Книга «Варенье из кактусов» – это сборник рецептов. Как дешёво путешествовать. Где жить, что есть и как себя вести. Автор объехал тридцать процентов Земли. Он ночевал в палатках и отелях, спал на вокзалах и в горах Корсики. Он делится своими приключениями, наблюдениями и заметками в период поездок по странам Европы: Испании, Франции, Италии, Латвии, Украине, Норвегии, Финляндии, Монако. В попутчиках у врача-психиатра его жена – клинический психолог, и их трёхлетняя дочь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Варенье из кактусов. Европейскими маршрутами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Европейские дневники
Приземлившись в Домодедово, мы оперативно получили свой багаж. Коробка с велосипедом долетела идеально, чего нельзя было сказать о рюкзаке. Молния наружного кармана была сломана, а содержимое утеряно. Некоторые из пассажиров также устно выказывали своё недовольство по поводу повреждённых сумок и чемоданов. Подавать жалобу у нас нет времени. В полдень вылетаем из Шереметьево в Санкт-Петербург.
На выходе из зала прилёта российский таможенник поинтересовался содержимым коробки.
— Что везёте?
— Шоссейный велосипед.
— Новый?
— «Бэушный».
— Откуда прилетели?
— Из Мадрида.
— Зачем вам в Мадриде велосипед?
— Тренировался.
— Профессионально?
— Практически…
— Ну ладно, проходите.
Погрузившись в машину встретившего нас Алексея, мы облегчённо вздохнули, что нас не задержали и не заставили оформлять таможенную декларацию или проходить ещё какую-нибудь нелепую, но отнимающую время, процедуру.
Как оказалось — преждевременно. Чем ближе мы приближались к Москве, тем сильнее нарастало напряжение, подобно температуре у лихорадящего больного. Но там всё проще: дал аспирин и жди понижения. Здесь — увы! — Москва, несмотря на смену руководства и заявления нового мэра, стояла. Парализованы Каширское шоссе, Варшавское шоссе, Садовое кольцо. Отчаявшиеся водители, выбрав задний ход, курсируют по встречной полосе. Мысли лихорадочно вертятся: собрать велосипед и добраться на своих колесах; выйти у ближайшей станции метро? Мозг просчитывает запасные варианты в случае возможного опоздания на рейс «Авиановы». Параллельные авиакомпании, поезд «Сапсан». Но на всё это необходимо время. В 20:10 этого же дня отходит автобус из Питера в Ригу.
Чем ближе к центру, тем плотнее поток. Хорошо, что нет аварий. Просто народ едет на работу. В 9:10 мы, наконец, влетели в квартиру. Распаковка чемоданов, смена декораций и в 9:20 сели в машину Алексея, который пообещал нас подбросить к метро.
В десять аэроэкспресс в «Шереметьево», следующий — через тридцать минут, но это уже поздно. К тому же между терминалами «Шереметьево» также часто бывают вездесущие пробки, от которых мы успели отвыкнуть в Испании.
Бегом по эскалатору, с ребёнком и двумя рюкзаками мы в 9:58 вскочили в вагон.
— Хороший зазор, Надя!
— Да уж, Слава!
— Может, пока едем, кофе закажем, позавтракаем?
— В аэропорту спокойнее будет.
— В аэропорту можем не успеть…
Аэроэскпресс заполнен пассажирами практически до отказа. Пройдя три вагона, с трудом находим свободные места. Автоматические двери вагонов с сенсорными кнопками работают через раз, двери туалетов не закрываются, вода не сливается. Раздатчица продуктов проливает какао на нашего ребёнка. Салфеток у неё, естественно, нет. И этот сервис стоит триста рублей! Но альтернативы нет. «Ленинградка» стоит ещё больше «Каширки».
В 10:35 мы в Шереметьево. Теперь следующая задача — добраться из терминала «А» в терминал «В». По шоссе — пять километров, но этим летом мы ехали на бесплатном автобусе (шатле) сорок минут. Говорят, что это не предел. Предприимчивые таксисты предлагают свои услуги — «проезд без пробок». Не знаю, по каким тропам они ездят, так как другого шоссе ещё не построено.
В терминале «А» перед посадкой в автобус нам предлагают пройти досмотр личных вещей. Зачем — неясно. Через пятнадцать минут выясняем, что автобус теперь следует из терминала в терминал по территории аэропорта. Здорово, даже несмотря на то, что водитель нетрезвый, багажные отсеки не открываются, а пьяные фанаты ЦСКА распивают бренди из пластиковых стаканчиков, сопровождая это речёвками… Россия — широкая душа!
В терминале «Б» мы ещё дважды проходим досмотр личных вещей и оказываемся в зале ожидания. «Авианова» — второй российский «дискаунтер». Перелёт на её самолётах стоит дешевле поездки в плацкартном вагоне при ряде условий (ранняя покупка билетов, использование акций, отказ от выбора места в самолёте, отказ от сдачи багажа в багажный отсек, отказ от страховки). Нас это устраивало, так как цена четыреста рублей и скорость перекрывали «неудобства». Но есть одно «но». У этой авиакомпании имеются проблемы с пунктуальностью. Помню, как этим летом Надя улетала в Питер с четырёхчасовой задержкой. Сегодняшний утренний «осенний» рейс в Волгоград перенесли на шесть вечера.
Облегчённо вздохнули, когда в 11:55 объявили выход на посадку для пассажиров, отлетающих в г. Санкт-Петербург. С собой в салон можно взять десять килограмм личных вещей, естественно без жидкостей и острых предметов. Вместе с нами в самолёт заходят пассажиры из шатла. Судя по шарфам — фанаты ЦСКА. Концерт, начавшийся в автобусе, продолжается в самолёте. Речёвки перемешиваются с циничными выражениями и откровенной матерщиной.
Вылет задерживают… Инфантильные дядюшки не хотят покидать салон, также как и успокаиваться. Бортпроводницы вызывают подкрепление в виде наряда милиции. Двоих самых ретивых выдворяют. С двадцатиминутной задержкой мы взлетаем. Уф, теперь можно передохнуть…
В Питере была запланирована встреча с родными, у которых должна была остановиться Тася, пока мы будем летать по Европе, оформление медицинской страховки, бронирование такси из Тампере, покупка билетов из Питера в Москву на обратный поезд.
В 20:10 автобусом компании «Ecoline», мы отъехали с площади перед Витебским вокзалом в неизвестную нам Ригу. Я, конечно, скачал немного информации из «Википедии» и отзывы туристов, но представления мы не имели даже несмотря на рассказы Нины (Надиной тёти), прожившей там одиннадцать лет. Салон выглядел достаточно комфортным. Широкие кресла, остановки, во время которых предоставлялась возможность для перекуров и коротких прогулок. Сна практически не было.
Граница России, выход из автобуса, проверка вещей, штампы в паспорта. На латвийской стороне у нас просто собрали паспорта, отпечатали штампы, и спустя пятнадцать минут мы ехали по дорогам когда-то братской союзной республики. В 8:20 мы были на автовокзале Риги. Прямо перед нами — рынок и фруктовые ряды. До заселения в отель ещё три с половиной часа и мы, умывшись в привокзальном туалете, отправились знакомиться с городом. Начали с рынка. Ещё бы, цена на домашние яблоки — 0,5 евро. Это не Испания, где дешевле одного евро за килограмм яблок не сыщешь.
Прошу у девушки на английском килограмм жёлтой антоновки. Протягиваю монету два евро, но она улыбается и напоминает мне о том, что у них в ходу латы. Забыли… Находим обменный пунктповыгодней. В некоторых заметили большую маржу, также как и комиссионный сбор за обмен валюты. Курс лата к рублю — 1:60. Курс лата к евро — 1:0,7. Наконец купили яблок. Заметили бабулек, торгующих шерстяными изделиями. За один лат купили стильную женскую вязаную шапочку. Удивляет! Проходим два павильона крытого рынка, как выяснилось, в прошлом — ангара для дирижаблей. Поражает разнообразие мясной и молочной продукции. Цены меньше московских. Замечаем, что большинство продавщиц — русскоязычные. За двадцать пять сантимов (около 15 рублей) нашли свежемолотый ароматный кофе. Заметили на рынке множество магазинчиков, торгующих кофе и развесным чаем. В подземном переходе не смогли удержаться, чтобы не посетить скромного вида кондитерскую с привлекательными кулинарными изысками. Ещё бы, когда мы вышли из неё, я насчитал семь десятков разнообразных пирожков, тортиков, пирожных, печенья. Всё свежее, ароматное.
На автовокзале обнаружили «tourist information», где нам презентовали карту центра города, а также показали место отправления «city bus» — так называемого автобуса с обзорной экскурсией (пороховая башня). Любуясь старой Ригой, ещё пока неизвестными башнями и храмами, мы нашли нашу башню — остаток средневековых укреплений.
До автобуса ещё час. В ней (башне) работает музей войн, как выяснилось бесплатный, где мы с удовольствием и пользой скоротали время. К сожалению, большинство пояснений лишь на латвийском и английском языках.
В одиннадцать часов подошёл лилового цвета автобус. Обменяли бесплатный купон, дающий пятидесятипроцентную скидку на проезд в нём — на билет (жаль, что взяли лишь один), уплатили пятнадцать лат за двоих. Продолжительность — полтора часа, есть русский язык. Но водитель нас несколько «огорчил»:
— Я могу отправляться, если у меня будет собрано двадцать лат. Не хотите пересесть в салон обычной легковой машины, где вам за те же деньги провезут аналогичным маршрутом, что будет сопровождаться теми же комментариями на выбранном вами языке?
— Хотим!
Действительно, через пять минут подъехал новенький «Suzuki» с надписью «taxi» и мы отправились знакомиться со старой Ригой. Водитель останавливался на видовых местах, вежливо сопровождал комментарии электронного аудиогида своими, отвечал на наши вопросы. По его представлению, в Риге проживают сорок процентов латышей, сорок процентов русских, и сейчас проблем с русским языком практически нигде нет. Тем временем барышня рассказывала нам о рижских архитектурных стилях, перед нами открывались то неоготика, то неовизантизм, то неоклассицизм.
Привлекательными показались дома юргендстиля (модерн), построенные отцом известного советского кинорежиссера Эйзенштейна. Периодически звучала убаюкивающая классическая музыка, и Надя погружалась к Морфею. Ещё бы — позади практически две бессонные ночи. Спросив адрес нашего отеля, водитель остановился у остановки «Цирк», где находился одноимённый отель. На входных дверях — табличка «ушла, буду через пятнадцать минут». Конечно, перевод приблизительный. Рядом заметили кафе, в котором звучало «Русское радио», где и скоротали время. Пенсионных лет дама с ресепшена — Елена Александровна, проверив нашу распечатку с booking.com, показала не очень просторный, но чистый и уютный номер. Удивились душевой кабине, стоящей в углу спальной комнаты. Всё необходимое есть, даже бесплатный Wi-Fi. Уточнила у нас: «что будем пить на завтрак и во сколько принести еду в номер». Гостиница — трёхзвездочная. Она в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Двухместный номер — двадцать пять евро в сутки, если бронируешь через Интернет. Завтрак включён. Очередное удивление.
Мы ушли гулять по средневековым улочкам старой Риги, несмотря на пасмурную погоду и периодически накрапывающий дождь. Площадь этой части города составляет лишь один квадратный километр, но, пожалуй, это довольно интересный километр из виденных нами. Соборы и храмы, колокольня святого Петра, дом с кошкой на крыше, фасады домов (Черноголовых), витрины магазинов и ресторанов, оформленных в средневековых стилях, мощёные улочки составляют неповторимую городскую мозаику. Мы сравнивали её то с Прагой, то со Львовом. Обратили внимание на стоянки туристических велосипедов и наличие велосипедных дорожек, на короткие номера автомобилей, порой состоящих из трёх букв, на чистоту и ухоженность улиц и парков. Из сувениров прикупили себе в гардероб латышского трикотажа, шоколадок «Laima», миниатюрную бутылочку Рижского бальзама.
Своеобразным пятном в городской архитектуре выделяется бывший музей В. И. Ленина, напоминающий своим видом громадный черный куб. В 1994 году он переименован в музей советской и нацистской оккупации Латвии (1940—1991 г.г.). Вход в него бесплатный. Существует на средства меценатов и добровольные пожертвования посетителей. Практически все экспонаты дублируются подписями на четырёх языках (есть русский). Я не историк, но анализируя факты, обнаружил много несостыковок у составителей экспозиций. Видимо, здесь также превалирует некоторый политический мотив, который однобоко выставляет исторические факты. Да и как можно относиться к девушкам, встречающих нацистов с цветами, к тому, что на фронтах немецкой армии воевало на порядок больше латышей чем в рядах Красной Армии и т. д. и т. п.
После него мы отправились в музей медицины. Вход в него — полтора лата. Предлагается ещё дополнительно посетить выставки: посвящённую Н. И. Пирогову и — демонических сил, от которых мы отказались. Любопытно было исследовать четыре этажа музея, где показана история развития медицинской науки от первобытнообщинного строя до эры трансплантологии и космической медицины.
После мы поднялись на двадцать седьмой этаж гостиницы «Рэдисон Латвия», где любовались огнями вечерней Риги. Дождь прекратился, туман рассеялся, и можно было смотреть на светящиеся крыши атриума, подсветку соборов и любоваться красотой этого города. Здесь же расположен бар в стиле «Хай-тек», но мы уже облюбовали для себя средневековый ресторанчик, где думали завершить вечер.
По пути встретили театр русской драмы, где сегодня шла комедия «Путь наверх». В театре предлагались пятидесятипроцентные скидки на билеты, купленные за час до начала спектакля. Билет в партер пять лат. Идём? Идём! Ведь об этом мы уже сегодня мечтали.
Театр понравился, также как и сам спектакль. Хороший добрый современный юмор. Тем более что это вышло экспромтом.
Без труда нашли ресторан «Rosengrals», где всё, начиная от посуды и живой музыки, заканчивая блюдами и одеждой официантов, напоминало средневековье. По крайней мере, так оно представлялось в фильмах и при посещении музеев. Освещение залов свечное. В одном из них был корпоративный праздник, и до нас доносились застольные гимны на латышском языке, что иногда диссонировало с выступлениями девушек, играющих на свирели, и мужчины, выстукивающем на прародителе барабана.
Небольшая пробежка по мосту через Даугаву, чтобы сфотографировать старый город с левого берега и в отель.
— А я уже вас собиралась выходить искать, — открывая нам дверь, сказала Елена Александровна, — думала, потерялись где…
— Да где же у вас можно потеряться? Пожалуй, скорее невозможно.
Здорово, что есть такие города, куда хочется приехать ещё раз!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Варенье из кактусов. Европейскими маршрутами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других