В данном пособии представлены рекомендации в формате стендовых консультаций для родителей детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных организаций. Издание будет полезно воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций, студентам направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения «Дошкольная педагогика»).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практические рекомендации для родителей детей старшей и подготовительной групп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Продуктивное общение ребёнка с родителями
как фактор развития его личности
Семья является источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
Дошкольный возраст — период интенсивного усвоения детьми самой разнообразной информации. А. Н. Леонтьев, характеризуя процесс психического развития ребенка, писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения».
Концепция деятельности — одна из важнейших в советской и российской психологии, где наибольшее распространение получили теории деятельности Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского. В основе понимания общения как феномена действительности лежит концепция деятельности, развитая А. Н. Леонтьевым и впоследствии разрабатываемая В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и А. В. Запорожцем. Согласно ей, деятельность является сложным процессом, сочетающим ряд действий и операций. Исходя из предложенной А. Н. Леонтьевым концептуальной схемы анализа коммуникативной деятельности М. И. Лисиной, Г. И. Капчелей выделены следующие основные структурные компоненты общения:
— предмет общения — другой человек, партнер, который одновременно является и субъектом общения;
— потребность в общении: стремление человека к познанию и оценке других, посредством этого к познанию себя и самооценке. Люди познают себя и других в различных видах совместной деятельности, каждый из которых раскрывает личностные качества партнера. Но для познания себя и другого общение играет особую роль, поскольку в нем объектом деятельности всегда является другой человек. Кроме того, общение — обоюдный процесс, где познающий становится объектом познания, и наоборот;
мотивы общения — это то, ради чего предпринимается деятельность общения. Согласно концепции А. Н. Леонтьева мотивы общения могут быть поняты как качества партнера, побуждающие к общению;
— действие общения — единица коммуникативной деятельности, целостный акт коммуникации, обращенный к другому человеку, являющемуся предметом коммуникативной деятельности;
— задача общения — цель, ради которой предпринимаются различные специфические действия в конкретных ситуациях. Цели и мотивы общения могут не совпадать;
— средства общения — конкретные операции, реализующие коммуникативные действия;
— продукт общения — отраженные в сознании человека качества и свойства партнеров по общению. Важным результатом общения являются взаимоотношения партнеров и создание образа себя и партнеров по общению.
С точки зрения теории деятельности главное — потребностно-мотивационный аспект коммуникативного процесса, а внешние акты поведения воспринимаются как производные и второстепенные. Понятие «мотив» по-разному толкуется психологами. В русле концепции деятельности оно ближе всего по смыслу к понятию потребности. А. Н. Леонтьев указывает: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направленную деятельность функции, т. е. становится мотивом». Таким образом, мотив деятельности совпадает с объектом деятельности. Тогда в общении мотивов будет служить партнер по общению. В случае коммуникативной деятельности со взрослым мотивом этой деятельности служит взрослый — он возбуждает активность ребенка и реагирует на его воздействия.
Данные экспериментальных исследований различных учёных убедительно доказали, что мотивы общения ребенка со взрослым опираются на три основные потребности: в новых впечатлениях, в активности, в признании и поддержке со стороны взрослого. Потребность в новых впечатлениях выделяют у детей многие психологи (Л.И. Божович, М. Ю. Кистяковская, А.М. Фонарев). Уже в первые дни после рождения ребенок демонстрирует тягу к новым впечатлениям: следит за лучом света, прислушивается к звукам, замирает, когда к нему прикасаются. Чем сложнее и необычнее предмет, тем сильнее он привлекает ребенка. Потребность в новых впечатлениях вызывает к жизни и желание взаимодействовать со взрослым, и мотивы этого взаимодействия. Данная категория мотивов относится к числу познавательных. Общение, основанное на потребности ребенка в признании и поддержке со стороны взрослого, служит для реализации когнитивных или деловых мотивов и является конечным результатом взаимодействия ребенка и взрослого. Этот тип общения сосредоточивается на выявлении личностных свойств детей и окружающих людей в целом, что расширяет сферу самосознания ребенка и познания им взрослых. Мотивы данной категории относятся к разряду личностных. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредуют реализацию более далеких конечных мотивов, личностные получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. Познавательные, деловые и личностные мотивы общения возникают одновременно с коммуникативной потребностью и с этого момента непрерывно изменяются. Упомянутые мотивы общения обычно сосуществуют вместе и тесно переплетаются, но на разных этапах развития ребенка роль каждого из них неодинакова, и они поочередно становятся доминирующими.
Поскольку общение детей с окружающими людьми считается деятельностью, то она должна осуществляться в виде действий. Действия всегда имеют цель, на достижение которой они направлены.
Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития. Они определяются пятью параметрами: временем возникновения, функциями общения, основными потребностями в общении, доминирующими мотивами общения и главными средствами общения. Характеристика форм общения ребенка от 5 до 7 лет и взрослого представлена в табл. 1.
Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другой образовательной организации) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, учит делом, а не словом. В каждой семье, как указывает известный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольной образовательной организации, школе. Она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации. В настоящее время им охватываются не только семьи воспитанников детского сада, но и все живущее в данном микрорайоне население.
Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать психолого-педагогические знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Например, научные знания об особенностях развития ребенка на протяжении дошкольного детства помогут педагогически грамотно решить многие практические вопросы воспитания, как-то: организация режима дня, рационального питания, полноценного сна, игровой деятельности, приучение детей к труду и др.
Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, педагогическому коллективу детского сада необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольной образовательной организации. Результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.
Задача педагога — придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения.
В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольной образовательной организации должно быть руководство самообразованием родителей. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, стендовые консультации для родителей, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д.
Стендовая консультация для родителей — это небольшой по объёму материал для родителей, представленный в виде печатного текста (1-3 страницы А4). Она предназначена для ненавязчивого консультирования родителей по актуальным вопросам развития ребёнка и жизни группы, детского сада. Цель подачи информационного материала для родителей в таком виде — побудить их к продуктивному деятельностному общению со своими детьми. Каждая такая консультация должна иметь интересное удачное название, которое бы обращало на себя внимание родителей. Как правило, структура консультации состоит из трёх блоков:
1)
побудительный
(1-2 абзаца) — формулируется проблема, которая поднимается в ходе данной консультации;
2)
основной
текст консультации — приводятся научные факты, выдержки из психолого-педагогической литературы;
3)
заключительный
— даются рекомендации родителям, что делать для того, чтобы решить проблему, поднятую в ходе консультации.
Стиль текста консультации должен иметь научно-популярный характер и быть понятным родителям, не имеющим специального образования. Часть текста (основную мысль) желательно выделять с помощью различных шрифтовых решений.
Новая, интересная и хорошо оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат. Представленные с помощью стендовых консультаций практические материалы, помогают педагогам и родителям совместно развивать детей дошкольного возраста во всех пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие.
Общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практические рекомендации для родителей детей старшей и подготовительной групп предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других