Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
Дейл Карнеги, 1956

Широкому кругу читателей предлагается книга знаменитого в США и за их рубежами Дейла Карнеги, с помощью которой овладевали ораторским мастерством десятки, если не сотни тысяч людей во всем мире; текст ее пересмотрен и осовременен, чтобы соответствовать требованиям XXI века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Уверенность в себе достигается подготовкой

Самый лучший способ обрести уверенность в себе — это подготовиться к чему-либо настолько тщательно, чтобы шансов на неудачу практически не оставалось.

Лоси-Вуд-Торп. «Публичные выступления сегодня» («Public Speaking Today»)

«Доверять вдохновению момента» — вот фатальная фраза, о которую разбилось немало многообещающих карьер. Лучший путь к вдохновению — подготовка. Мне довелось встречать немало смелых и способных людей, которые потерпели неудачу из-за недостатка трудолюбия. Овладеть ораторским мастерством можно, лишь предварительно овладев материалом, который вы хотите предложить.

Ллойд Джордж

Прежде чем выходить к публике, оратору следовало бы написать письмо другу с изложением темы выступления и подробным перечислением тех моментов, которые в нем необходимо отразить. Если обнаружится, что написать, в сущности, нечего, то тогда лучше сразу обратиться к организаторам и отказаться от выступления, сославшись на внезапную смерть бабушки.

Эдвард Эверетт Хейл

Люди называют меня гением. Секрет моей гениальности заключается в следующем: если я держу в руках некий предмет, то глубоко изучаю его. День и ночь. Я исследую его во всех проявлениях. Им заняты все мои мысли. Результаты затраченных мною усилий люди склонны называть плодами таланта. На самом деле это плоды труда и мысли.

Александр Гамильтон

Все последние девяносто лет сначала автор, а затем его последователи помогали мужчинам и женщинам разного возраста и положения выступать с речами на курсах Дейла Карнеги перед такими же слушателями, как они сами. Успех каждого такого выступления определяется предварительной подготовкой и тем, имеется ли у оратора ясное и четкое представление о том, что он собирается говорить. Это должно быть нечто впечатлившее его, о чем он не может не сказать. Вас всегда невольно тянет к оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены какой-то мыслью, и он страстно пытается донести ее до вашего ума и сердца.

Когда оратор находится в таком умственном и эмоциональном состоянии, то обнаруживается важное обстоятельство: его речь льется как бы сама по себе, не вызывая никаких трудностей. Хорошая подготовка выступления уже на девять десятых обеспечивает его успех.

Как отмечалось в главе первой, люди обычно приходят ко мне на курсы, чтобы приобрести уверенность в себе, смелость и самообладание. Однако многие совершают роковую ошибку, не уделяя должного внимания подготовке своих выступлений. Как же можно рассчитывать на то, что вам удастся победить когорты страха и кавалерию нервозности, если вы идете в бой с отсыревшим порохом и холостыми патронами, а то и вовсе без боеприпасов? В таких обстоятельствах не приходится удивляться тому, что, выступая перед аудиторией, оратор чувствует себя неуверенно. «Я полагаю, — заявил как-то Линкольн, — что не доживу до того времени, когда смогу говорить спокойно, зная, что мне нечего сказать».

Если вы хотите быть уверенными в себе, то почему же не прилагаете к этому все силы? «Совершенная любовь изгоняет страх», — писал апостол Иоанн (1-е Иоанна, 4:18. — Прим. ред.). То же самое делает и совершенная подготовка. Дэниэл Вебстер, считавшийся одним из величайших ораторов всех времен, говорил, что предстать перед слушателями плохо подготовленным для него равносильно тому, чтобы появиться перед ними полураздетым.

Почему мы не готовимся к выступлениям более тщательно? Потому, что одни не имеют ясного представления, что такое подготовка и как ее правильно проводить, другие ссылаются на нехватку времени. Поэтому в данной главе мы рассмотрим эту проблему более тщательно.

Правильная подготовка

Что понимать под подготовкой? Чтение книг? Да, это один из способов, но не самый лучший. Чтение может помочь, но если человек пытается извлечь из книги «консервированные» мысли и тут же выдать их за свои собственные, то в его выступлении будет чего-то не хватать. Публика может и не понять, чего именно, но такой оратор оставит ее равнодушной.

Приведу пример. Когда я вел курсы ораторского искусства для руководителей нью-йоркских банков, то вечно занятым участникам группы зачастую трудно было найти время для подготовки. Всю жизнь они думали по-своему, имели собственные убеждения, рассматривали все события под своим углом зрения, накапливали уникальный опыт. Таким образом, они, по сути, в течение сорока лет собирали материал для своих выступлений. Но многим из них было трудно это осознать. Они не видели леса за деревьями.

Эта группа занималась по пятницам с пяти до семи. Однажды некий джентльмен — назовем его Джексоном — вдруг обнаружил, что уже половина пятого, а темы для выступления нет. Он вышел из офиса, купил в киоске журнал «Forbes» и по пути в Федеральный резервный банк, где собиралась группа, прочел в метро статью под названием «У вас только десять лет, чтобы добиться успеха». Он прочел ее не потому, что она чем-то особенно заинтересовала его, а просто чтобы было чем заполнить время, предоставленное ему для выступления. Часом позже он встал и попытался убедительно и интересно изложить содержание статьи.

Результат был вполне предсказуем?

Он не «переварил» и не усвоил того, о чем пытался рассказать. Именно «пытался», так как у него не было мысли, идеи, которой стоило бы поделиться с окружающими. Об этом свидетельствовали и его манера держаться, и тон выступления. Как же он мог рассчитывать на то, что произведет впечатление на аудиторию, если его самого эта тема совершенно не интересовала? Он постоянно ссылался на статью и цитировал ее автора. В этом выступлении было слишком много от журнала «Forbes» и слишком мало от мистера Джексона.

Я сказал ему примерно следующее: «Мистер Джексон, нас не интересует никому не ведомая личность, написавшая эту статью. Среди нас нет этого человека. Мы его не видим. Но нас интересуете вы и ваши мысли. Расскажите нам, что думаете лично вы, а не то, что сказал кто-то другой. Вложите в свои слова побольше собственных мыслей. Почему бы вам не выступить с этой же темой на следующей неделе? Прочтите еще раз эту статью и задайте себе вопрос, согласны ли вы с автором. Если да, то проиллюстрируйте его мысли наблюдениями из собственного опыта. Если нет, то объясните почему. Пусть эта статья будет лишь отправным пунктом для вашего выступления».

Джексон принял это предложение, вновь прочел статью и пришел к выводу, что абсолютно не согласен с автором. На этот раз он готовился к выступлению уже не в вагоне метро. Оно вызревало у Джексона внутри. Речь стала его детищем, она развивалась, росла и приобретала определенные формы, как и его собственный ребенок. Она росла днем и ночью, когда он меньше всего сознавал это. То у него возникала новая мысль, когда он читал газету, то неожиданно выплывал подходящий пример в ходе беседы с другом. По мере того как он обдумывал тему в свободные минуты в течение недели, она росла вглубь, вширь и ввысь.

Выступая на следующем занятии, Джексон уже смог продемонстрировать что-то свое — руду, добытую в собственных копях, монету, отчеканенную на собственном монетном дворе. Выступление оказалось тем более удачным, что он был не согласен с автором статьи. Ничто не стимулирует так, как небольшое расхождение во взглядах.

Какой разительный контраст между двумя выступлениями одного и того же человека по той же самой теме в течение одной недели! Какая колоссальная разница — а все благодаря правильной подготовке!

Приведу еще один пример того, как надо и как не надо готовиться. Женщина, которую мы назовем миссис Флинн, была слушательницей моих курсов в Вашингтоне. Однажды она посвятила свое выступление восхвалению столицы, наспех набрав фактов из брошюры вашингтонского туристического агентства. Соответственно, эти факты были поданы сухо, бессвязно и совершенно в неудобоваримой форме. Миссис Флинн не продумала тему как следует и отнеслась к ней без всякого энтузиазма. Она не прочувствовала ее настолько глубоко, чтобы вести об этом речь. Вся ее речь была блеклой, невыразительной и бесполезной.

Речь, которая не могла не удаться

Спустя две недели произошло событие, задевшее миссис Флинн за живое. Ее «кадиллак» был украден из общественного гаража. Она бросилась в полицию, предложила вознаграждение, но все было напрасно. Полиция признала, что практически не в состоянии справиться с разгулом преступности. Однако всего за неделю до этого полицейские нашли время, чтобы оштрафовать миссис Флинн за то, что ее машина пробыла на стоянке лишних пятнадцать минут. Женщина пришла в ярость. Эти полицейские, досаждающие по мелочам благонамеренным гражданам, оказывается, так перегружены, что им не хватает времени ловить преступников. Она была просто вне себя. Теперь у нее была тема для разговора, причем почерпнутая не из туристической брошюры, а из собственного опыта. Это была часть реального мира, затронувшая ее чувства и убеждения. В речи, восхвалявшей красоты Вашингтона, она с трудом выдавливала из себя фразу за фразой. Здесь же, стоило ей только встать и открыть рот, как обличения в адрес полиции хлынули, словно лава из Везувия. Такое выступление обречено на успех. В его основе лежат жизненный опыт и личные переживания.

Что такое настоящая подготовка

Можно ли считать подготовкой заранее составленные фразы, записанные на бумажке или заученные наизусть? Нет. Может быть, это набор случайных мыслей, которые вас лично совершенно не трогают? Тем более нет. Настоящая подготовка — это поиск ваших собственных мыслей, идей, убеждений и побуждений. А они у вас, конечно, есть. Они возникают в течение дня, когда вы бодрствуете, и роятся у вас в голове, даже когда вы спите. Все ваше существование наполнено чувствами и переживаниями. Они во множестве теснятся в глубинах вашего подсознания, подобно гальке на морском берегу. Готовиться к выступлению — значит думать, рассуждать, вспоминать, отбирать те мысли, которые вас особенно привлекают, выстраивать из них систему, складывать своего рода мозаику. Это совсем не так трудно, как кажется. Надо лишь немного сосредоточиться и мыслить целенаправленно.

Я интересовался у известных ораторов, в чем секрет их успеха. Один из них, знаменитый проповедник-евангелист Дуайт Муди, ответил так: «У меня нет никаких секретов. Выбрав тему, я записываю ее название на большом конверте. Таких конвертов у меня много — столько же, сколько тем. Если во время чтения я нахожу что-то ценное, то записываю эту мысль на бумажку, которую затем вкладываю в соответствующий конверт. Она может пролежать там год или даже больше. Когда мне надо подготовить новую проповедь, я вынимаю все, что накопилось в конверте. Сопоставление этих записей с собственными размышлениями и наблюдениями дает мне достаточно материала. Кроме того, я все время пересматриваю свои проповеди, что-то убираю из них, что-то добавляю. Поэтому они никогда не устаревают».

Мудрый совет декана Брауна

Когда Йельская школа богословия отмечала столетие со дня основания, ее декан доктор Чарлз Рейнольд Браун издал цикл лекций об искусстве проповеди. Треть века каждую неделю он сам готовился к проповедям и обучал этому других. Поэтому доктор Браун всегда мог дать на этот счет мудрый совет, который представляет ценность для любого оратора, будь он священнослужителем, готовящимся к проповеди на темы 91-го псалма, или фабрикантом обуви, собирающимся произнести речь о профсоюзах. Таким образом, я возьму на себя смелость процитировать доктора Брауна: «Тщательно обдумывайте текст речи и ее тему. Размышляйте над ними до тех пор, пока они не созреют и не станут мягкими и податливыми. Вы извлечете из них массу интересных мыслей, если дадите вырасти и развиться таящимся внутри их крохотным росткам жизни…

Лучше, если этот процесс будет длиться достаточно долго. Не откладывайте его до субботнего утра, когда вам уже надо проводить последние приготовления к воскресной проповеди. Если священник сможет до момента проповеди удерживать в своем мозге какую-то истину на протяжении месяца, шести месяцев, а может быть, даже года, он убедится, что из нее непрерывно вырастают новые мысли, дающие в итоге обильный урожай. Он может размышлять об этом, идя по улице, сидя в поезде или когда его глаза слишком утомятся от чтения.

Он, безусловно, может раздумывать над этим по ночам. Конечно, священнику не следует привыкать к тому, чтобы засыпать с мыслями о церкви и проповеди. Церковная кафедра хороша для проповеди, но в постели ей не место. Однако порой бывало, что я вставал среди ночи, чтобы записать мысль, пришедшую в голову, опасаясь, что до утра могу забыть ее…

Когда вы собираете материал для конкретной проповеди, записывайте все, что приходит вам в голову. Запишите, как вы поняли цитату из книги в тот момент, когда впервые прочли ее, а затем записывайте все ассоциативные мысли, возникшие по этому поводу.

Это обязательно надо делать в письменном виде, хотя бы кратко, чтобы только зафиксировать суть идеи, и пусть ваш ум постоянно ищет новые мысли, как будто вам никогда в жизни больше не придется увидеть ни одной другой книги. Только так можно развить продуктивное мышление. Благодаря этому методу ваш ум всегда будет свежим, а идеи — оригинальными и творческими…

Записывайте также все идеи, которые родились в вашем мозге самостоятельно, без помощи извне. Они драгоценнее для вашего умственного развития, чем рубины, алмазы и чистое золото. Предпочтительнее использовать для этого клочки бумаги, оборотную сторону старых писем, конверты, оберточную бумагу — все, что попадет под руку. Это намного лучше, чем пользоваться красивыми чистыми листами писчей бумаги. И дело тут не только в экономии. Эти обрывки вам будет легче собрать воедино и выстроить в систему, когда возникнет необходимость привести весь материал в порядок.

Постоянно записывайте все мысли, приходящие вам в голову, и неустанно тщательно обдумывайте их. Не следует ускорять данный процесс. Это одно из самых важных умственных действий, которые вам дано совершать. Благодаря ему ваше сознание превращается в подлинно творческую силу.

Вы убедитесь, что наибольшее удовольствие вам и пользу прихожанам приносят именно те проповеди, в которых вы глубже всего раскрыли себя. Они — кость от вашей кости и плоть от вашей плоти, детище вашего умственного труда, плод вашей творческой энергии. Проповеди, составленные из обрывков чужих мыслей, напоминают подержанную одежду или разогретую еду. Проповеди, которые живут и дышат, которые входят в храм, славя Творца, и входят в сердца людей, побуждая их взлетать ввысь, подобно орлам, и идти по стезе долга, не падая духом, — это и есть настоящие проповеди, порожденные жизненной энергией человека».

Как Линкольн готовился к своим выступлениям

Как Линкольн готовил свои речи? К счастью, нам это известно. И читая о его методе, вы заметите, что доктор Браун в своих лекциях рекомендовал многое из того, что Линкольн использовал за три четверти века до него. Особенно известна та его речь, в которой он заявил с пророческим прозрением: «Дом разделенный выстоять не может. Я считаю, что не сможет выстоять и наша страна, наполовину состоящая из рабов, а наполовину — из свободных граждан». Он продумывал эту речь, когда занимался своей повседневной работой, сидел за обеденным столом, прогуливался по улицам, доил корову или шел в мясную либо бакалейную лавку, накинув на плечи старый серый шарф и держа за руку маленького сына, который безостановочно болтал, задавал уйму вопросов и сердито дергал отца за худые костлявые пальцы, пытаясь обратить на себя внимание. Однако Линкольн продолжал шагать, погруженный в свои мысли, думая о своей речи и совершенно забыв о существовании мальчика.

Время от времени в процессе обдумывания он делал наброски, записывая фрагменты и отдельные фразы на старых конвертах, на клочках бумажных пакетов — на всем, что попадалось под руку. Их он складывал в свой цилиндр и носил до тех пор, пока не находилось время, чтобы сесть, разложить все по порядку, пересмотреть заново и отточить до совершенства.

В ходе предвыборных дебатов 1858 года сенатор Стивен Дуглас произносил одну и ту же речь, где бы ни выступал. Линкольн же постоянно работал над своими выступлениями и в конце концов пришел к выводу, что легче каждый раз произносить новую речь, чем повторять старую. В его сознании тема выступления непрерывно расширялась и углублялась.

Незадолго до переезда в Белый дом он взял конституцию, тексты трех своих речей и, не имея больше на руках никаких материалов, заперся в тесной пыльной комнатушке над лавкой в Спрингфилде, где никто не мог ему помешать. Там он и написал свою инаугурационную речь.

А как Линкольн готовил свое Геттисбергское послание? К сожалению, по этому поводу ходило много неверных слухов. Но подлинная история выглядела так.

Когда организационный комитет определял процедуру торжественного открытия мемориала, решено было пригласить выступить с речью Эдварда Эверетта, который был пастором в Бостоне, президентом Гарвардского университета, губернатором Массачусетса, сенатором, посланником в Англии, государственным секретарем и к тому же считался самым талантливым оратором Америки. Первоначально церемония открытия была назначена на 23 октября 1863 года. Эверетт весьма благоразумно заявил, что не сможет должным образом подготовиться за такой короткий срок. Поэтому церемония была отложена почти на месяц, до 19 ноября, чтобы дать ему время на подготовку. Последние три дня перед открытием он провел в Геттисберге, гуляя по полю битвы и освежая в памяти происшедшие там события. Этот период обдумывания был самой лучшей подготовкой. Он воочию представил себе состоявшуюся битву.

Приглашения на церемонию были разосланы всем членам конгресса, президенту и его кабинету. Большинство из них отклонили приглашения, и организаторы были очень удивлены, что Линкольн согласился приехать. Перед ними встал вопрос: надо ли просить его выступить? По этому поводу имелись серьезные возражения. У него не было времени на подготовку. А если бы даже и было, то по силам ли ему такое выступление? Да, он, конечно, успешно выступал в дебатах по вопросу отмены рабства и мог обратиться, например, с приветствием к Союзу Купера[1], но никто никогда не слышал, чтобы он произносил речи такого рода. Повод был достаточно серьезный и торжественный, и рисковать никто не хотел. Так надо ли просить его выступить? Члены оргкомитета всерьез задумались… Откуда им было знать, что человек, в чьих способностях они сомневались, произнесет по этому случаю речь, которая будет признана одной из самых незабываемых речей, произнесенных когда-либо устами смертного.

В конце концов за две недели до церемонии оргкомитет послал Линкольну запоздалую просьбу сделать «несколько подобающих случаю замечаний». Да, именно так — «несколько подобающих случаю замечаний». Подумать только, написать такое президенту Соединенных Штатов!

Линкольн немедленно приступил к подготовке. Он написал Эдварду Эверетту, получил текст речи, которую собирался произнести этот выдающийся ученый, и спустя пару дней, направляясь в фотоателье, чтобы сделать свою фотографию, захватил ее с собой и прочел во время ожидания. Он целыми днями обдумывал свое выступление. Он думал над ним по пути из Белого дома в военное министерство, думал, растянувшись на кожаном диване в военном министерстве в ожидании последних телеграфных сообщений. Линкольн написал черновик выступления на листке бумаги и повсюду носил его с собой, засунув в свой шелковый цилиндр. Он был в непрестанных раздумьях, и речь постепенно начала вырисовываться в его сознании все отчетливее. В воскресенье накануне выступления Линкольн сказал вашингтонскому журналисту Ноа Бруксу: «Она еще совершенно не готова. Я переделывал ее два или три раза, но мне надо отшлифовать ее, чтобы она полностью меня удовлетворила».

Он приехал в Геттисберг вечером накануне церемонии. В маленьком городке яблоку негде было упасть. Его население, составлявшее тысячу триста человек, вдруг выросло до пятнадцати тысяч. Тротуары были забиты до отказа, людям приходилось идти по грязным мостовым. Играло полдюжины оркестров. Толпа распевала «Тело Джона Брауна». Люди столпились перед домом мистера Уиллса, где остановился Линкольн. Люди ждали его появления, просили выступить. Линкольн ответил несколькими словами, свидетельствовавшими, скорее, о его прямоте, нежели такте; он сказал, что не собирается ничего говорить до завтрашнего дня. Имеются свидетельства, что всю оставшуюся часть вечера он посвятил тому, чтобы довести до совершенства свое предстоящее выступление. Линкольн даже ходил в соседний дом, где остановился госсекретарь Сьюард, и прочитал ему вслух свою речь, чтобы выслушать критические замечания. На следующее утро после завтрака он продолжал работать над речью до тех пор, пока не раздался стук в дверь и ему не сказали, что настало время занять свое место в процессии. Полковник Карр, ехавший сразу вслед за Линкольном, рассказывал, что, когда процессия тронулась, «президент сидел в седле выпрямившись, как и подобает главнокомандующему армией, но, проехав немного, склонился вперед, его руки повисли, а голова опустилась. Он явно о чем-то размышлял».

Мы можем только догадываться, что даже в тот момент он в очередной раз продумывал и отшлифовывал свою маленькую речь, состоявшую из десяти бессмертных фраз.

Некоторые из выступлений Линкольна, к которым он проявлял лишь поверхностный интерес, были, бесспорно, неудачными. Однако он обладал необыкновенной силой воздействия, когда говорил о рабстве и о союзе штатов. Почему? Потому, что он постоянно думал об этих проблемах и глубоко прочувствовал их. Один попутчик, который провел с ним ночь в комнате таверны штата Иллинойс, проснувшись утром, увидел, что Линкольн сидит на своей кровати, уставившись в стену. Его первыми словами были: «Не сможет выстоять страна, наполовину состоящая из рабов, а наполовину — из свободных граждан».

Как готовил свои проповеди Христос? Он удалялся от толпы. Он размышлял, полностью сосредоточиваясь на своих мыслях. Он бродил в одиночестве по пустыне, медитировал, постился сорок дней и ночей. Как пишет святой Матфей, «с того времени Иисус начал проповедывать» (Мтф, 4:17. — Прим. ред.). Вскоре он произнес одну из самых известных речей в мире — Нагорную проповедь.

Вы можете возразить: «Все это очень интересно, но я не собираюсь становиться бессмертным оратором. Я всего лишь хочу время от времени выступать с простыми речами на работе, в клубе или на городском собрании».

Это верно, и мы прекрасно понимаем, чего вы хотите. Именно для этого и написана данная книга. Но какими бы непритязательными ни были ваши выступления, вы можете многое почерпнуть из опыта выдающихся ораторов прошлого и воспользоваться их методами.

Как готовиться к выступлению

Читатели могут записаться на различные курсы ораторского искусства, которые используют данную книгу в качестве составной части своей учебной программы. За время учебы слушателям неоднократно предлагают подготовить выступления. Какие темы для этого выбрать? Любые, которые вас интересуют. Если есть возможность, выберите собственную тему. Еще лучше, если тема сама выберет вас. Однако нередко тему выступления предлагают инструкторы.

Не совершайте широко распространенную ошибку — не старайтесь охватить в небольшом выступлении слишком большой круг вопросов. Возьмите один или два аспекта темы и попытайтесь как можно глубже осветить их. Будет очень хорошо, если вы уложитесь в отведенное вам время, которое диктуется расписанием большинства курсов.

Выберите тему примерно за неделю, чтобы у вас было время обдумать ее в свободное время. Пусть она не выходит у вас из головы семь дней и снится вам семь ночей. Думайте о ней перед сном, следующим утром, когда завтракаете, умываетесь, едете на работу, ждете лифта, днем, когда обедаете, встречаетесь с людьми. Обсуждайте ее с друзьями и знакомыми.

Задавайте себе любые вопросы по данному поводу. Так, например, если вам предстоит говорить о разводе, спросите себя, что становится причиной разводов, каковы их экономические и социальные последствия. Нужен ли нам закон о разводе? Может быть, надо максимально затруднить эту процедуру? Или, наоборот, облегчить ее?

Предположим, вам поручили рассказать, почему вы решили изучать ораторское искусство. В этом случае следует задать себе такие вопросы: в чем мои трудности, какую пользу принесет мне эта учеба? Приходилось ли мне когда-нибудь выступать публично? Если да, то когда? Где? Как это было? Почему я думаю, что эти курсы будут мне полезны? Знаком ли я с людьми, которые добились успехов в работе и других сферах жизни главным образом благодаря уверенности в себе, самообладанию, способности убедительно говорить? Знаю ли я других людей, которые никогда не достигнут успеха из-за отсутствия этих качеств? Будьте конкретны, но, рассказывая об этих людях, не называйте их имен.

Если вы, стоя перед аудиторией, сможете ясно мыслить и говорить в течение двух-трех минут, то для первых выступлений это просто великолепно. Такая тема, как «Почему я решил обучаться ораторскому мастерству», очень легка. Совершенно очевидно, что даже если вы потратите не слишком много времени на подбор и обработку материала по данной теме, то все равно вряд ли что-нибудь забудете, поскольку речь пойдет о ваших собственных наблюдениях, стремлениях и опыте.

Предположим теперь, что вы решили говорить о своем бизнесе или профессии. Как вы возьметесь за подготовку такого выступления? У вас уже есть масса информации на эту тему, и задача заключается в том, чтобы отобрать ее и выстроить в систему. Не пытайтесь рассказать нам обо всем за три минуты. Это невозможно. Рассказ получится слишком фрагментарным. Возьмите один, всего один аспект темы и попытайтесь раскрыть его. Например, почему бы не рассказать, как вам в голову пришла мысль заняться именно этим бизнесом, приобрести именно эту профессию? Это случайность или результат сознательного выбора? Вспомните о своих первоначальных трудностях, неудачах, надеждах и победах. Ваш рассказ должен вызывать живой человеческий интерес, который возникает всегда, когда перед нами предстает правдивая история жизни, изложенная скромно и без навязчивого самолюбования. Можно быть почти уверенным, что такое выступление окажется удачным. Или возьмите другой аспект своей работы. В чем состоят ее трудности? Какой совет вы дали бы молодому человеку, начинающему свою деятельность в этой области?

Можете также рассказать о людях, с которыми сталкиваетесь в ходе работы, — хорошими и не очень. Расскажите о проблемах, возникающих в общении с коллегами. Что дала вам ваша работа в понимании самой интересной в мире темы — человеческой натуры? Если вы будете говорить о технической стороне бизнеса и его деталях, то ваш рассказ может быть интересен не всем. Но рассказ о людях вряд ли оставит кого-то равнодушным.

И самое главное — не превращайте свой рассказ в абстрактную проповедь. Это скучно. Выступление должно напоминать слоеный пирог, состоящий из живых примеров и общих положений. Вспомните фундаментальные истины, в которые вы верите и которые можно подтвердить примерами из вашего собственного опыта и наблюдений. Вы сами убедитесь, что конкретные случаи значительно проще запомнить, к тому же о них легче говорить, чем об абстракциях. Они также помогут сделать рассказ более выразительным.

Посмотрим, как подошел к этому один очень интересный автор. Перед вами выдержки из статьи Б. Форбса о том, что руководители фирм должны делегировать полномочия своим партнерам. Обратите внимание на примеры из жизни разных людей.

«Многие из нынешних гигантских предприятий управлялись раньше единолично их владельцами. Однако большинство из них переросли эту фазу. Причина в том, что любая крупная организация представляет собой как бы «удлиненную тень человека». Бизнес и промышленность достигли в настоящее время таких масштабов, что даже самый способный человек вынужден окружать себя толковыми помощниками, чтобы удержать в руках бразды правления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Союз Купера был основан в 1859 году в Нью-Йорке американским предпринимателем и филантропом Питером Купером для обучения рабочих общеобразовательным дисциплинам. — Прим. пепев.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я