Торжество текста в христианской проповеди

Джей Кей Джонс, 2014

Книга представляет собой классический учебник по гомилетике. Авторы исследуют накопленный за последние века опыт чтения проповеди, дают полезные советы и приводят практические примеры из личного опыта. Современных проповедников призывают выносить на кафедру только чу информацию, которая вытекает из выбранного библейского отрывка, с тем, чтобы в проповедях торжествовал библейский текст, а не собственные домыслы проповедника. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Торжество текста в христианской проповеди предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Торжество текста

«Пылящаяся на полке Библия — первый шаг к распутной жизни». Впервые я услышал эти слова из уст талантливого преподавателя и горячо любимого профессора, ныне покойного доктора Говарда Хендрикса, который читал лекции по курсу христианского образования в Даллаской Богословской Семинарии. Был ли он автором этих слов — не знаю. Но это и не важно. Главное, что это изречение навсегда запечатлелось на жестком диске моей души. Думаю, что эти слова наилучшим образом выражают особое значение и актуальность Святого Писания в жизни человека. Они также напоминают мне о том, что Слово Божье предназначено для того, чтобы его применяли в повседневной жизни. Стоит мне открыть Библию, как я слышу дружелюбный голос Бога-проповедника. Проповеднику, по сути, и нужно-то всего лишь передать то, что Бог уже сказал. Настоящая христианская проповедь стремится к торжеству текста, базируя посыл проповеди на содержании выбранного библейского отрывка. Поэтому пылящиеся на полке Библии, помимо распутной жизни, порождают неубедительные проповеди и проповедников-дилетантов.

Пылящиеся на полке Библии, помимо распутной жизни, порождают неубедительные проповеди и проповедников-дилетантов.

Я глубоко признателен Брайану Чапеллу за высказанную им точку зрения: «Этика объяснительной проповеди проста. Поскольку мы верим, что Слово Божье обладает силой духовного преображения, цель проповедника — сказать то, что говорит Бог»1. Вторя словам Чапелла, каждая страница нашей книги кричит: «Стремитесь к тому, чтобы текст Божьего слова торжествовал в вашей проповеди!..» и затем шепотом добавляет: «…и в вашей жизни».

Как тут не вспомнить известные всем стихи из Библии, рассказывающие о главенстве и силе Божьего слова. Вспоминаются Бытие 1:3 — «И сказал Бог…», когда все творение словно вырвалось из оков небытия. Земля, вода, свет, животные и, наконец, мужчина и женщина — все это было сотворено словом Божьим. А как не вспомнить книгу Иисуса Навина 1:8, где после смерти Моисея Иисус Навин, оставшись без поддержки старшего товарища, услышал призыв и обещание: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Можно вспомнить ту опустошенность, через которую время от времени приходится проходить всякому служителю. Вспомним, например, как Иеремии, сокрушенному тяготами пророческого служения, незаменимую помощь оказали слова, пришедшие от Бога: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего…» (15:16). А кому-то, возможно, по душе придутся другие слова Иеремии: «… но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (20:9). И даже если вам вообще не знакомы писания Ветхого Завета, и вы только-только приступили к изучению гомелитики, следующие слова Исайя не оставят вас равнодушным:

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10–11).

Кажется, будто ты смотришь на пробуждение солнца, которое распростерло руки утренних цветов по всему небу.

На мой взгляд, идея Божьего слова, обращенного к людям, лучше всего выражена в Псалмах. Бьющееся во мне сердце поэта радуется, слушая это многоголосие авторов, прославляющих Божье Слово. Как красиво выражает свою мысль автор Псалма 18. Читаешь его и кажется, будто ты смотришь на пробуждение солнца, которое распростерло руки утренних цветов по всему небу. Эти слова всегда являют мне величественный горизонт библейского текста:

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. (Пс. 18:8-12)

Исследуйте широкие просторы Псалма 118 подражая Меривезеру Льюису и Уильяму Кларку.

А у кого из нас, после чтения Псалма 118, не возникало желания посвятить остаток своих дней прославлению Слова? Советую каждому проповеднику, вооружившись духом первооткрывателей, периодически совершать путешествие по этой самой длинной главе Писания. Исследуйте Библию подобно тому, как Христофор Колумб исследовал земли Южной Америки, как Эрнест Шеклтон исследовал Антарктику. Исследуйте широкие просторы Псалма 118 подражая Меривезеру Льюису и Уильяму Кларку, исследователям континентальной части США. Карабкайтесь по тексту псалма, как Джон Мьюр во время исследования калифорнийской сьерры. Делайте путевые заметки. Обращайте внимание на энергичный и яркий язык, которым пользуется автор, чтобы описать Божье Слово. Посмотрите, как он оригинально использует восемь основных синонимов к слову «Писание», рисуя с помощью них упорядоченный, симметричный, масштабный образ записанного Божьего откровения. Как же велик наш Бог, обладающей удивительной способностью передавать Свою мысль на бумаге!

Писание способно восстановить разбитую жизнь.

Есть, конечно, немало других отрывков, которые можно было бы процитировать. Вторая часть Библии — Новый Завет — продолжает возвышать Божье слово. Сразу же вспоминается отрывок из 2 Тимофею 3:16–17 — все Писание богодухновенно. Эти слова относятся, прежде всего, к ветхозаветным книгам, которые появились в результате прямого Божьего откровения. Именно это хочет сказать опытный проповедник Павел своему молодому сотруднику Тимофею. Божье Писание, по его мнению, чрезвычайно полезно для передачи истины, выявления греха и духовного упрямства, исправления жизненных ошибок и обучения путям богоугодной жизни. Складывая вместе перечисленные цели, приходим к выводу о том, что истинная вера и богоугодное поведение — главные задачи Писания. Писание способно восстановить разбитую жизнь! Аллилуйя! Эту яркую мысль добавляет к нашему разговору автор Послания к Евреям. Мне особенно нравится, как перефразировал ее Юджин Петерсон: «Бог говорит обо всем прямо. Его слова никогда не расходятся с делами. Его веское слово подобно скальпелю хирурга, который может пронзить все, и сомнения и защитные механизмы, не оставляя нам никакого другого выхода, как только внимать и слушаться. Для Божьего Слова нет непроницаемых преград. Нам ни за что на свете не уйти от него! (Евр. 4:12, перевод The Message). Аминь!

Все хорошие проповедники — хорошие ораторы. Но далеко не все хорошие ораторы — хорошие проповедники.

Вспомним другие чудные изречения Павла о коммуникативной силе Божьего Слова. «…Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14) «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5). «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес 2:13). «…для слова Божия нет уз» (2 Тим 2:9). «Проповедуй Слово» (2 Тим 4:2). Так, раз за разом Писание свидетельствует о силе Божьего Слова. Стих за стихом оно подчеркивает превосходство непревзойденного Божьего откровения. Мы знаем Его, благодаря тому, что Он открылся нам. Бог — это первый и главный проповедник!

В истории церкви были времена, когда никто не сомневался в том, что текст должен торжествовать в жизни церкви, а церковь должна точно жить по Слову Божьему. Однако, с приходом эпохи постмодернизма, отрицающей существование абсолютных истин, некоторые христиане почувствовали острую необходимость в том, чтобы еще раз подчеркнуть важность Писания. Божье Слово — это авторитетное и достаточное основание. Кроуфорд Лоритц напоминает: «Проповеди должно быть присуще чувство непреложной истины, которое отличает проповедь от хорошего публичного выступления. Все хорошие проповедники — хорошие ораторы. Но далеко не все хорошие ораторы — хорошие проповедники. В основе послания первых лежит непреложная истина»2. Так как же проповеднику передать эту истину, особенно в век, когда отрицается само существование абсолютных истин? Ответ на этот вопрос, собственно, и лежит в центре этой книги. Что подразумевается под торжеством текста? Я уверен, что в век отрицания любых объективных познаний проповедник для правильной передачи Божьих истин должен особенно крепко держаться текста Библии. Кроме того, он должен проповедовать ясно, интересно и наглядно. Он должен уметь приводить практические примеры, должен быть хорошо подготовлен к проповеди, обладать навыками общения, говорить по делу и быть искренним3. Возьмем первую характеристику: проповедник должен крепко держаться текста Библии. С одной стороны, речь идет просто о передачи библейского текста без искажений, с другой стороны, здесь говорится о чем-то более глобальном. Дело в том, что торжество текста выходит далеко за рамки воскресного собрания. Проповедуемый текст должен проявляться во всех аспектах вашей жизни, влиять на жизненные ценности и мировоззрение. «Ваши действия отражают ваши воззрения. И ваша личная вера или неверие в важность проповеди в последствии отразится на кафедре. В этом смысле, для проповедника нет задачи практичнее, чем понять, как он сам относится к проповеди»4. Отношение проповедника к проповеди прослеживается во всем. И в том, как он проводит личное время общения с Богом, и в том, как он привык анализировать прочитанные отрывки, и в навыках изучения текста, и во времени, которое он затрачивает на подготовку проповеди, и в подходах к толкованию текста, и в методах составления проповеди. Правильнее было бы сказать, что торжество текста или правильная экспозиция Писания есть, скорее, «отношение, чем метод. Это честный ответ на вопрос: что я ставлю во главу угла: Писание, которому я подчиняю свои воззрения, или свои воззрения, подчиняя им слова Писания?»5.

Торжество текста выходит далеко за рамки воскресного собрания. Проповедуемый текст должен проявляться во всех аспектах вашей жизни, влиять на жизненные ценности и мировоззрение.

Говоря проще, текст торжествует там, где передается точное послание от Бога, почерпнутое напрямую из Библии, в противовес тематическим проповедям, которые часто держатся на воображении и творческом потенциале проповедника. Книга не выступает против тематических проповедей, хотя они, скорее, выражают собственное мнение проповедника, а не текста Писания. Хэддон Робинсон предупреждает:

Бывает так, что указание на текст Писания — не более, чем уловка, фокус — угадай в какой руке. Встреча отрывка и проповеди на кафедре в таком случае оказывается совершенно случайной. Но использовать отрывок, игнорируя его учение, значит подвергать кафедру насилию. Так тематическая проповедь, столь популярная в американских церквах, постоянно флиртует с ересью6.

Тематическая проповедь может быть «глубиной в дюйм и шириной в милю».

Тематическая проповедь может занять подобающее место в христианском служении. Но нужно проявлять осторожность, чтобы она не превратилась в подобие реки Платт, о которой писал Марк Твен: «Глубиной в дюйм и шириной в милю». Я же призываю к проповеди, направляемой библейским текстом. Не поймите меня неправильно. Для торжества текста не обязательно комментировать текст стих за стихом. Обязательно составить одно емкое высказывание, которое появляется в результате тщательного изучения отрывка, ложится в основу проповеди, определяет ее развитие и придает ей динамику. Позволю себе повториться: это высказывание появляется в результате тщательного изучения отрывка. Оно представляет собой ясную и актуальную фразу, которая отражает идею текста и готова к практическому применению. Об этом будет сказано подробнее в пятой и шестой главах.

В нашем веке нужны безусловная любовь и бескомпромиссный голос Бога.

Чтобы точно передать смысл текста не обязательно включать в проповедь все, что относится к выбранному отрывку. Проповедник и церковь, которые стремятся к торжеству текста, молятся и думают об отрывке до тех пор, пока он не начинает управлять их жизнью, поражать их воображение, пока в них не возникнет желания жить под властью Божьего Слова. Проповедь должна корениться в выбранном библейском отрывке, формироваться этим отрывком. Мне нравится лаконичное определение Джефри Артурса: «Проповедь — это верное возвещение Божьего Слова, определенной группе людей с определенной целью, осуществляемое с помощью объяснения, применения и воплощения содержания этого отрывка»7. Многим читателям знакома горькая правда о том, что каждая церковь вкушает смертельный яд культуры. Проповедники и церкви, которые стремятся к торжеству текста, регулярно принимают антидот в виде библейских проповедей и поведения на основе библейских ценностей. Они понимают, что в нашем веке нужны безусловная любовь и бескомпромиссный голос Бога. Но как добиться того, чтобы это происходило неделю за неделей, в рамках поместной церкви? На этот вопрос есть, по крайней мере, три возможных ответа.

1. Проповедник должен слушать голос Писания

В церкви обязательно должен быть человек, который будет прислушиваться к голосу Писания. Конечно, церковь должна много и часто внимать Писаниям, и многие ее члены должны быть слушателями Слова, но кто-то один все же должен задавать темп. Этим кем-то должен быть проповедник-учитель или же команда проповедников-учителей. В этом деле вы, как проповедник, должны идти впереди всех. По мнению Роджера Ван Харна, «в вопросах слушания Слова проповедники выступать от лица всей общины»8. Слышать Слово первым на практике означает следующее. Во-первых, это означает, что проповедник-учитель должен посвящать слушанию Слова достаточно времени. Мои студенты порой так стремятся к тому, чтобы их проповеди звучали современно, что тратят больше сил на поиск новых творческих идей, чем на изучение библейского отрывка. Они так и не удосуживаются потратить необходимое время для чтения и изучения Слова.

О том, готов ли проповедник потратить необходимое время для подготовки проповеди, можно судить по следующим показателям. Время, в течение которого он неторопливо вчитывается в отрывок, размышляет и молится над прочитанным. Проповедники, которые оказали на меня самое большое влияние, как правило взрастили в себе глубокий внутренний мир. Они немало потрудились, чтобы наполнить свою жизнь молитвой. Еще один систематический показатель — регулярное и частое чтение Библии. Так проповедник держит в памяти общий фон Писания и детали, которые его составляют. Мой друг и брат во Христе, доктор Роберт Лаури называл регулярное чтение Библии святой привычкой. Он несколько раз за год исправно перечитывал всю Библию. Результат следования такой дисциплине неописуем. Наконец, еще одним явным показателем того, что проповедник или учитель Библии готов тратить необходимое время для подготовки проповеди, является его прилежность в деле изучения Писания. Кто желает испить живой воды должен научиться копать глубокие колодцы в Божьем Слове. Речь идет об отношении к Слову, которое мы находим жизни Езды: «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (Езды 7:10). Он очень тщательно познавал Бога, а затем выполнял Его поручения. Построение предложения указывает на то, что Езда занимался этим постоянно.

Проповедник, который стремится к торжеству текста, должен проводить достаточно времени, размышляя над выбранным текстом, чтобы хорошо уяснить, что лежит на сердце у Бога. Мне нравится четыре правила, которые напоминают мне о времени, которое необходимо затратить, чтобы услышать Бога. Надеюсь, эти правила будут полезны и вам:

Время: выделяйте время, разработайте учебный план и следуйте ему.

Усилия: дисциплинируйте себя. Просите Бога, чтобы Он по Своей благодати дал вам дух дисциплины.

Ритм: поддерживайте жизненный ритм. Отдыхайте и заботьтесь о своем теле и разуме, чтобы слышать Его.

Повторение: найдите метод, который поможет вам легко и быстро ориентироваться в Писании.

Кто желает испить живой воды должен научиться копать глубокие колодцы в Божьем Слове.

Вот уже некоторое время я с интересом изучаю историю Земельных гонок9. С 1889 по 1895 годы было проведено пять таких гонок. В них приняло участие около двухсот пятидесяти тысяч человек. Участвовать могли все: женщины, бывшие рабы, иммигранты, нищие. Я даже видел реальные кадры кинохроники некоторых забегов! Нередко людей убивали на первых 100 метрах забега. Некоторые были убиты из-за разногласий по вопросам собственности, которая, как они заявляли, теперь принадлежала им. Участие в гонках сулило немало опасностей. Самой печальной частью этой истории, как мне кажется, была попытка некоторых ускорить процесс получения земли. Было много обманщиков. Некоторые, например, выезжали на облюбованные участки раньше начала гонок, чтобы успеть заявить о своих правах на собственность. Таких людей прозвали «ранниками». Тех же, кто неукоснительно следовал правилам называли «бумниками». Прозвище «ранник» было крайне унизительным. И, к сожалению, бывают, что и проповедники жульничают, подобно ранникам! Проповедник, который создает проповедь, не послушав и не изучив текст, есть тот же ранник. Глашатай Божий должен терпеливо и внимательно вслушиваться в библейский текст. Чтобы передавать истину, нужно сначала эту истину услышать!

2. Проповедник должен слушать голос общины

Во-вторых, кто-то в этой поместной общине должен регулярно слушать людей, которые слушают его. Вспомните, что большую часть Нового Завета составляют письма-ответы апостола Павла, проповедника, который внимательно прислушивался к голосу поместных церквей. Это — пасторская часть вашего служения. Это не значит, что вы — единственный пастор церкви. Церковью должна управлять группа руководителей. Но у проповедника — особая роль. Он ухаживает, пасет Божье стадо. Фред Краддок прав, говоря, что «во время подготовки к проповеди проповедник должен внимательно слушать и голос общины и голос Писания»10. Книги Джона Стотта всегда служили мне хорошим наставлением. В классическом труде «Я верю в проповедь» он написал: «Считается (и я с этим совершенно согласен), что лучшие проповедники обычно бывают хорошими пасторами. Они знают нужды и проблемы, сомнения, страхи и надежды своих прихожан. Добросовестный пастор никогда не станет проповедовать ‘не учитывая интересы людей’»11.

Чтобы передавать истину, глашатай Божий должен сначала эту истину услышать!

Внимание к нуждам общины способствует тому, что в голове у проповедника появляется большое число удачных практических применений текста. Этому способствует внимание к обычным вещам. Нужно расти в способности входить в тайный мир, который отрывается даже в самых пустячных разговорах. Бог присутствует в жизненной рутине, во время повседневного общения на рабочем месте, по телефону, в ближайшем кафе, на улице. Проповедники сродни исследователям, которые стремятся открыть тайное и найти сокровенное. Для этого они должны быть любопытными как дети и уметь концентрироваться как взрослые. Чтобы что-то услышать нужно порой отрывать тайны там, где казалось бы все предельно ясно.

Попробую пояснить свою мысль на примере. Помню, как однажды, будучи еще молодым проповедником, я собирался посетить одну прихожанку преклонного возраста. Сидя за чашкой кофе мы вели неспешную светскую беседу. Я слышал историю этой женщины неоднократно и, казалось, знал ее наизусть. Она вновь рассказала мне, как муж бросил ее, и как она была вынуждена воспитывать двух детей в одиночку. Во всех подробностях она рассказывала, как трудно ей было в те годы. Но потом случилось нечто неожиданное. В рассказе всплыла новая таинственная страница ее жизни. Это застигло ее врасплох. Медленно и болезненно она начала вспоминать сцену из ее жизненной драмы, о которой раньше она никому не рассказывала. Однажды ночью, когда жизненные тяготы казались уже невыносимыми, она решила покончить со всем этим. Вечером она усадила в машину детей и сказала, что они отправляются в длительное путешествие по стране. Когда они уснули, она поставила машину в гараж, закрыла гаражную дверь и ждала неизбежного конца. И вот в самую трудную минуту она вдруг поняла, что Бог рядом, и что Он шепчет ей: «Я с тобой. Я помогу тебе справиться с трудностями. Доверься мне». Ее глубоко личный рассказ прерывался слезами, ее и моими. После мы просто сидели и молчали, обращаясь к Богу. В тот день была открыта еще одна тайна. Тогда эта история произвела на меня сильное впечатление, и я помню ее до сих пор. Бог может проявить Себя даже в самом обычном, рутинном разговоре.

Они должны быть любопытными как дети и уметь концентрироваться как взрослые.

Чтобы услышать голос общины, нужно устоять перед соблазном манипулировать людьми во время разговора. Так просто контролировать и управлять словами людей. Люди, умеющие вести разговор, развивают навык смиренного общения. Они наблюдают за тем, как люди мечутся между благодатью и грехом и помнят, что общение с людьми — это не просто «религиозная работа».

Люди, умеющие вести разговор, развивают навык смиренного общения.

Помню, как однажды, выполняя проповедническое служение в своем первом приходе, я посещал женщину, которая пережила семь сердечных приступов. Ее тело было разбито параличом, так что она с трудом выговаривала отдельные слова. Вместе с ней жила дочь, которая и ухаживала за ней. Каждое воскресное утро, до начала воскресной школы и собрания я заходил в этот дом, чтобы помолиться, почитать Библию и провести хлебопреломление с этой несчастной женщиной. Ее дочь подносила ей хлеб и вино, а я в это время стоял рядом в святом молчании. Эта чудесная сестра во Христе показала мне, что слушать можно не только слова. Уходя, я каждый раз слышал, как она из воскресенья к воскресенью, каждую неделю повторяла одну и ту же трогательную фразу: «Я вам очень признательна», на что я банально отвечал: «Спасибо вам». Я до сих пор слышу ее голос, и вспоминаю эти визиты которые для меня были ни чем иным, как углубленным курсом по душепопечению и искусству общения. Не забывайте, что хороший проповедник умеет слушать людей.

Что еще должен уметь делать проповедник, чтобы неделю за неделей текст все больше торжествовал в его сердце и сердцах членов церкви? Есть еще один, третий навык.

3. Проповедник должен слушать голос культуры

В этом проповедники похожи не врачей. Как ни странно, но мы живем в культуре, которая, с одной стороны, готова подчинить себя сильной власти, а с другой стороны, коварно отвергает любую власть. Что за парадокс! Предупреждение Скотта Гибсона отрезвляет и заставляет задуматься: «Случилось так, что авторитетом в принятии нравственных решений стала моя история, мое путешествие, мой опыт и мои чувства… Даже церковь испила этот смертельный яд»12. Многие берут на себя труд объяснить нам современную культуру. Нам повезло, что в Северной Америке есть достаточно ресурсов объясняющих, как нужно проповедовать постмодернистскому миру. Но ведь не всякая современная культура заражена постмодернизмом. Значит, где бы вы ни оказались, для эффективной передачи евангелия вам нужно прислушаться к голосу культуры. Даже поверхностное чтение книги Деяний и посланий Нового Завета показывает, насколько хорошо ранние проповедники-миссионеры понимали свою культуру. Лучший пример этому — проповедь апостола Павла в Афинах (Деян. 17:16–34). Павел знал, как возвести мост между евангельской истиной и мировоззрением тех, кто собирался на рыночной площади и в Ареопаге.

Мы живем в культуре, которая, с одной стороны, готова подчинить себя сильной власти, а с другой стороны, коварно отвергает любую власть.

Вот уже много лет я учу студентов тому, что слушая культуру мы должны напоминать себе о своей вере в Писание. Ниже я привожу список таких принципов.

1. Слово Божье продолжает жить и действовать в любую эпоху (Исайя 55). Я не могу с уверенностью сказать, что текст торжествует, если не выделяю на изучение отрывка достаточно времени.

2. Слово способно выполнить все необходимые задачи. Я не могу сказать, что текст торжествует, если я постоянно недоволен собственными проповедями и уроками.

3. Бог связывает Свое имя и репутацию с силой Слова. Хэддон Робинсон говорит: «Если до людей регулярно доносить правильный смысл Писания, то они не будут сомневаться в его достоверности»13. Текст не торжествует, если меня интересует, что прихожане думают о моей проповеди. Я хотел бы, чтобы они прежде всего думали о Боге, а не о проповеди.

4. Проповедь готовлю я, но людей меняет Святой Дух. Текст не торжествует, если я считаю, что мои слова могут изменить людей.

5. Я должен помнить, что Бог говорит языком публичного чтения и проповеди Его Слова. Текст не торжествует, если во время подготовки я не буду тренироваться в публичном чтении выбранного отрывка и анализировать, пересматривать и редактировать будущую проповедь. Когда я преподавал в Христианском Университете Линкольна, мне посчастливилось сотрудничать с выдающимися преподавателями гомилетики: Уейном Шоу, Чаком Сакеттом, Л.С. Шаттоном, Джеком Снеллом и соавтором этой книги Марком Скоттом. Все они являют собой примеры того, как нужно публично читать Писание. Достаточно лишь послушать, как они читают Библию и проповедь, и становится понятно, что они усердно проработали каждое слово.

Чтобы торжествовать в проповеди, текст сначала должен восторжествовать в жизни проповедника.

6. В моей собственной жизни Писание должно стоять на первом месте. Для полного торжества текста в моей проповеди текст сначала должен восторжествовать в моей жизни. Сначала текст должен обратиться ко мне. Алистар Бэгг прав, говоря: «В первую очередь Божье слово должно коснуться сердца проповедника. Проповедь будет бесполезной, если сначала не повлияет на самого проповедника. Крайне важно, чтобы библейский текст, который лег в основу проповеди, сначала менял проповедника»14.

7. Я должен полагаться на Писание, а не собственные дары и способности. Проповедник, стремящийся к торжеству текста — это проповедник, который абсолютно убежден в правоте Писания, или, лучше сказать, будет абсолютно доверять Автору библейского текста. Всегда существует опасность того, что проповедь превратиться в профессиональный разговор на духовную тему. За последние годы Юджин Петерсон неоднократно оказывал мне огромную помощь и поддержку. Один из своих шедевров, книгу «Формальный разговор», он начинает следующим ярким высказыванием:

Язык, который дан нам, чтобы мы прославляли Бога, получали Его откровение, свидетельствовали о Его истине, превозносили Бога, сталкивается с постоянной угрозой. Слишком часто живое слово превращается в сухой профессиональный жаргон, который затем делится на экзегетические образцы и распределяется по бутылкам с формалином. Так живой язык превращается в формальный разговор о духовном… Мне же хочется, чтобы данный Богом язык был таким же живым как Божье слово15.

С возрастом я замечаю, что все больше доверяю не себе, а Богу, благодаря Которому возникло слово.

8. Я должен помнить, что только Божье Слово способно удовлетворить самые глубокие человеческие потребности. Текст торжествует, если я помню эту истину. Вспомните чувство радости и ощущение действенности Божьей благодати, когда Писание проникает в сердца и мысли наших слушателей.

9. Поскольку Слово Божье приходит ко мне в самых разнообразных формах, было бы мудро практиковать разные формы проповеди. Если форма моей проповеди никогда не меняется, текст, вероятно, в ней не торжествует. Мало кому нравится однообразная еда. Нам нравится разнообразие в еде. Эта истина относится и к духовной пище.

Я пытаюсь сказать, что проповедник, который слушает пациента (голос культуры) не совершит врачебной ошибки. Необходимо восстанавливать практику интенционального духовного слушания.

Нам нравится разнообразие в еде. Эта истина относится и к духовной пище.

Я регулярно читаю Писание. Годы понадобились на то, чтобы научиться дисциплине lectio divina — размышлению о Боге во время чтения Библии. Я знаю проповедников, которые не меньше меня готовятся к проповедям, но которые считают мое стремление к торжеству текста наивным. Некоторые считают, что разговоры об авторитете Писания уже устарели и противоречат современному учению о проповеди. Они считают, что главное — помочь слушателям «прочувствовать» библейский текст. Я обеими руками за то, чтобы слушатели приобретали этот уникальный личный опыт. Но есть нечто большее. Будучи человеком простым, я следую простой логике, которая направляет меня к Писанию. А оно говорит, что прежде всего мы должны знать, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20–21). Я молюсь о том, чтобы быть похожим на этих новозаветных проповедников, которые верили в то, что трава высыхает и цветы вянут, а Слово Господа остается навеки. Божье Слово больше личного опыта!

Меня всегда восхищала одна история о шифровальщиках времен Второй Мировой Войны. Американская армия тогда искала способы передачи посланий в Европу и Южнотихоокеанский регион так, чтобы немецкие и японские дешифровщики не смогли взломать код. Для передачи этих жизненно важных сообщений было решено использовать индейские племена Команчи и Навахо. Недавно ушел из жизни последний член той команды шифровальщиков. Его звали Чарльз Чибитти — выходец из племени Команчи, который служил в Европе. Меня глубоко тронули его предсмертные слова: «Странно, но в детстве мне запрещали говорить на родном языке… Позднее моя страна, наоборот, попросила меня вспомнить язык. Тогда мой язык помог нам восторжествовать в войне…»16. Сейчас, как никогда, есть огромная нужда в людях, способных дешифровать Библию, способных говорить на ее родном языке. Мы находимся в центре мировой духовной войны, и ставки никогда не были столь высоки. Пусть же текст торжествует!

Примечания

1 Preaching Magazine, September-October, 2004, 9

2 Crawford Loritts, “Preaching That Raises Our Sights” in Robinson, Haddon, and Craig Brian Larson. The art and craft of biblical preaching: A comprehensive resource for today’s communicators (Zondervan, 2009).

3 Michael Duduit, Preaching Truth in a Whatever World (November 2004).

4 Jay Adams, “Theology of Powerful Preaching” in Robinson, Haddon, and Craig Brian Larson. The art and craft of biblical preaching: A comprehensive resource for today’s communicators (Zondervan, 2009).

5 Gibson, Scott M., ed. Preaching to a shifting culture: 12 perspectives on communicating that connects (Baker Books, 2004).

6 Robinson, Haddon W. Making a difference in preaching: Haddon Robinson on biblical preaching (Baker Books, 2002) 70.

7 Jeffrey D. Arthurs, Preaching with variety: How to re-create the dynamics of biblical genres. (Kregel Publications, 2007) 15.

8 “The Preacher as Listener” (Preaching Magazine, Jan-Feb 1993) 2

9 Земельные гонки (англ. Land run иногда англ. Land rush) — исторические события, в ходе которых проводилась распределение (или продажа) незаселенной государственной земли на ранее приобретенных США территориях, большей частью бывшей Французской Луизианы (большинство — на землях Индейской территории будущего штата Оклахома). Распределение проводилось Земельной конторой США (англ.) на основе Закона о гомстедах 1862 года, чаще всего после заезда (гонки) по принципу «кто быстрее доберется до участка» (из-за огромного числа желающих). Также иногда земля продавалась первому желающему, победителю лотереи, или по иному принципу. — прим. ред.

10 Fred B. Craddock, Preaching (Abingdon Press, 2010) 39.

11 Стотт, Джон. Я верю в проповедь. СПб.: Мирт, 2006. С. 216–217.

12 Scott M. Gibson, Preaching to a shifting culture. (Grand Rapids, 2004) 218–219.

13 Robinson Haddon, “Convictions of Biblical Preaching” in Robinson and Craig, The art and craft of biblical preaching, 23.

14 Alistair Begg, Preaching for God’s Glory (Crossway, 2011) 34.

15 Eugene Peterson, Tell it slant: A conversation on the language of Jesus in his stories and prayers (Wm. B. Eerdmans Publishing, 2012) 1.

16 The pantagraph, 7/22/05, A13.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Торжество текста в христианской проповеди предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я