Учебное пособие освещает следующие вопросы: место экспериментально-психологического исследования (ЭПИ) среди других методов при решении диагностических задач в психиатрии, структуру психодиагностического процесса, основные задачи и принципы ЭПИ, методики патопсихологического исследования и основные патопсихологические синдромы. Прилагаются примеры заключений по данным экспериментально-психологического исследования. Пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских высших учебных заведений, для клинических ординаторов и аспирантов, специализирующихся в области психиатрии, а также для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология». В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспериментально-психологическое исследование в психиатрии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Клиническая или медицинская психология является одним из классических направлений психологической науки. Термин «клиническая психология» ввел американский психолог Лайтнер Уитмер в начале XX века.
Клиническая психология образовалась на стыке психологии и медицины. Она изучает закономерности нарушений психики человека при различных заболеваниях. Сферами ее деятельности является проведение научных исследований, диагностика психического здоровья, а также коррекционная и психотерапевтическая работа, включающая в себя индивидуальную, семейную и групповую психотерапию (Карсон, Батчер, Минека, 2004).
В клинической психологии выделяются два основных раздела: нейропсихология и патопсихология.
Нейропсихология — это обширная научная дисциплина, изучающая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая не только медицинские вопросы, но и вопросы философии сознания, искусственных нейронных сетей и пр.
Клиническая нейропсихология создана на базе психологической науки и таких областей медицины как невропатология и нейрохирургия. Она изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Основателем этого направления клинической психологии в нашей стране является известный во всем мире отечественный психолог А. Р. Лурия (1962). Основным методом исследования больных в практической нейропсихологии является нейропсихологическое исследование, включающее в себя набор специальных тестов, позволяющих определить характер нарушений высших психических функций и локализацию поражения мозга.
Патопсихология как раздел клинической психологии возникла на базе психологии и психиатрии и изучает закономерности нарушений когнитивных психических функций и эмоционально-личностной сферы при психических и психосоматических расстройствах. Методом исследования патопсихологов является экспериментально-психологическое исследование.
Настоящее учебное пособие позволяет подробнее познакомиться с этим методом и его местом среди других диагностических методов, используемых в психиатрии.
Особенность данного пособия состоит в адаптации сокращенного курса — «Экспериментальная патопсихология», читаемого студентам-психологам, специализирующимся в области клинической психологии, к обучению студентов-медиков.
Цель пособия — помочь студентам-медикам познакомиться с психодиагностической работой клинического психолога в психиатрии и, в частности, с методом исследования, который он использует при работе с пациентами. Эти знания будут полезны будущим врачам в том, чтобы понять какую конкретную помощь они могут получить от клинического психолога и научиться «читать» его заключения. Особенно эти знания важны для будущих психиатров, так как им предстоит работать в тесном контакте с клиническими психологами в психиатрических больницах и диспансерах.
В основе настоящего учебного пособия лежит мой более чем тридцатилетний опыт практической психодиагностической и психотерапевтической работы и опыт проведения семинарских занятий по дисциплине «Экспериментально-психологическое исследование в психиатрии» со студентами 5 курса на кафедре Психиатрии и медицинской психологии Медицинского института Российского университета дружбы народов.
Выражаю глубокую благодарность всем преподавателям кафедры нейро — и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и, особенно, моему главному Учителю и научному руководителю, всемирно известному профессору, доктору психологических наук и основателю патопсихологии в нашей стране Блюме Вульфовне Зейгарник за важную роль в процессе моего профессионального становления.
Искренне благодарна всем сотрудникам кафедры психиатрии и медицинской психологии Медицинского института РУДН и, в первую очередь, основателю кафедры — профессору Марии Васильевне Коркиной, которая одна из первых в нашей стране в 1969 году ввела в обучение студентов-медиков курс «Медицинской психологии», который читали сотрудники кафедры — клинические психологи, выпускники психологического факультета МГУ. Это позволило создать и впоследствии поддерживать между врачами и психологами кафедры атмосферу взаимопонимания, равноправного, взаимообогащающего профессионального сотрудничества, что помогает до сих пор нашей плодотворной совместной работе.
Признательна рецензентам: доктору психологических наук, профессору Александру Шамильевичу Тхостову, заведующему кафедрой нейро — и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и кандидату медицинских наук Аллану Геровичу Бениашвили, старшему научному сотруднику лаборатории психофармакологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». А также генеральному директору издательства «Когито-Центр» Виктору Исаевичу Белопольскому.
Благодарю всех моих студентов за интересные вопросы и свежие мысли, подталкивающие к постоянному профессиональному развитию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспериментально-психологическое исследование в психиатрии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других