У этой книги интересная история. Когда-то я работал в самом главном нашем университете на кафедре истории русской литературы лаборантом. Это была бестолковая работа, не сказать, чтобы трудная, но суетливая и многообразная. И методички печатать, и протоколы заседания кафедры, и конференции готовить и много чего еще. В то время встречались еще профессора, которые, когда дискетка не вставлялась в комп добровольно, вбивали ее туда словарем Даля. Так что порой приходилось работать просто "машинистом". Вечерами, чтобы оторваться, я писал "Университетские истории", которые в первой версии назывались "Маразматические истории" и были жанром сильно похожи на известные истории Хармса. Несколько лет назад я решил их пересмотреть, чтобы проверить, нельзя ли из них извлечь что-нибудь полезное. Стал читать те истории, о которых сохранил самые добрые воспоминания и внезапно обнаружил, что они очень глупые и мелкие. Из сотни историй мне максимум понравились две-три, а остальное все было очень так себе. Видимо, сквозила мелкая злобность аспиранта, которому кажется, что он один работает за всех. Я стал их переписывать заново, постепенно выкладывая у себя на странице в сети, и вдруг внезапно пошло. Я увлекся. Персонажи приобрели новые характеры, переоформились. В общем, все теперь выглядит так, как выглядит. Истории продолжают постоянно писаться и добавляться. Выкладываться будут по вторникам и пятницам. Запасы историй большие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Университетские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
СПЕЦИАЛИСТ ПО ШЕВЧЕНКО
Однажды на кафедру приехал доцент Олексiй Максимов, специалист по Тарасу Шевченко. Он говорил только по-украински и требовал себе переводчика. Стали профессора спорить, умеет Олексiй Максимов говорить по-русски или нет.
— Да всё он прекрасно умеет! — говорит профессор Львовский. — Я по его глазам вижу, что он меня понимает. Это я как славист говорю.
— А я помню его лет десять назад на конференциях. Он тогда был Лешка Максимов, первейший мой друган! Булгаковым занимался, «Белой гвардией». Но потом чего-то на Шевченко перескочил, — огорчается доцент Воздвиженский.
— А вот, интересно, если он ночью палец дверью прищемит, на каком языке он ругаться будет: на русском или на украинском? — ехидничает Югов.
— Нет, — огорчается Воздвиженский. — Боюсь, что тоже на украинском. Я по глазам вижу, что Лёха окончательно перековался. Если Сидорчук, или Колесник, или Кац — те нормально, всегда по-русски говорят, хоть дома, хоть на работе, а вот если Иванов или Тарасов, у тех психика не выдерживает.
Так бы и спорили до бесконечности, но тут Маргарита Михайловна, ответственный секретарь, случайно помогла. У нее на шкафу конфеты были припрятаны, которые студенты на зачеты натаскали. Много конфет, коробок пятьдесят. И потому к этому шкафу даже на два метра подходить было опасно: Маргарита Михайловна воевать начинала. Все на кафедре это знали, а Олексiй Максимов все-таки человек новый. И вот он закинул на шкаф свою шапку, а как стал ее доставать, коробки и посыпались.
Маргарита Михайловна услышала звук и как подскочит. Схватила двумя руками словарь Ожегова, издание второе, дополненное, и ну за Олексiем гоняться. Размахивает словарем, совсем себя не помнит. А Олексiй Максимов даже и защищаться толком не может, только вокруг стола бегает и кричит:
— Спасите! Уберите ее от меня, а то я за себя не отвечаю!
Так и вспомнил русский язык. Потом с Воздвиженским до третьего часа ночи на кафедре водку пили, там потихоньку и заночевали. В университете пить было нельзя, но охрана там нормальная. Пить нельзя, но если культурно, то немножко можно.
— Чего ты мою водку наливаешь? Ты свою горилку наливай! — говорил Воздвиженский.
— Вiдчепися, москаль! — отвечал Олексiй Максимов и плакал.
ПУШКИН И ДАНТЕС
Однажды один ученый изобрел машину времени и вытащил Пушкина из прошлого за три секунды до того, как Дантес его ранил.
Разгоряченный Пушкин в бой так и рвется, пистолетом размахивает и требует, чтобы изобретатель его назад вернул. А у того как назло машина испортилось. Пришлось оставить Пушкина в настоящем.
Бродит Пушкин по Москве, впечатлений набирается, к лифтам и автомобилям привыкает. Стал было по издательствам ходить, но там не поверили, что он Пушкин и говорят ему: «Хватит у классиков списывать. Идите еще потренируйтесь, наработайте свою стилистику!» Расстроился Пушкин, стал работу искать. Хорошо, что он французский в совершенстве знал. Устроился в МИД.
Мидовцев обычно из ромгерма набирают. И много там таких, у кого французский язык — третий. Английский и немецкий они нормально знают, а французский не особо. Первые годы чаще пальцем показывают и говорят «пардон». Но французы — народ понимающий. «Политика, мадмуазель, это такая грязь! Но вы не волнуйтесь, мы сами все слова напишем, а вы только подпишитесь, что ознакомлены!» А тут Пушкин им всю политику испортил, потому что, оказалось, французы какую-нибудь хитрость напишут, типа им русские денег должны, а наши только подписываются. А Пушкин им говорит: «нет, вы свои глупости сотрите, а просто напишите: «Дантес — хам!» и хватит с вас. В общем, очень Пушкина в МИДе ценили, платили ему зарплату и даже поселили его в служебном семейном общежитии в Одинцово.
Однажды Пушкин услышал, что доцент Югов его творчеством занимается, заинтересовался и решил его навестить. А для начала, чтобы не быть узнанным, сбрил бакенбарды, очки темные надел и пришел к Югову. Видит, Югов сидит у окошка в 918 аудитории, ножку на ножку закинул и на закат грустит.
Увидел он Пушкина, от окошка отвернулся и спрашивает:
— Вы ко мне по какому вопросу?
— Экзамен сдавать! — говорит Пушкин.
— А почему я вас на лекциях не видел?
— Я болел, — отвечает Пушкин.
— Бедняжка! — сочувствует Югов. — Ну так и быть: я у вас приму. Тяните билет!
Вытянул Пушкин билет и читает на билете: «Творчество А.С.Пушкина». «Ну, думает, это пустяки. О себе-то я много чего рассказать могу».
Сел он перед Юговым, а тот спрашивает:
— Какова периодизация творчества поэта?
Пушкин от неожиданности растерялся и бормочет:
— Ну, так сразу и не скажешь. Помню, еще когда-то в детстве нянюшка…
— Неправильно! — обрывает его Югов. — Вы, юноша, демагогией занимаетесь, а надо все точно знать! Существует лицейский период, есть вольный, гражданский, романтический, затем Болдинская осень и зрелая лирика. Каждый из периодов в свою очередь делится на три подпериода. Ну-ка какие подпериоды лицейского?
Тут Пушкин совсем в замешательство пришел. У него всегда с датами напряженно было.
— И этого вы не знаете! — морщится Югов. — А кто у Пушкина был дедушка, это вам известно?
Пушкин обрадовался, что сумеет хотя бы на один вопрос правильно ответить, но только он рот открыл, как доцент его перебивает:
— Его дедушка был Ганнибал! Повторяю по слогам: Ган-ни-бал!
— Я знал! — сердится Пушкин.
— Ничего ты не знал, не знал, не знал! — дразнится Югов. — Ты небось даже не помнишь, как его по имени-отчеству звали!
— Абрам Петрович! — выпал Пушкин, пока Югов его снова не перебил. Да только доцент ему опять язык показывает:
— А вот и нет. Не Абрам Петрович, а Александр Сергеевич! Я не про деда, а про самого поэта спрашивал!
Понурился Пушкин, понял, что снова впросак попал. А доцент Югов завелся, вскочил, стал ногами топать и на него кричать:
— Ты совсем неподготовленный пришел! А все потому, что на мои лекции не ходил! Противный! Не буду тебя больше спрашивать! Давай свою зачетку!
Схватил со стола зачетку и, к удивлению Пушкина, поставил ему жирную пятерку.
— Имей в виду, — говорит Югов, — я тебе ее не за знания поставил. Просто у меня принцип такой: я всем пятерки ставлю, чтобы они не пересдачу не приходили! У меня здоровья не хватит ваши пересдачи принимать! Брысь отсюда и не нервируй меня больше!
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТИ
У доцента Мымрина были очень творческие дети. А творческие дети отличаются от нетворческих тем, что обычно до десяти лет не умеют завязывать шнурки, читать, писать, нос вытирать, вообще ничего.
И вот серым утром понедельника сонный Мымрин думает о чем-то своем и дети думают о чем-то своем и слушают аудиокниги в наушниках. А за окном идет дождь, и снег, и ворона сидит на проводах.
Мымрин возьмет какого-нибудь сына, наденет на него одни трусы, потом другие трусы, потом третьи трусы и так пока трусы в доме вообще на закончатся. Потом погладит по головке и скажет:
ФЕНЕЧКА
Аспирант Костя Бобров мечтал влюбиться. И чтобы ему родили дочку, а он назвал бы ее Фенечка. Когда какая-нибудь девушка начинала ему нравиться, он приходил к ней на страницу вконтакте и тщательно проверял, не цитирует ли она где-нибудь Иосифа Бродского или Ричарда Баха. И если оказывалось, что цитирует, Костя говорил с тоской:
— Эх! Опять плакала моя Фенечка!
ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ!
Доцент Мымрин был очень необязательный. Например, лекция у него стоит в десять тридцать, а он придет в одиннадцать пятнадцать. Староста курса Лена ему звонит в тревоге, а Мымрин ей:
— Лена, вы там меня не выдавайте! Займитесь чем-нибудь!
— А в буфет можно? — спрашивает староста.
— А вас там никто не увидит? Только давайте тихо, — разрешит Мымрин.
На кафедре Мымрина за это ругали, но не очень.
— Творческий человек! Что с него взять? — говорила Маргарита Михайловна и звонила домой мужу, бывшему подполковнику.
— Ты суп выключил? Уже 13:57. А я тебе когда велела?
— Так точно! В 13:55 еще! — отвечал муж.
ФРАНЦУЖЕНКА
Косте Боброву поручили заниматься с французской аспиранткой Софи. Она разложит перед собой ноутбук, телефон, какой-нибудь планшет-переводчик, а сама в блокнотике пишет. Костя ей что-то говорит час, другой. А Софи слушает. Глаза такие медовые, лицо умное. «Насколько она лучше всех этих Лен, Рит! А, главное, чувствует сам дух нашей литературы! Надо будет ее как-нибудь в буфет пригласить!» — мечтает Костя.
Закончит консультировать и спросит:
— Вопросы какие-то у вас, девушка, имеются?
Софи заглянет в ноутбук, в блокнотик, в планшет. Глаза поднимет:
— «Льев Толстой»? Это значит толстый, кви? Большой?
— Большой и толстый лев! Да! А «лев» — это такой зверь. Понимаешь, кви? Хищник! Р-р-р! — скажет Костя и, умиленный, погладит Софи по голове.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Однажды доцент Мымрин и профессор Щукин вели совместную лекцию по диалогу культур.
— Тут надо вот какой отличительный момент понять. Французская революция — это ничего не значит. Это как мои дети. Попсиховали, все на пол покидали, квартиру разнесли. Потом сами же все собрали, поцеловались и смотрят Миядзаки, — сказал доцент Мымрин.
ПОЦЕЛУЙ ВАМПИРА
Однажды профессор Щукин пришел на кафедру и видит, что аспирантки Лена и Рита спрятались под столом, и Лена читает Рите ужастик: «Вампир обнял девушку холодными руками и поцеловал ее. Его дыхание было горячим, а глаза горели!»
Увидели Рита и Лена Щукина, испугались и перестали ужастик читать.
СЛОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Однажды доцент Воздвиженский пришел на кафедру и видит, что профессор Щукин метает в стену топор.
— Что ты делаешь? — спрашивает Воздвиженский.
— Я очень сложный, я сам в себе запутался! Я от этого страдаю! Счастье в простоте, в амебности, а я дефективный какой-то! — жалуется профессор Щукин. — Я летом в селе живу, и там люди ясные, понятные. Двинешь его — он тебя двинет. Обнимешь — он тебя обнимет. А я во всем вижу дополнительные смыслы! Например, для всех нормальных людей кошка — это кошка. В нее ботинком швырять надо, пока она цыплят не сожрала, а для меня кошка — это символ свободы и воплощения внутреннего «Эго»! Для других женщина — это символ плодородия и вовремя приготовленного обеда, а меня пять жен уже бросили! И все мне что говорили: «Будь проще!» Я так больше не могу!
Тут Щукин опять метнул топор и попал в шкаф, где у Маргариты Михайловны хранились конфеты, которые студенты за зачеты приносили. Щукин с Воздвиженским переглянулись, топор спрятали и бежать со всех ног, пока Маргарита Михайловна не вернулась.
— Вот она тоже человек простой! И я ей дико завидую! В ней ней невротизма, нет противоречивости! Она живительное начало, антагонистическое моей внутренней аморфности, — бормочет на бегу Щукин.
ИЗВЕЧНЫЙ ЗАКОН
У доцента Мымрина дети дрались в машине во время длинных переездов. Как не посадишь — дерутся. Он как не изощрялся, и мусорное ведро между драчунами ставил, и старших детей сажал — все равно дерутся. До того доходило, что сам Мымрин из машины выскакивал и бежал куда глаза глядят.
И тут как-то дочка Рина ему говорит:
— Вот смотри, что я заметила! Когда подерутся два ребенка, то от тебя потом почему-то получает самый нормальный и вменяемый.
Мымрин задумался.
— Да, — говорит, — странно. Получается, чем меньше ты виноват, тем больше получаешь. Но тут, наверное, есть какой-то высокий философский смысл. Например, родитель наказывает того ребенка, у которого есть мозги и который в силу наличия мозгов в состоянии хоть что-то воспринять… А второго… его хоть ругай… хоть шлепай… все бестолку!
— Как-то это нечестно, — говорит Рина.
— Совсем не честно, — соглашается Мымрин. — Выходит, что выгодно быть ненормальным и невменяемым. Но вообще, сказать тебе по секрету, во взрослой жизни то же самое!.. Смотри! Опять дерутся! Разнимай их! Оттаскивай того, который с мозгами, а я другого!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Университетские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других