Зиновий Львович Коган. Родился 6 декабря 1941 года в Барнаульской области Алтайского края в еврейской религиозной семье. Хронику жизни он пытается писать с тех пор, как себя помнит. Его рассказы заполнены людьми, которых он желал обессмертить. Жизнь – веселая штука, если ты не один.Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вкус жизни и свободы. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Бог мой, какая прелесть
Бог мой, какая прелесть Чернобыль в сентябре. Вдоль холмов, похожих на свежие буханки хлеба, вальсировала голубая быстротечная Припять, в лучах солнца сверкали стайки плотвы.
Уродилась живность в реке и на земле. И нигде так не любилось, как здесь — в запахах мяты и пении птиц. Чернобыль — еврейское местечко со времен Хазарского кагала.
Было дело, строительство ЧАЭС обрадовало горожан заработками. Перспективы-то какие! Землепашцы-трактористы подались в экскаваторщики, лудильщики ведер — в сварщики. Кавалеры всего Союза: дамы могут выбирать.
Между тем ЧАЭС незаметно пожирала Чернобыль. Сгрызла старое кладбище вместе с могилой цадика Нахума. Потомки его, как ни в чем не бывало, пили самогонку, хуповались между постами.
Жениться надо в сентябре, тогда можно новорожденных купать в реке.
Отец невесты, Муня-эскаваторщик, — крепко сбитый, хоть сейчас в космос, загорелый и уверенный в себе, — стоял перед зеркалом и завязывал галстук. Толстозадая жена его Софа засмеялась:
— Где ты галстук такой яркий взял? Как хвост индюка.
— Любовница подарила, — Муня сверкнул золотой фиксой.
— Давай закажем вызов в Израиль.
— Я, Софа, член партии, строитель коммунизма.
— Блинством хочешь заниматься.
— Слушай, Софа, кончай! А то тресну по башке, навек успокоишься.
— И это в день свадьбы родной дочери.
— А то!
— Сволочь. Бабник!
Муня засмеялся во все свои золотые фиксы.
Родная дочь их Наташа выходила замуж. Такие дела.
Софа последние дни жила в истериках, умирая от ревности, неизвестности, ненавидела Муню, отталкивала и одновременно страстно желала его.
— Все, Софа, идем встречать жениха и невесту.
В Чернобыле и евреи, и братья-славяне селились переулками-тупиками. Двухэтажный коттедж с балконом. На балконе он — мужчина.
Тупик Наперстков — это семь дворов мешпухи: сапожники, портные, биндюжники, инженеры, медсестры, парикмахеры, шухер-махеры и все — Наперстки.
Но сегодня гуляли два тупика, этот и тот, что напротив. Наташа Наперсток выходила замуж за Ваню Слинько, сварщика из бригады Муни.
С утра пыль столбом, гвалт — собаки глохли. Праздник.
Невеста, красивая как фотомодель, вся в белом — лепестки белых роз, словно облако, только черные волосы и глаза. Барби отдыхает.
Белобрысый и худющий, как жердь, жених Ваня — в черном костюме и белой рубашке.
Софа вынесла испеченные бабушкой Таней халы, накрытые салфеткой, а свекровь Наташи — каравай на узорчатом рушнике.
— Еще один кузнец еврейского народа Ваня, — подмигнул крошечный восьмидесятилетний Янкель-трубач. Он задрал к небу трубу — знак для клейзмеров. «Семь сорок» закружила свадьбу.
Горько!
Целовались жених и невеста.
Танцевали в тупиках и на улице Ветреной, из просто пешеходной улица превратилась в непросто пьющую и поющую. Хуповался народ. На свежеструганых столах потела самогонка, солнце преломлялось в графинах и стаканах; блестела селедка в кольцах лука и подсолнечного масла, горки отварной картошки, грибы, огурцы и помидоры в зелени, жареные ягнята — подарок улицы Ветреной. Буханки хлеба лежали вперемежку с халами. Все здесь было вперемежку: традиции, религии, судьбы — свадьба еврейско-украинская.
И увидели люди, что догмы их отцов растерялись, запретные истины их истаяли, будто облако в солнечный день, и никто не может обьяснить суть события, волнующего жениха и невесту, которые принимали сегодня смущение, надсаду и радость самолюбивых одногодок. Ой ли, так ли, какая осень! Пусть Господь сохранит и помилует жениха и невесту за привкус счастья.
Невеста вывела жениха в центр круга. А Ваня улыбался, он только начинал жить, когда обнимал Наташу.
— Горько-о! — тесть со свекром чокнулись стаканами самогонки.
Дядя невесты, моcквич Лева, встал из-за стола, поднял две халы перед женихом и невестой, как двух голубей, и произнес благословение:
— Барух Ато Адой-ной Эло-хейну Мелех Хоой-лом Лехем Мин Хо-орец.
Благословен ты, Господи, Боже наш царь во Вселенной, сотворивший хлеб из земли.
— Жиды як пуп земли, — буркнул старый Слинько, дед Вани.
— Не путайте, тато, нацию и религию, — одернул свекр невесты свого отца.
— А як же, религия золотит ручку.
— Ну и пусть.
— Нельзя, сынок, душой привязываться к богатству, — пробурчал старик. — Облекайся в рубище, как в правду. Я вот защищал батькивщину, у немцев в плену год подыхал — не сдох, так свои потом десять лет по лагерям мучали…Чекисты убивали, бандиты убивали… народ молчал или даже соучаствовал, а теперь все в едином, так сказать, порыве оправданы, теперь все хорошие.И все дозволено, и счастье не только есть, но и еще будет. Все друг на друга смотрят — и все хорошие, все друг другу разрешили быть хорошими.
— Обида гложет тебя, батя, что вместо наград и благодарности за ратный труд солдата ты мыкался в ГУЛАГе.
— А кто в России не сидел? Зэки, вон, считай, всю Россию построили от Питера до Магадана.
— Стоп, стоп. Питер строили крепостные.
— Те же зэки, — усмехнулся старик. — Что ж это за правила у нашего народа. Не просто же сброд сбился в кучу типа бурлаков на Волге, незнамо кто, без роду без племени, Иван, не помнящий родства, гоп со смыком, выросший под забором, да?
— Э-эх, тато, давай приятные эмоции, ты на свадьбе у внука, а не в Магадане.
Господи, прости нас, грешных, если Тебе не трудно, конечно.
— Это так. — Свекр был не против антикоммунизма и антисемитизма, а против их проявления. Христианство, считал он, более человечный вариант иудаизма.
Впрочем, никому он уже не верил. Утратил веру из-за страданий, которыми переполнен мир.
Муня тоже говорил, что в наше время никому верить нельзя, даже самому себе, но ему, Муне, можно.
Холостяки балагурили с Левой, он раздавал израильские открытки и кассеты с песнями.
— Арье! — позвал Леву ювелир Рувка, товарищ по лагерной жизни Левиного отчима. — Ну давай, москаль, сделаем лехаим за молодых.
Они выпили.
— А теперь за моих девочек, чтоб они родили курчавых мальчиков!
Рувка получил «вызов» из Израиля. В 1940 году восемнадцатилетние ешиботники Рувка и Гриша Брод бежали от немцев из Лодзи на Восток, а уже в СССР их погнали этапом в Магадан на пятнадцать лагерных лет. Но жизнь судьба им сохранила и, главное, судьба их подарила жизнь их детям. И дай Бог, чтобы ветви их родов не прерывались. Это так не просто. Очень непросто.
Рувка-золотце с золотым магендавидом на распахнутой груди осоловело уставился красными глазами на Леву-очкарика.
— Эта страна не для жизни.
— Сваливаешь, Рувка, — с завистью сказал Гриша Брод. — Я тебе костюм сошью.
— Здесь или там, Гриша?
Гриша Брод дал себе клятву: пока сын его единственный, Фима, восемнадцатилетний Фима не вернется из мукачевского лагеря заключенных домой (осудили за драку в Киеве), Гриша не тронется с места.
Такие дела.
— Шо нового? — тормошил Гришу старый сапожник Шая.
— Мир шевелится, уси хотят сожрать один одного.
— Хэ-э! — засмеялся Шая. — А шо нового?
Софа после первых минут свадьбы пришла в себя, осмотрелась: посреди музыки и гвалта Муня кадрился со свекровью — моложавой хохотушкой Тосей.
На краю стола софины мама Вера и бабушка Таня перешептывались, не притрагиваясь к еде. Заулыбались они, лишь когда Ваня и Наташа участливо подошли к ним. Странная несвязная реальность окружала маму Веру и бабушку Таню. Остатки прошлого все время пытались взорвать настоящее и стать будущим.
Близорукая и постаревшая Вера, ровесница Тоси, все время думала о младшем сыне Фиме. Это похоже на молитву, только без слов.
Для Вани и Наташи главное — чтобы им хватало прежней удачливости, радости, прежних людей. Наташа уверена, что многие гости помнят ее маленькой. Ха-ха, а вот и нет. Нас время делает другими, и мы уже не узнаем наше прошлое.
У Вани кредо — во всем без фанатизма.
Софа позвала Леву.
— Сейчас прийдет твоя любовь.
— Моя любовь?
— Неля.
— Неля?
Неля… О Боже, как часто она приходила к нему во сне… люди охотились на них…
Чернобыль уворачивался от солнца, и оно побагровело и село на колья ограды.
Неля пойдет через парк — липовой аллеей.
И вдруг он увидел ее, ее черную курчавую голову, ее смеющиеся огромные глаза, увидел ее большой красный рот, цветастое платье.
Она пахла летом.
— Неля.
Как крепка и смугла она.
— Я опоздала?
Он замотал головой.
— Опоздала? — переспросила она, приложила ладони к горячей щеке.
Словно не разлучались.
Трава была теплой, пахла бабьим летом. Они покрывали друг друга поцелуями.
— Что ты со мной делаешь! Любовь моя… — шептала она.
На следующий день он стоял в тамбуре поезда «Киев–Москва», лоб его упирался в холодное стекло, и он вдруг понял, что потерял рай и обречен бродить в безнадежном мире.
«Любовь моя…» — слышит он в перестуке колес.
Или это сердце.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вкус жизни и свободы. Сборник рассказов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других