Книга может оказаться полезной при изучении конструкции и лётной эксплуатации планера, гидросистемы, управления самолетом, шасси, топливной системы, системы кондиционирования воздуха и системы автоматического регулирования давления воздуха в гермокабине самолета «Суперджет-100»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ конструкции и лётной эксплуатации функциональных систем самолёта «Суперджет-100» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Планер самолета
Фюзеляж
Фюзеляж представляет собой полумонокок, конструкция которого включает шпангоуты, стрингеры и «работающую» обшивку. Для повышения технологичности фюзеляж разделен на панели, включающие обшивку, шпангоуты и стрингеры, соединяемые между собой при сборке.
Примечание: Понятие «полумонокок» означает, что основным силовым элементом фюзеляжа является толстая обшивка, подкрепленная стрингерами и шпангоутами. При этом необходимо понимать, что обшивка для предотвращения потери устойчивости при работе на сжатие, должна иметь достаточно большую толщину.
Носовой, закабинный, средний и хвостовой отсеки фюзеляжа представляют собой единый гермоотсек, за исключением отсека носовой стойки шасси, отсеков основного шасси, подкессонной части и носового отсека антенн.
К среднему отсеку крепится центроплан, к подкилевому — киль и стабилизатор.
Кабина экипажа и пассажирский салон размещены над полом, а технические и багажно-грузовые отсеки — под полом.
Конструкция планера самолётов семейства отличаются друг от друга только длиной фюзеляжа.
Фюзеляж самолета меньшей пассажировместимости (75 чел.) по сравнению с самолетом максимальной пассажировместимости (95 чел.) имеет укороченную на 2 м цилиндрическую часть перед крылом и укороченную 1,5 м цилиндрическую часть за крылом.
На самолете имеются:
— 2 входные двери;
— аварийные выходы кабины экипажа (2 сдвижные форточки);
— 2 служебные двери;
— 2 грузовых люка;
— 4 герметичных люка технических отсеков в передней части самолета;
— негерметичные люки для доступа и обслуживания систем самолета.
Входные и служебные, размещённые по левому борту и правому борту соответственно, расположены в пассажирской кабине.
Двери одинаковы по конструкции, «пробкового» типа (начальное движение при открытии — внутрь фюзеляжа), открываются наружу вперед по полету.
Двери открываются вручную, как изнутри, так и снаружи, и имеют устройства, удерживающие их в открытом положении.
Все двери пассажирской кабины являются аварийными выходами, снабжены механизмами аварийного открытия (EPAS) и аварийными надувными трапами.
Аварийные надувные трапы уложены в жесткий контейнер в нижней части каждой двери под декоративной обшивкой.
Аварийными выходами из кабины экипажа служат боковые форточки.
Над крылом самолета по обоим бортам установлены аварийные люки.
Грузовые люки расположены с правого борта, открываются наружу вверх и фиксируются в открытом положении подкосами.
Двери и люки оборудованы сигнализацией незакрытого положения.
В кабине экипажа установлены два кресла пилотов, с откатом их по рельсам назад и вбок для удобства занятия и покидания рабочего места.
Кресла снабжены привязной системой с поясными и плечевыми ремнями с механизмами стопорения инерционного типа.
Подлокотник пилотского кресла со стороны боковой ручки управления регулируется:
• по высоте;
• по углу наклона.
На верхней поверхности подлокотника установлены индикаторы регулировок угла и высоты подлокотника, которые отображают выбранные значения.
Крыло
Моноблочное крыло с «работающей» обшивкой выполнено в виде неразборной силовой конструкции и проходит через фюзеляж.
Крыло моноблочного типа в основном сделано из алюминиевых сплавов. Конструкция крыла по размаху делится на центроплан и две отъёмные части крыла (ОЧК). Крыло имеет два лонжерона.
Силовой каркас центроплана включает передний и задний лонжероны, переднюю и заднюю стенки, верхние и нижние панели.
Все панели центроплана состоят из обшивки с приклепанными к ним стрингерами.
Каждая ОЧК состоит из основной силовой части — кессона, законцовки, носовой части и предкрылков, хвостовой части и элеронов, закрылков и спойлеров.
Примечание: Назначение предкрылков — не просто увеличение подъемной силы или улучшение взлетно-посадочных характеристик самолета (как написано во многих учебниках и полностью дублирует определение назначения закрылков). Самая главная функция предкрылков — это увеличение критического угла атаки самолета. Дело в том, что при выпуске закрылков критический угол атаки уменьшается, и только наличие предкрылков спасает нас от «сваливания»
Закрылки состоит из двух секций. Каждый закрылок выполнен из полимерного композиционного материала.
Внутренний и внешний закрылки однощелевые однозвенные, каждый из них отклоняется во взлетное и посадочное положение с помощью двух винтовых механизмов.
Элерон состоит из верхней и нижней обшивок, обшивки носовой части, лонжеронов, нервюр. Верхняя и нижняя обшивки выполнены из композиционных материалов с применением сотового заполнителя; обшивка носовой части также из композиционного материала, но без заполнителя.
Спойлеры состоит из пяти секций. Каждая секция спойлеров представляет собой сотовую структуру, включающую в себя лонжерон, верхнюю и нижнюю обшивки. Все компоненты выполнены из полимерных композиционных материалов, пространство между верхними и нижними обшивками заполнено неметаллической сотовой структурой.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение самолета состоит из стандартного (классического) горизонтального и вертикального оперения.
Примечание: Классическая схема неизбежно приводит к затенению стабилизатора на определенных углах атаки, что может вызвать бафтинг и потерю эффективности руля высоты [1].
Горизонтальное оперение включает стабилизатор и руль высоты (РВ).
Вертикальное оперение включает и руль направления (РН).
Стабилизатор является переставным. Перестановка стабилизатора осуществляется механизмом привода стабилизатора, который крепится к стабилизатору через узел навески привода, расположенного на переднем лонжероне стабилизатора.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ конструкции и лётной эксплуатации функциональных систем самолёта «Суперджет-100» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других