскольку я предполагаю использовать пособие для преподавания дисциплины "Русский язык и литература".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 3. Романтизм как ведущее направление РЛ начала XIX в.
Исторический контекст. Контекст мирового масштаба.
Буржуазная французская революция 1789-1793 гг. своими последствиями разочаровала людей, мечтавших о торжестве свободы и равенства. Переезд сельских поселенцев в города, расселение в бараках, тяжелые условия проживания и труда, многочасовой рабочий день, детский труд, низкие зарплаты, голод, болезни, производственные травмы и увечья — все эти факторы усомнили людей в просветительских идеях, в целесообразности новшеств цивилизации, посеяли в сердцах ненависть к машинам, станкам, фабрикам и фабрикантам. Крах веры в разум привел к тотальному пессимизму, на почве которого и стало формироваться новое культурное мировоззрение — романтизм.
После классического периода культуры (классицизм), когда доминировала вера в разум, главенствовала система правил для формы и содержания, — теперь мировоззрение сдвигается в иную, противоположную плоскость: вера в чувство, представление собственного внутреннего мира, желание свободы, отказ от окружающей действительности.
Если мы обратимся к системе сменяющих друг друга литературных направлений, то увидим, что смена мировоззрения происходит по принципу «маятника»: то доминирует в нем разум, то вера в чувство.
Таким образом, западный романтизм оформился раньше, чем русский. Германия — Йенская школа 1797-1802 гг., кружок «Бури и натиска»; представители: Фридрих Шиллер — пьеса «Разбойники», Эрнест Теодор Амадей Гофман и его сказки — «Песочный человек», «Крошка Цахес», «Щелкунчик и мышиный король»; к немецкому романтизму относится также деятельность братьев Якоба и Вильгельма Гримм, которые собирали сказки. В Англии — представитель Джордж Гордон Байрон, во Франции — Шарль Нодье и его роман «Жан Сбогар», а также Виктор Гюго.
История русского романтизма начинается с 1801 г. и продолжается официально до 1841 (до смерти М. Лермонтова). Безусловно, отголоски и неоромантические настроения встречались и позже, например, в книгах А. Куприна или М. Горького.
Происхождение термина.
Следует различать понятия «романтизм» и «романтика». В современности романтика — это совокупность нежных настроений, живых чувств, элементов обстановки, характерных для особого склада людей, желающих видеть в мире красоту, верящих в красивую любовь. Романтизм как направление литературное уже исчерпало себя и является явлением историческим, представляет собой систему взглядов разочарованного в реальной действительности человека, а также систему образов и правил изображения.
Впервые термин «романтический» появился в XVII веке. «Романтический роман» — это сочинение, написанное на одном из романских языков. Произведения на латыни долгое время считались серьезной литературой, а жанр романа воспринимался легким, низкосортным, это произведение нестрогих канонов, а в дальнейшем — произведение о возвышенных чувствах, отличных от жизни. Все, что не встречается в реальной жизни, — фантастическое, идеальное — попадает в поле зрения романистов.
Мироощущение романтизма.
Чувство безграничной свободы. Нет личной зависимости от феодала, и далее — творческая свобода, представление неповторимого внутреннего мира, сила человека не в разуме, а в чувстве. Вместе с тем наступает скорое разочарование в свободе: свобода относительна, наблюдается детерминация человека со стороны капитала, более того, дух человека, признанный ценностью, ограничен плотью, телом. Таким образом, романтическая мысль доходит до необходимости разорвать связь со своим телом и с этим несовершенным миром, что осуществляется либо через суицид, либо через фантазии о мирах иных, фантастических, далеких, идеальных.
«Романтическое двоемирие». Романтик направлен всегда в идеальное, духовное царство; так происходит уход в загробный мир, в фантастические сферы бытия, в сказу, в природный мир, в экзотические страны.
Мистика. Цель жизни — погружаться в глубины духа, отгадывать загадки мира. В хорошем повествовании должно быть нечто таинственное.
Герой. Зачастую неотделим от авторского Я, ведь считается, что автор — романтик пишет максимально искренно, раскрывая внутренний мир перед самим собой. Герой — странный человек, духовно отличный от других, обычно нарушающий нормы общества. Такой герой и внешне примечателен, причем, тут есть свои крайности: либо он божественно красив, либо страшно уродлив, горбат и тд. У такого героя крайне переменчиво настроение, иногда кажется, что в нём одном живут разные души.
Романтический стиль. В романтических текстах использованы тропы, ассоциации, символичные значения слов (море — символ свободы, ночь — знак таинства, голубой цветок — идеал).
Романтизм и сентиментализм.
Сентиментализм рассматривается как предтеча, первый этап к становлению романтизма. «Сентиментальный» можно перевести с романских языков как «чувственный», и действительно, данное направление ставит своей целью показать богатую гамму чувств, излить их буйно и хаотично. С этой точки зрения, романтизм строит систему понятий и средств выражения. Таким образом, романтизм организован как система и научно подкреплен.
Авторы сентименталисты известны как на Западе, так и в России. Например, английский автор Лоренс Стерн, автор книги «Сентиментальное путешествие». Из российского наследия сентиментальной можно считать повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
Перечислим некоторые важные особенности сентиментального текста:
Изречения автора-рассказчика в повествовании — восклицания, риторические вопросы, междометия.
Обращения автора-рассказчика к собственным героям.
Изречения героев — восклицания, снабженные междометиями.
Обращения автора-рассказчика к читателю.
Старинные обороты речи героев.
Сентиментальные повторы слов в речах героев при объяснении в чувствах.
Параллелизм — соответствие состояния природы чувствам героя.
Понятие о «путешествие» тоже может помочь при различении обозначенных направлений. Если в рамках сентиментализма путешествие — это конкретная поездка с описанием чувств и впечатлений путешественника, «духовное» путешествие, то в рамках романтизма как такового путешествия нет, есть «мысленный уход» в идеальный мир, с отказом от мира реального, конкретного.
Особенности русского романтизма.
В России романтизм формировался по образцу западному, данное направление можно считать перенесенным на русскую почву. Назовем факторы исторического русского контекста, способствующие распространению этого типа мировоззрения: война с Наполеоном, отказ правительства от обещанных либеральных реформ в отношении крестьянства после войны 1812 г., сопереживание тяготам, сопровождающим буржуазные революции. Вместе с тем политическая обстановка Запада разнилась с политической обстановкой нашей страны, поэтому различия русского и западного романтизма объяснимы:
Причины различий: 1. Назревавший крестьянский вопрос, сохранение надежды на иное положение дел после возможной революции;
2. Православно-христианская культура, отрицающая индивидуализм.
Таким образом, русский романтизм представляется более мягким, просветленным; на русской почве появляется герой-патриот, совсем не характерный для запада в те годы.
Персоналии русского романтизма.
Русский романтизм развивался с начала века до 1840-х гг. М. Ю. Лермонтов, погибший в 1841 году, является, по сути, последней знаковой фигурой русского романтизма.
Выделяются два направления, в 1820-е гг.: психологический романтизм и гражданский романтизм. Представителем психологического романтизма является В. А. Жуковский. Этот автор видит проблему человека в дисгармоничной его природе. Душа сложна, в ней много оттенков, что делает возможным изучать, наблюдать духовную жизнь. В жизни преобладают смирение и меланхолия. Жуковский видит идеал в христианстве и к этому идеалу призывает, таким образом, у него нет байроновских проклятий и вызовов творцу. В страдании видится школа жизни, через слезы и печаль осуществляется катарсис («очищение»). Для сравнения: во времена западного Ренессанса катарсис осуществлялся за счет площадного смеха, праздников глупости.
Творчество Жуковского представлено жанрами элегии и баллады. Жанр элегии, ведущий свое начала с античных времен, обогащен поэтом:
Баллады Жуковского посвящены рассмотрению враждебных иррациональных сил, влияющих на человека. Через рассмотрение этих темных начал ведется наблюдение за непознанными участками души. Кроме того, баллада представляет характерные для романтиков иные, неизведанные, миры, которые притягивают и завлекают человека именно своей тайной.
Второе направление — гражданский романтизм — имело своей целью призвать современников к борьбе, поддержать в них надежду и пыл, представить героя — патриота. Яркий представитель — Кондратий Рылеев, автор сборника «Думы».
Семинары
Язык и стиль повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»: приведите примеры из текста под каждый пункт перечня признаков сентиментального текста.
Сравнение стихотворений Дж. Г. Байрона «Строки, написанные под вязом на кладбище в Гарроу» и В. А. Жуковского «Сельское кладбище».
Анализ баллады В. А.Жуковского «Лесной царь». Попробуйте прокомментировать ситуацию с точки зрения сентиментализма, романтизма и реализма. Выразительное чтение баллады (чтение тремя голосами).
Прочитайте книгу О. Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Филологическая книга для студента. Сборник лекций и заданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других