1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Денис Гавчук

Управление инновационными проектами в индустрии гостеприимства. Монография

Денис Гавчук
Обложка книги

Исследование «Управление инновационными проектами виндустрии гостеприимства: институциональный подход» представляет собой важный вклад в понимание процессов инноваций в сфере гостеприимства.Автор исследует особенности управления инновационными проектами в индустрии гостеприимства с использованием институционального подхода, который позволяет проанализировать влияние социокультурных и экономических институтов на процесс создания и внедрения новых идей в данной сфере.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Управление инновационными проектами в индустрии гостеприимства. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Теоретические положения управления инновационными проектами в индустрии гостеприимства

1.1 Формирование и развитие концепции управления инновационными проектами

Инновационным проектом называется такая программа изменений, которая позволяет достигать стратегических целей бизнеса. Проект может включать отдельные мероприятия по маркетингу, производству, исследованиям, организации процессов, а также комплексную работу одновременно в нескольких направлениях.

Развитие многих государств, регионов, мелких и крупных компаний на сегодняшний день во многом зависит от инновационной деятельности. Именно инновации являются двигателем современного развития, поэтому данная сфера привлекает большое внимание не только в практической плоскости, но и в теоретической.

Инновации являются достаточно сильным преимуществом для любой компании, действующей в условиях рынка, при этом развитие инновационной сферы является важным фактором экономического роста национальной экономики. Инновации могут воплощаться в различных формах, это могут быть новые товары, услуги, технологии и т. д. При этом практически каждое новшество создается в рамках проекта. Так, инновационный проект представляет собой совокупность и последовательность этапов деятельности предприятия по созданию и распространению новшества.

В широком понимании реализацию инновационного проекта можно разделить на две большие стадии. В рамках первой стадии формулируются стратегические цели и задачи, которые должны быть достигнуты по результатам всей инновационной деятельности. На данной подготовительной стадии также осуществляется анализ текущего состояния, оценка перспективности всего проекта, цели декомпозируются на конкретные задания и мероприятия, а также оформляется весь проект. [1,c.100]

В рамках второй стадии осуществляется реализация всех намеченных мероприятий, проводится постоянный мониторинг и контроль деятельности, а по результатам решения всех основных задач проводится оценка полученных результатов. В общем виде все процессы и этапы инновационного проекта можно разделить на 6 групп, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Основные процессы инновационного проекта

Свободное внедрение инноваций ограничивается существующими ресурсами компании: финансами, сроками, кадрами, техническим оснащением. При реализации проекта компания также сталкивается и с различными видами рисков, которые мешают получать запланированные результаты.

Риски в инновационных проектах. Общее понятие риска — неопределенность, способная принести потери. Это сложно прогнозируемая вероятность появления проблем. Риски бывают внутренними и внешними, допустимыми или критическими, а также техническими, политическими, экологическими или коммерческими. [2,c.240]

На их появление оказывают влияние человеческий фактор, глобальные изменения в мире или рыночные механизмы. Полная классификация рисков представлена на схеме (Рис.2)

Рисунок 2 — Классификация рисков в бизнесе

В инновационной деятельности особую роль играют смешанные риски, связанные непосредственно с новизной проекта — заранее сложно предсказать, насколько успешно удастся его реализовать. Так, важен риск невостребованности новой продукции или услуги, появившейся в результате внедрения новшеств. Он возникает вследствие неопределенности внешнего окружения и возможностей организации.

Внешние факторы риска невостребованности продукции в ходе реализации инновационного проекта:

— политические причины, в том числе санкционные ограничения;

— нормативно-правовые изменения, например, вступление в силу новых законов;

— демографические — падение рождаемости, рост средней продолжительности жизни, миграция населения;

— социально-экономические — изменение платежеспособности потребителей и спроса;

— финансовые — изменение ключевой ставки и ставок по кредитам для бизнеса, инфляция, скачки курса валют;

— экологические или климатические, например, влияние на окружающую среду, ужесточение экологических норм, техногенные аварии, стихийные бедствия;

— рыночные — появление конкурентов или товаров-аналогов. На эти причины организация не может повлиять, их необходимо учесть и спрогнозировать. Деятельность самой компании также оказывает влияние на риск невостребованности продукции и эти факторы можно корректировать.

Такими внутренними причинами являются:

— неправильная организация бизнес-процессов, нарушения в производственной схеме;

— низкая квалификация персонала, что влияет на качество продукции и эффективность производства;

— недостаток собственных средств, нерациональное использование ресурсов, сбои в поставках и снабжении;

— ошибки в сбытовой политике и некорректные маркетинговые решения;

— проблемы в управлении командой и отсутствие лидерских качеств у руководства;

— недостаток господдержки и неразвитость инновационной инфраструктуры

— нехватка банковских, юридических, посреднических услуг и сервисов.

При возникновении любого из рисков необходимо принять решение и подкорректировать свои действия, чтобы проект не провалился. Управление рисками. Процесс выявления, оценки, минимизации, контроля рисков — это управление ими, так называемый, риск-менеджмент.

Рисунок 3 — Схема управления рисками

Доступные при реализации инновационных проектов способы защиты от рисков:

— избегание, уклонение, уход от решения проблемы, игнорирование риска;

— сохранение, принятие риска и его последствий на себя;

— передача риска, например, страховым компаниям, венчурным фондам или партнерам;

— минимизация последствий, уменьшение степени влияния риска на проект, сокращение возможных потерь и снижение вероятности воздействия.

Один из самых эффективных вариантов защиты — управленческое решение, основанное на анализе информации и использовании big data.

Сегодня проще сделать полный анализ рынка, предпочтений потенциальных клиентов и предложений конкурентов, используя современные технологии. Анализ данных нужно активно применять для управления рисками проекта.

Другой способ обезопасить проект от рисков — ограничить сумму вложений, соответственно, и возможных убытков. Так, можно лимитировать затраты на проект и не выходить за рамки заранее определенного бюджета. Диверсификация проектной деятельности также позволит компании снизить риск убытков при реализации отдельных проектов. Это сработает, если параллельно запускать несколько проектов в разных отраслях и направлениях.

Передать риски можно не только сторонним организациям, например, при страховании, но и самостоятельно позаботиться о себе, создав внутренний страховой фонд, своеобразный резерв средств для покрытия неожиданных потерь, либо использовав хеджирование — заключение встречных сделок, чтобы перекрыть риски по проекту другими требованиями и обязательствами.

В целом управление рисками в инновационных проектах лежит в основе всех решений — финансовых, производственных, технических. Всегда сохраняется вероятность наступления событий, способных повлиять на проект. Компания должна быть готова к этому, чтобы снизить влияние сторонних и внутренних факторов на конечные результаты деятельности.

Управление инновационным проектом представляет собой сложный процесс, состоящий из множества этапов. Важно отметить, что в инновационной деятельности качество реализации каждого этапа непосредственно оказывает влияние на конечные результаты деятельности. К сегодняшнему дню разработано достаточно большое количество методологий и стандартов по управлению проектами.

Стратегическое управление инновационными проектами включает в себя ситуационный анализ, прогноз влияния диапазона предпринимательских и производственных факторов успеха, основными из которых являются система управления и ее организационные формы, потенциал сферы разработок и исследования, культура и этика предпринимательства. [3,c.200]

В сфере инновационных технологий жизненные циклы проектов являются основными инновационными процессами, стратегическое управление которыми разделяется на ряд направлений, таких как: система обеспечения инновационных проектов; жизненный цикл инновационных проектов; система стратегического планирования инновационных проектов.

Стратегическое управление системой обеспечения проектов ориентировано на рост эффективности вложений; качество трудовых ресурсов-участников проектных мероприятий; прозрачность расходов и соответствие затрат полученному результату; учет влияния бизнес — рисков на задачи и цели реализуемых проектов.

В системе стратегического планирования инноваций выделяются следующие целевые ориентиры процесса генерации проекта:

— обеспечить достижение проектных целей;

— достичь соответствия информационной системы требованиям контрактов, нормативных актов, законодательства;

— определить порядок потребностей бизнеса;

— адекватно отреагировать на организационные требования и требования бизнеса, которые соответствуют принятой стратегии.

Любая методология представляет собой свод правил, рекомендаций, советов по тому, как наиболее эффективно выстроить все процессы управления проектом. Не все методологии будут эффективны в рамках реализации инновационного проекта, но рекомендуется их использовать в качестве определенного ориентира. Так, наиболее популярной и широко используемой методологией является свод правил по управлению проектами PMI PMBOK (Project Management Institute Project Management Body Of Knowledge). Данный свод правил периодически пересматривается и дополняется, последняя седьмая версия была опубликована в 2021 году, она рассматривает проект через десять основных областей знаний.

В каждом таком разделе прописаны рекомендации по управлению процессами. Инновационная сфера характеризуется высокой степенью риска и неопределенности, поэтому важно избегать формирования даже незначительных отклонений. Для этого принято проводить мониторинг по основным этапам деятельности. То есть, на каждом этапе осуществляется сравнение плановых показателей и фактических, однако в инновационном проекте важно действовать более оперативно. Именно поэтому среди прочих рекомендаций особенно выделяют необходимость проведения ежедневного контроля деятельности.

Повсеместный контроль всех внутренних процессов позволяет в режиме реального времени выявлять отклонения и весьма оперативно их устранять. Такой подход позволит реализовать любой инновационный проект с высокой эффективностью, вследствие чего все стратегические цели будут достигнуты. Система контроллинга имеет ряд преимуществ для реализации проектов, в том числе, в сфере инноваций.

Среди таких преимуществ можно выделить следующие:

 улучшение взаимодействия между участниками проекта;

 повышение уровня гибкости персонала;

 обеспечение стабильности выполнения всех задач в течении цикла;

 повышение личной ответственности сотрудников проекта;

 сокращение издержек производственного процесса;

 повышение вероятности завершения проекта в срок.

Оценка состояния инновационной активности и инновационного развития предприятий РФ на национальном и международном уровнях свидетельствует о низкой эффективности управления инновационными проектами предприятий. К сожалению, многие предприниматели, реализовав один или несколько инновационных проектов, отказываются от инновационного пути развития и возвращаются к традиционному присущему предприятию виду деятельности. Довольно часто такие решения связаны с неполучением ожидаемого максимального эффекта, высоким уровнем риска инновационной деятельности и страхом перед результатом изменений, нерационального соотношения возможностей и угроз в процессе реализации инновационных проектов и пр.

Следует отметить, что для инновационных проектов характерными особенностями являются новизна, конкурентоспособность (новые рынки) и приоритетность (основная цель коммерциализации). Такие проекты возникают как ответ на накопление качественных изменений, необходимость осуществления перехода на новый тип развития. Вся совокупность характеристик инновационного проекта формирует его многокритериальность, которая периодически уточняется в течение жизненного цикла инновации. [4,c.200]

В условиях жесткой конкуренции предприятия осуществляют радикальные изменения, а также постепенно переходят на инновационный путь развития.

Предпринимательство России имеет для этого высокий уровень инновационного потенциала, но, к сожалению, в процессе его использования для реализации инновационных проектов в управлении этой сферой возникает ряд проблем, которые негативно влияют на уровень ожидаемого эффекта. Одной из проблем, влияющих на эффективное управление инновационными проектами, является отсутствие инновационной культуры на предприятии.

Коллектив не осознает необходимости осуществления инновационной деятельности, не желает переходить на инновационный путь развития, соответственно, возникают сопротивление изменениям, конфликты в коллективе и снижение уровня кадрового потенциала в сфере инноваций. Также стоит отметить одну из проблем, которую решает почти каждое предприятие в процессе осуществления инновационной деятельности, а именно — финансовую ограниченность собственных ресурсов, а также рациональное распределение бюджетных средств инновационного проекта.

На предприятиях РФ наблюдается отсутствие реальных механизмов объединения имеющихся ресурсов, их концентрации в процессе реализации инновационных проектов. В нынешних условиях хозяйствования целесообразно принятие ряда мер, что позволит значительно повысить уровень эффективности управления инновационными проектами предприятий и обеспечит перспективное развитие этого направления. Составление схемы совершенствования управления инновационными проектами позволяет четко определить внешние факторы влияния на процесс управления инновационным проектом. Прежде всего, должно быть усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение инновационного предпринимательства.

Новое законодательство должно быть принято на международном уровне и в соответствии с современными потребностями экономики России. Необходимо осуществить совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения.

Влияние совершенствования законодательного регулирования реализации инновационных проектов представляется необходимым в связи с тем, что именно нормативно-правовое обеспечение является структурным элементом целостной инфраструктурной концепции инновационных проектов, а также ключевым стратегическим ориентиром создания модели управления каждым отдельным проектом. Содержательные характеристики нормативно-правовой базы должны быть направлены на обеспечение благоприятных условий реализации данных проектов, так как способствуют решению проблемы стимулирования деятельности научных учреждений и предприятий, внедряющих инновации.

Государство должно создать условия для организации производств наукоемких видов продукции и освоения прогрессивных технологий, при этом обеспечить реализацию инновационных проектов предприятий стабильной финансовой поддержкой. Следующим важным фактором влияния на управление инновационными проектами является создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций в инновации предприятий РФ.

Для реализации этого направления необходимо законодательно закрепить выгодные и стабильные условия для иностранных инвесторов, создать эффективно функционирующей системы инфраструктурного обеспечения инновационных проектов и тому подобное. [5,c.100]

На процесс управления инновационными проектами непосредственное влияние оказывает благоприятная система налогообложения и кредитования отечественных предприятий, поскольку особенно требуют проведения инновационных проектов именно те предприятия, продукция которых не пользуется спросом и не является конкурентоспособной на рынке при низком уровне применения инноваций в процессе производства. Подобные предприятия имеют нестабильное финансовое положение и значительные финансовые ограничения, поэтому этот фактор является ключевым для их развития, что позволит им функционировать на качественно новом уровне.

Важным элементом эффективного управления инновационными проектами является наличие инновационной культуры в системе общей корпоративной культуры предприятия, которая объединяет в одной цепочке интеллектуальный капитал, высокую ответственность и общечеловеческие ценности, которые наполняют инновационные процессы идеологическим содержанием.

Решить проблемы взаимосвязи производства и науки и дать возможность предприятиям, работающим в различных сферах, систематически знакомиться с новыми разработками с помощью создания информационно-консультационных центров, уникальных специализированных информационных центров на уровне муниципальных и государственных администраций.

С целью повышения эффективности управления инновационными проектами предприятий целесообразно создать региональные сети бизнес-инкубаторов во всех областях научных знаний, включая высшие учебные заведения. Целесообразным будет также формирование инновационных клубов для предпринимателей, основной задачей которых должно стать создание условий для осуществления инновационного предпринимательства в любой сфере. Если на предприятии система управления инновационными проектами не дает желаемого результата, необходимым условием является перестройка внутреннего менеджмента предприятий для адаптации к рыночным изменениям, налаживание эффективных взаимоотношений с потребителями инновационной продукции и услуг.

В процессе осуществления управления реализацией инновационных проектов на предприятиях важно пользоваться услугами консалтинговых фирм. Привлечение профессиональных экспертов к решению сложных вопросов преодоления инновационных рисков обеспечит достижение желаемого экономического и внеэкономического эффекта, снижение уровня материальных потерь, реализацию проекта в срок и др.

Отечественным предприятиям в процессе планирования управления инновационными проектами стоит пользоваться зарубежным опытом. Для обеспечения эффективного управления инновационными проектами в мировой практике используют методологию управления проектным циклом, которая построена на основе интегрированного и логико-структурного подходов, функционирования проектных офисов и методологии освоенного объема (Earned Value Management). Преодоление основных проблем эффективного управления инновационными проектами предприятий России на основе формирования факторов положительного влияния на этот процесс обеспечит перспективное развитие инновационной деятельности на отечественных предприятиях.

Таким образом, реализация инновационного проекта является сложной и достаточно непредсказуемой сферой деятельности. Соблюдение последовательности всех намеченных действий в рамках инновационного проекта, а также обеспечение четкого контроля и мониторинга позволит значительно увеличить эффективность данного проекта и улучшить конечные результаты инновационной деятельности.

1.2 Современные подходы к формированию системы управления взаимодействием в инновационном проекте

Управление проектами — это применение процессов, методов, навыков, знаний и опыта для достижения конкретных целей проекта в соответствии с критериями принятия проекта в рамках согласованных параметров.

Проект — это применение знаний, навыков, инструментов и методов в проектной деятельности для удовлетворения требований проекта. В свою очередь, управление проектами — это профессиональная деятельность по руководству ресурсами путем применения методов, средств и управления для успешного достижения поставленных целей в результате выполнения комплекса взаимосвязанных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов. По мнению Кулаева А. А. под проектным управлением понимается совокупность методов управления процессом создания сложных объектов в сжатые сроки.

Таким образом, инструменты проектного управления стали основными в стратегическом управлении, в особенности в условиях перехода к инновационной экономике.

Повышение роли научно-технического потенциала в современном бизнесе привело к тому, что конкурентоспособность компаний все больше определяется процессом непрерывного совершенствования технологий. Переход к инновационной экономике на национальном уровне, помимо решения макроэкономических проблем современного общества, требует серьезных инновационных изменений в управлении основного звена любой экономики, кардинального реформирования механизмов управления инновационными процессами и создании мер поддержки со стороны государства, так и в самих компаниях при разработке и освоении инновационных решений.

В настоящее время в развитых странах вопросы управления инновационными проектами и формирования инновационной экономики являются предметом особого внимания экономической науки. К сожалению, в России пока недостаточно внимания уделяется, хотя поиск новых и совершенствование существующих методов экономического роста является фундаментальной проблемой устойчивого развития страны в связи с переходом мировой экономической системы на постиндустриальные методы управления, основанные главным образом на формировании экономики знаний.

Инновационный бизнес, созданный сегодня в России, в целом соответствует схеме, принятой в развитых странах. Однако в нашей стране это практически не работает из-за двух основных причин: — отсутствия организованного и эффективно управляемого в компаниях процесса создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; — отсутствие эффективного спроса на инновации из реального сектора отечественной экономики, т. е. тех же компаний, но уже действующих в качестве потребителей инновационных бизнес-продуктов. Только благодаря творческой деятельности наших соотечественников по-прежнему возникает и развивается присутствие большого числа специалистов с хорошим инженерным и управленческим образованием по инновационным проектам в России. Но, анализируя потенциальный платежеспособный спрос на свои изобретения, они обычно приходят к выводу, что их рынки находятся за границей. [7,c.30]

Необходимость ориентации на иностранного пользователя приводит к тому, что многие российские инновационные проекты реализуются в других странах, где отечественные специалисты перемещаются или переносятся (за относительно небольшие деньги) на результаты, полученные на начальном этапе проекта.

По экспертным оценкам, Россия тратит всего 1,2% ВВП на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, причем около 60% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, в то время как в США этот показатель составляет 2,6—2,7% ВВП в год, а в странах Европейского Союза и Японии доля расходов на инновационные проекты достигает 2.7—3.1% ВВП в год. Учитывая эти данные, можно сказать, что государственная поддержка российского инновационного бизнеса недостаточно активна и неэффективна. В отличие от европейских или китайских коллег, у авторов инновационных проектов в России нет налоговых льгот.

Арендная плата, которую приходится платить большинству наших малых предприятий, примерно в 10 раз выше, чем аренда аналогичных фирм на Западе. Поэтому неудивительно, что число инновационных проектов в России очень невелико. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо значительно улучшить финансовое положение и моральный дух отечественного новатора, предоставив ему возможность получить финансовую поддержку, налоговые льготы, необходимые производственные мощности и возможность общественного признания заслуг перед страной. В России необходимо создать законодательную базу, поддерживающую инновационных предпринимателей и обеспечивающую им ряд преимуществ. [8,c.30]

В стране, которая заявила о своей цели перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике, промышленная политика должна включать активную и эффективную поддержку инновационных проектов. В то же время решения проблемы инноваций в российской экономике на макроуровне недостаточно для получения практических результатов от инвестиций в новую национальную инновационную систему. Также необходимо повысить уровень инновационного развития основных участников этого процесса — самих компаний. Они должны быть в первую очередь заинтересованы в разработке и внедрении инноваций в качестве средства обеспечения стратегического лидерства. Тот факт, что инновации должны быть основой для достижения стратегического конкурентного преимущества компаний, не требует никаких доказательств.

Майкл Портер, признанный мировой специалист в конкурентной стратегии, прямо заявляет: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, однако природа и эволюция всех успешных компаний в основном одинаковы. Компания добивается конкурентных преимуществ благодаря инновациям». Как вы знаете, инновации являются конечными результатами интеллектуальной деятельности человека, которые были реализованы в виде нового или улучшенного продукта (работы, обслуживания), продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике.

Инновации включают все изменения (инновации), которые впервые нашли применение в компании и принесли ей экономические или социальные выгоды. Кроме того, инновации включают в себя: новые или улучшенные типы продуктов (услуг); новые методы производства и распределения (складирование, поставка и продажа) продукта; развитие новых рынков; формирование новых стратегических ориентиров компании; новые схемы получения финансовых результатов, новые методы использования и учета финансовых ресурсов.

В целом, инновации могут быть определены как ноу-хау, инновации, улучшения. Главное, что инновационные проекты являются двигателем современного бизнеса, они помогают ему развиваться и идти в ногу со временем. Слово «проект» используется как синоним слов «компания», «бизнес» и подразумевает, что любой бизнес или компания могут быть проектами, а бизнес-проект имеет возможность вырасти в «стартап» в среднюю и / или крупную компанию, бизнес, корпорацию. Слово «стартап» (start-up) указывает на определенный этап развития бизнеса. [9,c.55]

В современной практике инновационного предпринимательства уже сложилась довольно стабильная типизация этапов, которые проходят инновационный (наукоемкий) проект: рreseed (предпосевная стадия), seed (посевная стадия), start-up (старт), early stage (ранний рост), expansion (расширение), exit (выход). Имеет смысл сосредоточиться на стартовой стадии, для которой характерны наличие зарегистрированного юридического лица, начало продаж инновационного продукта при его одновременной доработке и улучшении, дефицит финансирования, неустойчивость продаж, небольшой коллектив, состоящий из собственника и его команды.

К сожалению, в России 90% стартапов терпят неудачу. В чем причина такой печальной статистики? Успех любого инновационного проекта зависит от качества управления проектами в той же степени, что технические и рыночные преимущества. Поэтому проекты часто оцениваются с точки зрения не только их потенциальной эффективности, но и возможностей эффективного управления для реализации этого потенциала.

Инновационное управление выполняет функции, определяющие формирование структуры системы управления. Существует два типа функций управления инновациями: — функции субъекта управления; — функции объекта управления. Субъект управления может быть одним или группой сотрудников, которые выполняют целенаправленную работу объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками инновационного рынка. Связь между субъектом управления и объектом контроля осуществляется посредством передачи информации, которая является процессом управления.

Приемы управления инновациями можно разделить на следующие группы:

1) воздействующие только на производство инновации;

2) воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инноваций;

3) воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инноваций.

Приемы, которые влияют только на производство инноваций, имеют единственную цель — создать новый продукт или новую операцию (технологию) с высокими параметрами качества. Эти приемы включают бенчмаркинг, способы маркетинговых исследований и планирования инновационного маркетинга.

Вторая группа инновационных приемов управления включает в себя инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, стратегию бренда. В структуру третьей группы входит ценовой прием управления, перед рынком, мэрджер. Основная цель всех приемов этой группы — ускорить продажу инноваций с наибольшими выгодами и эффективностью в настоящее время и большей отдачей от этой продажи в будущем.

Говоря о проблемах инновационного бизнеса, нельзя игнорировать маркетинг инноваций. Слабое развитие маркетинга на инновационных предприятиях и научно-технических проектах. Маркетинговая поддержка для создания новых продуктов является одной из наиболее значимых и серьезных проблем инновационной компании. Примерно 30% новых продуктов не приносят никакой прибыли и становятся убыточными. Высокая степень риска инновационных продуктов подтверждается опытом многих проектов. Особенности рынка и специфичность товаров оказывают большое влияние на его внедрение на рынок. Причин неудач новых продуктов на рынке много. Основными из них являются неполный анализ рынка, недостатки продукта, отсутствие эффективной маркетинговой деятельности, слишком высокие издержки, активность конкурентов, слабая поддержка при выходе продуктов на рынок, проблемы с производством.

Однако есть факторы, способствующие успеху продукта:

— конкурентное преимущество товара (особенности, делающие товар более привлекательным для покупателя);

— маркетинговая деятельность компании (способность прогнозировать и понимать поведение покупателя и рынка в целом по отношению к новому продукту);

— наличие технологического оборудования.

Но, как уже упоминалось, только технологическое преимущество, к сожалению, не является абсолютной гарантией какого-либо коммерческого успеха. Поэтому для любого новатора или инновационной компании наступает время, когда вы должны обратить внимание на маркетинговые факторы.

Инновации можно назвать отдельным уникальным рынком сферы ноу-хау. Если мы сравним его характеристики с рынком обычных товаров, невозможно не заметить его универсальность. Затрагиваются все возможные аспекты отношений, которые могут возникнуть между продавцом и покупателем, которые оказывают существенное влияние на маркетинговую политику компании.

Существует несколько основных особенностей этого рынка:

— оригинальность продукта (характеристика продукта, технологически сложная реализация, высокие затраты на его производство на первых этапах);

— рыночные инновации для компании (особенно для небольшой инновационной компании, которая находится на начальной стадии разработки);

— неопределенность продукта (а зачастую и компании-производителя) для рынка; —

невозможность прогнозировать поведение клиентов;

— низкая эластичность спроса на цену.

В этой связи ценообразование становится ограниченным;

— емкость небольшого рынка (особенно для продуктов, содержащих высокое качество и высокий уровень технологии);

— отсутствие прямых конкурентов, поскольку существует монополия на интеллектуальную собственность;

— развитие теоретической области компании и получение определенных результатов в ней вместе с грамотно построенной политикой продвижения компании могут значительно улучшить рейтинг компании среди покупателей; — понимание взаимосвязи между маркетингом инновационных продуктов и уровнем инновационного потенциала потребителей. [10,c.70]

Дело в том, что многие новинки не просто продаются из-за общей технологической отсталости многих рынков сбыта. Проблемы продвижения инновационных, незнакомых продуктов на рынок в первую очередь связаны с риском непредсказуемости реакций покупателей. Это характерно для компаний, работающих в любой отрасли, но для высокотехнологичного рынка, где скорость обновления продукта особенно высока, это наиболее актуально.

Инновационный продукт может «провалиться» без надлежащей подготовки потребителя, без продуманной стратегии вывода этого продукта на рынок.

Как уже упоминалось, специфика инновационного рынка определяет особенности инновационного маркетинга. Это проявляется в следующем:

— необходимо искать и изучать потенциальных потребителей в нескольких секторах одновременно, поскольку нередко результаты научно-технического развития носят межотраслевой характер;

— для продажи инновационных продуктов требуется длительная и последовательная рекламная кампания, поскольку покупатель должен «созреть»: ему нужно подробно объяснить смысл и преимущества инноваций, иначе он просто не будет покупать этот продукт, потому что он не знаком с ним;

— инновационные продукты должны не только удовлетворять качественно новым потребностям или старым потребностям, но и обеспечивать дополнительные, понятные потребителям преимущества по сравнению с существующими аналогами и заменителями.

При продвижении сложных научно-технических продуктов на рынке следует руководствоваться опытным, так называемым коллективным потребителем («центром закупок», который может включать сотрудников из разных отделов, от закупок до производства)

— продажа инновационных продуктов требует длительных переговоров, поскольку высокотехнологичные товары как на товарном, так и на потребительском рынках являются продуктами предварительного отбора, и поэтому покупка осуществляется посредством процедур множественных сравнений и обсуждений с экспертами;

— очень часто техническая сложность инновационных продуктов связана с организацией хорошего послепродажного обслуживания. Другими словами, нет сервиса — коммерческого успеха для продукта новинки нет. Примером является продвижение на рынок гибридных автомобилей, распределение которых было ограничено не только их ценой, но и недостаточным развитием инфраструктуры для их обслуживания на первом этапе;

— на имидж инновационной компании значительное влияние оказывают результаты теоретических исследований сотрудников, поэтому их можно использовать в PR-кампаниях. Кроме того, для инновационного бизнеса, конференции, научные форумы и другие формы общения в профессиональном сообществе могут служить каналами для маркетинговых коммуникаций;

— сложность инновационного продукта создает особые предпосылки для формирования так называемого целостного продукта, где все его реальные и потенциальные преимущества рассматриваются в комплексе. Российский рынок открыт для новых улучшенных товаров и в то же время достаточно емок, чтобы принять различные конкурирующие продукты.

В настоящее время процессы управления проектами, в том числе инновационные, регулируются различными стандартами, которые претерпевают постоянные изменения и, несмотря на долгий срок жизни, являются популярными и актуальными.

На наш взгляд, несмотря на высокую степень риска, за реализацией инновационных процессов в проектном управлении будущее, это позволит обеспечить конкурентоспособность и устойчивость предприятий, применяющих проектный подход.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Управление инновационными проектами в индустрии гостеприимства. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я