В книге представлены лекции по коучингу из курса «Профессия психолог, коуч» (восьмой учебный блок). Книга будет полезна тем, кто идёт в профессию «с нуля», и также тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов, чтобы улучшить свою жизнь (и жизнь своих близких).Описание книги:Базовый коучингКоучинг эффективностиГлубинный коучингТехники (упражнения) по коучингуВ книге вы познакомитесь с коучингом, как методом работы с психикой человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лекции по коучингу из курса: «Профессия психолог, коуч»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 3. Основные вопросы коучинга (искусство задавать вопросы)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОУЧИНГА
Кто-то дал мёткое определение коучингу: «Коучинг—это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков, открывали бы видение новых возможностей и вели к озарениям и инсайтам — это сердце коучинга. Как вы помните из принципов коучинга, основная задача—помочь клиенту найти ответы и принять решения, которые необходимы для достижения цели. Коуч поддерживает клиента в его собственном осознании и использует приёмы, которые создают инсайты и открывают возможности, которые раньше клиент не замечал. И основной приём коучинга — это эффективные вопросы. Есть 3 основных вопроса на пути к достижениям и воплощению любого проекта. Суть работы коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту найти ответы на эти вопросы, чтобы человек осознавал.
3 основных вопроса коучинга:
— Чего я хочу? И как я пойму, что достиг желаемого результата?
— Почему для меня это важно?
— Как я смогу этого добиться?
Данные 3 вопроса являются самыми общими и универсальными инструментами в арсенале коуча. Другие вопросы и приёмы коучинга конкретизируют и расширяют 3 этих вопроса. Очень часто клиент приходит с нечётко сформулированными целями, и в процессе первоначального разговора коуч может потеряться, а что же он на самом деле должен делать. Данные 3 вопроса помогают коучу организовать свою работу. Эту схему удобно применять в самом начале работы, для определения «большой» цели клиента — цели, которую он хочет достигнуть в результате всей серии коучинговых сессий. С ней можно также сверяться во время промежуточных сессий, чтобы понять, что уже сделано, а что ещё предстоит сделать. Её можно также использовать и для работы с «маленькими» целями клиента — целями одной сессии. Наконец, коуч может и должен использовать её перед началом каждой сессии для себя лично. То есть, он должен ответить себе на вопросы:
— Что я хочу получить для себя в этой сессии? Как я смогу узнать, что получил желаемый результат?
— Как я смогу этого добиться?
— Почему для меня это важно?
Ответы должны быть конкретными. Это поможет ему поддерживать ресурсное состояние в течение сессии и по её окончанию чувствовать комфорт и мотивацию на дальнейшую работу. Остановимся более подробно на этих вопросах коучинга.
Первый и самый важный—это «Какова Ваша цель? Какова Ваша задача?» С этого начинается работа коуча, и выяснение этого вопроса может занять несколько сессий.
Ответ на 1-ый вопрос помогает создать ВИДЕНИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА. Это даёт вдохновение клиенту, желание начать действия по достижению цели. Это также помогает найти ему точку отсчёта—куда я хочу прийти, где я сейчас по отношению к этому результату, в каком направлении мне нужно двигаться.
Конечно, даже если мы знаем, куда хотим прийти, то не факт, что дойдём. Даже если всё сделано правильно, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Но если мы не знаем, куда хотим прийти, то факт, что не дойдём. А даже если и дойдём, то мы всё равно об этом не узнаем, поскольку не знали, куда собирались идти. Как в анекдоте:
— Посетитель в кафе: «Скажете, пожалуйста, это чай или кофе?»
— Официант: «А Вы что не различаете?»
— Посетитель: «Нет».
— Официант: «Тогда какая Вам разница?»
Итак, цель должна быть сформулирована конкретным, позитивным образом. В процессе прояснения и конкретизации цели она может трансформироваться, под первоначальной целью могут скрываться другие, более глубокие—как в матрёшке. На Западе этот эффект так и называют «эффектом матрешки» (Russiandoll). Задавая эффективные вопросы и используя другие методики, коуч помогает клиенту ставить хорошо сформулированные цели, что становится фундаментом для дальнейшей работы. На этом этапе также необходимо прояснить, как именно клиент узнает о том, что он достиг цели? Как это можно измерить? Кто-то может возразить, как можно мерить такие понятия как любовь, счастье и т. д. Но в действительности, всё, что не оставляет никаких физических следов в окружающей реальности, является несущественным. Коучинг—это прагматическая вещь, которая имеет дело с «материализацией духов и раздачей слонов». Если какие-то возвышенные духовные идеи реализуются исключительно в другом измерении, то клиенту и коуча следует искать в этом измерении.
Итак, как Вы это измерите—в килограммах, метрах, рублях, минутах или их комбинациях? По внешнему виду, на слух, на вкус, на запах, на ощупь? У Вас пять органов чувств, и любое изменение должно определяться при помощи хотя бы одного из них. Для определения внутренних субъективных ощущений, таких как мотивация, уверенность, энтузиазм, чувство безопасности, успех и т.д., удобно применять такой инструмент, как шкалирование. Он очень прост. Сперва, вместе с клиентом вы определяете, что именно он собирается мерить. Затем вы рисуете вертикальную шкалу—от 1 до 10 и просите клиента отметить на ней своё нынешнее или желаемое состояние. Это очень простой и наглядный метод измерения, который годится для измерения даже самых сложных процессов. Вообще, чем больше визуальных образов вы создаёте, тем проще клиенту продвигаться в решении своей задачи. Например, вы можете задать вопрос: «Вы определили свой нынешний уровень уверенности в себе как „5“. Какие некоторые из самых лучших шагов Вы могли бы совершить, чтобы поднять этот уровень на одну единицу—до „6“?». Здесь же мы задаём вопрос о том, как ты сможешь понять, что достиг результата. Это очень важный вопрос. Он поможет определить КРИТЕРИИ УСПЕХА.
Вспомните один из принципов роста и изобилия—изменения происходят постоянно, они неизбежны. Человек всегда будет к чему-то стремиться: то, о чём мечтал вчера, сегодня достигнуто и стало чем-то само собой разумеющимся—нормой, и то, к чему стремиться завтра, тоже в какой-то момент станет привычным. Вспомните себя в детстве, ваши желания, которые казались пределом мечтаний. Разве спустя 10 лет вам это было ещё интересно? Или вспомните более близкие цели, например, то, что было в прошлом году… Уверена, в новом году у вас появились новые возможности и более высокая планка развития! Поэтому очень важно определить критерии успеха, которые помогут чётко понять, что желание исполнено, проект осуществлён и дадут чувство удовлетворённости. Если не отмечать достижения, процесс реализации и работы над улучшением своей жизни может превратиться в бесконечность, в рутину.
Это как линия горизонта, ты идёшь вперёд, но линия горизонта будет постоянно где-то далеко… Помните о том, что развитие — одна из важных потребностей человека, более высокая по уровню, чем базовые потребности, но столь же необходимая для жизни и здоровья человека.
Итак, с постановкой цели разобрались. А теперь представьте, что Вы поставили перед собой конкретную цель, всё спланировали, добились её и… оказывается, это не принесло Вам удовлетворения. Такое иногда бывает. Мы думаем, что я куплю вот эту машину, я съезжу отдохнуть вот на этот курорт, я завяжу вот эти взаимоотношения…, но в результате не испытываем удовлетворения. Очень важно, чтобы поставленная цель совпадала с нашими ценностями. Тогда мы будем ощущать внутреннюю мотивацию, сможем дойти до конца, и по достижению цели будем испытывать внутреннее удовлетворение.
Поэтому коуч задаёт следующий вопрос:
— Почему для Вас это важно? Что даст вам достижение Вашей цели?
— Какие перспективы это для Вас откроет?
Принципиально важно также ответить на 2-ой вопрос—это вопрос о смысле и подлинной ЗНАЧИМОСТИ и ЦЕННОСТИ намеченного результата. Он также продемонстрирует—является ли цель истинной или нет. Если за этой целью не стоит никакой более глубокий СМЫСЛ, если это не принесёт ничего, кроме внешних результатов и клиент без всякого энтузиазма будет говорить о значимости цели стандартными, шаблонными фразами, скорее всего эта цель является иллюзией, взятым из вне представлением о том, к чему следует стремиться и что хорошо, правильно в данном окружении. Как только клиент увидел желаемый конечный результат и почувствовал вдохновение и мотивацию по его достижению, возникает 3-ий вопрос. Он касается осознания КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ, которые приведут человека к цели, ПЛАН воплощения намеченных результатов. Без знания конкретных шагов человек не сможет сдвинуться с места, и цель останется лишь мечтой, а между желаемым будущим и существующим настоящим появится разрыв, который спустя какое-то время неизменно вызовет тоску и разочарование у клиента. Как минимум надо знать самые ПРОСТЫЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ, с которых человек сможет начать действовать.
Итак, на 3-ем этапе важно определиться, какую именно последовательность действий необходимо совершить, чтобы достигнуть цели. В результате этого шага Вы должны получить конкретный план действий с конкретными сроками. Для того чтобы физически пройти путь к намеченной цели, необходимо сперва быть способным проделать этот путь мысленно—увидеть, какие конкретные действия вы будете предпринимать. Лучше всего, если это даже будет не какой-то один план, а набор альтернатив. Важно также помнить, что в процессе реализации клиент может скорректировать планы и даже сами первоначальные цели. Удостоверившись, что это так, коуч будет следовать желанию клиента.
Кто-то дал меткое определению коучингу: «Коучинг—это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков—это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытые. Открытые вопросы — это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет».
Открытые вопросы начинаются со слов:
— «Как?»,
— «Когда?»,
— «Где?»,
— «Для чего?», «Зачем?»,
— «Кто?»,
— «Что?».
Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».
Можно «открыть» вопрос ещё больше, используя множественное число:
— «Каковы могут быть способы?…», а можно даже ещё больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…».
Задание 1.
Приведите пять примеров закрытых вопросов, и переформулируйте их в открытые. Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично—либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между чёрным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по-Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые из лучших способов поднять эффективность до…?» Другое призвание открытых вопросов — это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям. Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трёх дорог, на котором накарябано: «Налево пойдешь—коня потеряешь, направо пойдешь—денег лишишься, прямо пойдешь—с жизнью расстанешься». Ключевым словом в вопросе будет слово «ещё». «Что ещё можно сделать?» Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. Можно вернуться назад. Можно поехать вообще без дороги, по полю. Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком. Можно построить воздушный шар и полететь. Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом. Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону. Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное. В таком случае можно задать вопрос: «Что ещё можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть, мы разрываем логику «или», переводя её в логику «и».
Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнесся альтернативы, например:
— А КТО ЕЩЁ МОЖЕТ С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?
— Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда ещё?»
— В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?»
— По точке приложения: «Как ещё Вы могли бы использовать своё чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?».
Задание 1.
Какие ещё способы разнесения альтернатив с целью примирения противоречий Вы можете предложить?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ:
1.Возьмите любую из своих целей. Например, стать коучем. И последовательно задайте себя каждый из 3-х основных вопросов коучинга. Ответьте на них устно или письменно. Таким образом, вы только что провели мини-сессию по работе над своей целью. Каждый день проводите такую же сессию по работе с одной из своих повседневных задач.
2. В течение ближайшей недели обращайте внимание на вопросы людей и определите, какие вопросы они задают: открытые или закрытые?
3. Когда вы сами задаёте вопрос кому-то — определите: это был закрытый или открытый вопрос. Если вы задали закрытый вопрос, переформулируйте его в открытый. Это можно сделать мысленно, не озвучивая вопроса собеседнику. Но если допускает ситуация, переформулируйте вопрос в открытый и задайте его вслух.
4. Упражнения в парах.
А) Упражнение с ЗАКРЫТЫМИ вопросами.
Договоритесь в паре, кто 1-ым будет в роли коуча, а кто-в роли клиента.
Выберите тему для общения (желательно, чтобы это была актуальная тема и задача клиента).
Ведя беседу с клиентом, задавайте только ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ, на которые клиент может ответить односложно «да» или «нет», а также вопросы, которые содержат в себе выбор вариантов «или-или». Например,
— Вам действительно важно достичь вашу цель? У Вас достаточно ресурсов для этого? Вы начнёте действовать уже сейчас или Вам ещё необходимо время всё обдумать?
Задавая ЗАКРЫТЫЕ вопросы, наблюдайте за реакцией клиента, уровнем раппорта между вами, результатами диалога с клиентом.
Дайте обратную связь друг другу. Вопросы тому, кто был в роли Клиента:
— Что вы заметили в процессе работы? Как себя чувствовали? Какие результаты и ощущения вызывали закрытые вопросы коуча?
Также определите уровень раппорта. Затем своими впечателниями делится Коуч, отвечая на те же вопросы. Поменяйтесь в парах. Время на упражнение в одну сторону: 7 мин.
В) Упражнение с ОТКРЫТЫМИ вопросами.
Проведите ту же работу в парах, как и в предыдущем занятии, только на этот раз используйте только ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ. Следите за тем, чтобы вопросы были именно открытыми, если случайно прозвучит закрытый вопрос, остановитесь и переформулируйте его в открытый.
Например:
— Почему Вам важно достичь вашу цель?
— Какие ресурсы Вам необходимы для достижения желаемого результата?
— Когда Вы будете готовы начать действовать?
Задавая ОТКРЫТЫЕ вопросы, наблюдайте за реакцией клиента, уровнем раппорта между вами, результатами диалога. Дайте обратную связь друг другу: что сейчас вы заметили в процессе работы, как себя чувствовали, какие результаты и реакции у клиента вызывали действия коуча и открытые вопросы в разговоре. Поменяйтесь в парах. Время на упражнение: 10—15 мин.
МИНИ-СЕССИЯ С 3-МЯ ВОПРОСАМИ КОУЧИНГА
Проведите в обе стороны мини коуч-сессию, используя 3 основных вопроса коучинга. Время на работу в одну сторону: 10—15 минут. Затем спросите у своего напарника (который был в роли клиента), что для него было самым ценным и полезным в этой мини-коуч-сессии. Дайте друг другу обратную связь: что вы заметили в этой работе, какие вопросы использовались, какие результаты и ощущения вызывал тот или иной вопрос. Затем поменяйтесь в парах. Следите за уровнем раппорта и уровнем слушания, и в конце дайте оценку им.
Желаю Вам успехов и прекрасных результатов!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лекции по коучингу из курса: «Профессия психолог, коуч»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других