Теория поколений. Стратегия Беби-бумеров. 1944 – 1963

Евгений Никонов, 2020

Эта книга о поколении Беби-бумеров – людях, родившихся в 1944–1963 годах, в период послевоенного всплеска рождаемости. Число Беби-бумеров увеличивается, их уже около 30 % от всего экономически активного населения России. Несмотря на зрелый возраст, они и сегодня – ваши руководители, коллеги или клиенты. Занимают ключевые посты в управлении крупными компаниями, отраслями и даже государствами, являются крупнейшей группой потребителей товаров и услуг. Оптимистичны, умеют создавать команды и достигать трудные цели. Конкурентоспособны во всем, чем занимаются. Вы узнаете, как эффективно взаимодействовать с Беби-бумерами, поймете логику их действий, ожидания, приоритеты. Разберетесь, чего делать нельзя. Представители поколения Беби-бумеров смогут осознать себя и свои действия как на работе, так и в личной жизни. Книга полезна профессионалам, работающим с людьми в разных сферах, – управлении, маркетинге, продажах, рекламе, коммуникациях, образовании, стратегическом планировании.

Оглавление

Из серии: Теория поколений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория поколений. Стратегия Беби-бумеров. 1944 – 1963 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Оптимизм, или «Эй, товарищ! Больше жизни»

Беби-бумер Людмила Ивановна жалуется: «Если почитаешь современную прессу или посмотришь телевизор — все пессимистично, как будто ничего хорошего не происходит в России. Но посмотрите, сколько изменений произошло за последнее время: у нас запустили новые производства, отстраивают города, а ощущение — что сплошная критика и негатив. Быть самокритичным, конечно, важно, но ценить успехи и верить в счастье нужно обязательно. Почему этого мало в современной жизни?!… Не знаю. Но верю, что люди всегда стремятся к хорошему и сейчас формируется новый оптимизм, когда будет выстроена новая позитивная платформа».

Что важно для Беби-бумера?

Чтобы в обществе — в компании, в городе, в стране, в мире — звучали оптимистичные сообщения. Чтобы была вера в светлое доброе будущее, в котором хочется прилагать усилия и делать большие дела. Чтобы позитивные сообщения озвучивались в прессе, про них обязательно говорили первые лица и показывали оптимистичные перспективы, чтобы об этом пели песни и снимали фильмы. Чтобы люди понимали, что стоит поддерживать, к чему стремиться.

Для Беби-бумера это правильное устремление, которое двигает человека по жизни и помогает ему пробовать новое.

Чего ждет Беби-бумер?

Счастья и радости, озвученных публично: в новостях страны и мира, в разговорах на улице и на работе, в школах и в семьях, в песнях и фильмах, в лозунгах и подведении итогов.

Почему это стало важным?

В детстве Беби-бумеров происходило множество позитивных событий в масштабах как мира, так и страны: была закончена Вторая мировая война и свергнут фашизм, страны отстраивались — поднимались города, строились заводы, осваивались новые территории. Человечество вышло в космос — и первый человек увидел Землю с орбиты ракеты. Были парадоксальные прорывные проекты, которые позволяли подумать о будущем (например, повернуть реки вспять). Это подкреплялось политическими и социальными изменениями. Контраст с пережитыми недавно страной событиями был огромен. В детстве Беби-бумеров не нужно было бороться за жизнь и бояться смерти, не надо было бояться вообще (как было у их родителей). Можно было просто жить и наслаждаться этим! В воздухе витал дух счастья, радости, оптимизма. Так это видели дети.

Оптимизм Беби-бумеров — это не индивидуальная характеристика человека. Как и среди других поколений, среди Беби-бумеров могут быть оптимисты и пессимисты. В случае поколенческой ценности речь идет о групповом восприятии мира, ожидании определенных событий, отношении к жизни.

В обществе велись преимущественно оптимистичные обсуждения: рассказывали о позитивных новостях, говорили о результатах мирной жизни, о новом строительстве, об обеспечении страны — например, о хлебе, которого теперь было достаточно для всех, о развитии школы и освоении новых земель, о том, что дети в стране растут здоровыми. Эти и другие вопросы обсуждали на съездах комсомола и партии — там тоже говорили о позитивных результатах, о больших изменениях.

Особенно важным было улучшение жизни на уровне семей: они получали лучшие условия жилья, появлялось больше продуктов и товаров, а на столе после голодных военных лет — много продуктов. Это воспринималось с оптимизмом. Дети-Беби-бумеры это видели, слышали, чувствовали, обсуждали. Для них это был системный процесс, когда жизнь улучшалась не в одной отдельно взятой семье, но и в семьях друзей.

Беби-бумеры поняли: быть оптимистом важно. Потому что без оптимизма невозможно совершать большие дела и двигаться вперед. Их герои — это люди-легенды, идеальные личности, каждый из которых был бесстрашным, обладал оптимизмом и двигался к своим целям, веря в счастье, веря в лучшее. Как Папанин, как челюскинцы, как герои фильмов «Иду на грозу»[2] (1965), «Девять дней одного года»[3] (1962).

Быть оптимистом — это общий настрой. В то время было разнообразие подвигов и проверка черт своего характера, в соответствии с которыми можно было что-то выбрать под себя, проявиться по-своему. Это проверялось напористостью, когда цели должны были достигаться по максимуму. Оптимизм важно было разделить с другими. Слова, которые при этом произносились, звучали как оптимистичные приказы-лозунги: «Разве ты не можешь? Надо! Давай! Сделай!»

В СМИ и у поэтов-песенников сформировался свой язык, который подкреплял оптимизм. Он включал такие слова, как «задор», «энтузиазм», «напор» (это проявление движения), «радость» (самого и других), «яркость», «солнце», «сила» (во всем), «смелость», «не бояться» (делать, препятствий, неудобств), «исследовать новое» (целину, высокие горы, просторы, Северный полюс).

Как в песнях, которые они пели:

«Ну-ка, солнце, ярче брызни,

Золотыми лучами обжигай!

Эй, товарищ! Больше жизни!

Поспевай, не задерживай, шагай!»

(из песни «Спортивный марш»[4], 1937).

Или в стихах, которые им читали:

«Многие парни плечисты и крепки,

Многие носят футболки и кепки.

Много в столице таких же значков.

К славному подвигу каждый готов!»

(из стихотворения «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака,

первоначальное название которого — «Двадцатилетний», 1937)

Поскольку дети-Беби-бумеры постоянно слушали новости и пели песни, они освоили эти слова и перенесли оптимистичный настрой в свою жизнь.

Что делать с этой ценностью?

Если вы Беби-бумер:

• Помните, оптимистичные новости из ваших уст могут восприниматься как хвастовство и нереалистичное восприятие действительности поколением Икс, если ваши слова не подкреплены деталями и примерами. Приведите примеры, покажите плюсы и минусы ситуации, рассмотрите ее с разных сторон.

• Объясняйте, почему вам важно слышать оптимистичные новости и цели.

• Адаптируйте новости и язык в соответствии с ценностями разных поколений, чтобы достигнуть взаимопонимания и улучшить взаимодействие.

Если вы работаете с Беби-бумерами:

• Помните, Беби-бумеры — важная целевая аудитория. Не теряйте их.

• Регулярно готовьте и рассказывайте оптимистичные новости, озвучивайте позитивные ориентиры: для себя, своей команды, своего предприятия, города, региона, страны и мира. Как устно, так и в новостных листках, в корпоративной прессе, на сайтах.

• Ставьте оптимистичные цели, а потом подводите итоги и отмечайте достижения. Озвучивайте их публично. Причем ориентируйте эти новости не только на сотрудников компании, но и шире — информируйте бывших сотрудников предприятия, выпускников организаций и университетов, жителей города.

• Пусть они тоже радуются. Кстати, это сработает не только на Беби-бумеров, но и на поколение Миллениум.

• Спокойнее относитесь к напористости Беби-бумеров. Помните, это не из вредности. Это не поучение, а реконструкция событий их детства и стиль их жизни.

• Совет Иксам: если вам сложно создать оптимистичные новости или подвести итоги в позитивном ключе самим, потому что вы считаете это «слишком сладкими новостями», хвастовством, попросите подготовить материалы Беби-бумеров или Миллениумов. Для них это привычная и понятная задача. Вам надо будет в любом случае научиться рассказывать эти новости — с удовольствием, верой, по-человечески.

Оглавление

Из серии: Теория поколений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория поколений. Стратегия Беби-бумеров. 1944 – 1963 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Художественный фильм «Иду на грозу» (по роману Д. Гранина). Режиссер С. Микаэлян, в главных ролях А. Белявский и В. Лановой, 1965.

3

Художественный фильм «Девять дней одного года». Режиссер М. Ромм, в главных ролях А. Баталов, И. Смоктуновский, Т. Лаврова, 1962.

4

Песня «Спортивный марш». Слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского, первый исполнитель — Георгий Абрамов в сопровождении Хора Всесоюзного радио, 1937.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я