Книга состоит из 38 научных статей, посвященных истории русского сундучного производства. Оно рассматривается с разных сторон: художественной, технической, организационной. Сборник рассчитан на искусствоведов, историков, этнографов, культурологов и всех интересующихся историей сундука как части русской культуры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из истории русского сундучного производства. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СУНДУК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
С незапамятных времен сундук служил для хранения ценных вещей, документов, пищевых запасов. Особую роль он играл в свадебном обряде. Неудивительно, что с раннего времени сундук нашел отражение в изобразительном и искусстве.
В научной литературе эта тема не получила достаточного освещения, хотя в некоторых работах встречаются упоминания об изображении тех или иных сундуков и шкатулок в произведениях живописи, книжной миниатюры, на фресках, в иконописи164. Исследователи чаще всего ограничиваются констатацией факта изображения тех или иных сундучных изделий. Пожалуй, самое тщательное исследование в этой области принадлежит немецкому исследователю Паулю Шубрингу165. Однако в его работе речь идет только об итальянских кассонах (свадебных сундуках).
В настоящей статье предпринята попытка обобщения сведений по данной теме, прослежены особенности изображения сундучных изделий в произведениях станковой и монументальной живописи, книжной графике.
Надо подчеркнуть, что автором привлекались лишь наиболее показательные художественные произведения. Количество изображений сундуков, ларцов и шкатулок поистине безгранично, — в одном обзоре все охватить невозможно.
I
Уже в росписи античных ваз можно видеть сундуки и ларцы с плоскими или покатыми крышками, каждый из которых состоит из четырех стоек-опор и стенок из нескольких досок. Порой изделия изображены настолько подробно, что различаются не только конструкция, но и цвета окраски и мотивы орнамента. Вещи участвовали в религиозных обрядах, использовались в качестве домашней мебели. В качестве примера — античные вазы из собрания Эрмитажа166. По этим рисункам можно сделать вывод, что древнейшая конструкция, используемая при создании предметов мебели еще в Древнем Египте, сохранила свою популярность.
Наиболее часто встречаются изображения сундуков и шкатулок в итальянском искусстве Возрождения. Некоторые из них выполнены очень тщательно, поэтому их используют в качестве исторических источников. На фреске Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе (1304—1306; в сцене Благовещения святой Анне) изображен большой красный сундук с плоской крышкой и прямыми стенками. Он обит тонкими железными полосами, на лицевой стороне — фигурная металлическая пластина, защищающая замок. По итальянской традиции сундук находится в спальне. В данном случае можно назвать две работы сиенского художника Сано ди Пьетро. Первая — «Рождество Богородицы» (1448—1452), в которой сундуки-кассоны стоят вдоль кроватей167. Лицевая сторона каждого из них украшена расписным растительным орнаментом на золотом фоне, расположенным в трех прямоугольных полях. Поскольку крышки на сундуках плоские, то последние используются в качестве скамей. На другой работе Сано ди Пьетро «Рождение и наречение Иоанна Крестителя» (1450—60)168 кассоны расположены также вдоль кроватей. В отличие от сундуков, изображенных на предыдущем полотне, они лишены росписи. Их единственное украшение — профилированные филенки. Антонелло да Мессина на полотне «Святой Иероним за работой» (ок.1475)169 изобразил справа от святого небольшой сундук с плоской крышкой и резными ножками, напоминающий Stollenrtuhe (один из распространенных видов сундуков). Предмет лишен каких-либо украшений, он прост и изящен. А на известном полотне Тициана «Венера Урбинская» (1538)170 изображены на заднем плане два сундука. Они имеют скругленные стенки и декорированы, возможно, интарсией. Орнамент состоит из прихотливо извивающихся растительных завитков и антропоморфных изображений. Даже на лицевых панелях самих сундуков были изображены свадебные кассоны, как, например, на флорентийском произведении XV века из коллекции Государственного Эрмитажа171. Двое слуг на ослике перевозят богато украшенные сундуки с покатыми крышками. Их размеры не соответствуют реальным. Примеры изображения итальянских сундуков на фресках, полотнах и панелях можно умножать почти бесконечно. Таким образом, исходя из рассмотренных изображений, можно сделать вывод о значительном развитии сундучного производства: в XV столетии в Италии использовались разнообразные конструкции и техники декорирования изделий.
Живописцы других стран также не оставили без внимания сундучные изделия. На триптихе Питера Артсена «Поклонение волхвов» (1560)172 довольно подробно изображен большой сундук. Он имеет покатую крышку, укрепленную изнутри тонкими деревянными полосами; стенки — прямые, обиты железными полосами, по бокам — ручки; ножек нет. Сундук, возможно, был обит кожей с орнаментом, выполненным в технике тиснения. А на полотне Иеронима Босха «Смерть купца» (1485—1490)173 еще более подробно, чем вышерассмотренная вещь, изображен сундук, воспроизводящий конструкцию сундуков tuugkist («саркофаговых»). В пазах четырех стояков-«столбов» укреплены доски (они же образуют ножки), составляющие стенки. Крышка — плоская, она поднималась и опускалась с помощью деревянных шарниров. Лицевая сторона сундука (снизу) декорирована в технике резьбы геометрическими мотивами. Внимание привлекает мощная железная пластина, защищающая отверстие для ключа. Она состоит из двух частей разной формы (треугольной и круглой), наложенных друг на друга. Длинная железная петля прикреплена к крышке. Приголовок расположен слева. Интересна деталь, показывающая, как держалась крышка в поднятом состоянии: использовался кинжал.
В немецкой живописи изображения сундучных изделий встречаются не менее часто. Их можно видеть, например, на «Алтаре патронов» Стефана Лохнера (после 1426), на его же полотне «Мадонна в беседке» (1440), на левой створке Изенгеймского алтаря кисти Маттиаса Грюневальда (1506—1515). Представлены сундук с плоскими крышками и стенками, состоящими из филенчатых панелей; сундук с плоской крышкой, стенки которого соединены «в ласточкин хвост»; богато декорированный ларец с двускатной крышкой. Стремление германских живописцев к достоверному изображению предметов (что называется исследователями в качестве одной из особенностей немецкой живописи Ренессанса174) сделало возможным рассматривать их полотна как источник по истории быта.
В коллекции Кливлендского музея искусств находится портрет сэра Антония Милдмея (ок. 1590—1593) кисти английского художника Николаса Хиллиарда (ок. 1547—1619)175. Справа от портретируемого представлен большой черный сундук с покатой крышкой, обитый железными полосами, расположенными «в клетку». На лицевой стороне находятся три фигурные железные петли. Среди обстановки шатра английского аристократа сундук занимает одно из главных мест.
К XVIII — XIX веках, когда сундуки постепенно вышли из употребления в высших социальных слоях, изменился их внешний вид. Как и другие изменения, названные выше, это также нашло отражение в живописи. Представление о таких сундуках могут дать многочисленные полотна и рисунки известного норвежского художника Адольфа Тидеманда (1814—1876), хранящиеся в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна (г. Осло). Например, на полотне «Старая кладовая в Вике» (1867)176 изображены четыре больших крестьянских сундука, украшенных росписью (это традиционная норвежская «rosemåling») и железными фигурными полосами. Они имеют покатые крышки и высокие резные цоколи. Подобные изделия хранятся во многих музеях Скандинавии.
Если вести речь о странах Восточной Европы, то необходимо упомянуть об алтарном образе «Поклонение волхвов» (1514) из Петропавловского костела деревни Дрисвяты Браславского района Витебской области177. Один из персонажей держит в руках деревянный ларец, обитый фигурными железными полосами. Ларец изображен очень подробно, мастер явно имел перед глазами какой-либо образец. Стенки изделия украшены резным орнаментом, состоящим из растительных завитков и сюжетных сцен. Двускатная крышка лишена украшений. Это изображение может служить надежным свидетельством раннего знакомства белорусских мастеров с европейскими изделиями.
Другим видом искусства, где встречаются изображения сундуков и шкатулок, была гравюра. Особенно часто к этому сюжету обращались немецкие, нидерландские и французские художники и граверы. На гравюре Альбрехта Дюрера «Святой Иероним» (1511)178 среди множества предметов обстановки кельи изображен небольшой сундук с плоской крышкой и фигурной металлической личиной. Он поставлен на высокий резной цоколь. На боковых стенках — фигурные литые ручки. А на гравюре «Молодая пара и старуха с копилкой» (1589 — 1607)179 Джана Санредама изображена шкатулка с трапециевидной крышкой, в которой хранятся монеты. Шкатулка обита железными полосами и, возможно, тканью. На лицевой стороне — металлическая личина. В период, когда создавалась гравюра, в Нидерландах делалось множество подобных шкатулок, так что художник, вероятно, имел перед собой образец. На гравюре Абрахама Босса «Лакей, следующий указу 1633 года»180 изображен сундук, в который слуга убирает костюмы своего господина. Это большой сундук с покатой крышкой, обитый тканью. Изнутри и по краям он укреплен железными полосами. Лицевая стенка сужена книзу. На боковых сторонах — литые ручки простой формы.
Изображения сундуков встречались не только в живописи и гравюре, но и в миниатюре. На одном из листов книги «Très belles Heures» (ок. 1400)181, принадлежавшей ранее младшему брату Карла V герцогу де Берри, помещена сцена рождения Иоанна Крестителя и ниже ее — Крещение Христа. И если во второй сцене главную роль играет пейзаж, то вторая представляет фламандский интерьер. Среди деревянной мебели и металлической посуды изображен «саркофаговый» сундук — один из самых древних типов сундуков. Интересно отметить, что он полностью повторяет изображение вышеназванной работы Иеронима Босха (за исключением того, что в нем два приголовка, а не один, как сундуке купца). Он стоит напротив кровати роженицы, в нем хранятся различные хозяйственные предметы. Учитывая то, что после создания этой миниатюры до появления картины Босха прошел почти век, надо констатировать, что «саркофаговый» тип сундуков — не только один из самых древних, но и один из самых устойчивых видов сундучных изделий. Вероятно, тому способствовали простота конструкции и гармоничность пропорций, найденные мастерами достаточно рано182.
На одном из листов рукописного сборника (ок. 1457—1530), хранящемся в Британской библиотеке183, изображены три сундука. Один из них, красного цвета, имеет прямые стенки и покатую крышку, обит полосами железа; на лицевой стенке — фигурная металлическая пластина. Другой представляет типичный баул для путешествий. Такие вещи позднее будут делаться во многих странах Европы и в России. Третий по типу — т.н. сундук-«теремок». Он окрашен в красный цвет и обит железными полосами. Никаких украшений на рассмотренных предметах нет. Размеры изделий вряд ли соответствуют реальным. Миниатюра свидетельствует не только о широком распространении сундучных изделий в Англии того периода, но и об их разнообразии.
Надо также упомянуть лист из книги (ок. 1480)184, принадлежавшей Марии Бургундской, на котором художником Николасом Шпирингом изображена одна из сцен страстей Христовых. Под ней помещены изображения различных предметов, среди которых можно увидеть небольшую шкатулку бирюзового цвета. Она имеет высокую покатую крышку и прямые стенки (ножек нет). Поверхности шкатулки обиты, вероятнее всего, бархатом, подложенным под тонкие железные полосы, концы которых напоминают форму лилий. На передней стенке — прямоугольная личина, изготовленная из латуни (замок внутренний). Петля расположена на крышке. Изнутри шкатулка либо окрашена, либо также обита бархатом (красного цвета). Поскольку крышка открыта, то можно увидеть, что хранилось в шкатулке. Это предметы женского туалета, платок и драгоценности. Несмотря на то, что по этой миниатюре нельзя судить о конструкции шкатулки, ее форма и художественное оформление просматриваются достаточно ясно.
II
В России, как и в странах Европы, сундучные изделия получили распространение очень рано. Одно из первых упоминаний встречается в Изборнике Святослава (1076): «Изидошя ис полатъ техъ мужи крилати… носяште ларе»185. В новгородских берестяных грамотах XII века встречаются упоминания о сундуках и коробьях186. Изображения больших сундуков, которые используются в качестве скамьи, встречаются в миниатюрах Радзивилловской летописи (конец XV века). Там же можно увидеть сундучок с покатой крышкой и ларец двускатной кровлей187. Не избегала изображений сундуков и русская иконопись. На иконе «Христос Вседержитель на престоле, в 28 клеймах» Семена Спиридонова Холмогорца188, происходящей из Ярославля и датирующейся приблизительно 1682 годом, изображен большой сундук. Он имеет прямые стенки и покатую крышку, обит жестяными листами с живописным орнаментом, состоящим из растительных мотивов. Лицевая сторона и крышка разбиты на две равные части, боковые стенки — на четыре. Это изображение свидетельствует о том, что уже в XVII веке бытовали сундуки того типа, который получит широкое распространение в России значительно позднее.
В многочисленных иконах, изображающих святого Пантелеймона, изображается ларчик, который целитель держит в руках. Необходимо указать не на эту особенность иконографии, а на разнообразие ларцов. Они могут изображаться большими и маленькими, с плоской крышкой и двускатной, расписными и резными, с ножками и без. Это свидетельствует о широкой распространенности этого вида сундучных изделий.
Со временем в России сложилось несколько сундучных центров, одними из главных стали Холмогоры и Великий Устюг, Средний Урал, г. Макарьев Нижегородской губернии. Произведения местных мастеров были популярны среди русских живописцев.
Произведения мастеров Холмогор и Великого Устюга нашли наиболее яркое отражение на исторических полотнах Константина Маковского «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883)189, «Минин на площади Нижнего Новгорода…» (1890-е)190. Художник тщательно изобразил сундуки, ларцы-теремки, скрыни и шкатулки. Это типичные изделия северных мастеров, обитые кованым железом с цветными подкладками. Маковский, как правило, изображал вещи исторически достоверно. Тем не менее, на полотне «Минин на площади Нижнего Новгорода…» можно увидеть большой красный сундук, изготовленный во II половине XIX века (вероятнее всего, в Муромском уезде) — времени господства мануфактур. Однако этот анахронизм не мешает восприятию полотна.
Другим крупным центром русского сундучного производства были заводские поселки Среднего Урала. Известно, что уральский сундук191 изображен на полотне художника Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Пожар в деревне», датирующемся 1879 годом192. Он находится среди другой домашней утвари, спасаемой крестьянами из пожара. Художник скрупулезно выписал частности формы и декора сундука. Он прямоугольный, со слегка покатой крышкой, обит металлическими пластинами с прорезью и растительным орнаментом, выполненным в технике тиснения. Лицевая стенка разбита на три поля: два широких и одно узкое. В каждом находятся «зеркала», т.е. кусочки начищенного до блеска железа. Украшение боковых сторон повторяет в сокращенном виде декор лицевой. В целом изображенный сундук представляет типичное произведение уральских мастеров II половины XIX века.
Есть сведения, что под влиянием уральских изделий, привозимых в XVIII веке на местную ярмарку, начали делать сундуки жители города Макарьева (Нижегородская губерния)193. О популярности макарьевских сундуков свидетельствуют произведения Б. М. Кустодиева, например, эскиз «Сундучник» (1918), одноименное живописное полотно (1920) и картина «Купец» (1923), где изображены многочисленные сундуки, поставленные в виде «горки»194. Если в эскизе сундуки представлены обобщенно (хотя можно уловить основные мотивы и композиции росписи), то в живописных полотнах художник тщательно прописал каждую частность их внешнего облика. Сундуки служат стульями и столами. На их лицевых стенках изображены большие букеты цветов, некоторые украшены «морозом» по жести и полосами с тисненым орнаментом.
Не всегда художники изображали сундуки с достаточной точностью. Например, на полотне В. В. Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873)195 изображен сундук, оборотная сторона которого декорирована столь же богато, как и лицевая. На изделиях такого типа этого никогда не было. Сочетание утонченной росписи, состоящей из растительных мотивов, с грубыми металлическими полосами также не характерно для русских сундуков.
Таким образом, важная роль сундучных изделий в культуре нашла яркое отражение в изобразительном искусстве. Названные изображения свидетельствуют о широком распространении в европейских странах самых разнообразных сундучных изделий: сундуков нескольких видов, шкатулок, ларцов, баулов. Они украшались прорезными железными полосами с цветными подкладками, бархатом, росписью, инкрустацией. Многие изображения являются важным историческим источником, способным прояснить те или иные аспекты жизни людей прошлого. Они не только иллюстрируют особенности бытования сундучных изделий, но и фиксируют все основные изменения их конструкции и художественного стиля.
Опубликовано: Сундук в изобразительном искусстве // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. — 2020. — Вып. 58. — С. 187—194.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из истории русского сундучного производства. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
164
См., например: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII — XVIII вв. в собрании Исторического музея. — М.: ГИМ, 2018, С. 9, 10, 11.
165
Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frürenaissance. — Leipzig: Verlag von Karl W. Hierseman, 1915, S. 68—76.
171
Фаенсон Л. Доска от кассона флорентийской работы XV века с изображением свадебного празднества // Сообщения ГЭ. Вып. XXXV. Л.: Аврора, 1972, С. 11—13. См. также: Faenson L. Italian cassoni from the art collections of Soviet museums. L.: Avrora Art publishers, 1983, p. 28, 32.
172
Хранится в Рейксмузеуме. Инв. № SK-A-1909. См.: Os H. van, Kok J.P.F., Luijten G., Scholten F. Netherlandish art in the Rijksmuseum. 1400—1600. Rijksmuseum, Amsterdam, Uitgeverij Waanders b.v., Zwolle, 2000, p. 193.
173
Хранится в Национальной галерее искусства (Вашингтон), инв. №1952.5.33. См.: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.41645.html (дата последнего обращения: 3. 03. 2019).
174
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972, С. 29—30, 176 и др.
177
Находится в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. Кондрата Крапивы НАН Беларуси (см.: Помнікі мастацкой культуры Беларусі. Мінск: Беларусь, 2012, С. 18, 19).
182
См. подробнее: Csilléry K.K. Le coffre de charpanterie // Acta ethnographica Academiae scientiarum Hungaricae. — T. 1, fas 1—4. — Budapest: Maruar tudományos Akademia, 1950.
185
Словарь русского языка XI—XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. — Вып. 8. М., 1981, С. 172.
186
В берестяной грамоте №429 упоминается большой сундук I половины XII века, в котором хранили одежду и женские украшения, в грамотах №438 и 533 говорится о коробьях XII — XIV веков (Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 — 1976 гг.). М., 1978, С. 35—36, 41—42, 135). На экспозиции НГОМЗ находятся берестяная грамота №846 (датируется II четвертью — половиной XII века), в которой упоминается ларец с книгами, и №403 (XIV век), в которой речь идет о коробье.
187
Радзивилловская летопись. — [Факс. воспроизведение рукописи, хранящейся в БРАН]. — СПб.: Глагол; М.: Искусство, 1994, С. 116, 147, 181, 239 об.
192
ГРМ, инв. № Ж-2926. См.: Богуславская И. Я. Об одной коллекции произведений народного искусства // Коллекции и коллекционеры. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2008). — Альманах. Вып. 253. СПб, 2009, С. 216, 217.