1. книги
  2. Общая психология
  3. Евгения Белова

Лекции по коучингу из курса: «Профессия психолог, коуч»

Евгения Белова
Обложка книги

В книге представлены лекции по коучингу из курса «Профессия психолог, коуч» (восьмой учебный блок). Книга будет полезна тем, кто идёт в профессию «с нуля», и также тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов, чтобы улучшить свою жизнь (и жизнь своих близких).Описание книги:Базовый коучингКоучинг эффективностиГлубинный коучингТехники (упражнения) по коучингуВ книге вы познакомитесь с коучингом, как методом работы с психикой человека.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лекции по коучингу из курса: «Профессия психолог, коуч»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БАЗОВЫЙ КОУЧИНГ

Лекция 1. Основные особенности и принципы (фундамент) коучинга

«Как-то ранним утром один человек гулял по пляжу, любуясь прибоем, и вот он заметил нечто необычное: пляж был усеян тысячами морских звёзд, которых океанские волны выбросили умирать на солнце. А вдалеке он заметил девушку, которая по одной поднимала морские звёзды и забрасывала их обратно в море. Подойдя к ней так, чтобы его голос можно было слышать сквозь шум прибоя, мужчина сказал: „Это пустая трата времени, их здесь тысячи… Вы не сможете ничего изменить“. Девушка нагнулась, подняла очередную морскую звезду и забросила её в океан как можно дальше от берега. „Для этой морской звезды я изменила многое“, — ответила девушка, нагибаясь за следующей.»

Задание 1.

Вспомните историю из личного опыта, которая была бы созвучна с метафорой о девушке и морских звёздах. Какова её ценность в Вашей жизни?

Таким образом, действия приводят к результатам. Если действовать наилучшим образом, результат будет достигаться оптимальным образом — творчески, с удовольствием и минимальными энерго-временными затратами. Задача коуча-помочь клиенту достигать желаемые видимые результаты наилучшим способом.

Определение и философия коучинга

В переводе с английского «коучинг» означает «тренерство» или «совместное достижение». До того, как коучинг сформировался как отдельная профессия, слово coach относилось к спортивному тренеру, роль которого — помогать и вдохновлять своего подопечного полностью раскрыть свой внутренний потенциал и прийти к победе. Другое, более раннее, значение слова coach — это «дилижанс» или «вагон», предназначение которого доставить пассажира к месту назначения. Международная Федерация Коучей (МФК) — организация, задающая стандарты коучинга, даёт следующее определение коучингу как профессии:

Профессиональный коучинг — это процесс оказания профессиональных услуг, помогающих клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. Процесс коучинга позволяет клиентам углубить свои познания, улучшить эффективность и повысить качество жизни. На каждой из встреч клиент выбирает цель разговора, в то время как коуч слушает и вносит вклад в форме наблюдений и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента к действию. Коучинг ускоряет процесс продвижения клиента к его цели, помогая ему сосредоточиться на желаемом результате и открывая более широкий выбор альтернатив. В коучинге основное внимание сосредотачивается на настоящей ситуации клиента и на том, какие действия он готов предпринять, чтобы достигнуть желаемого положения вещей. Коучи признают, что достигаемые результаты являются плодом намерений, решений и действий клиента, поддерживаемых усилиями коуча и применением процесса коучинга.

Также как в спорте невозможна ситуация, когда тренер пробежит дистанцию, поставит рекорд и победит за своего подопечного, так и в коучинге коуч-профессионал помогает своему клиенту самому принимать решения, совершать действия и достигать поставленные цели. Только то, что мы сделали сами, становится нашим опытом и принадлежит нам, и только в этом случае мы легко можем применять приобретённые навыки в будущем, когда на это будет наше желание или необходимость. Так, коучинг помогает человеку становиться самостоятельным и ответственным за себя и свою жизнь.

В более широком смысле, коучинг — это стиль взаимодействия с другими людьми (и с собой), ориентированный на помощь человеку в раскрытии собственных ресурсов, а также постановке наилучших для себя целей и достижении их наиболее эффективными способами.

В зависимости от контекста, выделяют три основные сферы применения коучинга:

— Коучинг как стиль жизни;

— Коучинг как стиль управления;

— Коучинг как стиль обучения.

Задание 2.

Какое из этих направлений коучинга для Вас наиболее важно? Почему это для Вас важно?

Относительно общей «философии» коучинга Международная Федерация Коучей (ICF) декларирует следующее:

Международная Федерация Коучей ставит в основу коучинга уважение к личному и профессиональному опыту клиента, и убеждение в том, что каждый клиент является творческой, разносторонней и целостной личностью. Исходя из этого, в обязанности коуча входит:

— Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь клиент.

— Стимулировать самостоятельные открытия клиента.

— Выявлять разработанные клиентом решения и стратегии.

— Сохранять подотчётность и ответственность за клиентом.

Задание 3.

Опишите, как Вы понимаете каждый из четырёх аспектов «обязанностей» коуча. Почему это важно:

1) для коуча?

2) для клиента?

Хотя коучинг использует многие эффективные методики, применяемые в психотерапии и бизнес-консалтинге, тем не менее, он отличается и от того, и от другого. Во-первых, коучинг всегда направлен в будущее, на поиск наилучшего решения. Если он и обращается в прошлое, то только для того, чтобы найти в нём какой-то позитивный опыт, перенести и использовать его для построения лучшего будущего. Этим он отличается от психотерапии, которая традиционно уделяет много внимания анализу прошлого. Таким образом, коучинг всегда позитивен — в этом его экологичность. Коучинг не занимается решением проблем, он занимается решением задач.

Задание 4.

Приведите 3 позитивные альтернативы слову «проблема». С сегодняшнего дня начните следить за своей речью и пользоваться только этими позитивными альтернативами. Через три дня напишите, пожалуйста, что для Вас изменилось.

Другой принципиальной особенностью коучинга являются равные или партнёрские взаимоотношения между коучем и клиентом. Этим он отличается от консалтинга, где консультант занимает психологически более высокое положение, положение эксперта. Коуч верит, что никто, кроме клиента, не может быть лучшим экспертом в его ситуации, и поэтому найти наилучшее для неё решение.

Коуч не дает советов. Он структурирует и вдохновляет поиск решения самим клиентом. По просьбе клиента, он может помочь ему собрать необходимую информацию, однако выбор и принятие решения всегда остаются за клиентом.

Коучинг предполагает близкие, доверительные взаимоотношения, высокий уровень взаимного понимания. Начиная с какого-то момента, коуч и клиент начинают просто чувствовать друг друга на расстоянии. Так начинается волшебный «танец» коучинга.

Задание 5.

1) Вспомните человека в прошлом (родственник, учитель, друг и т.п.), который имел на вас сильное позитивное влияние, был для Вас авторитетом.

2) Что Вам в нём нравилось? Выпишите эти качества в список.

3) Что Вы чувствовали в его присутствии? Каким (-ой) ощущали себя рядом с ним? Выпишете в список.

Итак, перед Вами список качеств авторитетного человека и описание того, что проявлялось в Вас в его присутствии. Теперь Вы можете подумать, какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы оказывать сильное позитивное влияние на других.

Подводя итог в теме философии и определения коучинга, сведём в таблице некоторые из вещей, которые делает коуч, и которые коуч не делает.

«Невозможно помочь человеку, делая за него то, что он должен

и может делать сам».

Авраам Линкольн

Задание 6.

Отметьте для себя: что ценного Вы получили в результате освоения данной темы?

История коучинга

Коучинг — это комплексный метод, родом из спорта, бизнеса и психологии. Как и любое новое направление, коучинг вобрал в себя всё лучшее, что было достигнуто в этих областях — самые эффективные приёмы и принципы. Так, из спорта пришли техники поддержки чемпионов за счёт выделения, акцентуации их прогрессивных изменений, результатов; изменение направленности внимания — фиксация на победе, на сильных сторонах, тем самым повышалась скорость и эффективность достижения результата. Из психологии коучинг вобрал в себя самые эффективные методы НЛП, гештальт — и нейропсихологии, глубокие знания гуманистической психологии. Из бизнеса пришла наука о лидерстве, формирование стратегического системного мышления, SMART (который впервые появился и начал использоваться на курсах MBA) и др.

В 80-х годах прошлого века коучинг зародился в Америке. Тим Голви (Тимоти Гэллуэй), Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор были ключевыми фигурами этого процесса.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета Коучей (Coach University). Перед тем, как заняться коучингом он работал финансовым консультантом. Он заметил, что в основном все из его наиболее успешных клиентов нуждаются не только в консалтинге, но и в личностной поддержке профессиональной деятельности. Этот вид деятельности был им формализован, он ввёл понятие «коуч» и создал индустрию коучинга. С конца 80-х годов Томас Дж. Леонард профессионально занимался коучингом и готовил коучей. В 1994 году Томас Дж. Леонард основал Международную Федерацию коучей (International Coach Federation-ICF). Эта Федерация имеет 130 представительств по всему миру.

Джон Уитмор (John Whitmore) родился в 1937 году. Свою карьеру он начал в качестве профессионального автогонщика, выступал в команде «Форд» и в 60-х годах выиграл Британский и Европейский чемпионаты по автогонкам. Из большого спорта Джон Уитмор ушёл, решив заняться бизнесом. Он стал владельцем крупной агрокомпании, директором главного дилерского отдела Форда и главой дизайнерского бюро. В 1968 году Уитмор продал свои доли в компаниях и уехал в Швейцарию. В 1970 году он уезжает в США и начинает изучать психотерапию и психологию спорта. Затем он знакомится с Тимом Голлви и создаёт с ним компанию Inner Game Ltd. В 1978 году он вернулся в Англию и открыл там школу тенниса, лыжного спорта и гольфа, методика преподавания в этой школе базировалась на принципах «внутренней игры» Тима Голлви. Джон Уитмор, Дэвид Хэмери (олимпийский чемпион по бегу с барьерами на 400 м) и Дэвид Уитэйкер (тренер олимпийской сборной по хоккею на траве) создают консалтинговое агентство Performance Consultants, которое специализируется на коучинге и формировании командной работы в бизнесе. Выступления Джона Уитмора можно увидеть по телевидению и услышать по радио. Он выдающийся лектор, автор ряда книг по управлению корпоративного бизнеса и менеджменту. Его книга «Коучинг высокой эффективности» является одним из главных пособий по коучингу.

Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) закончил Гарвардский университет, являлся специалистом по английской литературе, был капитаном университетской теннисной команды, служил офицером ВМС США. В середине 70 — х годов вышла его книга «Внутренняя игра в теннис» («Inner Game of Tennis»), затем «Внутренняя игра в гольф» («The Inner Game of Golf»), а в 2000 году увидела свет книга «Внутренняя игра в работе» («The Inner Game of Work»). В этой книге была описана новая методология развития персонала и профессионального роста в различных областях деятельности на основе принципов спортивной игры. Под словом «внутренний» в его книгах понимается душевное состояние спортсмена. Голви утверждает, что «соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки». Автор утверждает, что если тренер (коуч) сумеет помочь спортсмену избавиться от душевных волнений, которые мешают игре или хотя бы уменьшить их, то у спортсмена проявятся неожиданные природные способности, и не будет необходимости повышать техническую нагрузку.

Т. Голви определил сущность коучинга следующим образом: коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Уже более 30 лет Тим Голви обучает целые корпорации принципам «внутренней игры» для поиска лучших путей управленческих изменений. Вот один пример из его практики применения метода коучинга в обучении игре в гольф:

Дэвид — председатель правления крупной машиностроительной компании. В гольф он играет редко, в основном с партнёрами по бизнесу. Дэвид недоволен тем, что не может бросить мяч далеко, всё время его «срезает». После рассказа Дэвида о его плохой игре, коуч кладёт мяч на лунку и просит Дэвида показать, как он бьёт по мячу. Итак, удар, и мяч полетел вправо, не достигнув отметки в 140 метров. Дэвид бьёт по мячу — и тот же результат.

Ниже приводится диалог Дэвида и коуча:

Ты ведь этого и ожидал, правда? Дэвид кивает.

— Да, у меня проблемы с координацией движений, и спортом я никогда не любил заниматься. В гольф играю лишь потому, что многие партнёры любят обсуждать деловые вопросы на поле для гольфа. Но меня не устраивает, что они видят, как я плохо играю.

Хорошо. А какой удар ты хотел бы приобрести к концу наших упражнений?

— Я хотел бы, чтобы мяч улетал за отметку 160 метров, причём достаточно прямо.

Ясно. Мне бы хотелось, чтобы ты кое-что сделал. Во-первых, перестань волноваться по поводу цели. Вообще забудь о ней. Мы поговорим об этом позднее. Сейчас я хочу, чтобы ты бросил несколько мячей и сказал мне, что ты заметил.

— Заметил что? В каком смысле?

Попробуй встать на одну ногу и полностью сосредоточиться на этой ноге. Что ты замечаешь?

— Она балансирует.

Нет, это то, что ты думаешь, то есть, концепция. А теперь скажи, что всё-таки ты замечаешь?

— Она покачивается.

Точнее.

— Нога движется из стороны в сторону.

Что-нибудь ещё?

— Да, тяжесть моего тела приходится на носок, над мячом.

А теперь ударь по мячу, и опиши свои действия. Дэвид несколько раз бьёт по мячу.

— Да, мои бёдра двигаются слишком рано. Мне об этом всегда говорит мой тренер.

Пусть тебя сейчас это не волнует. Бей ещё по мячу, и скажи, что ты заметил.

— Я чувствую, что не очень удачно коснулся последних двух мячей, и по моим ощущениям, у меня какой-то дёрганый удар.

Итак, ты заметил три вещи: движение бёдер, контакт мяча с клюшкой и «дёрганый» удар. Бей ещё раз, и скажи, что тебя больше всего волнует.

— Это подёргивание.

Ударь ещё несколько раз, но не меняй ничего. Постарайся точно сказать, в какой момент удара ты чувствуешь подёргивание. Дэвид снова делает несколько ударов клюшкой.

— При замахе снизу.

Полностью или частично?

— Во второй половине.

Отлично, бей ещё раз и скажи, где будет дёргаться.

— Очень интересно, теперь только в последней четверти.

Бей снова!

— Невероятно! Больше не дёргается!

Хорошо, а что ты теперь замечаешь? Дэвид делает несколько взмахов клюшкой и довольно улыбается.

— Теперь чувствую плавность.

Ударь ещё раз и скажи, насколько мяч был плавным по шкале 1 из 10.

— Где-то пять. Ещё один мяч.

Наверное, семь, уже гораздо лучше! Ещё мяч.

— Восемь.

И тут друг, который приехал с Дэвидом, начинает смеяться. Дэвид смотрит, куда упал мяч, и на его лице отражается удивление. Если бы он не был поглощён плавностью полёта, то давно заметил бы, что мяч всё время летит прямо, и давно уже преодолел желаемый барьер в 160 метров.

В уроке гольфа, приведённом выше, не было дано ни одной инструкции по технике, так как большинство инструкций не помогают людям учиться. Основной же задачей коуча является научить человека учиться. Содержание Внутренней Игры неуловимо, его нельзя измерить. В этом случае мы имеем дело с такими вещами как восприятие, стремление, сомнения и страхи.

Качественной работе мешают две вещи: страх и сомнение. Они подогревают внешнюю игру при попытках найти «правильный» способ делать что-либо. Из страха, сделать что-то не так, мы стараемся определить правильный путь или подход. Потом мы выполняем «правильные» действия и боимся что-то упустить, что вызывает ещё больше страха и сомнения. Множество тренеров теннисиста Ивана Лендла пытались научить его «единственно верному» удару справа. В конце концов, он сам нашёл свой способ. По последним подсчётам в мире существует пятьдесят учебных заведений, готовящих будущих коучей. В США коучинг стал популярен в конце 20 века. В 2001 году на законодательном уровне была признана сама профессия коуча.

Актуальность коучинга

Высокие скорости современной жизни делают традиционные вертикальные и иерархические структуры управления бизнесом и обществом слишком медленными. Под влиянием глобализации даже в нашей стране они постепенно сдадут свои позиции. Всё больше людей переходят к работе по контрактам и на дому.

Приверженность людей структуре, с одной стороны, и защита, предоставляемая структурой людям, с другой стороны, начинает ослабевать. Эксперты определяют суть проходящих изменений как углубляющийся переход от рационального способа бытия человека к эмоциональному. В древнеиндийских философских трактатах эмоции и всё, что с ними связано (взаимоотношения, ценности, убеждения и т.д.) — сравнивают с жидкостями. Жидкость обладает массой, объёмом, но не обладает формой. Точно также эмоции и взаимоотношения очень быстро трансформируются и перетекают из одних форм в другие. Мы все знаем, как легко разлить суп из наполненной до краёв тарелки. Небольшое движение — и суп уже на полу. Или же, достаточно бросить маленький камешек в озеро, и рябь немедленно разойдётся по всей его поверхности.

Для того чтобы управлять явлениями, принадлежащими к эмоциональной категории, требуется, во-первых, структура (русло реки в нашей аналогии), а во-вторых — задание направления движения или мотивация (уклон). В противном случае неуправляемые эмоции могут производить эффект цунами. Эта метафора хорошо объясняет суть происходящих явлений — постоянной трансформации, недостатка направленности и высоких скоростей. Всё это говорит о том, что личный коучинг станет очень нужной профессией в нашем меняющемся мире.

Коучинг:

— Эффективно работает с (само-) мотивацией и целеполаганием.

— Предоставляет эффективные структуры для организации психологических, социальных и менеджериальных процессов.

— Высвобождает гибкость и креативность, свойственную нашей эмоциональной сфере и направляет её в «мирное русло».

Задание 1.

Предложите 3 наиболее типичные и 3 какие-то особенные ситуаций в современной жизни (в деловой и/или личностной сферах), где «коучинговый» подход может очень сильно помочь. Подумайте, к каким результатам он приведёт? За счёт чего?

Специальности в коучинге

В Америке слово «коучинг» стало частым и общеупотребительным. В России и странах СНГ коучинг ещё проходит процесс позиционирования, так как о нём существуют очень ограниченные, и часто неверные представления. Специалисты с Запада рекомендуют тем, кто готовят себя к карьере профессионального коуча определиться со своей будущей специализацией. Для чего это важно? Во-первых, для установления раппорта или взаимного доверия и понимания. Если вы пришли консультировать руководителя предприятия, а сами не знаете, чем «дебет» отличается от «кредита», то даже если вы идеально владеете всеми навыками коуча, вряд ли этот руководитель согласится вам доверять. А доверие — это основа успеха процесса коучинга. Во-вторых, в реальной практике коучу часто приходится выступать в роли дополнительного источника информации по «коучируемой» задаче. Он по-прежнему не даёт советов, но может участвовать в «мозговых штурмах» на равных основаниях с клиентом. После выработки совместного списка, клиент сам выбирает приоритеты. Поэтому коуч должен иметь хотя бы общее представление о предмете коучинга и какой-то опыт в этой сфере. Когда же люди привыкнут к слову «коучинг», то чем уже будет специализация коуча, тем больше у него будет клиентов. Мэрилин Аткинсон (основатель Международного Эриксоновского Университета) рассказывает историю об одном мужчине, по профессии лайф-коуче, воспитывавшем в одиночку двух малышей. Как то прекрасным утром его посетила идея: «А не дать ли мне рекламу о том, что я оказываю услуги коучинга для одиноких отцов?!». Он сделал это, и приток клиентов увеличился вдвое. Через какое-то время его посетила ещё одна идея: «А не дать ли мне рекламу, о том, что я оказываю услуги коучинга для одиноких отцов с детьми дошкольного возраста?!». Он сделал и это, и в результате приток клиентов увеличился ещё вдвое. Таково будущее, которое нас ждёт, то, что сейчас непривычно и ново в ближайшем будущем станет чем-то само собой разумеющимся, и по поводу вспоминается анекдот:

Подходит официантка к клиенту в ресторане.

— Что закажете?

Мне, пожалуйста, «Хартенбраунгевратенштайзенгорбенстраут с сыром».

— Извините, не расслышала?! «Хартенбраунгевратенштайзенгорбенстраут» с чем?

Итак, специальности коучинга можно разделить на две широкие категории:

личный коучинг (его также называют: персональный коучинг или лайф-коучинг).

бизнес-коучинг (или корпоративный коучинг).

Конечно, на практике обе эти специализации часто пересекаются, но, по-крайней мере, по первоначальному запросу различие есть. Ниже мы приведём списки некоторых распространённых в мире специальностей коучинга, сопровождая их иногда небольшими комментариями.

БИЗНЕС-КОУЧИНГ:

— Корпоративный. Корпоративный коуч — задача: общее повышение эффективности деятельности организации.

— Коучинг высшего руководящего звена—Executive-coaching. Коуч для руководителя — это также называют «теневым коучингом», когда коуч помогает руководителю в развитии эффективных навыков в ходе его непосредственной деятельности. Он часто сопровождает руководителя, наблюдает над тем, как тот применяет новые навыки, даёт клиенту обратную связь, и участвует в выработке новых эффективных стратегий и тактик.

— Коуч для персонала—в этом случае руководитель нанимает коуча для повышения эффективности деятельности кого-то из своих ценных сотрудников.

— Коучинг организационного развития.

— Коучинг в менеджменте.

— Коучинг команд—групповой (командный) коучинг, формирование рабочих команд.

— Коучинг для совета директоров.

— Для отдела по работе с персоналом—Коучинг по HR.

— По культуре / парадигмам.

— Коучинг лидерства.

— Коучинг по качеству (Total Quality Management).

— По реинжинирингу.

— Стратегический коучинг.

Маркетинг / продажи

— Коуч по продажам.

— Коуч по связям с общественностью (PR).

— Коуч по маркетингу.

— Коуч по управлению брендом.

— Коуч по развитию бренда.

— Коуч по промоушенам.

— Коуч по ценовой стратегии.

— Коуч по развитию рынка.

— Коуч по рекламе.

— Коуч по директ-маркетингу.

— Коуч по личному маркетингу.

Малый бизнес

— Коуч по новому бизнесу.

— Коуч для предпринимателей.

— Коуч по преобразованию бизнеса.

— Коуч по недвижимости.

— Коуч по сетевому маркетингу.

— Коуч по построению деловых отношений (networking).

— Коуч по планированию и бюджетированию.

— Коуч по финансам в бизнесе.

— Коуч по развитию миссии.

— Коуч по партнёрству.

Некоммерческие организации

— Коуч по благотворительным проектам.

— Коуч по образовательным проектам.

— Коуч по сбору пожертвований (фанд-райзинг).

— Коуч политических партий.

— Коуч по формированию сообществ.

— Коучинг в сфере культурных трансформаций.

ЛИЧНЫЙ КОУЧИНГ:

Отношения

— Коуч по отношениям в браке.

— Семейный коуч.

— Коуч по поиску партнёра.

— Коуч для родителей.

— Коуч по родственным отношениям.

— Коуч по преодолению последствий развода.

— Коуч по установлению отношений.

Этапы и стили жизни

— Коуч для тех, кто хочет начать всё с начала.

— Коуч для личного преображения.

— Коуч для подростков.

— Коуч для студентов.

— Коуч для переходного периода (30—36 лет).

— Коуч для предпенсионного возраста.

— Коуч для пожилого возраста.

— Коуч для трудоголиков.

— Коуч по дизайну стиля жизни.

Качество жизни

— Коуч по физическому развитию.

— Коуч по фитнесу.

— Коуч по диете и питанию.

— Коуч для вегетарианцев.

— Коуч по отдыху.

— Коуч по путешествиям и приключениям.

— Коуч по благосостоянию.

— Коуч по рэйки / энергиям.

— Коуч по преобразованию жизни.

— Коуч по личному стилю.

— Коуч по преодолению стресса.

— Коуч по изучению языка.

— Коучинг повседневной жизни.

— Коучинг по борьбе со стрессом.

— Коучинг успеха / Коуч по достижению успеха.

— Мотивационный коучинг / Коуч по мотивации / стремлениям.

— Коуч по целям и результатам.

— Коуч по идеям и творчеству.

— Коуч по решению проблем.

— Коуч по управлению временем.

— Коуч по стратегическому планированию.

— Коуч по привлечению успеха.

— Коуч по финансам.

— Коучинг карьеры.

— Коучинг достижений.

— Коучинг в устранении проблем.

Задание 2.

Выберите из данного списка или сами создайте те специальности коучинга, в которых вы могли бы быть эффективными. Расставьте их в порядке убывания приоритетов. Выберите из них три-пять, на которых вы бы хотели сосредоточиться в первую очередь.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Фундаментальные принципы коучинга строятся на научных достижениях в областях НЛП, эриксоновской терапии и гуманистической психологии, универсальных этических принципах и здравом смысле.

Принцип роста и изобилия

Данный принцип включает в себя несколько тезисов:

— С каждым всё-ОК.

Это фундаментальный принцип коучинга, в основе которого лежит ВИДЕНИЕ того, что с человеком в целом всё в порядке, всё «Окей». То есть, не существует людей неправильных или сломанных. Люди действуют в полном соответствии с тем, каких целей они сейчас добиваются — сознательно или бессознательно. Коуч принимает человека и его поведение таким, какое оно есть, и вместе с тем видит, что человек не просто может, но и с неизбежностью будет расти. Под ростом понимается изменение в сторону большей эффективности. Мы подчеркнули здесь слово видение. Это очень важно, потому что это та система ценностей, через которую коуч буквально видит мир. Мы можем видеть стакан наполовину полным или наполовину пустым. Коуч видит в каждом так называемом «недостатке» потенциал роста, а свою функцию — увлекательным процессом совместного (с человеком) поиска и развития этого потенциала. Кто-то может возразить, а как же люди с серьёзными психическими патологиями. Они что тоже «Окей»? Да. Коуч видит, что они тоже «Окей», с той разницей, что для изменения им может потребоваться очень много времени. Может быть, не в этой жизни, как говорят те, кто верят в реинкарнацию. Процесс роста является естественным процессом, а коуч является мощным катализатором или ускорителем этого процесса. Вместе с тем коуч не всесилен, и некоторые «реакции» всё-равно идут очень медленно, поэтому коучу необходимо расставлять приоритеты. В случаях, когда внутренние психологические блоки или комплексы человека сильны, или, тем более, находятся на уровне патологии, коучу следует перенаправить его за помощью к психотерапевту или психиатру.

Задание 3.

Вспомните какого-либо человека, которого другие считают в чём-то неадекватным. Какие «ярлыки» ему «навешивают»? Теперь определите действия и ситуации, в которых его поведение оказывается неэффективным. С нейтральной точки зрения опишите, что конкретно он делает, и к каким результатам это приводит? Если это было бы среди ваших приоритетов, то какие усилия могли бы предпринять, чтобы создать для этого человека среду, стимулирующую у него желание научиться новым, более эффективным стратегиям поведения? (ВАЖНО: человек может изменить себя только сам. Мы можем лишь создать для этого благоприятное окружение и, с его согласия, предоставить дополнительную информацию). Как бы Вы назвали или определили этого человека теперь? Что Вы по этому поводу чувствуете?

— У каждого человека есть все необходимые ресурсы.

У каждого человека есть все необходимые ресурсы для того, чтобы получить то, что он действительно хочет. Среди них—самосознание (способность самостоятельно осознавать свои мысли, чувства и способности), свобода выбора, воображение (креативность), способность учиться новому, гибкость, способность любить (бескорыстно отдавать) и многое другое. Задача коуча—помочь человеку открыть для себя, осознать и воспользоваться этими ресурсами. Когда мы говорим о неэффективном поведении, то важно помнить, что любое поведение является неэффективным только в определённом контексте. Вместе с тем, каждое действие является полезным в некотором ином контексте. Как формируются привычки. Когда-то в прошлом, в определённой ситуации мы открыли для себя, что определённые действия помогают нам достигнуть наших изначально позитивных целей. Затем мы начинаем пользоваться этим методом все больше и больше. Наконец он переходит из области сознательной «компетентности» в область бессознательной «компетентности». И затем, мы начинаем уже неосознанно пользоваться этим методом, не задумываясь, где он эффективен, а где нет. Например, болезнь может изначально нести с собой позитивное намерение — привлечь тепло и внимание других или создать для нас ситуацию уединения и покоя. Когда-то мы попробовали это, может быть даже сознательно, и впоследствии этот механизм может запускаться уже автоматически в подобных ситуациях, неся с собой негативные побочные эффекты.

— За каждым действием стоит позитивное намерение.

— Человек всегда делает наилучший выбор.

Коуч верит в человека. Он верит в то, что изначально все его действия имеют позитивные намерения. И он верит в то, что в каждый момент времени человек выбирает наилучшую из доступных для него возможностей. Задача коуча не в том, чтобы заменить одну стратегию поведения на другую (вспомним — каждое действие является полезным в некотором контексте), а чтобы расширить число альтернатив. Ситуация с одной альтернативой — это тупик, «нет выхода». Ситуация с двумя альтернативами может поставить нас в ситуацию «Буриданова осла», где мы будем метаться перед выбором. Поэтому рекомендуется иметь, по меньшей мере, три альтернативных стратегии поведения, между которыми можно будет расставить приоритеты.

Задание 4.

Подумайте о какой-нибудь своей привычке, которая Вам не нравится. Какое позитивное намерение за ней стоит? В каком контексте это действие могло бы быть (относительно) полезным? Представьте, что Вы преодолели эту привычку. Как изменилась Ваша жизнь? Каким образом ведёте теперь себя в аналогичных ситуациях? Каким образом Вы обеспечиваете себе ту пользу, которую несла изначальная привычка? Теперь посмотрите на себя со стороны. Какие из универсальных внутренних способностей (перечисленных выше, и других) могли бы помочь Вам преодолеть эту привычку? Какие конкретные шаги /упражнения Вы можете предпринять, чтобы больше развить в себе эти способности (приведите 2—3).

— Люди учатся.

Важно помнить, что процесс роста занимает время. Для каждого оно индивидуально. Процесс изменения / научения проходит через четыре стадии. Первая — это стадия «неосознанной некомпетентности», когда мы не знаем, что оказывается, можно действовать по-другому, более эффективно. После этого мы переходим на стадию «осознанной некомпетентности». Приняв решение развивать в себе новые навыки, мы постепенно начинаем перемещаться в область «осознанной компетентности», когда мы прилагаем сознательные усилия, чтобы реализовывать новые стратегии поведения. И, наконец, новые стратегии входят в привычку, и мы начинаем действовать на уровне «неосознанной компетентности».

ЛЕСТНИЦА МАСТЕРСТВА

Например, при обучении игре на музыкальных инструментах вначале мы прекрасно чувствовали себя без пианино (неосознанная некомпетентность), но вот мама отводит нас в музыкальную школу. Начинается учёба — все эти гаммы, арпеджио и т. д. (осознанная некомпетентность). Наконец, мы осваиваем инструмент, и уже в состоянии играть правильно по нотам, без ошибок (осознанная компетентность). И, наконец, пальцы уже начинают сами бегать по клавишам, и мы начинаем творить, вкладывая в игру всю силу своих эмоций и воображения (неосознанная компетентность). В среднем оказывается, что для закрепления нового навыка поведения требуется около 21 дня постоянной, осознанной практики. После этого навык начинает перемещаться в область неосознанной компетентности.

И, наконец, ещё одна удивительная особенность видения коуча: «Вселенная, в которой мы живём, дружественна и изобильна». Вот это сюрприз для кого-то! Хотя, постойте… Может быть в этом что-то есть! Если учесть, что по своей изначальной цели все намерения людей позитивны, и что мы обладаем неисчерпаемыми внутренними ресурсами, и что, по всей видимости (для тех, кто верит в Бога) и Бог к нам должен относиться… как самый лучший из коучей, то… всё верно!

Задание 5.

В течение последующих 21 дней (3-х недель) практикуйте навык смотреть на мир сквозь призму принципа изобилия («Вселенная, в которой мы живём, дружественна и изобильна»). Отмечайте ситуации, когда Вам хочется видеть по-старому. Продумывайте альтернативное видение этих ситуаций. Отмечайте, как меняется ваше внутреннее эмоциональное состояние и поведение, когда Вы начинаете смотреть на ситуацию по-новому. В конце дня делайте небольшие пометки об успешном опыте.

Принцип коммуникации

Смысл этого принципа состоит в том, что мы не можем не вступить в коммуникацию. Иными словами, между любыми двумя индивидуумами, находящегося в радиусе непосредственного восприятия, постоянно происходит обмен информацией или коммуникация. Это происходит не только на сознательном уровне, но и бессознательно. Во-первых, помимо прямого слуха, зрения, ощущения и т. д. у нас постоянно действуют ещё и периферийные слух, зрение и т. д. И они постоянно считывают информацию, «загоняя» её прямо на подсознательный уровень. Подобно этому при прямой коммуникации, мы не только делаем это осознанно: в виде грамматических конструкций, жестов, но и бессознательно — через позу, интонации, микродвижения, неконтролируемые физиологические изменения (частота дыхания, интенсивность кровообмена и т.д.). Поэтому даже если вы молчите и сидите неподвижно в присутствии другого, вы всё-равно не можете не вступить в коммуникацию. Она течёт в прямом и обратном направлении как минимум на бессознательном уровне. Коммуникация происходит не только с людьми, но и с животными и другими живыми существами. Более того, коммуникация происходит даже с теми, кто находится за пределами радиуса нашего непосредственного восприятия. Ошеломляющие исследования Дункана Уоттса открыли, что любые два человека на Земле связаны цепочкой длиной не более шести звеньев. Так что информация передаётся во всех направлениях не только прямыми, но и косвенными путями — через посредников. Причём тоже не только сознательно, но и на неосознаваемом уровнях, не только вербально, но и невербально. Это к вопросу о «телепатии». Иногда в процессе общения мы получаем не ту реакцию, которую ожидаем. Возможно, мы передаём какие-то неосознанные сообщения на невербальном уровне (через позу тела, жесты, интонации и т.д.). Или же мы не учитываем способы восприятия другого человека: как относительную восприимчивость его различных органов чувств, так и призмы тех убеждений («фильтров»), через которые он воспринимает мир. Поэтому если вы не получаете ту реакцию, которую хотите, сделайте что-то другое. Это приводит нас к другому аспекту видения коуча: Нет неудач и поражений — есть только обратная связь, из которой можно научиться чему-то новому.

Задание 6.

Вспомните ситуацию, которую Вы воспринимаете как неудачу. Проанализируйте, что Вы, возможно, упустили в своих действиях, и какие из особенностей восприятия других людей вы, возможно, не учли? Какие дополнительные шаги вы можете совершить в будущем — в аналогичных, или даже отличных ситуациях, чтобы достичь лучшего результата? Отметьте, как изменилось теперь Ваше отношение к первоначальной ситуации?

В заключение отметим, что в процессе общения следует учитывать «пропускную способность» коммуникационных каналов (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние). Она ограничена, и у разных людей разная. Начать надо с того, что сознательному вниманию людей доступно только 4±1 единицы информации; это объём краткосрочной памяти в любой данный момент времени. Поэтому вместо того, чтобы сообщить десять единиц информации, лучше сообщить три-четыре, но десятью различными способами. Потом, скорость восприятия и усвоения информации тоже может различаться, и очень существенно. Причём она может различаться на аудиальном, визуальном и кинестетическом каналах. Таким образом, необходимо осознавать, что мы делаем, быть открытым к обратной связи, и корректировать свои действия. «Если что-то не работает, не делай это. Сделай что-нибудь другое».

В связи с этим практический вывод: выполняйте задания данного курса последовательно, с той скоростью, которая необходима Вам для усвоения материала и овладения навыками. Тише едешь, дальше будешь. Наша цель — не «сдать экзамен», а «научиться».

Задание 7.

Вспомните из личного опыта ситуации, где вы чувствовали перегрузку в общении с другими людьми. Каким образом Вы её ощущали — каковы были симптомы? Как это сказывалось на вашем общении с другими? Будь Вы на месте этих людей, каким образом Вы постарались передать себе самому их послание?

Принцип системности

Наше сознание, тело и внешнее окружение являются частями единой системы, развивающейся и реагирующей на основе одних и тех же голографических, кибернетических структур (из НЛП). Мы попробуем разъяснить это более простыми и понятными словами. «Система» означает, что всё в этом мире взаимосвязано. Всё, что воздействует на одну из частей системы, обязательно повлияет на всю систему в целом. Очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, которые нам хочется изменить, но мы практически ничего не можем здесь поделать — или же это лежит вне сферы нашего контроля, или у нас не хватает ресурсов. В такой ситуации мы можем начать делать шаги совершенно в другой области—сфере, где мы можем провести изменения, можем что-то сделать. И тогда, начиная с этого маленького первого шага, через какое-то время изменится вся система, открывая для нас новые возможности влиять на наши «слабые» места. Теперь «голографическая». Это означает, что каждый элемент системы хранит в себе отпечатки информации обо всей системе, и, следовательно, любом другом её элементе. То есть, по физическим телесным проявлениям и окружению можно судить о внутреннем психологическом состоянии человека, и наоборот: наша физическая активность будет накладывать отпечаток на наши мысли, эмоции и желания. Это будет происходить по тем же законам коммуникации. В «теории хаоса», описывающей варианты, динамику развития сложных систем, есть яркая метафора: «Взмах крыльев бабочки в Америке может привести к возникновению тайфуна у берегов Японии». Суть в том, что при определённых условиях психологическое состояние одного человека или группы людей может приводить к глобальным проблемам — от экологии и землетрясения, до войн и терроризма. И, наоборот, при наличии соответствующих коммуникационных навыков, по внешним признакам можно делать заключения о внутреннем состоянии человека или общества. Ничего не бывает случайно, всё зависит от наших навыков видеть эти взаимосвязи, в чём мы и будем, в некоторой степени, совершенствоваться в рамках данного курса. «Кибернетическая». Это мы уже «проходили». Это означает, что все взаимодействия — двусторонние. То есть, не только вы влияете на окружающее, но и окружающее влияет на вас — зачастую, помимо вашего сознания.

Задание 8.

Вспомните случай из своей жизни, когда Вам удавалось неожиданным образом повлиять на ход развития событий, приложив усилия или совершив изменения в, казалось бы, непосредственно не связанных с ними областях. Какова была Ваша реакция на это?

Принцип сфокусированности на поиске решения

Этот принцип гласит: для того, чтобы полностью устранить трудность, нет необходимости знать её причину и её функцию. Иллюстрация. Если мы свалились в яму, то наша насущная задача — это придумать, как из неё выбраться и сделать это. А уже потом мы можем поразмыслить, как же нас туда угораздило попасть и разобраться в причине этого события. Это значит, что объяснение проблемы и поиск решения — это два совершенно различных и несвязанных процесса (если только мы сами их не свяжем). Поэтому коуч не занимается решением проблем. Он занимается поиском решений. Принцип таков: чему больше уделяется внимание, то и развивается. В своей работе с человеком он прямо и косвенно старается направить его внимание на ресурсы и способности, и таким образом они начинают работать на него. Коуч не занимается анализом прошлого. Это часто используется в психотерапии, но не в коучинге. Коучинг ориентирован на будущее, на формулировку хорошо поставленных целей, на мотивацию и практическое достижение этих целей.

Задание 9.

Приведите примеры 3—4 проблем из различных сфер жизни. Переформулируйте их в задачи, направленных на поиск позитивного решения.

Принцип утилизации

Коучинг — это исключительно практический метод. Принцип утилизации подсказывает нам следующее:

— Принимайте и используйте реальность человека (вашего клиента).

— Принимайте то, что человек выдвигает в качестве важного и ценного.

— Поймите этого игрока и его модель мира.

— Каждая часть системы имеет ценность.

— В проблемах уже содержится их решение.

В сочетании с принципами роста и изобилия (обязательно!) принцип утилизации становится высоко этическим, экологичным и эффективным методом содействия человеку. Даже если вы сталкиваетесь с человеком с суицидальными намерениями (в реальном контексте коучинга, его следует направить к профессиональному психотерапевту!), спокойные вопросы о том, в каком месте это лучше сделать или как именно повеситься (отравиться и т.д.), могут расшевелить его творческое воображение, и с его помощью он сможет нарисовать для себя светлое будущее и обнаружить позитивные альтернативы первоначальному решению.

К той же категории утилизации относятся и три главных правила коуча:

— Если что-то работает, не пытайтесь это исправить.

— Когда поймёте, что тут работает, делайте больше того, что работает.

— Если что-то не работает, не делайте это. Делайте что-то другое!

Задание 10.

Подумайте о какой-нибудь своей жизненной ситуации, в которой вам могло бы помочь использование этих трёх правил? Как бы конкретно Вы могли бы, например, воспользоваться ими? К каким результатам это могло бы привести? Как бы вы себя после этого чувствовали?

Главными принципами коучинга, по Джону Уитмору, являются осознанность и ответственность. Осознанность — это знание и понимание того, что происходит вокруг и внутри нас. То, что мы осознаём, мы способны контролировать. То, что остаётся неосознанным может контролировать нас. Ответственность — готовность человека самостоятельно отвечать за свои слова и поступки. Взяв ответственность на себя, мы готовы прикладывать любые усилия, чтобы добиться хороших результатов. Ведь признаваться в собственной несостоятельности неприятно любому. Сочетание осознанности и ответственности может привести к наилучшему результату. Ведь зная и понимая, что происходит и что должно быть в итоге, будучи готовым нести ответственность за результат, каким бы он ни был, человек прикладывает максимальные усилия, чтобы добиться поставленной цели.

Итак, сегодня мы изучили базовые понятия, шаги, направления и принципы коучинга и выстроили ту основу, на которой строится эффективный коучинг. Теперь мы можем перейти к изучению и овладению приёмов, благодаря которым коуч создаёт пространство для изменений — пространство доверия, открытости и творчества!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ:

1. Работа в парах (в качестве «пары» выберите знакомого человека, который будет не против поучаствовать в упражнениях). Выберите какую-нибудь из реальных жизненных ролей своего собеседника (в семье, на работе, учёбе и т.д.). Дайте ей/ему десять ценных советов относительно того, что ей/ему лучше было бы делать. Попросите вашего собеседника дать вам обратную связь, в которой обозначить 1) насколько полезными были советы в его/её практической ситуации и 2) каково было внутреннее желание действительно следовать этим советам. Поменяйтесь ролями.

2. В течение последующих 21 дня тренируйтесь смотреть на себя и на мир из Принципа роста и изобилия. Понаблюдайте и проанализируйте, как убеждения этого принципа соотносятся с вашим личным опытом, реакциями и поступками. В конце каждого дня делайте небольшие пометки для себя — записывайте самые важные выводы и открытия, которые вы сделали исходя из этого принципа в течение дня. Измеряйте уровень — насколько вам удалось в течение дня находиться в соединенности с этим принципом — смотреть и действовать из принципа роста и изобилия: отмечайте уровень на шкале от 1 до 10 (где 1 — это минимум, а 10 — это максимум, когда вы полностью осознаёте и действуете из данного принципа). Ориентируйтесь на свои внутренние ощущения и отметьте средний уровень текущего дня.

Успехов в дальнейшем изучении и применении коучинга!

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я