Об этом не хочется говорить как бы со стороны… Почему? А вот заметил: как-то странно, даже жутко, и прямо сказать – отвратительно было когда-то рассказывать, как ты, следователь, вёл уголовное дело. Ведь ты его буквально – писал!.. Страсти. Судьбы. Решения. Что вообще вдруг происходит от одного касания пера к бумаге, пальца к клавиатуре?.. Тайна для Тайны! «– Талант – это тот, кто говорит: «Возьму и напишу!» А гений – это тот, кто… ничего не говорит!» Автора интересует прежде всего человек как таковой. Рассказы публикуются в авторской редакции. На обложке фото из личного архива автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернила в бокале. Драматическая повесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Памяти писавших
Я пишу — вижу…
И вижу, и слышу, и всё-всё ощущаю — уж что есть, то есть.
Лишь бы — реальность, по мне, самую конечную.
Разве что не вижу, как сам я… сижу вот и пишу!..
Что, что?!..
Лишь подумал — и стыдно.
Но… почему стыдно, почему?..
Говорить — да, об этом случается. При общении-то… О том, как у меня с бумагой и ручкой-то… И слушать, и читать, и повторять чужое об этом доводится. Отчего бы и нет иногда?.. То есть я о собственно писательстве всегда — только устно, устно.
Но чтобы писать… о том, как я пишу!.. Почему-то кажется нетактичным… и ещё каким-то «не»… Как — и о миге бы зачатия меня самого!.. Даже страшновато.
Однако… Мне ведь вздумалось сейчас написать всего лишь… про свою руку и про свою авторучку!
Недаром и сделалось так неуютно…
Действительно: тогда уж тут — только одни языки да одно общение.
И — опять же… Значит, это всё хоть как-то меня волнует!..
…Вот, вот!..
Сейчас пишу… Какое-то новое своеволие в руке!.. Вижу…
Сцена…
Сцена?!..
Сцена. Какие — в театре.
Каково тебе?..
Ну… прежде всего: я не боюсь!
Вижу так вижу — и скажу себе обычное: на этот раз!
Значит, нужна — при данном настрое житейском — она, сцена…
И — придётся смотреть.
Что ж, сцена, даже просто одна пустая сцена, как я понимаю, уже — говорит: а именно, что она — открыта, открыта!.. Что она сама по себе суть разоблачение.
Герои, тем более, будут, некуда теперь деваться, причастны к этому самому — к моему деятельному виденью: к писательству…
И — да, да: если хоть в какой-то мере к этому причастны — только и будут болтать!..
…Я же сию минуту — в моём взыскующем наваждении! — уже не вижу и почти не ощущаю — именно того: как вот я сейчас сижу… как шевелю рукой…
…Сцена.
Обыкновенная, по всему, комната в обыкновенной, стало быть, квартире… Стол, стулья, диван… Два окна?.. Нет — одно…
Здесь — уж не чувствуется ли озабоченность о возможном… режиссёре?!..
Но он, как всегда у меня, уже есть: режиссёр — произвол правды.
Я, бывает, пишу на колене — а замечаю написанное… когда через неделю листаю записную книжку.
Двери… Дверей — три.
Необычно! — И всё же…
Теперь — обитатели…
Та-ак… Кабинет писательский непременный… Есть ли он где-то тут?.. Вернее всего… справа…
А дверь-то — и от-кры-вается!..
Жуть!..
Вожделённая жуть…
Прозаик Николай Васильев!..
(Значит — так оно и есть!.. И таковы даже его имя и фамилия…)
Он выходит в распущенной рубашке и в домашних тапках… с всклокоченными волосами…
(Да уж вижу!)
Ему, по внешности (или как?), лет сорок…
Николай (почему-то всё-таки именно — Николай):
– — Я!..
(Подчеркнул, кстати, сейчас имя в рукописи — раз герой столь своеволен и… и раз он сам голос подал…
Кстати: для удобства — ведь мне же потом и текст править! — намечу: подчеркивать буду имена, когда герои явятся на это место, так сказать, действия впервые и когда они будут что-нибудь… ну, изрекать… Если — появятся… если — будут…)
Николай — он двигается вяло, настороженно… у него то ли забытая щетина, то ли хилая бородка… он несёт бутылку водки за горлышко… (вот как!) обращается — в пространство:
– — Я напишу роман! Он будет начинаться так: «Уж извините, я — талантливо. Современный сей роман. Ну и, конечно, о любви. О чём же и писать? Хотя — и современный…»
(Вот чьи слова?.. чей характер?..
Жизнь героя и есть жизнь героя… В присутствии его у меня даже почерк, кажется, изменился… Да и вообще речь персонажа я стал бы писать чернилами другого цвета!..)
Жена Николая Мария!.. (что ж — тут как тут!) она вбегает ловко с тарелками, рюмками, вилками… из двери, что слева… привычно размещает всё на столе — который, конечно, посредине… она в праздничном платье, сверху его кухонный передник… спрашивает торопливо, не глядя на мужа:
– — Ты сегодня чего делать будешь? Что делать будешь?..
(Свидетель я… невольный… Или — вольный?..)
Николай, не глядя на Марию, отвечает кому-то устало:
– — Нет! Я напишу пьесу. Начинается так: «На сцене лишь те предметы и лица, которые пожелал, упомянув их, автор».
Вдруг… (Вдруг — и всегда-то вдруг.)
Несколько мгновений на сцене (или: «в комнате» — как реальнее-то?..) отчётливо звучит телевизор: голос диктора передачи новостей, а именно — о внешней политике.
(Поневоле представляю я сейчас… что в комнате в этой, есть, стало быть, телевизор и что он, понятно, включён… Только — где вот он?..)
Итак: новости — лишь несколько мгновений!
(Оговариваюсь зачем-то: цитата из телепередачи прозвучала… самая корректная.)
Мария показывает пальцем прямо (на меня! — ведь я зритель-то!..) — в тот, значит, угол комнаты, где находится телевизор:
– — Я тоже когда-то могла делать шпагат!
(Та-ак… И — что?..)
Николай виновато трёт свою щеку:
– — Нет, я напишу рассказ. Начало: «Они подумали о возможном поцелуе уже после поцелуя».
Мария, всё не глядя на Николая, кивает головой понятливо:
– — Тебе надо больше есть мяса и фруктов… чтобы у меня тоже было вдохновение!
(Смотрю, смотрю!..)
Николай слабо машет ладонью:
– — Я напишу повесть: «Под лежачий талант талант не течёт»…
Мария простирает руки (опять в мою сторону):
– — Вона! Уж ладно все эти острова! Побывать бы хоть на одном-то каком-нибудь острове!
Николай — вполголоса, то есть сам себе:
– — Несомненно, я нынче в полёте… В каком-то!..
(Сами с собой — это важно, важно! — все говорят. И часто — негромко вслух.)
Николай подымает бутылку на вытянутой руке и крутит её за горлышко… потом с горечью ладонью вытирает рот.
(Жеста этого, по мне, вполне достаточно!.. Ну чтоб выразить-то…)
Мария — вполголоса сама себе:
– — Почему я так волнуюсь?..
(Речь их, героев, — быстрая, импульсивная… Что же, так оно — среди именно таких — и есть.)
Дочь их Лиза (похожая, да, на отца!) входит в ту же, что и мать, дверь… из своей, всего вероятнее, комнаты… входит вяло… подаёт Николаю, не глядя на него, яблоко… садится на диван — который в комнате чуть справа.
Лиза смотрит прямо… (я чуть смущён… но что поделать, раз тут телевизор!..) она в джинсах и в блузе… берёт с дивана пульт, нажимает кнопку за кнопкой…
(Кнопки-то у неё… А мне, однако, известно… да вот хоть по одному её выражению лица!.. что она именует пульт — «лентяйкой».)
Мгновение за мгновением чередуются отрывки передач, которые даже трудно определить…
Лиза говорит дремотно и ни к кому не обращаясь:
– — Я-а ха-чу-у носить кимоно и составлять икебану!.. Но — где?!..
Николай трёт яблоко о рубашку, нюхает его… и убирает в карман брюк… указывает пустой бутылкой прямо (и этот!):
– — Выключите эту дрянь!
(Привычно и напрасно…)
Мария любуется сервировкой стола, говорит же — с удовольствием-то — сама себе:
– — Ты зарабатывать не хочешь! Работать не хочешь!
Николай — Марии равнодушно:
– — Ты что там… где-то… говоришь?..
(Хочу не хочу — а они все прямо-таки тараторят!..)
Между прочим: в пространстве комнаты, как раз над столом, висит люстра о пяти, что ли, лампах, и на округлой стойке одной лампы…(ну не грезится же это мне!) висит мужской галстук!..
Мария — испуганно сама себе:
– — Я? Говорю?..
Вдруг несколько мгновений слышен недублированный иностранный фильм — мужские серьёзные голоса…
Это всё — посредством пульта — устраивает Лиза.
(Хорошо заметно — мне, то есть, заметно: речь героев и звук телевизора никогда не совпадают! — Это тоже для того удобства?..)
Мария — Николаю грубо:
– — Ничего я не говорю!.. Ты чо, уже — того?!..
(Ну балаболы!..)
Впрочем, слышен звонок — тот самый, разумеется, какие у входной двери.
(Эти двери — из трёх дверей средние… То есть — всем тут, как и мне, не до квартирной планировки…)
Однако — все лениво молчат…
(Опять же, известно мне: входные двери, по обычаю этого дома, в такой ситуации не заперты.)
Мгновение — реклама прокладок. (Женских, женских!..)
Мария наконец косится на Николая и внятным голосом намекает ему на его любовь к языку (это понятно и простительно…):
– — Ты про-спался или вы-спался?
Николай, однако, вдруг отчаянно говорит в пространство:
– — Главное — начать новую вещь и — не останавливаться!
Ещё звонок.
Мария — Николаю уже машинально:
– — Ты чего делать будешь? Чего делать будешь?
Николай — торопливо сам себе:
– — Все хорошие вещи пишутся сразу!
(Терплю, терплю!..)
Молодой поэт Эдуард входит широко… (ну, ему около тридцати…) он в костюме, с папкой в руке… говорит значительно и громко — сначала Николаю, здороваясь с ним за руку:
– — Друга своего я привёл. Как и обещал. Которого ты так требовал!.. Всех — приветствую… Вырубите же свой звонок совсем!
Мария — Эдуарду участливо:
– — Я его рассказы прочитала. Про-чла! Он — талантливый?
(Ой, как тут у них всё и споро, и пестро, и круто!..
Со стороны-то — будто мне и в новость.)
Николай вдруг, ни к кому не обращаясь, заговорил тоном дискуссии:
– — Я вообще не понимаю, что значит это… «со-вер-шенствоваться»!.. Совершенствоваться может только круг, чтобы быть ещё круглее!
Мария — Эдуарду озабоченно:
– — Он — интересный?
Николай продолжает тем же тоном:
– — Ведь только круг может иметь представление о… о круге.
Эдуард, глядя на Николая, недовольно вздыхает… аккуратно достаёт из папки нетолстую рукопись, церемонно подаёт её Николаю:
– — Как и предупреждал…. Перехожу на прозу!
Николай только тут… (вот когда!) ставит пустую бутылку на пол за диван… берёт же рукопись величественно:
– — Переходи.
Эдуард вскидывает левую руку вверх, трясёт ею, поправляя браслет часов, на которые, однако, не смотрит… усмехается скованно:
– — Уж что скажете…
Мария между тем подходит к зеркалу, которое возле двери, что слева… поворачивает к нему щеку — как бы для поцелуя… говорит о чём-то своём:
– — Может быть, может быть…
Лиза, не моргая и не шевелясь, отвечает ей с дивана понятливо и привередливо:
– — Ага-а!..
Эдуард, не сводя глаз со своей рукописи, — Николаю суетливо:
– — Или ты… занят?!..
Николай садится на диван, где дочь, небрежно листает рукопись:
– — Конечно.
Эдуард — завистливо:
– — И — чем?
Николай — помолчав:
– — Как всегда. Затрудняюсь выразить свои чувства.
Эдуард, сразу глянув на Марию, произнёс громко:
– — Надеюсь — к своей половине?!..
Николай — полусонно:
– — Ну не к масонам же каким-нибудь.
Мария — Эдуарду мечтательно:
– — Наш писатель снова в состоянии… нестояния!
Эдуард тотчас подходит к Марии очень близко… (в самом деле — очень близко!) вскидывает невысоко руку, трясёт браслетом:
– — Народная поэзия делает вас такой раскованной!
Мария — кокетливо:
– — Я и сама раскую любую… и — любого!
Лиза нервно играет пультом телевизора.
Мгновение слышен прогноз погоды… Мгновение — реклама дезодоранта… Мгновение — мультфильм…
(Как они, однако, тараторят!..
Заскучал?..
Да я и всегда-то наблюдал всех… со стороны!..)
Николай, откинувшись на диване и махая рукописью, — опять неожиданно и азартно:
– — А что такое мораль. Мораль — это такая ритмическая мелодия, под которую обнять тело другого пола объяснимо и допустимо…
Все молчат — и каждый, как видно, о своём…
Николай — с ещё большим энтузиазмом:
– — Мораль — такая сладкая мелодия, при которой вдруг заплакать или засмеяться не стыдно!..
Слышен звонок — тот же звонок у той же двери.
Николай, повернувшись на звук звонка, всё-таки договаривает:
– — Мораль — такая триумфальная мелодия, после которой убить себе подобного даже иной раз похвально!..
Опять звонок…
Мария — неожиданно страстно в потолок, словно во сне:
– — Ещё! Ещё! Н-ну же!..
Эдуард — вполголоса сам себе:
– — Э-э! Надо мне с нею… поконструктивнее!
Молодой прозаик Иван входит, почти крадучись… (ему, по всему, тоже около тридцати) он в тёмном свитере; спрашивает смущённо:
– — Я… ваш новый друг?.. Или хотя бы гость…
Все засмеялись. Даже Лиза. (О!..)
Мария — охотно и приветливо:
– — Мы не возражаем! Здрасьте!
Николай встаёт, говорит сам себе:
– — Вот — следующее за мною поколение!
Иван — оглянувшись на дверь:
– — Здрасьте… Здравствуйте!
Николай подходит к Ивану, кладёт ему руку с рукописью на плечо:
– — Знай, ты — дома! «Братья-писатели, в нашей судьбе…»
Эдуард — всё следя за свой рукописью:
– — «…что-то лежит роковое»!..
Мария быстро уходит и быстро приносит бутылку водки, ставит в центр стола:
– — Садитесь! Прошу садиться!
Все расселись. Кроме Лизы.
Известная заминка…
Эдуард — тоном рекомендации, указывая вытянутой рукой на Ивана:
– — Кстати. Всё умеет делать: строить, колотить!..
Иван — уже спокойно:
– — Да.
Все смеются. Кроме Лизы.
Мария вдруг встала, медленно и наглядно сняла с себя кухонный передник, бросила его на свой стул, села…
Николай указывает рукопись в сторону — в ту же, прямо:
– — Выключите же эту!.. эту!..
Мария — Лизе с привычным, по всему, укором:
– — Лизавета!..
Мгновение — по воле Лизы — чередуются отрывки каких-то передач.
Мария — Лизе:
– — Ты скажешь хоть слово?..
Лиза демонстративно усаживается на диване, поджав под себя ноги:
– — Ска-ажу! Не ска-ажу!
Эдуард — находчиво и покровительственно:
– — Господа, я… собрал вас… неужели всех?!..
Все смеются.
Николай, сунув рукопись под мышку, по-командирски открывает бутылку, звенит ею о рюмки… (достаточно и этого звука!) говорит с пафосом:
– — Он пишет прозу молодую, восторженную, благодарную Богу за дар!
Все почему-то оглядываются на Лизу…
(Мне — всё равно… в некоторой степени… так что я, опять же, не слышу известного бульканья!..)
Все, наконец, смотрят на Ивана.
Николай добавляет скромно:
– — А ведь это был тост…
Все охотно подымают стопки, чокаются.
(Для меня означает — и выпивают.)
Стук вилок о тарелки. (Означает…)
Все, однако, опять смотрят на Ивана.
Иван — стараясь держаться достойно:
– — Я однажды начал было рассказ: «Родня вся дома — и орут». И вижу — всё сказано.
Все захохотали. Кроме Лизы.
Николай — ободрённо и активно:
– — И я!.. и у меня!..
Мария — Ивану активно:
– — А о чём вы пишите?
Иван — спокойно:
– — О том, как умею писать.
Мария — довольная:
– — Ха! А-а… о ком вы пишете?
Иван — машинально оттягивая пальцем ворот свитера:
– — О том, кто пишет.
Ещё замечаю: между входной дверью и дверью в кабинет имеется картина Левитана «Над вечным покоем» — и имеется криво!..
Мария — увлекаясь:
– — То есть… то есть…
Все смеются.
Мария — догадавшись:
– — О себе?!..
Николай кивает восторженно Лизе.
Лиза, не глядя на него, крутит головой, смотрит всё туда же — прямо.
Николай, наливая как бы между прочим, интонацией предлагает своё начало рассказа — экспромтом:
– — «Прилетели на Марс. Только сели. Ещё дух не перевели. Вдруг — стук в дверь!.. — Николай отчётливо постучал по столу. — Снаружи-то аппарата. Астронавты переглянулись: «Кто… тут?.. Кто ещё тут?!.. А?!.. Кто бы это?..»
Мария, в полной тишине, вдруг словно бы отвечает — и тут же зажимает ладошкой рот:
– — Иди вагоны разгружай!..
Все промолчали — под предлогом глотков…
Расселись (как принято выражаться — «повторив»), чуть свободнее.
Иван призывно выпрямился, глянул по сторонам и — опять же тоном какого-то начала:
– — «В комнате — ни пишущей машинки, ни портрета классика»!
Все всё-таки засмеялись…
Эдуард тоже выпрямился, потряс браслетом, произнёс, будто диктуя, раздражённо и громко:
– — А я псевдоним взял по имени дочки: Асин. Ну и, как знаете, кто-то добавил впереди… две этакие буковки!..
Все осведомлённо закивали.
Мария же — гадательно, негромко:
– — Бласин?.. Блясин?..
Все смеются.
Мария горделиво оправдывается:
– — Я тоже рисовала плакаты. В школе. Печатными буквами.
(Тараторят и тараторят…)
Эдуард — инициативно, уводя разговор куда-то:
– — Есть такое — социальный заказ!
Иван на это — то ли возражая, то ли сам себе:
– — В искусстве «как» и есть «что».
Николай морщится от цитат и, прерывая всех, — ни с того ни с сего гневно в пространство:
– — Были у него… жена, ребёнок, квартира, работа!.. А он стишки с молодости, как водится, пописывал. И вот его в газете и напечатали! — На беду, на беду!.. Да ещё и в областной, да ещё и не раз, да ещё и заплатили… Ну! — Он купил костюм-тройку, машинку — беда! — и стал ухаживать за поэтессами. Что ж, жена прогнала его обратно к матери, подала на развод!.. И началось: он всё что-то стучит, мать всё чего-то бурчит… Или соберутся у него такие же и — «по красному»!.. Даже кто не пишет — меж собой: «Идём на Виляева!»… Ну напечатали ещё раз… Дальше-то что?!.. Подался он в другой город, к друзьям, что ли… Несколько лет тому… И слышу недавно — случайно, случайно! — помер там, помер!..
Все молчат неумело…
Эдуард вскидывает руку.
Иван оттягивает пальцем ворот свитера.
Мария поерзала непоседливо:
– — Лиза!
Лиза — не шевелясь и нарочито тихо:
– — Я — здесь.
Эдуард — искушённо и будто продолжая специальный разговор:
– — Надо видеть своего читателя!
Иван — тихо:
– — Надо подняться над материалом.
Николай снова брезгливо морщится, крутит головой с всклокоченными волосами…
Все вдруг скованно повторяются поочерёдно, словно совершая какую-то перекличку — скороговоркой и чуть испуганно:
Мария:
– — Лиза!
Лиза:
– — Я здесь.
Эдуард:
– — Лишь бы записать — потом выстроить.
Иван:
– — Лишь бы искренно.
Молчание опять…
Но… что это?!..
(Ещё раз спроси!)
Что, что это?!..
(Да чего уж спрашивать…)
Дух… прозаика… Ни-ко-ла-я Васильева!.. (или кто?!..) подымается медленно… откуда-то из-за стола!..
(Я — не сплю?..
Готов, значит, к этому был!..
К реальности-то… которая — конечная…)
Глаза его, Духа, — вытаращены!.. Ладони — обхватили голову!..
Дух Николая — это ещё один Николай… но он не просто очень похож на Николая, а именно — страшно похож… Тот же Николай ростом, сложением и лицом… но черты его лица — обострены, усугублены… движения те же, но — то ускорены, то замедлены… одежда та же, брюки и рубашка, но — свободнее, словно велики размера на два…
(Пишу — вижу… Пишу — вижу…
Впрочем… я же сам… взывал и призывал!..)
Николай — между тем — нервно встал… горестно сел…
Все тревожно и стыдливо переглянулись…
Дух Николая… стоит вплотную за столом… нависая чуть даже над ним… обхватив голову, выставив локти вперёд… кричит плаксиво — голосом, пугающе похожим на голос Николая:
– — Я!.. родителям!.. посвятил!.. мою первую книгу!.. а родители мои родные прочитали мою книгу, да и говорят мне: «Хорошую ты книжку, Коля, написал, но когда же ты по специальности-то устроишься?»!..
(Так вот для чего в этот раз — сцена!..)
Николай вдруг хватается за бутылку!
Мария — ему с вежливым укором:
– — Николай Михайлович!..
Николай бутылку громко ставит.
Дух Николая указывает обеими ладонями в упор на Николая:
– — Так он — я! — думает сейчас. Хотя и не знает вполне, что он сейчас так думает!
Само собой разумеется (почему-то разумеется!) — дух героя не способен касаться самого этого героя, ни кого-то другого.
(Хотя иной раз, может, и хотел бы!..
Правда, правда… Я всегда, может — с самого детства, знал… ощущал… что всё видимое, если — человеческое, окружено чем-то невидимым, тоже человеческим… Притом вокруг каждого — это самое невидимое своё, своё…
Признаюсь ещё… Я к этому так и не привык… И — можно ли?..
И — нужно ли?!..)
Иван — сам себе:
– — Как бы покурить!.. Что же они все тут не курят?..
Мария встаёт, подходит к зеркалу, подставляет ему щеку… садится и весело сама подымает рюмку:
– — Так и быть, погнали гусей!
Николай — тут как тут.
Все подымают рюмки.
(Вот! — Как можно жить — не зная, не ведая?!..)
Дух Николая одной рукой опять берётся за голову, другой — всё указывает на Николая:
– — Некуда мне — как зачастую повторяю — пойти!
Мария — привередливо:
– — А тост?!.. Мужчины!
Все смотрят на Ивана.
Иван — стараясь раскованно:
– — Теперь — за хозяйку!.. Э-э… За хозяев… За хозяйку!..
Все чокаются и — в один голос намекающе:
– — О-о-о!..
Николай — сам себе:
– — Пусть думаю, он с дочкой сойдётся… может, поженятся!.. Уж талантливый — так талантливый!
(Нет!.. Все ощущают… наверно… хоть в какой-то мере…)
Дух Николая прошёлся по комнате, копируя жесты Николая пародийно; говорит умудрённо и чётко:
– — Не-ет! Не о том ты думаешь… не о том я думаю… Я вижу, прежде всего, что парень этот — деревенский, спокойный, надёжный. Главное — здоровый! Дочка моя избалованная — так потом ему, в случае чего, можно будет ему сказать, мол, что ж ты за мужик, с бабой совладать не в силах!.. А что он пишет нехудо — так хоть бы и совсем не писал: лишь бы семя его было чистое!..
Мария — виновато оглядывая стол:
– — На свадьбу, помню, нам сервиз подарили, так из шести чашек осталась две!..
Иван — сам себе:
– — А у меня дома — ужас! — их шести стопок осталось одна…
(Чего же ещё и ждать…
Но — чего-то опять жду!..)
Дух Лизы!.. вдруг выскакивает!.. из-за спинки дивана!.. (пошло дело…) перемахивает через спинку, садится рядом с Лизой, так же подобрав ноги!..
(Сцена — это… это аквариум прозрачный: всякая живность видна — подлинная.)
Дух Лизы — та же Лиза, но — не две капли, похож не просто, а — страшно: одет в джинсы и блузу, которые очевидно ему велики; движения его — угловатые.
Дух Лизы подпрыгивает на диване, кивает на Лизу, пародийно копируя её жесты; голос его — визгливый:
– — Дура! И не знает об этом! И — знаю об этом! А думает — так, думаю — так: па-апочка, зачем меня сдаёшь?!.. Меня! Вот ещё!.. Скорей! Скорей бы!.. Не хочу, не хочу!.. Нет, скорей, скорей!.. — Вдруг он срывается с дивана, подскакивает к столу, в упор таращится на Ивана — Он — дурак!.. Но он, наверно, опытный!.. Но мама — дура! Поэтому папа — дурак!.. Лучше всего — в первый раз!.. Нет, лучше всего — опыт!..
Духи людей говорят отчётливее самих людей.
(Даже можно бы объяснить, почему…
Главное же — какая возможность теперь для меня, для пишущего…
Сам-то хоть лукавь. — Какая возможность — мне!.. в жизни — моей!.. жить осведомлённо, проникновенно!..)
Мария, косясь на Ивана, — сама себе:
– — Это, допустим, мой… зять!..
Дух Николая — он, между прочим, брезгливо сторонится духа Лизы… встаёт, как бы прячась, за спиной Николая, говорит теперь спокойнее, но всё-таки нервно:
– — Все спрашивают меня при встрече: как жизнь, как дела?.. Хотя ведь, бестолочи, знают, что я — писатель! Что я — пишу! Так и топайте в библиотеку или в магазин, берите мои книги — и читайте! О том, какое у меня настроение-то! И состояние. А то ведь — будто я пишу не о себе, а о ком-то! Или вру о себе. Любой вопрос ко мне обо мне суть оскорбление! Вот ещё — буду я о себе скрывать или врать! Вот ещё — буду я писать о ком-то!.. И я — всё думаю и думаю, что обо мне все так думают. И — бо-ле-ю этим!..
Дух Лизы — единственный тут герой, слышащий Духа Николая, — со скукой помахивает ладонями: мол, говори, говори…
Когда духи молчат, они всё-таки пребывают… (это, право, даже как бы навязчивое видение!..) в постоянном движении: то как в замедленном кадре кино, то — как в бешенном, притом каждый — в движении, характером именно для него.
Мария вдруг захохотала:
– — Моя знакомая работает в киоске газетном. Покупатели спрашивают — она отвечает: это — хорошая газета, это — плохой журнал!.. Все и слушают. А у неё… за шторой… любовник сидит!.. Невидимый-то! И ей знай диктует!
Все смеются. Кроме, опять же, Лизы. И ещё — Николая, который теперь смотрит в рукопись.
Эдуард трясёт рукой…
Иван оттягивает ворот…
(Знаков! Знаков восклицания мне!..
Но ведь я и всегда-то всё это ощущал… не зная никаких знаков.)
Дух поэта Эдуарда!.. влетает в комнату, горбясь и падая, — будто его во входную дверь втолкнули!..
Дух Эдуарда — так же: страшно похож на самого Эдуарда, одет тоже объёмно.
(Всё так просто…
Потому что — не всё так просто!..)
Дух Николая и Дух Лизы — таращатся на него.
Дух Эдуарда чуть не сбивает стол, машет руками перед Николаем, словно ощупывает его вокруг, говорит голосом глухим, воющим:
– — Он!.. мою!.. ру-ко-пись!.. за столом!.. пьяный!.. при всех!.. И даже видно: не каждое моё слово, не каждую мою строку читает!..
Оказывается, у всех духов есть ещё и такая страсть — время от времени, даже молча, небрежно копировать жесты героев: это, конечно, от досады, что герои их не видят… (Наверно!)
Эдуард напоминает Ивану машинально:
– — Надо — так!
Иван пародирует, намекая ему на своё:
– — Надо — так!
(И всё — тараторят, тараторят!..)
Дух Эдуарда только тут увидел Духа Николая, ещё больше согнулся, сказал же — ему, Николаю, и — с расстановкой:
– — Умирают обычно ранним утром!..
Дух Николая, не подымая головы, — Духу Эдуарда спокойно:
– — Ты даже не вошь, а зуд от воши.
Духи (это, при их свободе, даже странно) так и не касаются друг друга.
(Они, наверно, ещё успеют — в Вечности-то!..)
Эдуард неволится что-то рассказать:
– — Сейчас моя очередь!.. Впрочем — я без настроения…
Николай, всё читая, кивает на Ивана — сам себе:
– — Главное — душевный. Я давно слежу. Этот — не Эдька.
Лиза на диване — сама себе:
– — Чего они там бормочут?!.. А ещё — компания!
Дух Лизы прыгает на диване:
– — Папочка! Мамочка! Вы ничего не знаете! Вы всё знаете! Таблетки, резинки у меня всегда с собой!
Дух Эдуарда подходит к Николаю высокомерно, говорит и отчаянно, и ехидно:
– — Он пишет как Шекспир. А я… как внучатый племянник… Шекспи-ира!..
Эдуард засмеялся нервно:
– — Впрочем!.. Начал я на той неделе читать «Бесов». Почитал — и бросил. Не сумел осилить.
Все смеются как смеются на очередную шутку.
Дух Николая встаёт опять над столом:
– — Я говорю другу своему, мол, ты теперь в бизнесе, сделай мне хоть вот такую сумму, книжку издадим, я твоё имя увековечу на ней в истории, а друг-то мне и говорит: «А ты постой пока сторожем на воротах в нашей фирме, а там увидим».
Николай — непоседливо:
– — Хорошо ещё, что я теперь не курю!..
Мгновение — песня на иностранном языке.
Эдуард — Николаю словно бы безучастно:
– — Хорошо?..
Дух Николая продолжает своё:
– — Ладно бы друг мой сам был в прошлом сторож али дворник. Но ведь мы университет вместе оканчивали. У него библиотека домашняя втрое больше моей!
Мария — неуёмно:
– — Мальчики, я — девочка!
Дух Николая пытается остановить её жестом:
– — А книгу-то очередную не подари ему — друг тот обидится!
Николай — вдруг ни с того, ни с сего:
– — Ведь токарь точит детали на заводе — и не дарит же их своим друзьям по штуке!
Мария — капризно:
– — Коля! Хватит критиковать!
Все смеются словно шутке.
Дух Николая — неугомонно:
– — Ещё мой друг — тот сидел в изоляторе больше года! Выпустили. Я ему: расскажи — напишу. И он мне — как там всё. Я написал. Напечатали. Отец его прочитал и, якобы, сказал ему: «Ну, теперь посадят и тебя, и Васильева!» Я гонорар получил, говорю другу прямо: ты сидел, я сажал, бери, дескать, половину. А он — и взял!.. Хотя ведь я его судьбу отлил в нетленное — и ему бы мне заплатить-то!.. Не зря, видать, он-то и сидел!..
Эдуард — сам себе:
– — Все — молчат!..
Иван — сам себе:
– — А что, у них повадно…
(Пишу — вижу…
И что же вижу!
Люди — они так и устроены. Одно — говорят вслух, себе и всем. Другое — только себе, боятся сказать всем. Третье — боятся сказать даже самим себе!..
Так только лишь это и надо мне всегда видеть!..)
Дух Николая — как заведённый:
– — Меня задержали «за появление». То да сё — бумага в газету о штрафе. А редактор — которому я лет десять все свои рассказы новые отдаю! — мне: «Ты газету позоришь!»
Мария — неутомимо:
– — Ну, кто запоёт?!..
Все смущённо переглядываются… Хотя и запьянели…
Эдуард вдруг подымается, говорит Николаю и Марии:
– — Извиняюсь! Хочу ему кое-что договорить.
Отводит Ивана в сторону.
Духи зашевелились особенно настороженно…
Эдуард Ивану, в углу комнаты, негромко и тоном всегдашней темы:
– — По-че-му ты не женишься?
Иван — улыбаясь:
– — Ты опять за своё!
Эдуард:
– — У моей жены — прекрасная подруга!
Иван успокаивает:
– — Значит — счастлива!
Эдуард — азартно:
– — Дружили бы семьями!
Иван — утомлённо и извинительно:
– — Не хо-чу!
Эдуард, после паузы, — зло:
– — Но я-то — женился!
Иван — строго:
– — Но я — не хочу!
Эдуард — напористо:
– — Но ведь все-то — женятся!
Иван, после паузы, — гневно:
– — Так потому и писатель-то — я, а не все!
Эдуард и Иван продолжительно смотрят друг другу в глаза…
Мгновение слышен репортаж о заготовке картофеля.
(Мои герои — говорят и говорят…
«Мои»!..
А сам-то я, небось, больше смотрю — да, на их духов…
Как они… отвратительны…
Как… восхитительны…
Какие они — притягательные!
Вот-вот-вот. — Неотвязны, неизбывны…)
Между тем…
Мария и Николай о чём-то спорят, кивая на бутылку.
Дух Эдуарда ходит вокруг Эдуарда и Ивана.
Дух Николая безучастно бродит.
Словом, духи явно томятся, что недосягаемы друг для друга. (Пока-то!..)
Лиза сидит на диване теперь нога на ногу, говорит сама себе:
– — Что вы ко мне все пристали!.. Я читаю только — зарубежную, притом — фантастику!
Дух Лизы сидит рядом с Лизой тоже нога на ногу:
– — Ведь не может же быть так, что в одном городе со мною есть кто-то умнее меня! Значит — и не могу зря тратить время!.. А как думать иначе? — Не хочу и знать, как можно думать иначе!
Эдуард и Иван возвращаются к столу молчаливые.
Мария, глядя на них, озабоченно напевает:
– — «Не могу я тебе в день рожде-ения!»… А?!… Или — могу?!..
Эдуард расчётливо молчит…
Иван, чтобы не молчать, заговорил:
– — На семинаре на одном… литературном… обо мне стали говорить… одобрительное, да… И у меня, чувствую, иголочки щёки закололи… А это я — покраснел!.. Да… А почему? — От стыда? — Нет!.. Если честно — от возмущения! Унижение, значит, ощутил… Мне не надо… э-э… отметок. Мне нужна лишь — оценка. И только. Я просто писал — и вознаграждён уже!
Все застыли от некоего непонимания…
Все духи медленно сошлись к Ивану, в том числе и Дух Лизы.
Эдуард — тихо среди тишины:
– — Ну вот, у тебя и язычок прорезался…
Николай, глядя на Ивана, — задумчиво сам себе:
– — Меня тоже, молодого, на совещания разные посылали. И тоже хвалили…
Дух Николая перебивает Николая:
– — Я вернулся — бахвалюсь. Прославился! А писатели здешние мне однажды: «А могли бы и не посылать!»…
Николай крутит головой, всё глядя на Ивана, и — сам себе:
– — Но вот так, как он, об этом я пока не думал…
Дух прозаика Ивана (его, его!) входит, из средних дверей, спокойно; похож на Ивана страшно, одет свободно; подходит к столу, спрашивает Эдуарда чётким голосом, с расстановкой:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернила в бокале. Драматическая повесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других