1. Книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Денис Захаров

Донская круговерть. Круизы юности моей

Денис Захаров
Обложка книги

Книга «Донская круговерть» посвящена моему знакомству с трехпалубными речными судами проекта 588 и путешествию на рейсовом теплоходе «Генерал Н. Ф. Ватутин» из Саратова в Ростов-на-Дону и обратно летом 1993 года.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Донская круговерть. Круизы юности моей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. День первый, понедельник, 16 августа 1993 года. Выбор сделан!

Итак, новая жизнь, естественно, начинается всегда с понедельника. Судьба нынешнего понедельника — стать началом нового путешествия.

Расписание ставило на этот день два борта, идущих на юг. Плыть можно было на любом, нас устраивали оба направления — и ростовское, и астраханское. Пожалуй, впервые в нашей практике путешественников обозначалась исключительная неопределенность ближайшей перспективы (хотя нет, лукавлю, был еще один такой случай в восемьдесят шестом, когда место нашего будущего отдыха на черноморском побережье определялось ближайшим рейсовым автобусом). И сегодня история странным и ироничным образом повторялась — мы снова зависели, только на этот раз не от автобуса, а от рейсового теплохода.

Повторив давешний трюк с плотной трапезой перед отъездом, ровно в намеченное время мы вновь «расквартировались» в зале ожидания саратовского речного вокзала и снова в точно так же повторившейся диспозиции: папа в кассах, мама с сестрой в магазине, восполнить съеденную провизию (готовясь уехать вчера, дома, естественно, еды никакой не оставалось, поэтому последние сутки питались отпускными запасами), я с вещами на скамейках.

Я был абсолютно уверен в астраханском теплоходе. «Генерал Ватутин», следующий в Ростов-на-Дону, шел из Москвы. График донских рейсов предполагал один борт раз в четыре дня, отчего по моему разумению мест на них не могло быть по определению. Зато на Астрахань суда шли ежедневно, и сегодняшний «Инженер Пташников» был шестым за последнюю неделю, да к тому же отправился из Нижнего Новгорода. По этой логике внутренние ставки в моей голове сошлись десять к одному в пользу астраханского. Но принятый план предполагал использовать обе сегодняшние возможности уплыть, поэтому мы прибыли на вокзал, подстроившись под прибытие ростовского борта, швартующегося первым.

Мысли мои в процессе ожидания занимались фантазиями о теплоходе. И «Ватутин», и «Пташников» были трехпалубными. По воле звезд в нашем круизном опыте мы еще с таковыми не сталкивались. В нашем багаже были два крайних варианта комфортности: четырехпалубный беспрецедентно комфортабельный «Константин Федин» и двухпалубный рейсовый трудяга проекта 305 «Степан Здоровцев» со своим запасным выходом, оборудованном в жилой каюте на нижней палубе. Предполагалось, что трехпалубный теплоход должен был выступать неким средним вариантом между этими двумя типами судов, и именно предположениями об уровне этого усреднения я и думал, пытаясь усидеть на неудобных пластиковых стульях саратовского вокзала.

Несколько смущало обилие классов кают на трехпалубном теплоходе. К «люксу» и первому классу (обычно так обозначалась одноместная каюта) вопросов не возникало. Это гарантированно комфортно, уютно и дорого. А вот первый, второй и, страшно представить, третий класс, да еще обозначаемые разными буквами, вызывали легкие трепет, растерянность и сомнения. Именно из-за этих сомнений я даже не списал на вокзальном объявлении стоимость кают класса 3Б, в моем бурном воображении они рисовались шестиместными или даже восьмиместными многоярусными (как у матросов в военных кораблях, подсмотренные мною в фильмах) даже не каютами, а бараками. Максимум, к чему я мог мысленно приготовиться, это класс 3А — четырехместная двухъярусная каюта на нижней палубе. Опыт путешествия в подобном классе на «Здоровцеве» подсказывал, что хуже классности для каюты сложно было представить, отчего сочетание «3Б» мозг даже не пытался принимать.

Еще один довод в пользу астраханского рейса был в более уверенном и прогнозируемом возвращении оттуда поездом обратно в Саратов. Первоначально план состоял в выкупе каюты «туда и обратно», но на худой конец рассматривался речной тур только в одну сторону. Так вот, принимая во внимание, что из Ростова-на-Дону в Саратов идут исключительно проходящие поезда, стартующие с черноморского побережья, то угадать их загруженность во второй половине августа будет несложно с первого раза — они будут битком. Отчего, если уж и брать билеты на ростовский теплоход, то только с гарантией возвращения домой на нем же, в противном случае отпуск мог превратиться совсем уж в непредсказуемо экзотический формат. В то же время вероятность сесть на поезд в Саратов из Астрахани была в разы выше.

Занятый подобными рассуждениями, я не сразу заметил папу, возвращающегося откуда-то с противоположной стороны от касс с весьма хитрым выражением лица, одновременно сочетающим и радость, и сомнение. Мама с сестрой уже вернулись к тому моменту из магазина, и мы все втроем нетерпеливо ждали результат.

— В общем, расклад такой, — начал папа. — Я не стал дожидаться открытия кассы и пошел сразу к помощнику капитана ростовского «Генерала». Для нас есть одна подходящая на борту каюта класса 3Б, и он готов нам ее продать. Также я сразу задал ему вопрос про обратный путь.

— И? — неуверенно спросила мама.

— Он гарантирует выбор всех классов, начиная с 1А. Поставит на бронь сейчас, а в Ростове мы ее выкупим. У нас есть минут пятнадцать времени на принятие решения и, если согласимся, можем плыть.

Часы на башне здания Управления Приволжской железной дороги показывали без пяти час дня.

Определенно, к такому развитию событий я оказался совершенно не готов.

— Ура! Плывем! — радостно воскликнула сестренка. В отличие от меня ее, судя по всему, абсолютно не волновал вопрос классности каюты.

— 3Б? — неуверенно высказал я свое сомнение, — это вообще как?

— Нижняя палуба, тоже четырехместная ярусная, но меньше площадью, — пояснил папа.

Пока я пытался сообразить и выдать какие-нибудь еще сомнения в данном выборе каюты, трое остальных участников компании высказались «за». Веским доводом стала возможность вернуться обратно мало того, что на теплоходе, так еще в каюте не то что на главной, а может быть, даже на средней палубе (предварительно наскоро проведенные математические вычисления позволяли сделать вывод о доступности такого варианта).

Похоже, три ночи в трюме никого, кроме меня, не смущали. С другой стороны, опять-таки вспоминая опыт «Здоровцева», в каюту можно было спускаться, чтобы только лишь переночевать. В нашем случае, правда, чтобы еще и поесть, но все равно, в течение дня время проводить можно было в салонах и на палубах — здесь общественных локаций было не в пример двухпалубному существенно больше.

Так или иначе от моих возражений ничего уже не зависело. Папа пошел договариваться о каюте, а я еще раз взглянул на расписание судов. Итак, нас ждал доселе абсолютно неизвестный и не встречаемый трехпалубный теплоход «Генерал Н. Ф. Ватутин» с интригующей и пугающей четырехместной каютой на нижней палубе самого низшего класса 3Б.

Четыре небольших синеньких бумажки в руках у вернувшегося к нам счастливого папы открывали дорогу в новое интересное путешествие! Дон, встречай нас!

В дорогу!

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я