ПРОДАНО БОЛЕЕ 1 000 000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ ПО ВСЕМУ МИРУ. ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ К 50-ЛЕТИЮ ВЫХОДА КНИГИ. В большинстве школ детей не учат думать — их натаскивают на экзамены. И ученики это понимают. С первых классов они используют свой ум не для того, чтобы учиться, а чтобы скорее отделаться от уроков. В краткосрочной перспективе эта стратегия работает, но на «длинной дистанции» проваливается и негативно влияет на формирование характера и укрепление интеллекта ребенка. Джон Холт (1923—1985 гг.) — один из самых влиятельных педагогов ХХ века, создатель альтернативных методик обучения (анскулинг). Его книга вышла 50 лет назад и до сих пор не потеряла актуальности. Он был уверен, что к детям нужен другой подход, чем тот, что дает современная школа. Потому что чем больше обучение противоречит естественному развитию ребенка, тем больше неуверенности в своих способностях и демотивации чувствует ученик, и, как следствие, в нем развивается неприязнь к школе и ко всему новому. Эта книга раскрывает особенности мышления дошкольников и детей младших классов. Джон Холт рассказывает, как привить любовь к знаниям и не убить мотивацию ребенка, которая есть в нем от природы. Педагог наглядно показывает, какие стратегии будут полезны для первых шагов в подготовке к школе и в начальных классах. Он раскрывает системные ошибки и помогает дать лучшее образование детям. Его методику можно использовать параллельно со школьной программой. Книга будет полезна не только родителям, но и педагогам и детским психологам. Джон Холт (1923–1985 гг.) — один из самых влиятельных педагогов ХХ века, создатель альтернативных методик обучения (анскулинг). Его книга вышла 50 лет назад и до сих пор не потеряла актуальности. Педагог раскрывает особенности мышления дошкольников и детей младших классов, рассказывает, как привить любовь к знаниям и не убить мотивацию ребенка, которая есть в нем от природы. Джон Холт наглядно показывает, какие стратегии будут полезны для первых шагов в подготовке к школе и в начальных классах. Он раскрывает системные ошибки и помогает дать лучшее образование детям. Его методику можно использовать параллельно со школьной программой. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как помочь детям учиться хорошо. Главные секреты успеваемости, которым не учат в школе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Игры и эксперименты
9 августа 1960 г.
Я сижу на террасе у друзей. Рядом — шестнадцатимесячная Лиза, смышленая и предприимчивая девочка. Она изобрела весьма разнообразный псевдоязык и пользуется им постоянно. Некоторые звуки она произносит снова и снова, как будто вкладывает в них определенный смысл. Ей нравится трогать разные вещи и играть с ними. А еще она необычайно сообразительная; она может вставлять винтики и подобные мелкие предметы в предназначенные для них отверстия. Может, маленькие дети не такие уж неловкие, как принято считать?
Одна из любимых игр Лизы — доставать у меня из кармана шариковую ручку, снимать колпачок и надевать его снова. Для этого требуется особый навык. Она никогда не устает от этой игры; увидев меня с ручкой в кармане, она тут же дает понять, что ей нужно. От нее невозможно отделаться. Малышка упряма до невозможности. Если я притворяюсь, будто не понимаю, чего она хочет, она устраивает сцену. Приходится идти на хитрость: если ручка скоро понадобится мне самому, я прячу вторую в другой карман.
На днях Лиза играла на пианино — более или менее наугад ударяла по клавишам обеими руками. Судя по всему, она была несказанно довольна тем, что работает с таким серьезным инструментом и производит столь необычные звуки. «Интересно, она будет мне подражать?» — подумал я и указательным пальцем принялся нажимать клавиши — одну за другой. Некоторое время девочка внимательно следила за мной, потом стала делать то же самое.
11 августа 1960 г.
Вчера я вынес на террасу электрическую печатную машинку. Дети постарше долго рассматривали ее и даже пытались что-то печатать. Лиза была занята поеданием мороженого и какое-то время не проявляла к ней интереса. Однако, когда с рожком было покончено, она подошла посмотреть, что делают остальные, и вскоре звуками и знаками потребовала, чтобы ее подняли и тоже дали попробовать. Я посадил ее к себе на колени. Увидев, как я одним пальцем нажимаю на клавиши, она мгновенно сделала то же самое. Результат привел ее в восторг: что-то взлетело вверх и издало резкий щелчок. Внутри машинки явно происходило нечто таинственное — какое-то движение, и это движение вызвала она!
Время от времени Лиза нажимала несколько клавиш одновременно, и рычажки с литерами заклинивало. Тогда я выключал машинку и расцеплял их. Заметив, как я несколько раз нажал на выключатель, она попыталась это сделать сама, но сил у нее не хватило. Убедившись, что ничего не выходит, она взяла мою правую руку и поднесла ее к выключателю. Вскоре это превратилось в увлекательную игру. Я выключал машинку; некоторое время Лиза пыталась включить ее самостоятельно, потом брала мою руку и заставляла это делать меня.
Особенно ей понравился рычаг возврата каретки. Каждый раз, когда я возвращал каретку в начало строки, она бралась за рычаг и дергала его снова. Лишь изредка она входила в раж и начинала отчаянно молотить по клавишам. В какой-то момент Лиза потребовала, чтобы я поставил пишущую машинку на землю. Я так и сделал, но вскоре понял, что зря; она вознамерилась залезть на нее и даже забраться внутрь — посмотреть, как там все устроено. Проведя «разъяснительную работу», я опять водрузил машинку на стол. В общей сложности мы занимались машинкой минут сорок. Возможно, внимание у малышей более устойчиво, чем мы думаем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как помочь детям учиться хорошо. Главные секреты успеваемости, которым не учат в школе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других